Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста как условие их социально-личностного становления'

Развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста как условие их социально-личностного становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
985
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЯ / SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / COMMUNICATIVE SPHERE OF PERSONALITY / COMMUNICATIVE ACTIVITIES / ACTIVITIES OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серебрякова Т. А., Хворостинина Н. В.

В данной статье отражены результаты эмпирического изучения проблемы коммуникативного развития детей подготовительной к школе группы, возможности оптимизации данного процесса путем реализации в работе с детьми специально разработанной системы мероприятий. Выводы, оформленные по итогам изучения имеющихся в данной области публикаций, подтверждены результатами пилотажного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серебрякова Т. А., Хворостинина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста как условие их социально-личностного становления»

Серебрякова Т.А., Хворостинина Н.В. ©

Доцент, кафедра социальной и организационной психологии Нижегородский государсвенный педагогический университет им. К.Минина; педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 29» Автозаводского р-на г. Нижнего Новгорода

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация

В данной статье отражены результаты эмпирического изучения проблемы коммуникативного развития детей подготовительной к школе группы, возможности оптимизации данного процесса путем реализации в работе с детьми специально разработанной системы мероприятий. Выводы, оформленные по итогам изучения имеющихся в данной области публикаций, подтверждены результатами пилотажного исследования.

Ключевые слова: социально-личностное развитие, коммуникативная сфера личности, коммуникативная деятельность, деятельность общения.

Keywords: social and personal development, communicative sphere of personality, communicative activities, activities of communication.

Являясь существом социальным, человек с первых моментов своей жизни испытывает устойчивую и ярко выраженную потребность в общении, взаимодействии с окружающей его действительностью. При этом, если в первые 1 - 1,5 года жизни данная потребность, в первую очередь, связана с эмоционально-окрашенными контактами как с близкими людьми (ребенок улыбается близким взрослым, обнимает их и т.д.), то уже к концу 2-го года жизни данная потребность трансформируется в стремление к личностному сотрудничеству. Ребенок, по мере взросления, начинает чувствовать, понимать и переживать несправедливость по отношению к себе и окружающим, стремится помочь, проявляя сочувствие и сострадание по отношению к голодной кошке или собаке, негодует, видя сломанное дерево или сорванные и брошенные на клумбу цветы и т.д.

Таким образом, полноценное общение с окружающими людьми (как взрослыми, так и сверстниками) и взаимодействие с предметным миром и миром природы, объективно обусловливают развитие как психических, так и личностных характеристик ребенка.

Не случайно вопросы, касающиеся развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста (коммуникативных умений и навыков, возможностей и способностей) уже длительное время привлекают внимание психологов (работы К.А. Абульхановой-Славской, А. А. Бодалева, Л.Н. Галигузовой, О.И. Зотовой, Я. Л. Коломинского, Т.А. Репиной, А. Г. Рузской и т. д.).

Опираясь на осуществленный нами анализ работ ученых, мы склонны под коммуникацией рассматривать целенаправленное, как непосредственное (так и

опосредованное) и целесообразное взаимодействие двух (или более) субъектов, ориентированное на трансляцию социально-исторического опыта, накопленного

человечеством в процессе своего развития; обмен не только знаниями и умениями, но и переживаниями; побуждение и убеждение взаимодействующих, обеспечивающее

позитивный итог как их общения, так и той деятельности, в рамках которой данное взаимодействие было организовано.

© Серебрякова Т.А., Хворостинина Н.В., 2015 г.

Следуя выводам Г.М. Андреевой [1] и Е.В. Руденского [6], коммуникативную деятельность мы рассматриваем как сложную систему взаимодействий, включающую в себя три ведущих компонента: коммуникативный (предполагающий обмен информацией между общающимися), интерактивный (выступающий регулятором процесса взаимодействия) и перцептивный (обеспечивающий адекватное взаимовосприятие, взаимооценку и самооценку в общении).

