Научная статья на тему 'Социокультурная адаптация детей-сирот посредством литературы'

Социокультурная адаптация детей-сирот посредством литературы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1050
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СИРОТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТСКИЙ ДОМ / КУЛЬТУРА / ЛИТЕРАТУРА / ADAPTATION / ORPHANS / SOCIALIZATION / INSTITUTION FOR ORPHANS / CULTURE / LITERATURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юшкина Надежда Александровна

В российских учреждениях для сирот находится большое количество детей, которых необходимо социализировать для жизни в обществе. Однако доля благополучно прошедших социализацию выпускников детских домов остается невысокой. В статье приведены данные социологического исследования, в котором изучались особенности социокультурной адаптации детей-сирот посредством литературы. Для сбора информации использовался комплексный подход, полуформализованные интервью с детьми-сиротами. Полученные данные позволяют сделать выводы о высоком значении художественной литературы в современной системе социализации детей-сирот. Выявлено наличие культурных образцов, с которыми ребенок мог бы себя идентифицировать, что доказывает наличие важного механизма социализации посредством литературы, а также необходимость формирования более комплексного и адресно направленного предложения в отечественной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юшкина Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF CHILDREN-ORPHANS BY LITERATURE

In Russian institutions for orphans there is a large number of children who need to be socialized for living in society. However, the proportion of graduates of orphanages that have successfully passed through socialization remains low. The article presents data of a sociological study in which features of sociocultural adaptation of orphans through literature were studied. A comprehensive approach, semi-formalized interviews with orphaned children was used to collect information. The obtained data allow to draw conclusions about the high value of fiction in the modern system of socialization of orphans. The presence of cultural samples with which the child could identify himself is revealed, which proves the existence of an important mechanism of socialization through literature, as well as the need for a more comprehensive and targeted proposal in the domestic literature.

Текст научной работы на тему «Социокультурная адаптация детей-сирот посредством литературы»

УДК 376.6

Юшкина Надежда Александровна

заместитель директора, Центр изучения российской элиты, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: 4454508@gmail.com

Yushkina Nadezhda

Deputy Director of the Center for the Study of the Russian Elite, State University of Management, Moscow e-mail: 4454508@gmail.com

DOI 10.26425/1816-4277-2018-3-153-160

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В российских учреждениях для сирот находится большое количество детей, которых необходимо социализировать для жизни в обществе. Однако доля благополучно прошедших социализацию выпускников детских домов остается невысокой. В статье приведены данные социологического исследования, в котором изучались особенности социокультурной адаптации детей-сирот посредством литературы. Для сбора информации использовался комплексный подход, полуформализованные интервью с детьми-сиротами. Полученные данные позволяют сделать выводы о высоком значении художественной литературы в современной системе социализации детей-сирот. Выявлено наличие культурных образцов, с которыми ребенок мог бы себя идентифицировать, что доказывает наличие важного механизма социализации посредством литературы, а также необходимость формирования более комплексного и адресно направленного предложения в отечественной литературе.

Ключевые слова: адаптация, сироты, социализация, детский дом, культура, литература.

SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF CHILDREN-ORPHANS BY LITERATURE

Abstract. In Russian institutions for orphans there is a large number of children who need to be socialized for living in society. However, the proportion of graduates of orphanages that have successfully passed through socialization remains low. The article presents data of a sociological study in which features of sociocultural adaptation of orphans through literature were studied. A comprehensive approach, semi-formalized interviews with orphaned children was used to collect information. The obtained data allow to draw conclusions about the high value offiction in the modern system of socialization of orphans. The presence of cultural samples with which the child could identify himself is revealed, which proves the existence of an important mechanism of socialization through literature, as well as the need for a more comprehensive and targeted proposal in the domestic literature.

Keywords: adaptation, orphans, socialization, institution for orphans, culture, literature.

