Научная статья на тему 'Биологическая адаптация детей 6 лет с задержкой психического развития'

Биологическая адаптация детей 6 лет с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
300
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ЗПР / БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / BIOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Банникова Людмила Павловна, Себирзянов Максим Дамирович

В статье представлены особенности биологической адаптации детей 6 лет с задержкой психического развития (ЗПР) в динамике года в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида. Установлено, что дети с ЗПР характеризуются изначальным функциональным напряжением со стороны сердечно-сосудистой системы, преобладанием симпатического контура регуляции, высоким индексом напряжения и индексом функциональных изменений. Высокая степень напряжения регуляторных механизмов обусловлена недостаточной морфофункциональной зрелостью центральных и периферических регуляторных структур, сохраняется на протяжении года и чаще регистрируется среди мальчиков (58,5% против 41,5% у девочек). Установлено, что состояние перенапряжения регуляторных систем организма детей 6 лет, имеющих задержку психического развития, зависит от причин ее происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Банникова Людмила Павловна, Себирзянов Максим Дамирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biological adaptation of children aged 6 with mental retardation

The article presents the features of biological adaptation of children aged 6 with mental retardation (MR), who were followed up during one year in the conditions of a preschool educational institution of compensating type. It was found that children with mental retardation are characterized by original functional tension on the part of the cardiovascular system, by the predominance of sympathetic regulation circuit, by high tension index and by the index of functional changes. The high degree of regulatory mechanisms tension is due to the lack of morphological and functional maturity of the central and peripheral regulatory structures and it is maintained throughout the year. The highest proportion of children with a high tension level is registered among boys with mental retardation 58.5% against 41.5% in girls. The state of overstrain of the regulatory systems of the organism in children with mental retardation aged 6 depends on the causes of its origin.

Текст научной работы на тему «Биологическая адаптация детей 6 лет с задержкой психического развития»

УДК 159.922-053.4

БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Л.П. Банникова1, М.Д. Себирзянов2

1ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Челябинск, Российская Федерация

2ФГБУЗ ЦМСЧ№ 15 ФМБА России

г.Снежинск, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены особенности биологической адаптации детей 6 лет с задержкой психического развития (ЗПР) в динамике года в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида. Установлено, что дети с ЗПР характеризуются изначальным функциональным напряжением со стороны сердечнососудистой системы, преобладанием симпатического контура регуляции, высоким индексом напряжения и индексом функциональных изменений. Высокая степень напряжения регуляторных механизмов обусловлена недостаточной морфофункциональной зрелостью центральных и периферических регуляторных структур, сохраняется на протяжении года и чаще регистрируется среди мальчиков (58,5% против 41,5% у девочек). Установлено, что состояние перенапряжения регуляторных систем организма детей 6 лет, имеющих задержку психического развития, зависит от причин ее происхождения.

Ключевые слова: дети с ЗПР, биологическая адаптация.

Здоровье является непрерывным процессом приспособления организма к условиям окружающей среды, а мерой здоровья служат адаптационные возможности организма (Н.А. Агаджанян, 2005). Именно адаптация напрямую связана с тем фоном, который, в конечном счете, определяет риск развития заболеваний, а значит и уровень здоровья.

Вопросам биологической адаптации посвящено достаточное количество работ: Н.П. Сетко (2005), Л.П. Банникова (2007), Т.С. Подлевских (2012), А.В. Кокшаров (2013), С.В. Бабко и соавт. (2014), M.H. Christiansen et al. (2011), H D. Grote-vant et al (2014). Однако поиск литературных источников, в которых были бы показаны особенности формирования биологической адаптации у детей с задержкой психического развития (ЗПР), показал, что такие работы отсутствуют. Между тем, согласно Г. Д. Комарову (2001), систем определяющих адаптационные резервы организма, доста-

точно много и баланс между ними в каждом случае варьирует. Это, в свою очередь, требует индивидуально-личностного подхода и правильного выбора качественной и количественной оценки адаптационных возможностей, что позволит на донозологи-ческом этапе разработать действенные мероприятия, направленные на повышение адаптационных резервов организма.

Цель исследования: изучить особенности биологической адаптации детей 6 лет, имеющих задержку психического развития.

Материалы и методы исследования. В работу положены исследования, проведенные методом естественного гигиенического эксперимента в динамике года в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности.