Также мы считаем целесообразным отметить, что результативность коммуникативной деятельности, общения во много определяется уровнем развития коммуникативных способностей, - то есть, теми индивидуальными особенностями субъекта, которые обеспечивают эффективное взаимодействие (работы А.А. Бодалева, А.А. Кирдон, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева и т.д.):

• по мнению А.А. Бодалева [2], именно коммуникативные способности обеспечивают успешность контактов;

• с точки зрения А.Н. Леонтьева [4], коммуникативные способности обеспечивают реализацию умений «строить» свое поведение согласно социальным нормам (что, с нашей точки зрения, не может не оказывать влияния на результативность и эффективность любого взаимодействия).

Обобщая результаты исследований А.В. Батаршева, А.А Бодалева, Ю.В. Варданян, А.А. Кирдон, А.А. Медниковой, А. Сиротюк, А.Л. Солдатченко, в качестве важнейших коммуникативных способностей, обеспечивающих эффективность взаимодействия, общения, мы сочли возможным выделить: контактность, невербальную выразительность

(выразительность мимики, пантомимики, жестов), наблюдательность, тактичность, чувствительность, устойчивую потребность в осуществлении контактов, умение организовывать общение (умение слушать и слышать партнера по взаимодействию, эмоционально реагировать, решать конфликтные ситуации). Отнесли мы к

коммуникативным способностям и систему ценностных ориентаций личности.

Как и прочие способности, способности коммуникативные (а значит, - и коммуникативная сфера в целом) в процессе онтогенетического развития подвергается трансформациям (развивается, совершенствуется).

Пристальный интерес ученых вызывают закономерности и механизмы оптимального развития коммуникативной сферы на базовых уровнях онтогенеза, - в раннем и дошкольном детстве (исследования В.Е. Абрамовой, А.А. Бодалева, В. Рахматмаевой, Г.Н. Рошка, Е.О. Смирновой и т.д.). Устойчивый интерес ученых к данной проблематике не случаен. Дети, в силу своей возрастной специфики, постоянно общаются, взаимодействуют с окружающим миром. Это взрослые и сверстники, совместная деятельность с которыми объективно обусловливает включенность ребенка в целую систему межличностных отношений, обеспечивающих ему возможность постигать не только социум, но и себя самого (свои силы и возможности, интересы и потребности). Имеет значение для оптимального развития ребенка и его общение с миром природы, а также контакты с предметным окружением. Ведь развитие психики ребенка, - есть не что иное, как процесс и результат присвоения им культурно-исторического опыта (Л.С. Выготский [3]). «Присвоение» же это объективно может осуществляться лишь в процессе организованных видов деятельности (в том числе, - и деятельности общения). Как отмечает В.С. Мухина [5], общение является не только осознанной деятельность ребенка. Практически с первых месяцев жизни малыша оно приобретает «статус ведущей деятельности», обеспечивающей и обусловливающей успешность его социализации.

Особое значение поиск максимально эффективных механизмов развития коммуникативной сферы имеет, с нашей точки зрения, применительно к детям старшего дошкольного возраста. Не случайно уровень развития коммуникативной сферы детей данной возрастной категории рассматривается как один из важнейших показателей уровня готовности детей к обучению в школе.

Мы также заинтересовались данным аспектом разработки проблемы развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.

В рамках данной публикации мы коснемся результатов экспериментальной разработки и внедрения в практику работы с детьми именно 7-го года жизни программы их коммуникативного развития.

Опираясь на осуществленный нами анализ исследований ученых (работы К.А. Абульхановой-Славской, А. А. Бодалева, Л.Н. Галигузовой, А.В. Запорожца, О.И. Зотовой, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Д.Б.

Эльконина и т.д.), мы считаем важным отметить, что конец дошкольного возраста - это возраст характеризующийся кардинальными изменениями, произошедшими во всех сферах развития ребенка. Ребенок овладел значительным запасом информации об окружающей действительности, при этом приобретенные за период дошкольного детства знания, умения и навыки носят системный характер, обусловливая высокий уровень развития как психических познавательных процессов, так и личностных характеристик.