На современном этапе в России наблюдается кризис института семьи, который выражается в большом количестве разводов, увеличении числа неполных семей, абортов, отказов кровных родителей от своих детей. Это приводит к росту числа социальных сирот - детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, недобросовестно исполняющих свои обязанности по воспитанию детей.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, сегодня в России насчитывается 71,4 тыс. детей-сирот [10]. Эта цифра в последние годы стала меньше (на 18%, чем в конце 2014 года — 87,6 тыс. детей). В стране работает более 1,6 тыс. образовательных организаций для детей-сирот (детские дома, коррекци-онные детские дома, школы-интернаты). И на данный момент проблема состоит из двух частей: несмотря на снижение количества детей-сирот посредством устройства в замещающие семьи, большое количество, в основном детей школьного возраста, остаются в образовательных учреждениях для детей-сирот в силу того, что приемные родители выбирают, прежде всего, детей дошкольного возраста; детей, оставшихся в учреждениях для детей-сирот, необходимо социализировать для жизни в обществе.

Исследования социализации детей-сирот обосновываются немалым количеством социальных проблем, связанных с недостаточной подготовленностью к жизни в социуме выпускников образовательных учреждений для детей-сирот. Длительное нахождение таких детей в закрытых учреждениях, живущих достаточно изолированно от внешнего мира, отсутствие внимания и ласки со стороны значимых взрослых, специфика первичной социализации приводят к трудностям адаптации в общественной жизни, затрудняет формирование необходимых навыков поведения, осознания принадлежности к определенному обществу, стране с ее традициями и устоями, требуют корректировки и подготовки посредством социально-педагогических, культурных и психологических программ. Об актуальности проблемы также свидетельствует и тот факт, что, несмотря на финансовые

вливания государства в сферу обустройства сирот и детских домов, на выходе доля выпускников детских домов, благополучно прошедших социализацию в современном обществе остается невысокой. По данным детского омбудсмена А. Ю. Кузнецовой, последние два года численность детей-сирот, осужденных к отбыванию наказаний в воспитательных колониях, имеет тенденцию роста [8]. Так, в 2015 г. их число составило 220 человек, в 2016 г. - 271 человек. Это на 23 % больше, чем в предыдущем году. При этом растет доля таких детей от общей численности осужденных. На 2 % произошло увеличение числа детей-сирот, признанных безработными: в 2015 г. их было около 15 тыс. человек, в 2016 г. - более 16 тыс. человек.

Существуют различные формы социализации, одной из важных форм является социокультурная адаптация детей-сирот, которой посвящены работы В. И. Кавериной, З. В. Дорогонько, Ю. Д. Сергина, С. М. Ма-лакуцкой и др. [2; 3; 5; 7].

Наша работа ставит перед собой цель изучить возможность и условия социальной адаптации детей-сирот посредством художественной литературы и осознания значения литературы в современной системе социального развития детей-сирот.

В. А. Абельбейсов считает, что социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого человеком усваиваются знания, умения, социальные нормы, принятые в данном обществе [1]. Адаптация означает приспосабливаемость к определенным обстоятельствам и требованиям, которые существуют на данный момент, например, к сиротству. Конечно, для любого ребенка оказаться в детском доме является неожиданным и непривычным обстоятельством. Оно потребует от него ряд усилий, которые по окончании срока нахождения в образовательном учреждении для детей-сирот придется приложить и для адаптации в современном обществе. Е. А. Пушкарева и Л. В. Судоргина определяют социокультурную адаптацию как вид деятельности, направленный на оптимизацию взаимоотношений личности с окружающей социокультурной средой, оценку ситуации и коррекцию поведения человека [6]. Мы же будем понимать под социокультурной адаптацией процесс формирования индивидуальных качеств личности под влиянием культуры и способность осознать и усвоить условия, требования и правила общества для успешной интеграции в него.

Одним из важных механизмов социализации В. Н. Каверина считает идентификацию, когда индивид сознательно или бессознательно уподобляется другому лицу или группе лиц, что приводит к подражанию их действиям, переживаниям, принятие их ценностей и установок [3]. На разных этапах жизни объектом идентификации могут быть родители, другие значимые лица, воображаемые персонажи и т. п. Противоположным идентификации процессом является негативизм. Наличие положительных, социально-ценных культурных образцов в окружении ребенка, с которыми он мог бы идентифицироваться, является необходимым условием его успешной социализации.

