Научная статья на тему 'Половой аспект социально-психологической адаптации детей с младшего дошкольного возраста задержкой психического развития'

Половой аспект социально-психологической адаптации детей с младшего дошкольного возраста задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION FACTORS / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY / GENDER DISTINCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симановский Андрей Эдгарович, Климова Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации детей-дошкольников. Авторы получили богатый эмпирический материал, касающийся различных аспектов адаптационного поведения мальчиков и девочек с задержкой психического развития. С использованием факторного анализа в адаптационном поведении были выделены семь основных факторов. Из них у мальчиков и девочек значимо различались два фактора: эмоционально-волевой лабильности и фактор гибкости к меняющимся условиям. Для объяснения данного явления авторы используют уровневую концепцию социальной адаптации. Выделяется четыре основных уровня адаптации: пространственно-предметный, коммуникативносимбиотический, деятельностно-манипулятивный и социально-символический. Эти уровни различаются ведущими социальными потребностями у индивида и формирующимися на их основе стилями адаптационного поведения. Под влиянием гормонального фона у мальчиков начинает доминировать деятельностно-манипулятивный уровень адаптации, а у девочек первоначально коммуникативно-симбиотический, а затем социально-символический. Подтверждение своей гипотезы авторы статьи находят в исследованиях, в которых показано влияние уровня андрогенов (мужских половых гормонов) на уровень активности, уровень агрессивности и чувствительности к стрессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Симановский Андрей Эдгарович, Климова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Gender Aspect of Social and Psychological Adaptation of Junior Preschool Age Children with Mental Development Delay

In the article the problem of social and psychological adaptation of preschool children is considered. Authors received a rich empirical material concerning various aspects of adaptation behaviour of boys and girls with mental development delay. With use of the factorial analysis in adaptation behaviour seven major factors were allocated. Among them boys and girls have two factors significantly differed: emotional and strong-willed lability and a flexibility factor to the changing conditions. To explain this phenomenon the authors use a level concept of social adaptation. Four main levels of adaptation are allocated: spatial and subject, communicative and symbiotic, activity-manipulative and social-symbolical. These levels differ in leading social requirements of the individual and the styles of adaptation behaviour which are formed on their basis. Under the influence of the hormonal background the activitymanipulative level of adaptation starts to dominate in boys, and in girls at the beginning the communicative-symbiotic, and then socialsymbolical level starts to dominate. The authors of the articleconfirm their hypothesis in researches where influence of the level of androgens (man's gender hormones) on the activity level, the level of aggression and sensitivity is presented.

Текст научной работы на тему «Половой аспект социально-психологической адаптации детей с младшего дошкольного возраста задержкой психического развития»

УДК 376.4

А. Э. Симановский, Т. А. Климова

Половой аспект социально-психологической адаптации детей с младшего дошкольного

возраста задержкой психического развития

В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации детей-дошкольников. Авторы получили богатый эмпирический материал, касающийся различных аспектов адаптационного поведения мальчиков и девочек с задержкой психического развития. С использованием факторного анализа в адаптационном поведении были выделены семь основных факторов. Из них у мальчиков и девочек значимо различались два фактора: эмоционально-волевой лабильности и фактор гибкости к меняющимся условиям. Для объяснения данного явления авторы используют уровневую концепцию социальной адаптации. Выделяется четыре основных уровня адаптации: пространственно-предметный, коммуникативно-симбиотический, деятельностно-манипулятивный и социально-символический. Эти уровни различаются ведущими социальными потребностями у индивида и формирующимися на их основе стилями адаптационного поведения. Под влиянием гормонального фона у мальчиков начинает доминировать деятельностно-манипулятивный уровень адаптации, а у девочек первоначально коммуникативно-симбиотический, а затем социально-символический. Подтверждение своей гипотезы авторы статьи находят в исследованиях, в которых показано влияние уровня андрогенов (мужских половых гормонов) на уровень активности, уровень агрессивности и чувствительности к стрессу.

Ключевые слова: половые различия, социально-психологическая адаптация, факторы адаптации, дети с задержкой психического развития.