Объектом исследования явились дети в возрасте 6 лет с задержкой психического развития (47 детей: 27 мальчиков и 20 девочек). Возраст 6 лет

—--—

выбран не случайно, он обусловлен переходом детей от процесса воспитания к процессу обучения. Динамизм окружающей среды, расширение сети коллективного воспитания и обучения предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям детского организма (Ю.Е. Вельтищев, 1979). При этом чем слабее усилия организма, тем боле выраженными становятся проявления дезадаптации.

Интегральную оценку биологической адаптации проводили на основании характеристики совокупности показателей гемодинамики. Определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД), пульсовое давление (ПД). Показатели сердечно-сосудистой системы регистрировали как в состоянии покоя, так и после нагрузки. В качестве нагрузки использовали клиноортостатическую пробу (КОП), которая характеризуется физиоло-гичностью, простотой, высокой информативностью. Она позволяет зафиксировать реакцию сердечнососудистой системы организма при переходе из горизонтального в вертикальное положение и поддержание гомеостаза в новом состоянии в течение некоторого времени.

Кроме данных гемодинамики состояние сердечной деятельности оценивали методом вариационной пульсометрии, которая в режиме КОП позволила определить траекторию адаптационной перестройки, выявить скрытый дисбаланс в работе вегетативной нервной системы (Р.М. Баевский, 1997). С помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард» ВК 1.41, при непосредственном участии кардиолога, регистрировали кардиоинтер-валограммы. Состояние автономной регуляции характеризовали следующие параметры:

— мода (Мо) — значения наиболее часто встречающихся величин кардиоинтервала, характеризующие гуморальный канал регуляции и уровень функционирования сердечно-сосудистой системы (в с.);

— амплитуда моды (Амо) — число интервалов, соответствующих значению моды в процентах к общему числу кардиоинтервалов исследуемого ряда, определяет состояние активности симпатического отдела вегетативной нервной системы (в %);

— вариационный размах (Ах) — разница между минимальными и максимальными значениями длительности интервалов R—R в данном массиве кардиоциклов, отражает уровень активно -сти парасимпатического звена вегетативной нервной системы (в с);

— индекс напряжения (ИН) — информирует о напряжении компенсаторных механизмов организма, уровне функционирования центрального контура регуляции сердечного ритма (усл. ед.);

— индекс централизации (ИЦ) — отражает преобладание активности центрального контура регуляции над автономным (усл. ед.);

— SDNN — суммарный показатель вариабельности величин интервалов RR за весь рассматриваемый период (мс).

Для оценки изменения вегетативного баланса в виде активации симпатического звена, рассматриваемого как неспецифический компонент адаптационной реакции в ответ на различные стрессовые воздействия, вычисляли показатель активности регуляторных систем (ПАРС). Он позволил дифференцировать различные степени напряжения ре-гуляторных систем и оценивать адаптационные возможности организма.

Состояние вегетативной нервной системы оценивали с помощью вегетативного индекса Кердо (ВИК), который рассчитывали по формуле: ВИК = (1 - ДАД/ЧСС)-100%,

где ДАД — диастолическое артериальное давление, мм рт. ст; ЧСС — частота сердечных сокращений (уд. в мин.).

Вегетативную реактивность вычисляли путем отношения ИН2 в ортоположении к ИН1 в покое. Полученные результаты сравнивали с данными, указанными Н.А. Белоконь, М.Б. Курбергер (1987).

Для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения ее адаптационного потенциала использовали индекс функциональных изменений (ИФИ), предложенный А.П. Берсеневой (1991).

Примененные методические подходы позволили оценить адаптационные возможности организма наблюдаемых детей изучаемого возраста, выявить направленность изменений системы кровообращения в динамике года.

Статистическая обработка данных выполнена с применением лицензионных программ «Statis-tica 6» и MS «Excel 2007». Применялся кластерный анализ. Статистическую значимость различий количественных признаков, имеющих нормальное распределение, анализировали с помощью t-крите-рия Стьюдента в доверительном интервале > 95%.

Результаты и обсуждения. Фактором, лимитирующим развитие приспособительных реакций растущего организма ребенка, является сердечно-

—--

сосудистая система. Степень отклонения от исходного уровня любого из ее показателей может служить ориентиром в суждении о функциональных резервах и адаптационных возможностях детского организма (Э.М. Казин и соавт., 1991). Основные показатели сердечно-сосудистой системы детей 6 лет с ЗПР в динамике года представлены в табл. 1.