Воспитанники детских домов лишены одного из главных условий успешной социализации - семьи, которую не может заменить ни один коллектив или детский дом. У детей-сирот возникают сложности с объектом идентификации. Из значимых взрослых у них есть лишь воспитатели, которые, как правило, часто сменяются и не обеспечивают ни глубокого взаимодействия, дающего необходимые переживания, ни желания подражать, формируют довольно ограниченный круг моделей поведения. Таким детям необходимо иметь дополнительные примеры и образцы для подражания, дающие представление о способах взаимодействия в обществе, правильных жизненных ориентирах.

Как правило, учреждения, где проживают дети-сироты, являются закрытыми, со строгими регламентированными правилами проживания. З. В. Дорогонько считает, что, одной стороны, эта мера вынужденная, т. к. не стоит забывать из какой среды вышли эти дети. С другой стороны — проблема в самих детях. Воспитанные в нелюбви, в неуважении к взрослым, они вырастают ущербными, лживыми, не верят в доброту и справедливость [2]. Заставить их поверить в базовые ценностные ориентиры и предложить модели поведения, принятые в обществе, могла бы, по нашему мнению, широко представленная в учреждении как мировая, классическая, так и современная, в частности, отечественная литература. Ограниченность современных средств коммуникаций с внешним миром, возможности реализовать вновь освоенные социальные роли и опыт требует нахождения путей расширения условий для развития социальных навыков детей-сирот.

Ю. Д. Серегин отмечает, что особенности когнитивной сферы детей-сирот накладывают определенные ограничения в плане использования средств разъяснительной терапии. Необходим поиск иных способов психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, в связи с чем возрастает интерес к использованию методов искусства [7].

Для полноценного развития любому ребенку необходимо общение, поиск ответов на интересующие его вопросы, знакомство с источниками получения необходимых знаний. Детям-сиротам сложно осуществлять эти базовые потребности, которые способствуют культурному развитию личности. Существенную и, возможно, гораздо более значимую, чем для детей, воспитывающихся в семьях, помощь в вопросах культурного развития и адаптации детей-сирот могла бы давать литература. Взаимодействие с книгой, с литературными персонажами дает тот значимый, личностный процесс формирования культурной личности, который так необходим ребенку в условиях недостатка общения, отсутствия примеров для подражания. Литературные герои и воображаемые персонажи могут стать проводниками в культурную жизнь общества, формировать необходимые модели поведения, знакомить с общепринятыми правилами и установками в ненавязчивой и доступной для детского восприятия форме, способствовать более глубокому и широкому восприятию окружающего мира и себя в нем.

В своей работе С. И. Курбатова подчеркивает, что восприятие ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя. Литература является одним из важнейших культурных ориентиров для социализации ребенка [4].

Но для этого необходимо понять, насколько востребована и доступна в современных условиях детских образовательных учреждений для детей-сирот соответствующая их возрасту литература и оказывает ли она какое-либо влияние на воспитанников. Ведь в современном мире нашлось немалое количество различных методов восприятия, замещающих литературное чтение. Это и телепрограммы, видеофильмы, компьютерные игры и иные развлекательные формы подачи информации в сети интернет. Необходимо понять и изучить закономерности в выборе литературы у воспитанников детских домов, установить причины таких закономерностей и выработать условия, необходимые для того, чтобы литература способствовала укреплению и закреплению необходимых навыков социализации и адаптации у детей-сирот и выводила работу по социокультурной адаптации на новый уровень.

Таким образом, в настоящее время весьма актуальным представляется проведение исследования, направленного на изучение потребностей детей-сирот в литературном чтении, оценке степени влияния его на детей-сирот, осознанности выбора произведений для чтения и достаточности Научно-практическая значимость работы связана с ее непосредственным выходом на решение актуальной для социального развития и адаптации сирот в современных условиях. Результаты работы могут помочь в решении вопросов социализации детей-сирот школьного возраста, которые составляют большинство в учреждениях для детей-сирот, как следствие, нуждаются в социокультурной адаптации. Итоги проведенного исследования дают возможность улучшения деятельности и выработки новых подходов к организации воспитательной работы, способствуют прояснению проблем и пробелов в работе с детьми-сиротами.

В 2017 г. исследовательским центром «Лаборатория Крыштановской» проведено социальное исследование «Культурная адаптация детей-сирот», в котором изучались условия и проблемы социокультурной адаптации детей-сирот посредством литературы.

