Научная статья на тему 'Влияние материнской депривации на процесс адаптации детей-сирот в приёмной семье'

Влияние материнской депривации на процесс адаптации детей-сирот в приёмной семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
804
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ / МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пяткина Галина Николаевна

В статье рассматривается процесс адаптации детей-сирот в приёмной семье с учётом возрастных особенностей развития ребёнка и степени выраженности материнской депривации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние материнской депривации на процесс адаптации детей-сирот в приёмной семье»

УДК 159.022.767:37.018.11

Пяткина Галина Николаевна

Аспирант кафедры социальной педагогики Томского государственного педагогического университета, PGN79@mail.ru. Томск

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЁМНОЙ СЕМЬЕ

Pyatkina Galina Nikolaevna

An aspirant of the department «Social Pedagogic» of the TSPU, PGN79@mail.ru. Tomsk

THE INFLUEHCE OF MOTHER DEPRIVATION ON THE PROCESS OF THE ADAPTION OF A CHILD-ORPHAN IN A FOSTER FAMILY

В последнее время специалисты различных направлений уделяют много внимания вопросам воспитания приемного ребенка в семье. Относительно хорошо изучены особенности психического развития приемных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы педагогического характера в приемной семье, прежде всего, связаны с социально-педагогической запущенностью детей биологическими родителями, воспитателями детских домов, школ-интернатов. Возраст приемного ребенка, проблемы со здоровьем, его психическое, эмоциональное, интеллектуальное, физическое развитие во многом влияют на процесс адаптации в новых условиях воспитания. Он протекает достаточно болезненно для ребенка, но главным его свойством, отмечает Г.И. Гусарова, является постепенность и зависимость от личности приемных родителей от общей семейной атмосферы [1]. В период адаптации происходит серьезная перестройка отношений ребенка с окружающими людьми, в первую очередь, с приемными родителями, что особенно свойственно детям-сиротам дошкольного и младшего школьного возраста, которые с рождения воспитывались в детском доме.

Воспитание приемного ребенка - очень трудная задача. Дело здесь не в его плохом здоровье. Соматически здоровые дети есть, но полноценной психикой никто из них не обладает, особенно, если ребенок с рождения был лишен материнской любви и заботы. Отсутствие доверия ребенка-сироты к миру и рассматривается многими исследователями как самое первое, тяжелое и трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое. Термин «депривация» на сегодняшний день широко используется в психологии, медицине, социальной педагогике. Данный термин стал известен благодаря английскому психологу Дж. Боулби и означает задержку эмоционального, физического, психического

и интеллектуального развития, отсутствие социальных контактов в связи с лишением ребенка в раннем детстве материнской заботы и родительской любви [2]. Дети-сироты, а особенно дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают недостаток материнского внимания, восполнить который могут только приемные родители, создав благоприятные условия воспитания и образования. Наиболее острой проблемой, с которой сталкиваются приемные родители, является низкий уровень психического развития приемного ребенка. Наблюдается недостаток внимания, что приводит к нарушению интеллекта в раннем возрасте. Отмечается огромная потребность в любви, ласке и заботе. Ему свойственны взрывы эмоций, проявляющиеся в бурной радости или гневе. Но чаще всего в первые шесть месяцев пребывания в новых условиях воспитания ребенок большую часть времени пассивен, не проявляет никакой инициативы, сосет палец или игрушку, отмечается невыразительная редкая улыбка, ускользающий взгляд, слабость, замкнутость. Среди таких детей встречаются апатичные дети, неспокойные. Такие симптомы больше свойственны детям, оставшимся без попечения родителей. Однако в приемной семье, окружающей ребенка теплотой, заботой, лаской и вниманием рано или поздно эти особенности исчезают.

Наравне с психической депривацией, наблюдаются нарушения в социальной, сенсорной (потребность ребенка в разнообразных впечатлениях), двигательной активности ребёнка. Он позже начинает ходить, говорить. Впервые месяцы адаптации ребенка-сироты к новым условиям жизни в приемной семье наблюдается заторможенность движений, нарушение координации. Многие дети-сироты не различают ни цвет, ни форму предметов, которые их окружают. Отмечается задержка умственного развития. Особенностью познания приемного ребенка при благоприятных условиях адаптации в приемной семье, является появление коммуникативных жестов, начинает формироваться начальное понимание обращенной к ребенку речи, но только к 11-12 месяцам, а не к 7 - 8 как у детей из благополучных семей.