Какие же трансформации происходят в развитии коммуникативной сферы детей подготовительной к школе группы? Как изменяется общение ребенка со взрослыми и сверстниками, миром предметов и природы?

Осознание ребенком 7-го года жизни своего социального «Я», формирование его внутренней социальной позиции (ребёнок осознаёт себя как личность, как самостоятельного субъекта деятельности и поведения), расширение диапазона его социально-нравственных эмоций и чувств, приводят к объективному усложнению и содержательному обогащению общения ребёнка со взрослыми, что, в первую очередь, находит отражение в трансформациях, происходящих в рамках типичной для старшего дошкольного возраста внеситуативно-познавательной формы общения. Имея уже достаточно емкий диапазон знаний, информации об окружающем мире, умея взаимодействовать с теми предметами и объектами, которые его окружают, ребенок 7-го года жизни испытывает устойчивую потребность проникнуть в сущность предметов, объектов, явлений окружающей действительности, что проявляется в его многочисленных адресованных взрослому вопросах познавательного характера и содержания («Почему?», «Зачем?», «Отчего?» и т.д.). Более того, - это уже не единичные вопросы ребенка о том предмете, или объекте, который вызвал его интерес, а цепочки вопросов, стимулирующие стремление ребенка узнать об этом предмете или объекте как можно больше, установить связи и зависимости, закономерности между этим предметом или объектом и окружающим миром в целом.

Наряду с изменением характера вопросительно-познавательного взаимодействия ребенка со взрослым, фиксируются у детей подготовительной к школе группы и достаточно содержательные рассуждения, высказывания, умозаключения, свидетельствующие о становлении ребенка как субъекта познавательного взаимодействия со взрослым, равноправного партнера этого общения.

Вместе с тем, став более свободным в общении со взрослыми, проявляя инициативу и активность, ребенок 7-го года жизни все еще зависим от авторитета взрослого. Реализуя в своей активной жизнедеятельности значительно расширившийся диапазон знаний и умений, ребенок подготовительной к школе группы испытывает устойчивую потребность действовать правильно (с точки зрения взрослого) и быть хорошим в его глазах, слышать в свой адрес как можно больше поощрений и похвал от взрослого.

Испытывает ребенок 7-го года жизни и потребность быть «как взрослый». Ведь он уже много знает и умеет! Не случайно на этом возрастном этапе дети активно интересуются жизнью взрослых. Ребенка интересуют правила поведения и человеческих отношений, качества личности и причины поступков взрослых, которые необходимо соблюдать в различных социальных ситуациях. При этом ему важно и понять требования взрослых, и утвердиться в своих выводах и умозаключениях. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого, сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём. Реализуя эту свою потребность, ребенок значительно

расширяет круг своих интересов, выходя за рамки конкретного общения со взрослым, результатом чего становится активное развитие у детей этого возраста внеситуативноличностной формы общения со взрослым. Для ребенка становится важно не просто самому оценивать качества и поступки как свои, так и окружающих. Для него становится значимым совпадение его собственного отношения к тем или иным событиям с отношением и оценкой происходящего взрослым. Общность своих собственных взглядов и оценок с оценками взрослого является для ребенка показателем их правильности!!!

Существенные изменения происходят к концу дошкольного возраста и в отношениях, общении между детьми. Как и в общении со взрослыми, в общении детей седьмого года жизни со своими сверстниками доминируют личностные мотивы, значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Особое значение при организации контактов со сверстниками приобретает интерес к сверстнику как к самоценной личности. Ребенок подготовительной к школе группы активно сопереживает как успехам, так и неудачам сверстников; достаточно часто (даже вопреки правилам игры) стремится помочь сверстнику, подсказать ему правильный ход и т.д.; стремится активно защищать товарища и т.д.

