Научная статья на тему 'Социальная адаптация детей с задержкой психического развития в дошкольном образовательном учреждении'

Социальная адаптация детей с задержкой психического развития в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1051
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / УРОВЕНЬ НЕВРОТИЗАЦИИ / СОМАТИЧЕ­СКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ / МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / EMOTIONAL ATTACH­MENT / SOCIAL ADAPTATION / SUCCESSFUL ADAPTATION / ADAPTIVE PERIOD / NEUROTIZATION DEGREE / SOMATIC WELL-BEING / A MICRO SOCIAL GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семёнова Галина Игриевна, Симановский Андрей Эдгарович

В статье представлен анализ проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста, а также особенности ее про­текания у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Приводятся конкретные данные, характеризующие специфику со­циальной адаптации дошкольников с ЗПР в группах детских садов компенсирующего вида. Выделены основные факторы, за­трудняющие социальную адаптацию данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семёнова Галина Игриевна, Симановский Андрей Эдгарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Adaptation of Children with Mental Retardation in a Pre-School Institution

The article deals with a problem of social adaptation of preschool age children. Special attention the author pays to the children with mental retardation. There are some particular details in the article, concerning the specific character of social adaptation of chil­dren with mental retardation in the compensative groups. Determinative factors which make difficulties to social adaptation of such children are marked out.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация детей с задержкой психического развития в дошкольном образовательном учреждении»

Социальная адаптация детей с задержкой психического развития в дошкольном образовательном учреждении

Г. И. Семёнова, А. Э. Симановский

В статье представлен анализ проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста, а также особенности ее протекания у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Приводятся конкретные данные, характеризующие специфику социальной адаптации дошкольников с ЗПР в группах детских садов компенсирующего вида. Выделены основные факторы, затрудняющие социальную адаптацию данной категории детей.

Ключевые слова: социальная адаптация, успешная адаптация, адаптационный период, уровень невротизации, соматическое благополучие, эмоциональная привязанность, микросоциальная группа.

Social Adaptation of Children with Mental Retardation in a Pre-School Institution

G. I. Semenova, A. E. Simanovsky

The article deals with a problem of social adaptation of preschool age children. Special attention the author pays to the children with mental retardation. There are some particular details in the article, concerning the specific character of social adaptation of children with mental retardation in the compensative groups. Determinative factors which make difficulties to social adaptation of such children are marked out.

Key words: social adaptation, successful adaptation, adaptive period, neurotization degree, somatic well-being, emotional attachment, a micro social group.

В последние годы значительно повышается интерес к такому феномену, как социальная адаптация, что во многом связано с его противоречивым характером. С одной стороны, адаптация рассматривается как продолжение процесса социализации. И если социализация обеспечивает «грубую настройку» на соответствие требованиям социума, то «...социальная адаптация обеспечивает "самонастройку" формирующейся личности на должный уровень взаимодействия с конкретными индивидами, социальными группами, обществом в целом» [1, с. 37]. С другой стороны, адаптация предполагает согласование внутреннего мира человека с социальным окружением и выработку индивидуальных стратегий реализации его потребностей. Эта сторона адаптации изучена гораздо меньше, однако уже основатель символического интеракционизма Дж. Г. Мид указывал, что действия человека определяются интерпретациями символов и знаков, которые и составляют человеческую культуру и незримо присутствуют в любых человеческих взаимоотношениях. Таким образом, можно сказать, что социальная адаптация является следствием процесса становления индивидуальности человека, формирования его специфического взгляда на мир и на способы овладения предметами его потребностей.

Особый теоретический интерес вызывает ситуация, когда ребенок впервые в жизни переходит из семейной ситуации в ситуацию общественного воспитания, приходит в детский сад. Смена жизненного стереотипа, знакомство с новыми людьми, взаимодействие с ними в ситуации, когда отсутствует автоматическое удовлетворение пер-

вичных базовых потребностей, и сам факт расширение этих потребностей - аспекты, определяющие новую жизненную ситуацию, в которую попадает ребенок. Кроме того, снижение когнитивных функций у детей с задержкой психического развития, возможно, влияет на их способность интерпретировать социальные знаки и символы, что не может не отразиться и на адаптационном процессе. С нашей точки зрения, именно в момент прихода ребенка в новую социальную общность на третьем году жизни формируется новая для него форма социального бытия, определяющая в дальнейшем стратегии действий человека для достижения целей.

Целью нашего исследования является выявление причин, определяющих характер социальной адаптации дошкольников с ЗПР. Нами были разработаны опросники для воспитателей и родителей, которые позволяют исследовать общий эмоциональный фон, эмоциональная привязанность к родителям, интерес к новой обстановке. Особое значение придавалось описанию действий ребенка при общении со взрослыми, с детьми, участие в совместной игре, то есть индивидуальным проявлениям и характеру взаимодействия ребенка с социумом.