Как видно из данных табл. 1 у наблюдаемых детей от начала к концу года произошло увеличение ЧСС на 20,7%, систолическое артериальное давление несколько превысило средние величины для данной возрастной группы, что нашло отражение в уровне пульсового давления (38,23 ± 1,39 и 41,63 ± 0,77 соответственно; р < 0,05).

Р.М. Баевский (1997) отмечает, что средняя частота сердечных сокращений отражает лишь ко-

нечный эффект многочисленных регуляторных влияний на систему кровообращения, характеризует особенности уже сложившегося гомеостатического механизма. Одной и той же частоте сердечных сокращений могут соответствовать различные комбинации звеньев системы, управляющей гомеостазом. Чтобы понять траекторию ведущих показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей с ЗПР мы применили клиноорто-статическую пробу. Для обеспечения устойчивости гемодинамики при клиноортопробе имеет значение взаимодействие сердечного и сосудистого факторов, определяющих, в конечном счете, уровень артериального давления. Результаты исследования состояния сердечно-сосудистой системы у детей 6 лет с задержкой психического развития при выполнении КОП представлены в табл. 2.

Таблица 1

Показатели сердечно-сосудистой системы у детей 6 лет с задержкой психического развития в динамике года (М ± т)

Показатели Дети с ЗПР Р

начало года (п = 47) конец года (п = 47)

ЧСС, уд. в мин. 80,13 ± 0,94 96,74 ± 1,37 р < 0,001

САД, мм рт. ст. 104,83 ± 1,19 107,75 ± 0,72 р < 0,05

ДАД, мм рт. ст. 66,79 ± 0,87 66,12 ± 0,81 р > 0,05

ПД, мм рт. ст. 38,23 ± 1,39 41,63 ± 0,77 р < 0,05

Таблица 2

Показатели сердечно-сосудистой системы при выполнении КОП у детей 6 лет с задержкой психического развития в динамике года (М ± т)

Показатели Периоды исследования при выполнении КОП Дети с ЗПР Р

начало года (п = 47) конец года (п = 47)

ЧСС, уд. в мин. состояние покоя 80,13 ± 0,94 96,74 ± 1,37 р < 0,001

нагрузка 90,64 ± 1,90 104,56 ± 1,58 р < 0,001

восстановление 84,58 ± 1,16 93,41 ± 1,29 р < 0,001

САД, мм рт .ст. состояние покоя 104,83 ± 1,19 107,75 ± 0,72 р < 0,05

нагрузка 112,19 ± 1,44 114,09 ± 0,91 р > 0,05

восстановление 103,96 ± 1,01 106,95 ± 0,86 р < 0,05

ДАД, мм рт. ст. состояние покоя 66,79 ± 0,87 66,12 ± 0,81 р > 0,05

нагрузка 76,34 ± 1,89 75,26 ± 0,91 р > 0,05

восстановление 66,96 ± 0,89 65,88 ± 0,69 р > 0,05

ПД, мм рт. ст. состояние покоя 38,23 ± 1,39 41,63 ± 0,77 р < 0,05

нагрузка 36,49 ± 1,60 38,83 ± 0,91 р > 0,05

восстановление 37,33 ± 1,28 41,08 ± 0,78 р < 0,05

—--—

Данные табл. 2 свидетельствуют, что как в начале, так и в конце года после нагрузки, в качестве которой использовали КОП, у детей с ЗПР произошло увеличение по отношению к исходной величине ЧСС на 13,1% и 8,0%, САД на 7,0% и 5,9%, ДАД на 14,3% и 13,8% соответственно. Однако изменения в показателях гемодинамики были в пределах допустимых колебаний для данной возрастной группы и соответствовали нормальной КОП.

Период восстановления способствовал возврату указанных показателей к стартовой величине, но время их восстановления в конце года было на 3 минуты больше, чем в начале года.

В работах В.И. Медведева (1982) показано, что величина реакции первичного ответа на раздражитель зависит от его характеристики и параметров, связанных с состоянием организма, а реакция платы, в свою очередь, от выраженности реакции первичного ответа и от состояния регулирующих структур.