Появляется у детей 7-го года жизни и способность замечать желания, предпочтения, настроения партнера по общению. С такого внимания к своим сверстникам, с заботы о них начинается у детей 7-го года жизни дружба. Дети подготовительной к школе группы предпочитают и играть, и сидеть рядом за столом, и гулять, и заботиться, в первую очередь, о своих друзьях, что приводит к возникновению устойчивой избирательности в контактах между детьми.

Если же говорить о специфике общения детей подготовительной к школе группы с предметным миром и миром природы, то изменившийся «запас» и уровень знаний детей 7-го года жизни об окружающем мире трансформирует характер познавательного к нему отношения, что не может не сказаться на взаимодействии с ним. Любознательность и зачатки собственно познавательного интереса стимулируют ребенка подготовительной к школе группы к активному самостоятельному познанию мира предметов, что тесно связано с потребностью ребенка устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, проникая в сущностные характеристики тех предметов, с которыми приходится взаимодействовать.

Учитывая выше изложенное, в качестве базовых параметров оценки уровня развития коммуникативной сферы детей 7-го года жизни мы выделили: эмоциональный фон общения; вербальные и невербальные средства общения; конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми; культура общения; доминирующая форма общения со взрослыми; доминирующая форма общения с сверстниками; владение диалогической речью.

Базовым методом диагностики, мы определили стандартизированное наблюдение, которое мы осуществляли в рамках различных видов детской деятельности (режимные моменты, непосредственная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, прогулка).

По итогам наблюдения нами получены следующие результаты:

- Высокий уровень развития коммуникативной сферы продемонстрировали 45% детей. Для данных детей в общении с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками) типичным является проявление устойчивых положительных эмоций (радость, веселье, удовольствие). Они активно владеют вербальными (речь) и невербальными (жесты, мимика, пантомимика) средствами общения; легко устанавливает продуктивные речевые контакты с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками). При этом речь, мимика, пантомимика детей весьма выразительны. Данные дети хорошо знают и активно используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими (общение организуют учитывая и характер ситуации общения, и особенности партнеров по общению; стремятся самостоятельно решать конфликтные ситуации; умеют договариваться, изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации взаимодействия; самостоятельно выбирают и успешно используют способы эффективного взаимодействия с

окружающими с учетом их эмоционального и физического состояния; учитывают влияние своих поступков на состояние других людей; уважительно относятся ко взрослым и доброжелательно к сверстникам). Дети хорошо знают и систематически соблюдают правила культуры общения как со взрослыми, так и со сверстниками; они вежливы, обходительны, стремятся выражать благодарность за проявленное по отношению к ним внимание, помощь, сочувствие и т.д. В общении со взрослым у них доминирует внеситуативно-личностная форма общения. На фоне сохранения устойчивой потребности в получении от взрослого знаний, информации о мире, все более актуальной для детей становится потребность в получении информации социального характера (ребенок ведет со взрослым разговоры на личные темы, стремиться к пониманию с его стороны, пытается найти с ним компромиссы для решения возникающих проблем и т.д.). В общении со сверстниками для данных детей характерна внеситуативно-деловая форма общения. При этом дети активно проявляют устойчивую потребность в сотрудничестве со сверстниками, умеют договариваться с ними в совместной деятельности, ставить и достигать общие цели, понимают и учитывают интересы и особенности сверстников. В детском коллективе данные дети имеют положительный социальный статус.