Также изучались невротические проявления, соматический статус ребенка. Кроме того, родителям предлагается оценить данные показатели до поступления ребенка в детский сад и в период первых 3 месяцев его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

В исследовании участвовали МДОУ компенсирующего вида № 87, № 32, № 78. Всего было анкетировано 44 родителя и 46 воспитателей.

Г. И. Семёнова, А. Э. СимановскШ

Полученные нами данные были обработаны при помощи факторного анализа. По его результатам мы получили 5 значимых факторов:

1. Соматическое благополучие.

2. Активность.

3. Социальная зависимость.

4. Уровень невротизации.

5. Мотивация к общению [6].

Рассмотрим основное содержание этих факторов.

Фактор 1 определяют следующие переменные: общий эмоциональный фон (г=0,80), эмоциональная привязанность к родителям (г=0,78), наличие невротических проявлений (г=0,81), соматический статус (г=0,88), особенности засыпания ребенка в период адаптации (г=0,70), нарушения аппетита в период адаптации (г=0,59). Данный фактор можно обозначить как фактор соматического благополучия.

Фактор 2 определяют следующие переменные: предпочитаемые виды деятельности ребенка в адаптационный период (г=0,70), особенности дневного сна в доадаптационный период (г=0,81), нарушения аппетита в адаптационный период (г=0,67), предпочитаемые виды деятельности ребенка в доадаптационный период (г=0,76), особенности просыпания ребенка в адаптационный период (г=0,71), нарушения дневного сна в адаптационный период (г=0,81). Этот фактор может быть идентифицирован как фактор активности.

Фактор 3 определяют следующие переменные: особенности общения со знакомыми взрослыми (г=0,51), участие в совместной игре (г=0,62), особенности засыпания в доадаптационный период (г=0,81), особенности расставания с родителями в доадаптационный период (г=0,87), особенности засыпания в адаптационный период (г=0,52), особенности расставания с родителями в адаптационный период (г=0,90), предпочитаемые виды деятельности в адаптационный период (г=0,50). Данный фактор можно обозначить как фактор социальной зависимости.

Фактор 4 определяют следующие переменные: особенности общения с незнакомыми взрослыми (г=0,53), настроение в доадаптационный период (г=0,81), особенности ночного сна в доадаптационный период (г=0,73), настроение в адаптационный период (г=0,75), особенности ночного сна в адаптационный период (г=0,84), особенности аппетита в адаптационный период (г=0,60). Данный фактор можно обозначить как

фактор невротизации.

Фактор 5 определяют следующие переменные: возраст ребенка (г=0,68), особенности общения со знакомыми взрослыми (г=0,60), особенности общения с незнакомыми взрослыми (г=0,55), особенности общения с детьми (г=0,82), контактность ребенка в доадаптационный период (г=0,83), контактность ребенка в адаптационный период (г=0,77). Данный фактор можно интерпретировать как фактор мотивации к общению.

Таким образом, в исследовании выявилось несколько факторов, влияющих на процесс социальной адаптации, что указывает на сложный характер зависимостей, складывающийся между ними. С нашей точки зрения, исследование установило, что ведущим фактором является переживание соматического благополучия. Объяснить этот факт можно тем, что соматическое неблагополучие обостряет чувствительность ребенка к депривации его потребностей и снижает социальную чувствительность, что ухудшает процесс его социальной адаптации. Другими словами, болезненные переживания, чувство тревоги и страха не позволяют ребенку объективно оценить окружающую обстановку и способствуют редукции поведенческих стратегий к младенческим формам, что ведет к повышению зависимости ребенка от взрослых. Проверку влияния других факторов необходимо продолжить, сравнив данные с результатами социальной адаптации, полученные на здоровых детях, поступающих в детский сад.

Библиографический список

1. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст] / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - М. : Академия, 1999. - 440 с.

2. Захарова, Т. Н. Социальное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Н. Захарова. - Ярославль , 2009. - 88 с.

3. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по социальной адаптации детей в ДОУ [Текст] / Н. В. Кирюхина. - М. : Айрис Пресс, 2006. - 224 с.

4. Коломийченко, Л. И. Концепции социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2004. -№ 5. - С. 8-28.

5. Муровцева, О. В. Адаптация как общенаучное понятие [Текст] / О. В. Муровцева. - Могилев, 1986. -376 с.

6. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования [Текст] / А. Д. Наследов. -СПб., 2004. - 312 с.

33

Г. И. Семёнова, А. Э. Симановский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.