Исходя из концепции о сердечно-сосудистой системе, как индикаторе адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма следует, прежде всего, обратиться к анализу ритма сердечных сокращений как универсальной реакции организма в ответ на любую нагрузку (Р.М. Баев-ский, 1984). С этой целью с помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард» ВК 1.41 при непосредственном участии кардиолога регистрировали кардиоинтервалограммы.

Анализ основных характеристик сердечного ритма у наблюдаемых детей свидетельствовал о высоком уровне симпатических влияний.

Гуморальный канал регуляции и уровень функционирования сердечно-сосудистой системы характеризовала мода (Мо), которая находилась в пределах 629,3 2 ± 7,23 — 624,18 ± 9,11 и не имела достоверных различий за наблюдаемый период (Р > 0,05).

Амплитуда моды, свидетельствующая об активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, была выше в начале года во все периоды пробы (см. табл. 3). К концу года произошло ее некоторое снижение, вместе с тем увеличились значения вариационного размаха: в состоянии покоя с 221,06 ± 6,87 с до 259,26 ± 12,95 с (p < 0,01), в период нагрузки с 209,87 ± 9,48 с до 241,42 ± ± 9,89 с (p < 0,05); в период восстановления с 234,25 ± 8,47 с до 286,91 ± 10,28 с (p < 0,001).

Причем период восстановления после КОП не способствовал возврату вариационного размаха до первоначального уровня. Возможно, это обусловлено происходящей перестройкой в автономном контуре взаимосвязи симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы от 6 к 7 годам жизни, несмотря на то что взаимодействие симпатического отдела на сердечную деятельность еще остается сильнее парасимпатического, о чем свидетельствуют индекс функциональных изменений и положительные значения ВИК. Полученные данные согласуются с литературными источниками отечественных исследователей (Е.А. Ак-сянова, М.А. Сырцова, 1990).

В пользу симпатикотонии свидетельствовала вегетативная реактивность по показателю ИН2/ИН1, величина которого составила 1,1.

О высокой степени напряжения регулятор-ных механизмов у детей с ЗПР свидетельствовали значения ИН: в состоянии покоя ИН колебался от 312,08 ± 16,41 — 246,23 ± 31,69 до 342,15 ± 10,23 — 270,62 ± 34,38 (p < 0,05). Согласно А.Н. Шарапову и соавт. (2010), S.A. Green, J. Turki, P. Bejarano et al. (1995) напряжение механизмов регуляции у детей 6—7 лет может быть обусловлено значительным эмоциональным напряжением, недостаточной морфофункциональной зрелостью центральных и периферических регуля-торных структур нейроэндокринной системы функциональной незрелостью структур мозга, ответственных за релаксацию генетическими особенностями регуляции функций сердечно-сосудистой системы.

Величина показателя ПАРС от начала к концу года уменьшилась, тем не менее, сохранялось состояние выраженного напряжения регуляторных систем, связанное с активной мобилизацией защитных механизмов (ПАРС колебался в начале года от 5,80 ± 0,21 балла в состоянии покоя до 6,78 ± ± 0,19 балла при нагрузке, и от 4,73 ± 0,15 балла (покой) до 5,54 ± 0,13 балла (нагрузка) в конце года. В периоде восстановления он составил 5,97 ± ± 0,11 и 4,89 ± 0,17 баллов соответственно.

Суммарный показатель вариабельности величин интервалов R—R за весь рассматриваемый период имел нормальные значения. Его увеличение в период КОП, возможно обусловлено усилением автономной регуляции, преобладанием влияния дыхательных волн на ритм сердца.

—--—

Таблица 3

Показатели кардиоинтервалографии при выполнении КОП у детей 6 лет с задержкой психического развития в динамике года (М ± т)

Показатели Периоды исследования при выполнении КОП Дети с ЗПР р

Начало года (п=47) Конец года (п=47)

Мода (Мо), с состояние покоя 629,32 ± 7,23 624,18 ± 9,11 р > 0,05

нагрузка 572,31 ± 8,43 561,74 ± 10,63 р > 0,05

восстановление 652,41 ± 8,24 644,78 ± 9,83 р > 0,05

Амплитуда моды (Амо), % состояние покоя 51,38 ± 1,07 45,1 ± 2,21 р < 0,05

нагрузка 57,34 ± 1,78 49,28 ± 2,32 р < 0,01

восстановление 49,44 ± 1,12 40,75 ± 1,42 р < 0,001

Вариационный размах (АХ), с) состояние покоя 221,06 ± 6,87 259,26 ± 12,95 р < 0,01