A. E. Simanovsky, T. A. Klimova

A Gender Aspect of Social and Psychological Adaptation of Junior Preschool Age Children with Mental Development Delay

In the article the problem of social and psychological adaptation of preschool children is considered. Authors received a rich empirical material concerning various aspects of adaptation behaviour of boys and girls with mental development delay. With use of the factorial analysis in adaptation behaviour seven major factors were allocated. Among them boys and girls have two factors significantly differed: emotional and strong-willed lability and a flexibility factor to the changing conditions. To explain this phenomenon the authors use a level concept of social adaptation. Four main levels of adaptation are allocated: spatial and subject, communicative and symbiotic, activity-manipulative and social-symbolical. These levels differ in leading social requirements of the individual and the styles of adaptation behaviour which are formed on their basis. Under the influence of the hormonal background the activity-manipulative level of adaptation starts to dominate in boys, and in girls at the beginning the communicative-symbiotic, and then social- symbolical level starts to dominate. The authors of the articleconfirm their hypothesis in researches where influence of the level of androgens (man's gender hormones) on the activity level, the level of aggression and sensitivity is presented.

Keywords: gender distinctions, social and psychological adaptation, adaptation factors, children with mental development delay.

Попадая в огромный мир социальных отношений, ребенок сталкивается со сложной системой общественных требований, устоев, порядков. Как правило, первым «помощником» в формировании правильных ориентиров становится дошкольное учреждение. В младшем дошкольном возрасте начинает складываться личность ребенка, поэтому поступление в детский сад и характер адаптации выступают одним из ведущих факторов в ее становлении.

Необходимо учитывать, что пол ребенка влияет на его адаптацию к детскому саду (А. И. Захаров). По мнению А. И. Захарова в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки. В период наиболее интен-

сивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки. Однако половые различия редко учитываются педагогами и психологами при работе с детьми и очевидно требуют более пристального внимания [5].

Поэтому целью нашего исследования было выявление количественные и качественные характеристики социально-психологической адаптации мальчиков и девочек 2,5-4 лет с ЗПР к дошкольному образовательному учреждению.

Для оценки причин, влияющих на течение и тяжесть адаптации детей 2,5-4 лет в ДОУ нами были разработаны две анкеты для родителей детей и педагогов образовательного учреждения.

© Симановский А. Э., Климова Т. А. 2014

Половой аспект социально-психологической адаптации детей с младшего дошкольного возраста задержкой психического развития

Первая анкета позволяла отследить характер социальной адаптации у детей с ЗПР в ДОУ; определить «отрицательные» и «положительные» стороны социальной адаптации для ребенка, сравнить состояние ребенка дома и в д/с, проанализировать особенности взаимоотношений ребенка с разными взрослыми. Вторая анкета выявляла уровень адаптации детей (легкая, средняя и тяжелая).

Для обработки эмпирических данных использовались процентильный метод, методы корреляционного и факторного анализа.

Настоящее исследование проводилось на базе ДОУ комбинированного вида № 185; № 4; № 126; № 78 г. Ярославля. В нем приняло участие 53 ребенка: 22 девочки и 31 мальчик, а также их родители и педагоги.

На основании полученных результатов легкая степень социальной адаптации была выявлена у 80 % детей, средняя степень - у 20 % детей, как у мальчиков, так и у девочек.

На основании использования факторного анализа установлено влияние семи ведущих факторов.

Фактор 1 имеет наибольший вес (14,81 %). Его положительный полюс определяется положительными полюсами переменных: состояние двигательного беспокойства (0,77),характер им-пульсивности(0,73), утомляемость(0,77), способность выполнять задания(0,77), перенос внима-ния(0,75), агрессивность в речи (0,73). Этот фактор может быть идентифицирован как фактор эмоционально-волевой лабильности.

Фактор 2 (информативность 7,91 %). Его положительный полюс определяется положительными полюсами переменных: частота задачи вопросов (0,79), новые способы выполнения задания (0,79), отсутствие невротических реакций (0,72), его отрицательный полюс определяется полюсами переменных: стимулирующее влияние замечаний, неудач (-0,7), состояние звукопроиз-ношения(-0,6). Этот фактор может быть идентифицирован как мотивационный фактор.