Особенностью развития приемного ребенка преддошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) в новых условиях воспитания и образования является формирование нового вида общения с родителями, в процессе которого начинает развиваться речь, но стремление к самостоятельности пока еще отсутствует. Постепенно развивается активность во взаимодействии с предметами и игрушками, которая способствует дальнейшему совершенствованию сенсорного восприятия ребенка.

Детско-родительские отношения сегодня принято рассматривать через привязанность. Л.Г. Жедунова отмечает, что материнская депривация является следствием отрыва ребенка от матери, и рассматривается как основной фактор, препятствующий полноценному психическому развитию

[3]. Происходит конфликт между базовым доверием - недоверием к миру, который вследствие материнской (психической) депривации, разрешается в сторону недоверия. Для того чтобы заметить наиболее явные отклонения в развитии приемного ребенка, «не обязательно проводить специаль-

ные обследования, достаточно внимательно понаблюдать за его поведением, чтобы увидеть признаки того или иного нарушения» как отмечает Г,И. Гусарова [1]. Необходим так же целый комплекс его обследования квалифицированными специалистами. В целом для данного возраста есть свои плюсы и минусы. Ранний возраст заканчивается кризисом трех лет, когда у приемного ребенка формируется личностное новообразование «Я - сам». Под влиянием новых впечатлений, подчеркивает Г.С. Красницкая, у одного ребенка отмечается перевозбуждение, суетливость, у другого - испуг, желание куда-нибудь спрягаться [4].

Дети-сироты дошкольного возраста (от 3 до (6-7 лет) меньше улыбаются, реже смеются, неспособны к богатым эмоциональным (фрустриро-ванным) переживаниям. Способность любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви получил он сам, и в какой форме она выражалась. В приемной семье дети равнодушны к печалям других, не умеют сочувствовать, сопереживать. Привязанность к приемным родителям формируется достаточно долго. В результате обостренного желания получить внимание с их стороны и неумения устанавливать контакты, дети-сироты неискренни, придумывают разные поводы для того, чтобы их выделили. Около 80% приемных детей в этом возрасте не владеют навыками самообслуживания. Появляются и отрицательные привычки - грызть ногти, обкусывать или сосать палец. Психологи расценивают их как признаки обостренного одиночества и незащищенности, которые отмечаются больше у детей, оставшихся без попечения родителей. Такое проявление симптомов говорит о сенсорной депривации. Особенностью поведения также является и то, что они испытывают равнодушие к поощрению и одобрению, отсутствует реакция на замечание, чаще всего боятся незнакомых, так же, как и всего нового: плачут, испуганно жмутся к знакомому взрослому или прячутся. В первое время в приемной семье у них наблюдается снижение аппетита, избранность в еде иди отказе от нее, нарушается сон, потеря в весе. Отмечается мстительность, самооценка неадекватна (чаще завышена), проявляют агрессию (крики, плач), происходящую с разной интенсивностью и продолжительностью. Этим детям трудно адаптироваться в новых условиях воспитания и образования. Наблюдается и недоразвитие речи, что проявляется у приемных детей в малом словарном запасе, в 3 - 5 лет он ограничивается 150 словами, а иногда и меньше, хотя иногда можно услышать из их уст ненормативную лексику.

В дошкольном возрасте ведущей формой деятельности является игра, которая находится в тесной зависимости от активной и разнообразной деятельности ребенка в условиях приемной семьи. Преимущественно в игре формируются все стороны личности ребенка, вырабатывается способность подчинять свое поведение известным правилам, формируется речь, двигательные навыки, общение.

Особенность развития приемных детей школьного возраста (от семи до четырнадцати лет) связана с психотравмирующей ситуацией в биологи-

ческой семье, в государственных учреждениях и эмоциональным стрессом, основанным на помещении ребенка в новую социальную среду приемной семьи, с поступлением в школу.