нагрузка 209,87 ± 9,48 241,42 ± 9,89 р < 0,05

восстановление 234,25 ± 8,47 286,91 ± 10,28 р < 0,001

Индекс напряжения (ИН), усл. ед. состояние покоя 312,08 ± 16,41 246,23 ± 31,69 р > 0,05

нагрузка 342,15 ± 10,23 270,62 ± 34,38 р < 0,05

восстановление 279,42 ± 11,12 156,18 ± 15,98 р < 0,001

Индекс централизации (ИЦ), усл. ед. состояние покоя 1,02 ± 0,04 1,11 ± 0,09 р > 0,05

нагрузка 2,01 ± 0,03 2,43 ± 0,29 р > 0,05

восстановление 1,09 ± 0,06 1,23 ± 0,11 р > 0,05

Индекс функциональных изменений (ИФИ), усл. ед. состояние покоя 1,98 ± 0,02 1,86 ± 0,02 р < 0,001

нагрузка 2,36 ± 0,03 2,21 ± 0,02 р < 0,001

восстановление 1,99 ± 0,01 1,9 ± 0,03 р < 0,01

Вегетативный индекс Кердо (ВИК), % состояние покоя 16,65 ± 1,89 31,66 ± 1,44 р < 0,01

нагрузка 15,78 ± 0,99 28,03 ± 1,93 р < 0,05

восстановление 16,92 ± 1,57 29,48 ± 1,38 р < 0,01

мс состояние покоя 46,43 ± 3,25 50,72 ± 2,86 р > 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нагрузка 54,37 ± 3,75 69,25 ± 6,02 р < 0,05

восстановление 50,87 ± 2,74 59,79 ± 3,04 р < 0,05

ПАРС, в баллах состояние покоя 5,80 ± 0,21 4,73 ± 0,15 р < 0,001

нагрузка 6,78 ± 0,19 5,54 ± 0,13 р < 0,001

восстановление 5,97 ± 0,11 4,89 ± 0,17 р < 0,001

Для определения уровня напряжения регуля-торных систем организма при выполнении КОП мы применили кластерный анализ, который позволил установить, что удельный вес детей со средним уровнем напряжения регуляторных систем организма составил от 51,65% до 57,14%, с высоким уровнем — от 42,86% до 48,35%. Низкий уровень напряжения регуляторных систем организма не регистрировался.

Из литературных источников известно, что ответ на действие специфической составляющей стресса индивидуален (А.И. Воложин, Ю.К. Субботин, 1998). В этой связи мы изучили основные характеристики кардиоинтервалографии с учетом гендерных различий.

Наибольший удельный вес детей с высоким уровнем напряжения отмечался среди мальчиков с ЗПР — 58,5% против 41,5% у девочек, в то время как средний уровень напряжения регуляторных систем организма в 2,3 раза чаще регистрировался среди девочек.

Обзор отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что факторы формирования ЗПР характеризуются многообразием. Учитывая это, К.С. Лебединская (1982) предложила этио-патогенетическую классификацию, согласно которой дети с ЗПР подразделяются на 4 группы: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.

У наблюдаемых детей задержка психического развития чаще носила соматогенное происхожде-

—--—

ние (40,2%). Эти дети характеризовались вялостью, неустойчивостью настроения, сниженной выносливостью.

Удельный вес детей с ЗПР церебрально-органического происхождения составил 33,3%. Причиной развития ЗПР, в данном случае послужила мозговая дисфункция, которая проявлялась в виде неврозоподобных явлений, повышенной психомоторной возбудимости, аффективными нарушениями настроения, апатико-динамическими расстройствами.

Дети с ЗПР психогенного происхождения составили 17,2%. Причинами развития данной группы ЗПР послужили искаженные условия воспитания ребенка.

Реже всего выявлялись дети с ЗПР конституционального характера — 9,3%. У них отмечался несложный гармоничный инфантилизм, они сохраняли черты более младшего возраста с преоб-

Показатель активности регуляторных систем у детей ЗПР соматогенного и психогенного происхождения свидетельствовал о выраженном напряжении регуляторных систем, что обусловлено активной мобилизацией защитных механизмов. У детей с ЗПР конституционального и церебрально-органического характера ПАРС в период нагрузки составлял в начале года 7,15 ± 0,23 балла и 7,31 ± 0,24 балла соответственно, что свидетельствовало о состоянии перенапряжения регулятор-ных систем, для которого характерна недостаточность защитно-приспособительных механизмов, их неспособность обеспечить адекватную реакцию

ладанием игрового интереса, а учебный интерес не развивался.