Фактор 3 (информативность 6,96 %) положительный полюс определятся положительными полюсами переменных: эмоциональный настрой ребенка во время ухода из ДОУ (0,58 %), конфликтность с детьми (0,68 %), импульсивность реакций (0,56 %), агрессивность ребенка (0,75 %), эмоциональный настрой ребенка во время ухода из ДОУ (0,53 %), отрицательный полюс определяется желанием взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в игровой деятель-

ности (-0,65). Этот фактор может быть идентифицирован как коммуникативный фактор.

Фактор 4 (информативность 6,98 %) положительный полюс определяется следующими переменными: положительный эмоциональный настрой во время прихода в ДОУ(0,75), отсутствие снижения веса (0,78), двигательная расторможен-ность (0,57), отсутствие изменений со стороны желудочно-кишечного тракта в негативную сторону (0,72), отрицательный полюс определяется полюсом переменной благоприятное отношение к приему пищи Этот фактор может быть идентифицирован как психо-соматический фактор.

Фактор 5 (информативность (6,01 %) положительный полюс определяется переменными: вегетативная реакция (0,61), двигательная рас-торможенность (0,5), сформированность культурно-гигиенических навыков (0,66), положительное отношение ко сну (0,63), позитивное отношение к игровой деятельности со сверстниками (0,53), спокойное отношение ребенка к уходу из детского сада (0,57).Этот фактор может быть идентифицирован как фактор гибкости к меняющимся условиями.

Фактор 6 (информативность (5,19 %) положительный полюс определяется переменными: импульсивностью реакций (0,57), спокойствием сна (0,57), отношение ребенка к расставанию с родителями (0,76). Отрицательный полюс определяется стимулирующим влиянием замечаний и неудач (-0,53). Этот фактор может быть идентифицирован как фактор уравновешенности.

Фактор 7 (информативность (4,66 %) положительный полюс определяется переменными: хорошее состояние аппетита(0,7), проявление робости и скованности при взаимодействие (0,64). Отрицательный полюс определяется полюсом переменной наличие инициативности в речи (-0,51). Этот фактор может быть идентифицирован как фактор напряженности.

По итогам факторного анализа данных анкет выявлены различия в процентном соотношении факторов, влияющих на социальную адаптацию детей с ЗПР младшего дошкольного возраста у мальчиков и девочек (половые различия).

Фактор эмоционально-волевой лабильности имеет наибольшую информативность для обоих полов (мальчики - 10,19 %; девочки -12,77 %).

Мотивационный фактор имеет информативность для мальчиков - 9,6 %, тогда как для девочек - 10,28 %.

Коммуникативный фактор обладает для мальчиков информативностью 8,99 %, для девочек - 10 %.

Психо-соматический фактор выражен у мальчиков на 8,86 %, у девочек на 8,63 %.

Фактор гибкости к меняющимся условиям

по информативности у мальчиков значительно ниже выражен, чем у девочек (6,28 % и 8,45 % соответственно).

Фактор уравновешенности по информативности у мальчиков составляет 8,01 %, у девочек -7,38 %.

Фактор напряженности выражен у мальчиков на 5,89 %, у девочек - на 5,62 %.

Отмечено, что существенные различия между мальчиками и девочками с ЗПР проявились по факторам: эмоционально-волевой лабильности (девочки обладают более подвижной нейродина-микой, склонны к более частой смене настроений) и гибкости к меняющимся условиям (девочки быстрее и легче адаптируются к новым условиям, чем мальчики).

Таким образом, наше исследование показало, что существуют небольшие различия в социальной адаптации между мальчиками и девочками. Объяснить данные различия можно исходя из предложенной нами уровневой концепции социальной адаптации [2].