Если со дня своего рождения ребенок находился под опекой детских учреждений, то приемная семья для него как минимум пятая по счету жизненная обстановка. Проблемой развития приемного ребенка данного возраста является отсутствие стремления к самостоятельности и независимости, проявляются отрицательные черты характера, поведения, привычек, отмечаются склонности, низкий уровень интеллекта, но у некоторых отмечается стремление иметь хорошую, любящую его семью. Такие дети, несмотря на относительно спокойную и сытую жизнь в детском доме или приюте, продолжают по инерции вести себя по-прежнему в приемной семье: обманывают, хитрят, пытаясь самоутвердиться, ориентируются на признание в своей среде чаще всего через физическую силу, асоциальные формы поведения (ложь, кражи, насилие).

Переход из интернатного учреждения в приемную семью оказывает максимальное воздействие на психику ребёнка. Впервые месяцы пребывания подростка в приемной семье, обнаруживаются психологические барьеры: тревожность, особенно у девочек, неадекватная самооценка, несовместимость черт характера, привычек приемных родителей и подростка, наблюдается слабый самоконтроль. Поэтому у приемных родителей, замечает Г.И. Гусарова, вызывает опасение раннего взросления, особенно приемных дочерей, их взаимоотношений с противоположным полом и повторение судьбы своих биологических родителей [1]. Часто подросток меняет свое мнение по отношению к приемным родителям, критикует их, особенно тогда, когда испытывает обиду. В такие моменты, подчеркивает Г.С. Красниц-кая, «от него можно услышать о том, что в родной семье ему было лучше»

[4]. Для приемных родителей важно собственное мнение подростка. Он часто сомневается в искренних чувствах своих приемных родителей, считая, что их отношение к нему основаны не на родстве. Взаимопонимание, терпение и выдержка со стороны приемных родителей - главные условия адаптации ребенка-сироты. Г.И. Гусарова, П.П. Иванова и О.В. Заводилки-на замечают, что гораздо важнее для него - вовремя высказанная похвала, признание успеха, улыбка, поощрительный взгляд, а так же более длительные и доверительные контакты (разговоры один на один, совместные дела), в которых ребенок учится деловому общению [5]. Особую роль для приемного подростка играет личность приемного родителя, его способность наладить контакт с ним, установить доверительные отношения, проявлять терпение и сдержанность.

Несмотря на все различия в поведении приемных детей наблюдаются общие закономерности. Поведение ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени. Ребенок-сирота попадая в новые для него условия, испытывает определенный шок, в преодолении которого можно выделить следующие стадии [4].

Первая стадия характеризуется как «процесс знакомства» - в большей степени отмечается опережающая привязанность друг к другу. Если ребенок видит, что к нему хорошо относятся, он тянется к приемным родителям, которые, в первую очередь, стремятся обогреть его своим теплом, отдать ему всю накопившуюся любовь. Такие дети чаще проявляют большую суетливость, непоседливость, не могут долго на чем-либо сосредоточиться, за многое хватаются, испытывают одновременно радость и тревогу, с большим удовольствием выполняют все то, что предлагают им приемные родители. Но не все дети на этой стадии так реагируют на новых людей, появившихся в их жизни - приемных родителей. Ребенок порой одновременно испытывает и радость, и тревогу. Дети до двух лет достаточно быстро адаптируются к новым условиям жизни. Для них стадия «знакомства» проходит менее болезненно, чем для детей-сирот старше их по возрасту. На этой стадии перед ребенком появляется много новых людей, которых он не в состоянии всех запомнить и иногда забывает, где мама, а где папа, путает имена родственников, а порой и спрашивает по многу раз, как кого зовут, названия предметов.

Такие моменты в жизни ребенка происходят потому, что его мозг пока еще не в состоянии запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушивается на него, потому, что ему необходимо лишний раз пообщаться, и подтвердить, что это действительно его новые родители, а не потому, что у ребенка плохая память. И в тоже время довольно часто, даже неожиданно для самих приемных родителей, в неподходящее время дети-сироты начинают вспоминать своих биологических родителей, эпизоды из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А если специально обращаться к ребенку с просьбой, рассказать о прошлой его жизни, некоторые говорят о ней неохотно или вообще отказываются отвечать, что больше свойственно приемным детям дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, на протяжении стадии «Знакомства» психологами, социальными педагогами оценивались: активность, эмоциональность приемного ребенка в общении со взрослыми, направленность его поведения на преодоление стрессового состояния.