Первичной оперативной реакцией организма на воздействие стрессовых факторов (КОП) является состояние функционального напряжения, которое характеризуется мобилизацией функциональных резервов организма, повышением уровня функционирования его систем, особенно тех, которые обеспечивают его приспособительный эффект.

Сравнительный анализ результатов наблюдения в процессе выполнения КОП позволил установить отсутствие достоверных различий индекса функциональных изменений (ИФИ) между детьми ЗПР соматогенного, церебрально-органического, конституционального и психогенного происхождения во все периоды КОП в динамике года (табл. 4). Однако он был изначально выше у детей, имеющих задержку психического развития соматогенного и конституционального происхождения.

организма на воздействие факторов окружающей среды. Избыточная активация регуляторных систем не подкреплялась соответствующими функциональными резервами.

Исследования, выполненные с учетом гендер-ных различий, выявили достоверность различий ИФИ в состоянии покоя между мальчиками с ЗПР соматогенного и церебрально-органического происхождения (1,88 ± 0,02 усл. ед. и 1,77 ± 0,04 усл. ед.; р < 0,05) соматогенного и конституционального происхождения (1,88 ± 0,02 усл. ед. и 1,79 ± ± 0,02 усл. ед.; р < 0,01); во время нагрузки КОП между мальчиками с ЗПР конституционального

Таблица 4

Индекс функциональных изменений у детей с задержкой психического развития с учетом этиопатогенетической классификации К.С. Лебединской (1982), М ± т (усл. ед.)

Дети с задержкой психического развития (п = 47) Периоды клиноортостатической пробы

Покой Нагрузка Восстановление

начало года конец года начало года конец года начало года конец года

Соматогенного происхождения 1,99 + 0,03* 1,87 + 0,02 2,31 + 0,04 2,21 + 0,04 1,97 + 0,02 1,86 + 0,03

Церебрально-органического происхождения 1,91 + 0,03* 1,81 + 0,03 2,29 + 0,05 2,18 + 0,03 1,96 + 0,02 1,89 + 0,05

Конституционального происхождения 1,99 + 0,07 1,86 + 0,03 2,48 + 0,09 2,32 + 0,08 1,94 + 0,05 2,01 + 0,04

Психогенного происхождения 1,92 + 0,02* 1,91 + 0,07 2,43 + 0,03 2,21 + 0,05 1,94 + 0,02 1,86 + 0,05

Примечание: *р < 0,05 данные достоверны с учетом происхождения задержки психического развития.

и психогенного, церебрально-органического, соматогенного происхождения (2,34 ± 0,06 усл. ед.; 2,16 ± 0,06 усл. ед.; 2,15 ± 0,05 усл. ед.; 2,17 ± ± 0,05 усл. ед.; р < 0,05).

Установлена достоверность различий ИФИ (р < 0,01) в периоде восстановления после выполнения КОП между девочками с ЗПР конституционального и психогенного, церебрально-органического происхождения, а также между девочками с ЗПР конституционального и соматогенного происхождения (р < 0,05).

Состояние перенапряжения регуляторных систем регистрировалось как среди мальчиков, так и среди девочек в период нагрузки КОП, имеющих ЗПР конституционального и церебрально-органического происхождения (7,23 ± 0,19 балла и 7,62 ± ± 0,25 балла и 6,03 ± 0,21 балла и 6,23 ± 0,19 балла соответственно).

Выводы

1. Дети с ЗПР имеют некоторые особенности биологической адаптации, которые характеризуются изначальным функциональным напряжением со стороны сердечно-сосудистой системы, преобладанием симпатического контура регуляции, высоким индексом напряжения и индексом функциональных изменений.

2. Высокая степень напряжения регуляторных механизмов у детей с ЗПР сохраняется на протяжении всего года.

3. Напряжение механизмов регуляции у детей 6 лет с ЗПР обусловлено недостаточной морфо-функциональной зрелостью центральных и периферических регуляторных структур.