Объектом исследования стали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В исследовании были определены следующие задачи:

- обосновать актуальность социальной адаптации детей-сирот посредством литературного чтения;

- определить специфику выбора литературных произведений у детей-сирот

- выявить и обосновать педагогические условия, способствующие социальной адаптации детей-сирот.

Выборка исследования предполагала опрос 50 респондентов в возрасте от 10 до 18 лет, проживающих в учреждениях для детей-сирот. Объект исследования характеризуется как «закрытая» социальная группа, что объясняет размер выборки качественного исследования. Исследование проходило в Москве и Республике Крым. Средний возраст опрошенных детей-сирот составил 14 лет.

В рамках исследования предполагалось провести полуформализованное интервью с детьми-сиротами. Поскольку исследование носило качественный характер, для обработки данных использовались методы, характерные для такого типа исследований: кодировка открытых вопросов, дескриптивный статистический метод с анализом линейных распределений и частот.

Гипотеза исследования: у детей-сирот в условиях воспитания в закрытых учреждениях на передний план могла бы выйти работа, направленная на вовлечение сирот в мир художественной литературы, поиска образцов

для подражания среди литературных героев. Но возможно ли это в рамках тех ограниченных условий, в которых находятся дети-сироты в учреждениях, и при наличии различных альтернативных методов восприятия, широко развитых в современном социуме. Также есть предположение о том, что ограниченный воспитателями и преподавателями круг значимых взрослых может оказывать определенное воздействие на выбор литературных произведений у детей, под влиянием которого выбор может быть ограничен, в основном, произведениями, входящими в школьную программу и недостаточно широко представляющими и отражающими современные реалии, в том числе и общемировые.

Детям было предложено, в первую очередь, рассказать о любимых прочитанных произведениях и любимых литературных героях. Количество ответов не ограничивалось, ребенок мог вписать любое количество произведений и героев. Это было сделано для того, чтобы понять круг литературных предпочтений детей-сирот, оценить и проследить взаимосвязь названных произведений и любимых героев, проанализировать черты и качества тех героев, которым дети-сироты симпатизируют (табл. 1).

Таблица 1

Распределение топ ответов на вопрос «Что тебе нравится читать? / Любимая книга»

Название любимой книги Доля респондентов, предпочитающих книгу, %

Мальчик в полосатой пижаме, Дж. Бойн 10

Бумажные города, Дж. Грин 8

Гарри Поттер, Дж. Роулинг 8

Преступление и наказание, Ф. М. Достоевский 8

Алиса в стране чудес, Л. Кэррол 6

Алые Паруса, А. Грин 6

Мартин Иден, Дж. Лондон 6

Мастер и Маргарита, М. А. Булгаков 6

Обломов, И. А. Гончаров 6

Хоббит, Дж. Толкин 6

Составлено автором по материалам исследования

Список наиболее популярных книг среди участников опроса возглавили произведения современных зарубежных авторов: роман «Мальчик в полосатой пижаме» ирландского писателя Джона Бойна, книга «Бумажные города» Джона Грина, американского писателя, автора книг для подростков, видеоблогера и создателя образовательных онлайн-видео; знаменитая на весь мир книга о волшебной школьной жизни английской писательницы Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Наряду с зарубежными произведениями попали в список популярной у детей-сирот литературы и произведения классиков отечественной литературы: социально-психологический и социально-философский роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; роман русского писателя И. А. Гончарова «Обломов»; повесть русского писателя Александра Грина «Алые паруса» о непоколебимой вере, возвышенной мечте и чуде; роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

На первый план в выборе литературных произведений у детей-сирот выходят произведения современных, популярных во всем мире авторов, что позволяет говорить о том, что, несмотря на закрытость учреждений для детей-сирот и ограниченность в информационном пространстве, дети демонстрируют проявление интереса к современным тенденциям в литературе, их выбор не ограничивается рамками отечественной литературы, они осваивают образцы и модели поведения в том числе и принятые за рубежом, что дает им возможность для социокультурной интеграции в социум на более широком уровне. Это также ставит под сомнение предположение об ограниченности в информационных ресурсах у детей-сирот, а также демонстрирует невысокую степень влияния и навязывания выбора литературных произведений со стороны значимых взрослых.