- Средний уровень развития коммуникативной сферы зафиксирован у 50% детей. В общении с окружающими взрослыми и сверстниками данные дети ярких эмоций, как и активности в плане организации контактов с окружающими (взрослыми и сверстниками) не проявляют. Дети могут устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, активно при этом используя речевые средства общения, знают способы конструктивного общения с окружающими, но не всегда их используют. В процессе общения ими учитываются лишь некоторые, наиболее ярко проявляющиеся, особенности партнеров по общению. Данные дети предпринимают попытки самостоятельно разрешить конфликтные ситуации, пытаясь договориться со сверстником. Однако используемый ими стиль общения не всегда соответствует ситуации взаимодействия. Дети знают и, как правило, выполняют правила общения с окружающими взрослыми и сверстниками, как правило, они вежливы. Однако договориться со сверстниками в спорной ситуации у данных детей получается не всегда, а в ситуации конфликта они обращаются за помощью к взрослому. В общении со взрослым у этих детей доминирует внеситуативно-познавательная форма. Ведущей потребностью при организации взаимодействия является познание окружающего мира (взрослый рассматривается ребенком как источник знаний, интересной информации о мире), а средством общения со взрослым выступают вопросы познавательного характера и направленности («зачем?», «почему?»). Внеситуативно-личностная форма общения со взрослым у данных детей находится в зачаточном состоянии. В общении со сверстниками у этих детей преобладает ситуативно-деловая форма. Они проявляют потребность в совместных со сверстниками действиях. При этом сверстник интересен не только как участник игр, но и как тот, с кем можно сравнить свои достижения. Не случайно в общении со сверстниками у данных детей нередко ярко выражены конкурентные мотивы (взаимодействуя ребенок не всегда согласовывает свое поведение с поведением других детей, не стремится договориться с ними, оказать помощь).

- Низкий уровень развития коммуникативной сферы выявлен у 5% детей. При общении с окружающими взрослыми и сверстниками данные дети проявляют устойчивые отрицательные эмоции (гнев, страх, тревогу, раздражение). Они затрудняются в использовании как вербальных, так и невербальных средств общения. Наиболее успешно данные дети общаются в привычной для него обстановке. Дети не владеют средствами и способами конструктивного взаимодействия с окружающими; учитывать особенности партнеров по общению и характер ситуации общения не стремятся; в случае возникновения конфликтных ситуаций сами их разрешать не пытаются (прибегают к помощи взрослого или используют неконструктивные способы их решения). Стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации не меняют; уважительное отношение к взрослым и доброжелательное к сверстникам проявлять не стремятся. Дети знают основные правила

культуры общения, но часто их нарушают, подчиняясь своим потребностям, желаниям. Согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению также не стремятся. Организуя взаимодействие с окружающими нуждаются в жестком контроле со стороны взрослого. Затрудняются в объективной и адекватной самостоятельной оценке выполнения правил общения с окружающими. У данных детей преобладает ситуативно-деловая форма взаимодействия со взрослыми, а ведущая потребность общения - сотрудничество со взрослым. Для общения со сверстниками также типична ситуативно-деловая форма на фоне индеферентно-доброжелательного отношения к ним. Навыки сотрудничества при выполнении совместного со сверстниками дела развиты слабо. Помощь другим детям не оказывают; в общении ярко выражены конкурентные мотивы.

Полученные нами экспериментальные данные позволяют констатировать тот факт, что большинство детей (к ним мы отнесли детей, со средним и низким уровнем коммуникативного развития) не в полной мере реализуют свои потенциальные возможности общения и не всегда способны установить эффективные и конструктивные контакты с окружающими (как со сверстниками, так и со взрослыми). Их коммуникативная сфера требует значительной корректировки.

Оптимизировать процесс коммуникативного развития детей, на наш взгляд, позволит разработка и целенаправленная, планомерная реализация в практике работы с детьми программы психолого-педагогических мероприятий, ориентированных на формирование системы доступных для усвоения детьми 7-го года жизни:

• знаний, касающихся эффективной организации общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, предметным миром и миром природы;

• умений и навыков общения, а также

• развитие коммуникативных способностей детей.

Данные целевые ориентиры нашли отражение при формулировке задач как перспективного плана, так и плана календарно-тематического.

В качестве примера приводим фрагмент планирования работы с детьми подготовительной к школе группы на 1 квартал (Таблица 1).