4. Особенности биологической адаптации у детей с ЗПР обусловлены тендерными различиями. Наибольший удельный вес детей с высоким уровнем напряжения регуляторных механизмов регистрируется среди мальчиков с ЗПР — 58,5% против 41,5% у девочек.

5. Состояние перенапряжения регуляторных систем организма детей 6 лет, имеющих задержку психического развития, зависит от причин ее происхождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А. Адаптационная медицина и здоровье // Вестн. Уральской мед. академической науки. 2005. № 2. С. 10—18.

2. Аксянова Е.Н., Сырцова М.А. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей 5—7 лет // Гигиена и санитария. 1990. № 4. С. 13—14.

3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.

4. Бабко С.В., Бениова С.Н. Влияние состояния здоровья на адаптационные возможности детского организма // Современная медицина: актуальные вопросы: Сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2014. № 2 (28). С. 39—46.

5. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997.

6. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984.

7. Банникова Л.П. Роль дошкольных образовательных учреждений в формировании здоровья детского населения: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Оренбург, 2007.

8. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: рук. для врачей. В 2 т.. М.: Медицина, 1987.

9. Берсенева А.П. Принципы и методы массовых донозологических обследований с использованием автоматизированных систем: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Киев, 1991.

10. Вельтищев Ю.Е., Каменецкая Э.А., Кисляк Н.С. Справочник по функциональной диагностике в педиатрии. М.: Медицина, 1979.

11. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. М.: Медицина, 1998.

12. Кокшаров А.В. Особенности биологической и социальной адаптации у детей с нарушением зрительной функции в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Оренбург, 2013.

13. Комаров Г. Д. Общие принципы мониторинга здоровья // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: Материалы IX Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2001. Т. II. С. 346—349.

14. Краткосрочная адаптация сердечно-сосудистой системы детей 5—7 лет к умственной нагрузке / А.Н. Шарапов, В.Н. Безобразова, Е.С. Зиненко [и др.] // Физиология человека. 2010. № 3. С. 74—81.

15. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психофизиологических функций человека при действии экстремальных факторов. М., 1982.

16. Опыт использования автоматизированных систем для оценки функциональных особенностей организма. Сообщение II. Показатели вегетативной регуляции у спортсменов различной специализации и уровня работоспособности организма / Э.М. Казин, В. А. Панферов, А. Д. Рифтин [и др.] // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 2. С. 135—140.

17. Подлевских Т.С., Попова И.В., Беляков В.А. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы у детей раннего возраста с различным уровнем адаптации // Педиатрия. 2012. Т. 91. № 1. С. 54—57.

18. Современные аспекты диагностики и алгоритм коррекции уровня здоровья детей школьного возраста: информационное письмо / Н.П. Сетко, Е.В. Кирнасюк, Е.А. Володина [и др.]. Оренбург, 2005.

19. Christiansen M.H., Reali F., Chater N. Biological Adaptations for Functional Features of Language in the Face of Cultural Evolution // Human biology. 2011. Vol. 83, N 2. P. 247—259.

20. Grotevant H.D., McDermott J.M. Adoption: Biological and Social Processes Linked to Adaptation // Annual review of psychology. 2014. Vol. 65. P. 235—265.

21. Green S.A., Turki J., Bejarano P. [et al.] Influence of beta 2-adrenergic receptor genotypes on signal transduction in human airway smooth muscle cells // Am. J. Respir. Cell. Mol. Biol. 1995. Vol. 13. N 1. P. 25—33.

BIOLOGICAL ADAPTATION OF CHILDREN AGED 6 WITH MENTAL RETARDATION

L.P. Bannikova1, M.D. Sebirzyanov2

1 South Ural State Medical University, Ministry of Healthcare of Russia Chelyabinsk, Russian Federation 2CMSCh № 15 FMBA of Russia Snezhinsk, Russian Federation

Annotation. The article presents the features of biological adaptation of children aged 6 with mental retardation (MR), who were followed up during one year in the conditions of a preschool educational institution of compensating type. It was found that children with mental retardation are characterized by original functional tension on the part of the cardiovascular system, by the predominance of sympathetic regulation circuit, by high tension index and by the index of functional changes. The high degree of regulatory mechanisms tension is due to the lack of morphological and functional maturity of the central and peripheral regulatory structures and it is maintained throughout the year. The highest proportion of children with a high tension level is registered among boys with mental retardation — 58.5% against 41.5% in girls. The state of overstrain of the regulatory systems of the organism in children with mental retardation aged 6 depends on the causes of its origin. Key words: children with mental retardation, biological adaptation.