Анализ данных показал, что предпочтения детей между зарубежной и российской литературой разделилось примерно поровну: 52 % занимает российская литература, 48 % - зарубежная. Это говорит о разнообразии читаемых детьми-сиротами произведений, равномерном распределении детского выбора произведений.

Большая часть выбранной литературы имеют экранизированную версию. Ее легче и интереснее воспринимать, иногда просмотр фильма подталкивает к прочтению книги. Можно сделать предположение о том, что дети в ходе опроса, называя книгу, опирались, в том числе и на просмотренный фильм, снятый по мотивам данной книги. Также возможна и подмена понятий: просмотра киноверсии на прочтение книги.

Проанализировав список литературы можно также сказать, что дети выходят за рамки школьной программы при выборе литературы для чтения: 61 % любимых детьми произведений является внеклассным чтением, что еще раз подтверждает тот факт, что дети-сироты активно читают и не только то, что заставляют по школьной программе учителя, но и то, что интересно им. Также это говорит о том, что в распоряжении детей-сирот имеется достаточно разнообразный и широкий выбор художественной литературы.

Современная литература XXI в. и произведения, составляющие классику мировой литературы, практически в равной мере присутствуют в выборе детей: 52 % любимых произведений принадлежат современным авторам, 48 % составляют классические произведения.

Выбор детей падает либо на серьезные классические произведения отечественных авторов, либо на сказочные, фантазийные произведения, в основном, зарубежных авторов. И если отечественная классика представлена, в основном, произведениями, входящими в школьную программу, то можно предположить, что личный выбор детей-сирот состоит, в основе, из зарубежных произведений в жанре фэнтези, дающих представление о реалиях, отличных от тех, в которых существуют дети, а также расширяющих их кругозор, дающих возможность изучить отличные от принятых модели, правила поведения и образцы для подражания, являющиеся проводниками в различные культурные среды.

Когда мы спросили респондентов, кто из литературных персонажей является для них героем, то получили картину, представленную в основном современными иностранными персонажами или героями из детской отечественной литературы (табл. 2).

Таблица 2

Распределение топ-ответов на вопрос «Что тебе нравится читать? / Любимый герой»

Любимый герой Доля респондентов, предпочитающих героя, %

Родион Раскольников («Преступление и наказание») 12

Колобок (Русская народная сказка) 10

Онегин («Евгений Онегин») 8

Чебурашка («Крокодил Гена и его друзья») 8

Робин Гуд (англ. народные баллады) 6

Гарри Поттер («Гарри Поттер» серия романов) 6

Том Сойер («Приключения Тома Сойера») 4

Ассоль («Алые паруса») 4

Илья Муромец (русский народный эпос) 4

Шерлок Холмс («Приключения Шерлока Холмса») 4

Обломов («Обломов») 4

Трисс Меригольд («Сага о ведьмаке») 4

Воланд («Мастер и Маргарита») 4

Базаров («Отцы и дети») 4

Составлено автором по материалам исследования

Наибольшее количество голосов набрал герой занявшего лидирующее место романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Далее последовал герой русской народной сказки «Колобок», а также фантазийный персонаж Эдуарда Успенского Чебурашка и Евгений Онегин А.С. Пушкина. Далее следуют герои популярных произведений зарубежных авторов Гарри Поттер И Том Сойер, один из главных персонажей романа Марка Твена.

Обломов, Воланд, Базаров - герои любимых детьми классических произведений отечественных авторов. Интересно отметить, что в число любимых персонажей у детей-сирот попал неспособный к действиям и лишенный определенных целей Обломов, персонаж, возглавляющий мир потусторонней силы Воланд и ироничный и насмешливый студент-нигилист Базаров - герои, не отличающиеся положительными характеристиками и противопоставленные традиционным положительным представлениям в обществе. Как мы помним, противоположным важному процессу идентификации является негативизм. Однако, сознательный выбор определенных типажей и героев, обладающих общими характеристиками, может свидетельствовать об осознанности выбора, популярности соответствующих характеристик и черт, идентификации себя с определенными литературными героями, формирующими определенные модели поведения в социуме и образы для подражания. А, следовательно, и работающим механизмом социокультурной адаптации детей-сирот посредством художественной литературы.