Таблица 1

Фрагмент плана работы с детьми 7-го года жизни по оптимизации процесса их

коммуникативного развития

Месяц Задачи Формы работы с детьми

Подгрупповая Групповая

Декабрь 1. Обогащать опыт внеситуативно-личностного общения детей со взрослыми. 2. Продолжать учить детей, используя правила культуры общения, оценивать поведение и поступки (как свои, так и окружающих). 3 .Продолжать учить детей использовать разнообразные невербальные средства общения (мимику, пантомимику, жесты). Работа со сказкой «Как незабудка не смогла подружиться» (О. Г авриченко) Цель: Способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми; учить их понимать влияние совершаемых поступков на эмоциональное состояние окружающих. Упражнение «Цветок Мудрости» Цель: Расширять представления детей о Игра «Паровозик» Цель: Совершенствовать умение детей свободно вступать в речевой диалог; формировать у детей привычку использовать правила культурного общения (обращаться по имени, обращаясь к другому использовать вежливые слова, внимательно друг друга слушать и пр.). Беседа «На кого из взрослых я хочу

человеческих взаимоотношениях, анализируя мудрое высказывание «На вкус и цвет товарищей нет»

Игра «Я люблю свою семью, потому

что...»

Цель: Способствовать осознанию детьми важности и ценности семейных отношений; развивать умение детей выражать свои чувства по отношению к родным.

Работа со сказкой «Смелый

Бобердулик» (И.

Орлова)

Цель. Способствовать осознанию детьми важности соблюдения правил культурного общения, а также смелости и

бескорыстного отношения к

окружающим.

Проигрывание ситуации «Как белки и зайчонок

извинились перед бобренком за свое поведение» (по

мотивам отрывка из сказки «Смелый Бобердулик» (И.

Орлова)

Цел ь: Упр ажнять

детей в использование правил культурного общения (уметь

извиниться, если не прав используя

вежливые слова).

Упражнение «Цветок Мудрости»

Цель: Расширять

представления детей о взаимоотношениях между людьми,

анализируя мудрое

быть похожим» Цель:

Способствовать осознанию детьми значимости общения с близкими

взрослыми.

Рисование на тему «Нарисуем любимых взрослых в виде цветов»

Цель:

Способствовать осознанию детьми важности и ценности своей семьи.

«Рассказ о родных» (на основе

выполнения детьми домашнего задания)

Цель: Обогащать

опыт внеситуативноличностного общения детей со взрослым; закреплять знание детьми правил

культурного общения с окружающими.

высказывание «Счастливым быть -никому не досадить». Игра «Телеграмма» Цель: Развивать у детей чувство общности, способность быть внимательными друг к другу; обогащать опыт тактильного взаимодействия со сверстниками.

Январь 1. Учить детей самостоятельно объединяться в подгруппы для организации совместной деятельности, согласовывать свои действия со сверстниками, адекватно оценивать результаты своей, совместной с другими детьми, деятельности. 2. Продолжать развивать у детей умение «строить» диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, высказывать свои мысли, мнения и т.д.), пользуясь при этом языковыми средствами, соответствующими ситуации общения. 3. Формировать у детей привычку проявлять по отношению к сверстникам доброжелательность, готовность к общению и сотрудничеству. Упражнение «Все вместе!» Цель: Совершенствовать умение детей в процессе сотрудничества со сверстниками, планировать свою деятельность. Упражнение «Ты мне нравишься» Цель: Продолжать развивать у детей чувство общности со сверстниками; совершенствовать умение детей посредством речи выражать свои мысли и чувства по отношению к сверстникам. Упражнение «Цветок Мудрости» Цель: Расширять представления детей о взаимоотношениях между людьми, анализируя мудрое высказывание «Учись доброму, так и худое на ум не пойдет». Прослушивание песни на стихи М. Пляцковского «Настоящий друг». Беседа «Что такое дружба?» Цель: Расширять Рисование «Моя мама похожа ...» Цель: Способствовать осознанию детьми значения мамы в жизни каждого человека; развивать у детей образное мышление. Упражнение «Небоскреб» Цель: Формировать у детей социальное доверие, чувство принадлежности к группе, общности, сплоченности. Игра «Построй башню» (в парах) Цель: Совершенствовать умение детей сотрудничать со своими сверстниками; обогащать опыт тактильного взаимодействия детей.