Вторая стадия - стадия «возврата в прошлое или регрессия». Первые впечатления прошли, установился определенный порядок, начинается длительный процесс адаптации членов семьи друг к другу. Г.С. Красницкая определяет его, как взаимная адаптация [4]. Ребенок вполне понимает, что люди для него совершенно другие, в семье иные правила, чем в детском доме, соответственно он не сразу сможет приспособиться к новым условиям. Первое время он беспрекословно подчиняется правилам. Как только новое становится уже вполне привычным, он пробует вести себя как прежде, присматриваясь, что нравится, а что нет, окружающим в его поведении. Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей, что чаще всего не бывает удачным. Угрюмый и замкнутый ребенок проявляет интерес ко всему, что

его окружает, особенно тогда, когда за его поведением никто не следит, порой становится даже очень активным, И наоборот, чтобы привлечь к себе внимание приемных родителей, он может изменять поведение неожиданным для них образом. По мнению Е.И. Морозовой «адаптивное поведение связано с преодолением стрессовых ситуаций при изменении условий как длительного, так и кратковременного характера» [6]. Это характеризуется неготовностью приемного ребенка к преодолению стрессовых ситуаций, в которых он пребывал ранее, и характеризуется как дезадаптивный вариант поведения в новых условиях воспитания в приемной семье.

Третья стадия - стадия «привыкания». Наиболее ярким ее проявлением является неожиданное для приемных родителей взросление ребенка, которому уже не интересно общаться с младшими детьми, и он начинает выбирать себе компанию по своему возрасту. Этот процесс длится примерно до полутора-двух лет. Напряженное состояние, в котором до сих пор пребывал ребенок-сирота, исчезает, он почти уже не вспоминает о прежнем образе жизни. По мнению Е.И. Морозовой, «наблюдается появление положительного эмоционального фона с незначительными проявлениями конструктивной активности» [6]. Ребенок начинает шутить и обсуждать с приемными родителями свои детские проблемы, которые у него накопились за этот период. Дети дошкольного возраста, отмечает ГС. Красницкая, часто задают вопросы приемным родителям: «Где вы так долго были?», «Почему вы меня так поздно нашли?» [4]. Чувствуя, что его любят, уважают у ребенка появляется привязанность к приемным родителям. Он привыкает к правилам поведения в приемной семье, начинает вести себя более естественно. Старается принимать активное участие во всех делах семьи, с удовольствием выполнять все поручения. Без особого напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. У детей 6-10 лет преобладает положительно окрашенное отношение к родной семье, хорошие воспоминания о доме, в котором жили раньше. Некоторые болезненно переживают разрыв с родной семьей, даже в том случае если в приемной семье им лучше. Дети в возрасте с 10 до 14 лет сохраняют родственные чувства к биологическим родителям, но относятся к ним критически, дают негативную оценку их поведению. Г.С. Крас-шщкая отмечает, что в подростковом возрасте проявляются самовольные уходы ребенка из приемной семьи, в попытке найти взаимопонимание в прежней кровной семье, и не находя этого вновь возвращается в приемную семью, где чувствует защиту, опору, а главное любовь и заботу [4]. Его поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям. Проявляет себя достаточно свободно, чувствует независимость и самостоятельность.

Особенностью благоприятной адаптации многих детей-сирот, является изменение внешности - взгляд становится более выразительным, эмоциональным. Слишком активные дети-сироты, становятся сдержаннее, а зажатые, более открытыми. Активность проявляется как в речевом, так и в действенном плане (смех, голосовые реакции, свободное передвижение

в пространстве). Все это достигается большими усилиями воспитания ребенка-сироты приемными родителями. Многие дети прибавляют в весе, начинают расти новые волосы, из тусклых и ослабленных они превращаются в блестящие и здоровые. Исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез. Приемные дети, изначально отвергавшие и не принимавшие тактильного контакта (не шли на руки, вырывались), убедившись, что тактильная близость с приемными родителями не только не несла опасности, но и оказывалась сильнейшим элементом защиты, в итоге немного успокаивались и сами активно стремились к такому контакту. Это и есть форма благодарности приемным родителям, принявшим ребенка в семью.