Поражает разброс между героями серьезных произведений признанных классиков мировой литературы и героями совсем детских сказочных произведений. Дети, самый младший возраст которых 10 лет, а старший заканчивается на отметке совершеннолетия, называли в качестве любимых литературных героев Колобка и Чебурашку, героев произведений для дошкольного возраста. Респонденты не назвали ни одного современного отечественного литературного героя. После героев из детства, таких как чебурашка, колобок и Илья Муромец, респонденты называют зарубежных героев из любимых иностранных книг.

Это наводит на предположение о том, что есть недостаток в предложении литературы для детей со стороны современных российских писателей и авторов. Их не хватает и дети ищут замену в зарубежной литературе. Так в число любимых героев попадают Гарри Поттер и Том Сойер. Если современное российское общество не производит литературный материал, который интересен детям, этот вакуум заполняется иностранными произведениями, предлагающими свое мировоззрение, свои культурные образцы и ценности, зачастую чуждые для российского социума. И это может развить предпосылки для не совсем верного вектора в социокультурной адаптации детей-сирот в современное общество.

Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать выводы о высоком значении художественной литературы в современной системе социализации детей-сирот. Имеются условия и возможности социализации сирот посредством литературы, некоторые составляющие которых необходимо корректировать и развивать. Использованные индикаторы показали наличие восприятия и формирования определенных личностных качеств, выделяемых респондентами, а также выявили определенные закономерности и причины выбора литературных произведений детьми-сиротами. Восприятие прочитанных литературных произведений и есть необходимая деятельность, направленная на преобразование социокультурного опыта. Примеры базовых ценностных ориентиров, широко представленных в традиционной классической отечественной литературе, на которую пал выбор большинства детей-сирот, являются необходимыми проводниками в культурную жизнь социума и одним из способов воздействия на личность ребенка посредством литературы.

Наличие в списках литературных приоритетов детей-сирот произведений современных зарубежных авторов доказывает наличие широко представленного и отражающего современные реалии, в том числе и общемировые, выбора литературы у детей-сирот.

Присутствие большого количества литературы для внеклассного чтения опровергает предположение о том, что ограниченный воспитателями и преподавателями круг значимых взрослых может оказывать определенное воздействие на выбор литературных произведений у детей, под влиянием которого выбор может быть ограничен, в основном, произведениями, входящими в школьную программу.

Наличие любимых литературных героев и закономерности в их выборе свидетельствуют о наличии объектов идентификации, которые, в свою очередь, могут формировать определенные модели поведения в окружающей действительности, а также дополнительных примеров и образцов для подражания, нехватка которых обусловлена закрытостью учреждений, в которых находятся дети-сироты. Таким образом, выявлено наличие культурных

образцов, с которыми ребенок мог бы себя идентифицировать, что доказывает наличие важного механизма социализации посредством литературы, который является действующим в современных условиях.

Книга оказывает большое влияние на становление личности. И от того какую книгу выбирает ребенок во многом определяется формирование его определенных качеств личности. Безусловно, лучшими для детей будут те произведения, которые отличаются не только увлекательным сюжетом, но и несут в себе определенные воспитательные идеи: учат таким необходимым базовым ценностным ориентирам, как добро, справедливость, честность. Более того, правильно предложенная литература способна сконцентрировать внимание ребенка на красоте и величии родной страны, заставить испытывать чувство гордости и патриотизма. Все эти условия необходимы для наиболее полной и глубокой социокультурной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в условиях ограниченного информационного пространства.

В связи с этим представляется необходимым формирование более комплексного и адресно направленного предложения в отечественной литературе. Ведь правильно предложенная литература позволит, в частности, повысить уровень его интеллектуальных и познавательных возможностей, и в целом поспособствовать успешному процессу социализации детей-сирот в обществе, через знакомство его с важными культурными и моральными ценностями. Стимулирующим адаптацию фактором для детей сирот в таком случае могут стать интересные уроки, проводимые в интерактивной форме, где ребенок становится не просто слушателем поучительных лекций, а непосредственным участником открытой беседы. Соблюдение этих условий считаем необходимым для того, чтобы художественная литература способствовала повышению уровня социокультурной адаптации детей-сирот посредством литературы в современных условиях.