REFERENCES

1. Aghajanian N.A. Adaptation medicine and health.

Vestn. Ural honey. academic science, 2005, no. 2, pp. 10—18.

2. Aksyanova E.N., Syrtsova M.A. Features of a functional state of the cardiovascular system in children 5— 7 years. Hygiene and sanitation, 1990, no. 4, pp. 13—14 (in Russian).

3. Actual problems of delayed diagnosis of mental development of children. Ed. K.S. Lebedinsky. Moscow, Education, 1982 (in Russian).

4. Babko S.V., Beniova S.N. Impact of health on the adaptive capacity of the child's body. Modern medicine: current issues: Sat. Art. Materials XXVII Intern. scientific-practical. Conf. Novosibirsk: Publishing House of the "Seebach", 2014, no. 2 (28), pp. 39—46 (in Russian).

5. Baevsky R.M., Berseneva A.P. Evaluation of adaptive capabilities of the organism, and the risk of disease. Moscow, Medicine, 1997 (in Russian).

6. Baevsky R.M., Kirillov O.I., Kletskin S.Z. Mathematical analysis of heart rate changes during stress. Moscow, Nauka, 1984 (in Russian).

7. Bannikova L.P. The role of the preschool educational institutions in the formation of children's

health: Abstract. Dis. Dr. honey. Sciences. Orenburg, 2007 (in Russian).

8. Belokon N.A., Kuberger M.B. Diseases of the heart and blood vessels in children: hands. for doctors: 2 vol. Moscow, Medicine, 1987 (in Russian).

9. Berseneva A.P. Principles and methods of mass prenosological surveys using automated systems: Cand. Dis. Dr. med. Sciences. Kyiv, 1991 (in Russian).

10. Veltishchev Y.E., Kamenetskaya E.A., Kislyak N.S. Handbook of functional diagnostics in pediatrics. Moscow, Medicine, 1979 (in Russian).

11. Volozhin A.I., Subbotin J.K. Illness and health: two sides of the device. Moscow, Medicine, 1998 (in Russian).

12. Koksharov A.V. Features of the biological and social adaptation of children with impaired visual function in the conditions of preschool educational organizations compensating orientation: Abstract. Dis. Cand. honey. Sciences. Orenburg, 2013 (in Russian).

13.Komarov G.D. General principles of health monitoring of children. Hygienic science and practice at the turn of the XXI century: Proceedings of the IX All-Russia. Congress of hygienists and sanitary inspectors. Moscow, 2001. Vol. II. P. 346—349 (in Russian).

14. Sharapov A.N. [et al.] Short-term adaptation of the cardiovascular system of children 5—7 years old to mental stress. Human Physiology, 2010, no. 3, pp. 74—81 (in Russian).

15. Medvedev V.I. Stability of physiological and psychophysiological functions of man under the influence of extreme factors. Moscow, 1982 (in Russian).

16. Kazin E.M. [et al.] Experience in the use of automated systems to assess the functional characteristics of the organism. Report II. Performance of autonomic regulation of sportsmen of different specialization and level of health of the organism. Human Physiology, 1991, vol. 17, no. 2, pp. 135—140 (in Russian).

17.Podlevskikh T.S., Popov I.V., Belyakov V.A. Functional performance of the cardiovascular system in

young children with different level of adaptation. Pediatrics, 2012, vol. 91, no. 1, pp. 54—57 (in Russian).

18. Setko N.P. [et al.]. Modern aspects of diagnosis and correction algorithm for the health of school-age children level: newsletter. Orenburg, 2005 (in Russian).

19. Christiansen M.H., Reali F., Chater N. Biological Adaptations for Functional Features of Language in the Face of Cultural Evolution. Human biology, 2011, vol. 83, no. 2, pp. 247—259.

20. Grotevant H.D., McDermott J.M. Adoption: Biological and Social Processes Linked to Adaptation. Annual review of psychology, 2014, vol. 65, pp. 235—265.

21. Green S.A. [et al.] Influence of beta 2-adrenergic receptor genotypes on signal transduction in human airway smooth muscle cells. Am. J. Respir. Cell. Mol. Biol., 1995, no. 13, pp. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.