Список литературы /References
1. Самогаева А.Д. Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.m/artide/nMiyame-uшvnya-samootsenki-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-gotovnost-k-shkolnomu-obucheniyu/ (дата обращения: 06.04.2020).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Гиляжева Д.Н. Email: [email protected]
Гиляжева Джамиля Насыровна - кандидат экономических наук, доцент, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», г. Саратов
Аннотация: процесс социализации детей посредством игровой деятельности в определенный период дает положительные и действенные результаты становления ребенка как субъекта социального пространства. Кроме того, игровая деятельность способствует всестороннему развитию детей, их адаптации к меняющимся условиям пребывания, раскрепощению в общении со сверстниками и взрослыми, активизации мышления и воображения. Правильная организация игровой деятельности воспитателем дает заметные результаты, при этом дети с удовольствием принимают все условия игры и активно в них участвуют. Ключевые слова: социализация, игровая деятельность, развитие детей.
SOCIALIZATION OF PUPILS THROUGH PLAY ACTIVITIES
Gilyazheva D.N.
Gilyazheva Dzhamilya Nasyrovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Educator, MUNICIPAL AUTONOMOUS PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION CHILD DEVELOPMENT CENTER-KINDERGARTEN № 123 "PLANETA DETSTVA", SARATOV
Abstract: the process of socialization of children through play activities in a certain period gives positive and effective results of the child's formation as a subject of social space. In addition, play activities contribute to the comprehensive development of children, their adaptation to changing conditions of stay, emancipation in communication with peers and adults, activation of thinking and imagination. Proper organization of play activities by the teacher gives noticeable results, while children are happy to accept all the conditions of the game and actively participate in them.
Keywords: socialization, play activity, children's development.
УДК 373.24
Социализация - процесс, формирующий ценности и нормы, характерные его культуре, навыки поведения, мотивы, то есть все то, что способствует развитию личности.
Л.С. Выготский отмечал «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из деятельности, как из основного источника развитие становится индивидуальным» [1. С. 103].
Прохождение процесса социализации ребенка во многом зависит от его индивидуальных особенностей, психического состояния и типичного настроения, уровня и формы общения и взаимодействия с окружающими. Все это накладывает на степень социализации ребенка и готовности его к социальному пространству. Однако процесс социализации проходит по определенным правилам и имеет свои механизмы [4. С. 477] (табл. 1).
Таблица 1. Механизмы социализации детей дошкольного возраста
№ Механизмы Характеристика
1 Традиционный Заключается в передачи знаний от родителей к детям
2 Институциональный Получение нового опыта происходит через воздействие на человека социальных вторичных институтов
3 Стилизованный Получение новых моделей поведения через влияние субкультуры
4 Рефлексивный Овладение новыми моделями социального поведения через самопознание и самовоспитание
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин рассматривали игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает [5. С. 76].
Совершенно верно отмечают Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, Э.М. Дорофеева, что очень важно создать условия для игры, то есть предоставить детям достаточное время, место и материал (игрушки). Ну и конечно воспитатель должен развивать детскую игру, так как современные дети играть не умеют. Именно в игре развивается личность ребенка, его умственные и физические качества [3. С. 85].
При этом задачами педагога и ожидаемым образовательным результатом в соответствии с инновационной программой дошкольного образования являются [3. С. 85]:
- создавать условия для детских игр (время, место, материал).
- развивать детскую игру.
- помогать детям взаимодействовать в игре.
- не вмешиваться в детскую игру, давая детям проявить себя и свои способности.
Ожидаемый образовательный результат:
- всестороннее развитие детей (физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно- эстетическое);
- развитие детской инициативы.
- развитие умения соблюдать правила.
- развитие умения играть различные роли.
- развитие способности взаимодействовать со сверстниками, договариваться, разрешать конфликты.
Решение задач игровой деятельности дошкольников происходит в таких видах игр: сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, дидактических.