Было выделено четыре уровня социальной адаптации, которые соответствуют четырем уровням социальных потребностей ребенка. Низший социально - психологический уровень адаптации можно назвать пространственно-предметный, так как он предполагает адаптацию к пространственным характеристикам окружающих предметов и объектов. Окружающих людей ребенок, адаптирующийся на этом уровне, воспринимает так же, как и любой неживой предмет вокруг.

Второй уровень адаптации - коммуникатив-но-симбиотический, он предполагает приспособление к действиям других людей и способность выстраивать с ними отношения взаимодействия. При этом ребенок может проявлять активность только по отношению к знакомым ему взрослым. Контакты с незнакомыми людьми ребенок игнорирует, не желая вступать с ними во взаимодействие.

Третий уровень адаптации можно назвать де-ятельностно-манипулятивный, так как он предполагает учет различных условий при реализации предметных действий. Этот уровень предполагает активность субъекта и способность использовать других людей для реализации сво-

их планов. Фактически другие люди для субъекта, адаптирующего на этом уровне, это объекты манипулирования.

Четвертый уровень - социально-символический, он означает способность понимать социальную символику, а значит значение поступков, что, в свою очередь, позволяет предвидеть поступки других людей. Таким образом, главным показателем этого уровня является желание понять смысл поведения окружающих людей.

Согласно нашим предположениям вследствие разного гормонального фона (уровень тестостерона) у мальчиков и девочек складывается разный способ (стиль) приспособления к окружающей среде. При высоком уровне тестостерона у мальчиков снижается чувствительность к стрессу, что, в свою очередь, провоцирует увеличение двигательной активности и повышает склонность к рискованному поведению. Это приводит к доминированию у мальчиков деятельностно-манипулятивного уровня социальной адаптации, который предполагает более агрессивный характер и меньшую чувствительность к переживаниям окружающих людей. При этом он приносит достаточно быстрый успех в достижении поставленных целей, хотя и создает большее количество фрустраций при активном противодействии окружения. Низкий уровень тестостерона у девочек повышает чувствительность к стрессу и формирует более осторожный подход к реализации своих потребностей. Это создает предпосылки для более низкой физической активности девочек, вследствие чего складывается большая зависимость от окружающих, проявляющаяся первоначально в доминировании коммуни-кативно-симбиотического, а затем и социально-символического уровня социальной адаптации, который характеризуется большей гибкостью к меняющимся условиям и лучшей социальной чувствительностью, чем деятельностно-манипуля-тивный стиль.

Безусловно наша гипотеза нуждается в проверке, однако косвенные данные, приводимые другими исследователями [1, 3] свидетельствуют, что при повышении уровня андрогенов у девочек, вследствие наличия у них гормональных заболеваний, приводит «...к мальчишескому поведению, повышенному выброс/ энергии в играх, агрессии». И, напротив, низкий уровень мужского полового гормона у мальчиков «.может привести к некоторой пассивности и неагрессивности» [1].

Проблемы речевого развития глухих школьников после кохлеарной имплантации в возрасте старше 3-х лет

Библиографический список:

1. Кернберг, О. Отношения любви. Норма и патология [Текст] / О. Кернберг. - М. : Класс, 2000. - С. 13-15

2. Симановский, А. Э. Концептуальная модель социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. [Текст]:сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции, 23-24 ноября 2011 г., г. Ярославль // Системогенез учебной и профессиональной деятельности;под ред. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - С. 278-180.

3. Moir, A., Jessel, D. Brain sex: the difference between men and woman. [Text] New York, NY: Carol Publishing Company, 1991.

Bibliograflcheskij spisok:

1. Kernberg, O. Otnoshenija ljubvi. Norma i patologija [Tekst] / O. Kernberg. - M. : Klass, 2000. - s. 13-15

2. Simanovskij, A. Je. Konceptual'naja model' social'noj adaptacii detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja. [Tekst]: sbornik nauchnyh trudov V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 23-24 nojabrja 2011 g., g. Jaroslavl' // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti; pod red. Ju. P. Povarenkova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2011. - s. 278-180.

3. Moir, A., Jessel, D. Brain sex: the difference between men and woman. [Text] New York, NY: Carol Publishing Company, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.