представления детей о том, что такое «дружба». Упражнение «Цветок Мудрости» Цель: Расширять представления детей о человеческих взаимоотношения в процессе анализа мудрого высказывания «Один в поле не воин».

Февраль 1 .Продолжать учить детей использовать разнообразные вербальные и невербальные средства общения. 2. Продолжать развивать способность детей учитывать влияние своих поступков на состояние окружающих людей. 3. Побуждать детей к самостоятельному разрешению возникающих конфликтных ситуаций. Беседа «Какие чувства помогают или мешают общаться?» Цель: Помочь детям осознать влияние негативных эмоций на общение в коллективе. Упражнение «Цветок Мудрости» Цель: Расширять представления детей о человеческих взаимоотношения посредством анализа мудрого высказывания «Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь» Чтение стихотворения «Обида» Цель: Формировать способность детей адекватно оценивать негативные поступки, связанные с проявлением чувства обиды; закрепить знание детьми разных способов примирения; развивать у детей потребность пользоваться этими правилами в повседневной жизни и общении с окружающими. История мальчика Темы Цель: Формировать у Игра «Зеркало» (в парах) Цель: Развивать способность детей действовать согласованно, используя при этом невербальные средства общения (мимика, пантомимика, жесты). Упражнение «Выразительные движения» Цель: Совершенствовать выразительные движения детей (мимические, жесты, позы). Упражнение «Повтори узор» (коллективная аппликация) Цель: Совершенствовать способность детей договариваться со сверстниками, уступать друг другу, работать сообща. Игра «Сердитый котенок» (в парах) Цель: Учить детей, используя средства вербальной и невербальной выразительности, оказывать поддержку своим сверстникам, а

детей способность адекватно оценивать негативные поступки, связанные с

проявлением чувства обиды.

Проигрывание

ситуации

Цель: Учить детей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

посредством речи выражать свои

негативные эмоции и чувства (обида,

огорчение, гнев)

Упражнение «Цветок Мудрости»

Цель: Расширять

представления детей о человеческих взаимоотношениях посредством анализа мудрого высказывания «Всякая ссора красна миром».

Игра «Я хочу

подружиться»

Цель: Формировать

дружеские

взаимоотношения в детском коллективе, привычку проявлять внимание по

отношению к своим сверстникам.

Упражнение «Цветок Мудрости» Цель: Расширять

представления детей о человеческих взаимоотношениях, анализируя мудрое высказывание «Крепкую дружбу и топором не

разрубишь».

негативные чувства выражать в

безопасной для

окружающих форме.

Обращаясь к приведенному нами фрагменту плана, мы считаем необходимым обратить внимание на принцип интеграции видов и форм деятельности, который нами взят за основу планирования. С нашей точки зрения, именно интеграция как различных видов и форм детской деятельности (проигрывание ситуаций, беседы, игровые упражнения и т.д.), так и деятельности педагога-психолога, организующего подгрупповую работу с детьми и воспитателя, осуществляющего работу фронтальную (при этом педагог-психолог и

воспитатель ориентированы на реализацию единого спектра целей и задач, что способствует усвоению детьми знаний, умений и навыков) обеспечит позитивный эффект реализации разработанной нами программы.

По итогам реализации спроектированной нами системы мероприятий, мы провели повторное мониторинговое исследование.

Сравнительные данные, отражающие уровень развития коммуникативной сферы детей на начало и конец эксперимента нами представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Количественные показатели изучения уровня развития коммуникативной сферы детей подготовительной к школе группы по итогам первичной и итоговой диагностики

Показатели Уровни

Высокий (%) Средний (%) Низкий (%)

Первичн диагн. Итог. диагн. Первичн диагн. Итог. диагн. Первичн диагн. Итог. диагн.