Библиографический список

1. Абельбейсов, В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 142-151.

2. Дорогонько, З. В. Социально-культурные условия адаптации детей-сирот в детском доме семейного типа: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05: Б. м., М. - 2004 - 159 с.

3. Каверина, В. И. Социокультурная адаптация детей-сирот: дис. канд. пед. наук: 22.00.06. / В. И. Каверина. - М.: 1997. - 121 с.

4. Курбатова, С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе / С. И. Курбатова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 39-41.

5. Малакуцкая, С. М. Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования / Дис. ... канд. пед. наук / М. - 2004. - 175 с.

6. Пушкарева, Е. А., Судоргина Л. В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности // Вестник НГПУ, 2012. - № 4. - С. 80-87.

7. Сергин, Ю. Д. Педагогические условия социальной адаптации детей-сирот средствами музыкального искусства / Дис. ... канд. пед. наук / М. - 2003. - 226 с.

8. В России число сирот, находящихся в воспитательных колониях, выросло на 23 % [Электронный ресурс] РИА Новости. -Режим доступа: ttps://ria.ru/society/20170529/1495278490.html (дата обращения: 13.02.2018).

9. Численность детей-сирот сокращается [Электронный ресурс] Министерство образования и науки, сайт. - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/7659 (дата обращения: 13.02.2018).

References

1. Abelbeysov V. A. Sotsializatsiya sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley: teoretiko-metodologicheskiye osnovy

[Socialization of orphans and children left withoutparental care: theoretical and methodological basis]. Sibirskiy pedagogich-eskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2010, I. 9, pp. 142-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dorogon'ko Z. V. Sotsial'no-kul'turnyye usloviya adaptatsii detey-sirot v detskom dome semeynogo tipa. Diss. kand. ped. nauk

[Socio-cultural conditions for the adaptation of orphaned children in a family-type children S home. Cand. ped. sci. diss] Moscow, 2004. - 159 p.

3. Kaverina, V.I. Sotsiokul'turnaya adaptatsiya detey-sirot. Dis. kand. ped. nauk [Socio-cultural adaptation of orphans. Cand. ped. sci. diss.] Moscow, 1997. - 121 p.

4. Kurbatova S. I. Opyt gendernogo vospitaniya detey cherez priobshcheniye k khudozhestvennoy literature [Experience of gender education of children through familiarization withfiction]. Doshkol'naya pedagogika [Preschool Pedagogy], 2012, I. 3, pp. 39-41.

5. Malakutskaya S.M. Sotsiokul'turnaya adaptatsiya detey v usloviyakh dopolnitel'nogo khudozhestvennogo obrazovaniya. Dis. kand. ped. nauk [Socio-cultural adaptation of children in conditions of additional art education. Cand. ped. sci. diss.] Moscow, 2004, pp. - 175.

6. Pushkareva E. A., Sudorgina L. V. Kul'tura samoopredeleniya: adaptatsionnyye mekhanizmy lichnosti [The culture of self-determination: adaptive mechanisms ofpersonality]. Vestnik NGPU [Vestnik of the National Pedagogical University], 2012, I. 4, pp. 80-87.

7. Sergin Yu.D. Pedagogicheskiye usloviya sotsial'noy adaptatsii detey-sirot sredstvami muzykal'nogo iskusstva. Diss. kand. ped.

nauk [Pedagogical conditions of social adaptation of orphans by means of musical art. Cand. ped. sci. diss.] Moscow, 2003. 226 p.

8. V Rossii chislo sirot, nakhodyashchikhsya v vospitatel'nykh koloniyakh, vyroslo na 23 %, RIA Novosti [In Russia, the number of orphans in the educational colonies increased by 23%, RIA News] Available at: https: //ria.ru/society/20170529/1495278490. html (accessed 13.02.2018).

9. Chislennost' detey-sirot sokrashchayetsya, Ministerstvo obrazovaniya i nauki [The number of orphans is decreasing, Ministry of Education and Science]. Available at: https: //xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1% 81%D1%82%D0%B8/7659 (accessed 13.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.