В практической деятельности для организации игровой деятельности с детьми были использованы игры, представленные авторами А.В. Найбауэр и О.В. Куракиной в книге «Мама - рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития» [2].
р азвив аетр ечевую деятельн ость
активизировать познавательные и интеллектуальные способности
коррекция недостатков личностного развития
формирование умения ориентироваться в социальной дей ствительн о сти
проявляет актерские способности, выражать эмоции
учить общаться и взаимодействовать с другими людьми
позволяет усвоить нормы и ценности
Рис. 1. Основные направления социализации детей посредством игровой деятельности
Игровая деятельность является основным направлением социализации детей, содержащее несколько этапов развития и адаптации ребенка к жизненным условиям его пространства. Информация, которую дети впитывают в себя во время игры, разнообразна. Игровую деятельность можно направить на усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, расширения словарного запаса, изучение видов профессий.
Кроме того, игровая деятельность способствует свободному поведению воспитанника и раскрепощению в созданном социальном пространстве, но при этом он учится соблюдать правила игры, корректировать недостатки личностного развития, формировать умения ориентироваться в социальной действительности; проявлять актерские способности, тем самым повышая выразительность речи, владение своим голосом, выражать эмоции, использую мимику лица и жесты; учить свободно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, усвоить нормы и ценности.
В табл. 2 рассмотрены только некоторые игры, которые направлены на социализацию детей, на самом деле их множество разной направленности с обширными задачами.
Так, например, социализация детей посредством овладения лего -конструированием проявляется:
- в развитии трудовой деятельности и практического мышления;
- в содействии развития у детей способностей к техническому творчеству;
- в предоставлении детям возможности творческой самореализации;
- в совершенствовании коммукативных навыков детей при работе в паре и в коллективе;
- в расширении словарного запаса и т.д.
№ ii.ii. Название Задачи
1 «Кошка», «Собачка» Установить доброжелательные отношения в процессе организации игровой деятельности, учить сравнивать одинаковые игрушки разной величины и фонетически обозначать понятие «большая» и «маленькая», привлечь внимание ребенка к игрушке, выявить умение выполнят инструкцию, знакомить детей с домашними животными, развивать моторику рук.
2 «Зайка», «Мишка» Стимулировать у детей тактильные рецепторы ладоней, побуждать манипулировать кубиком по показу воспитателя, побуждать детей к самостоятельности, научить слушать небольшие по объему стихотворения и песни, а также небольшой рассказ с опорой на наглядность, обогащать их представление о диких животных.
3 «Кукла Таня» Стимулировать тактильные рецепторы пальцев рук, развивать воображение, побуждать детей слушать небольшие стихотворения с опорой на иллюстрацию, способствовать развитию активности ребенка, закреплять опыт игрового взаимодействия с куклами, формировать у детей опыт поведения среди сверстников.
4 «Уточка», «Курочка» Закреплять умение у детей пользоваться ложкой, обогащать игровой опыт детей, расширять словарный запас детей существительными на тему «Домашние птицы», побуждать называть и показывать на картинке домашних птиц, учить рассматривать сюжетную картинку, совершенствовать умение слушать и понимать взрослого
5 «Мальчик -Коля» Формировать наглядно-образное мышление у детей, побуждать детей повторять название элементов одежды, продолжать закреплять у детей представление о явлениях природы и об одежде.
6 «Матрешка» Побуждать выполнять действия с предметами, ориентируясь на величину. Продолжать знакомить с предметами различной величины и формы, обогащать словарь детей новыми существительными.
Таким образом, игровая деятельность - это комплекс действий, направленных на формирование и развитие социальных чувств, коллективных навыков, реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности.
Список литературы /References
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. С. 103.
2. Найбауэр А.В., Куракина О.В. Мама - рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития. М: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017. С. 336.
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), испр. и доп. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2019. С. 336.
4. Попова А.Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / А.Д. Попова // Молодой ученый, 2015. № 1 (81). С. 477-479.
5. Эльконин Д.Б. Детская психология. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.