Практики считают, что жизнь приемной семьи строится успешнее, если в семье есть два маленьких ребенка до трех лет, два-три дошкольника и один-два подростка, которые являются опорой для родителей. Дети, в своем поведении адаптировавшись в приемной семье, уже не отличаются от детей, растущих в благополучных семьях. Если есть, какие либо проблемы, то они отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок. Но такое состояние нестабильно и любой новый раздражитель влечет за собой возврат к отрицательным эмоциям. По мнению Е.И. Морозовой, в этот период времени «активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации, отмечается быстрая смена реакций», так как поведение ребенка-сироты, не может стать сразу адекватным тем условиям, в которых он растет [6]. Установившиеся доверительные отношения между приемными родителями и ребенком не всегда постоянны и могут усугубляться, проявляясь в агрессии либо в замкнутости ребенка, отмечаются и нездоровые привычки: воровство, курение, мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания.

Г.И. Гусарова, Н.П. Иванова и О.В. Заводилкина , отмечают, что главная трудность для ребенка-сироты, заключается в освоении новой ролевой позиции: члена семьи, сына или дочери [1, 5]. Это действительно так, так как ранее ребенок, воспитывавшийся в детском доме, интернате не называл никого мамой или папой им трудно осознать себя сыном или дочерью, еще сложнее братом или сестрой. Известно, что даже у родных братьев или сестер, живущих в детском доме или интернате, нет родственных чувств. Приемному ребенку необходимо вести себя иначе, чем в детском доме. А как, ему не известно. Не знает он и как относиться к взрослым, к другим детям, какие у него права и обязанности в приемной семье, где его вещи и игрушки. Ему трудно освоить данную роль, осознать себя кем-то, социально адаптироваться в новых условиях приемной семьи.

Принимая ребенка на воспитание, приемные родители не всегда осведомлены обо всех дефектах (как врожденных, так и приобретенных), которые имеет ребенок, и тем самым не имеют адекватного представления о тех трудностях, с которыми им предстоит столкнуться в процессе воспитания, и о той психологической нагрузке, которую они получат сами. Но проходит время, и приемные родители отмечают постепенное изменение

характера приемного ребенка. Дети становятся ласковее, добрее, приветливее, трудолюбивее. Большинство детей со временем преодолевают отставание в развитии, осознают ценность приобретенной семьи, у них возникает желание подражать приемным родителям, благодаря благоприятному климату в приемной семье.

Таким образом, адаптация детей-сирот в приемной семье имеет целый ряд особенностей: трудности при овладении социальными знаниями, умениями и навыками, отставание в психическом, интеллектуальном развитии, в установлении эмоциональных связей с другими людьми, в первую очередь с приемными родителями, овладении досуговой, общественной и бытовой деятельностью, испытывают отставания и в физическом развитии. Эти проблемы обусловлены двумя важнейшими факторами: с одной стороны, длительным отсутствием одного из основных институтов адаптации - приемной семьи, а с другой - спецификой социальных учреждений закрытого типа.

Библиографический список

1. Гусарова, Г.И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Г.И. Гусарова // Сироты России: право ребенка на семью. Материалы Общероссийской конференции. (Москва, 15 - 19 января 2001г.). М.: Педагогика, 2001

2. Боулби, Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст] / Джон Боулби. - М.: Академический проект, 2004. - 232с.

3. Жедунова, Л.Г. Психологические механизмы совладания с трудностями социализации [Текст] / Л.Г. Жедунова // Территориальные социальные службы: Теория и практика функционирования. М.: Просвещение, 1995,

4. Красницкая, Г.С. Усыновление детей: вопросы и ответы [Текст] / Г.С. Крас-ницкая //Вы решили усыновить ребенка. М.: Дрофа, 2001.

5. Иванова, Н.П. Заводилкина О.В. Дети в приемной семье [Текст] / Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина, —М.: Дом, 1993.—30с.

6. Морозова, Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам [Текст]. - М.: НЦ ЭНАС, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.