Эмоциональный фон общения 41 77 50 23 9 -

Вербальные и неверб. средства общения 36 77 59 23 5 -

Конструктивные способы взаимодействия с окружающими 41 50 45 41 14 9

Культура общения 32 59 59 36 9 5

Форма общения со взрослыми 32 59 59 36 9 5

Форма общения со сверстниками 54 54 32 41 14 5

Владение диалогической речью 50 59 41 32 9 9

Из приведенных в Таблице 2 данных, мы видим, что положительная динамика наблюдается у детей почти по каждому из диагностируемых параметров коммуникативной сферы.

При этом наиболее высокие результаты дети показали в развитии вербальных и невербальных средств общения. По результатам итоговой диагностики на высоком уровне данный критерий развит у 77% обследуемых детей (по сравнению с данными констатирующего эксперимента этот показатель вырос на 41%). Положительная динамика наблюдается по всем уровням развития. Так, если на этапе констатирующего исследования с низким уровнем развития вербальных и невербальных фиксировалось 5% детей, то по итогам контрольного эксперимента их не выявлено.

Произошел значительный сдвиг и в эмоциональном фоне общения детей с окружающими. На этапе контрольного эксперимента у 77% исследуемых детей наблюдается доминирование устойчивых положительных эмоций при взаимодействии с окружающими (по сравнению с 41% по итогам первичного исследования). И если до начала реализации развивающей программы 9% детей активно проявляли в общении с окружающими негативные эмоции (гнев, обида, страх, грусть, тревога), по итогам ее реализации таких детей не выявлено.

Значительно выросли такие показатели развития коммуникативной сферы детей, как культура общения и общение со взрослыми. Если на этапе констатации детей с высоким уровнем развития данных параметров было 32%, то по итогам контрольного мониторинга их количество увеличилось до 59%.

На 9% увеличилось и количество детей на высоком уровне владеющих диалогической речью. К концу года, детей принимающих активное участие в групповой беседе, способных

поддержать общую тему разговора, свободно разворачивающих ролевой диалог в игре составило 59% (по сравнению с 50% по итогам констатирующего исследования).

Значительно изменились данные и по такому параметру, как умение выстраивать эффективные взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что высокий уровень развития по этому показателю в процентном выражении остался неизменным по сравнению с данными констатирующего исследования - 54% детей, однако произошли кардинальные изменения в количестве детей с низким уровнем развития данного критерия. Если по итогам констатации их было 14%, то контрольный мониторинг показал снижение их количества на 9% (до 5%). Данные дети перешли на средний уровень развития умения общаться со сверстниками.

Положительная динамика наблюдается и в развитии конструктивных способов взаимодействия с окружающими. Итоговая диагностика показала, что количество детей с высоким уровнем развития данного параметра увеличилось на 9% (с 41% по итогам констатации до 50% на момент итогового мониторинга).

Представленные нами диагностические данные, их количественный и качественный анализ, позволяют говорить о позитивном влиянии разработанной и реализованной нами в реальной практике работы с детьми развивающей программы оптимизации уровня развития коммуникативной сферы детей.

Перспективой нашей деятельности мы видим проектирование системы мероприятий с педагогами и родителями воспитанников. Целью данной деятельности мы определяем повышение уровня психолого-педагогической компетентности тех взрослых, общение с которыми объективно влияет на развитие коммуникативной сферы детей.

Не меньшее значение, с нашей точки зрения, имеет и модификация предметноразвивающего пространства, его ориентация на стимуляцию коммуникативной активности каждого ребенка.

Литература

1. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987. - 247 с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М. , 1995. - 328 с

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АНП РСФСР, 1956. -427 с.

4. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии. / А. А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. - Л., Воронеж, 2001. - 447 с.

5. Мухина В.С. Психология дошкольника.- М., 1975. - 239 с.

6. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.