ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© Жданова Н.Н.* *, Лащенко Н.Д.*
Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Ромашка», Белгородская область, п. Прохоровка Педагогический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород
В статье представлено содержание работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Приведены примеры комплексно-тематического подхода к организации воспитания культуры поведения у старших дошкольников (принцип интеграции образовательных областей, игровое построение всего образовательно-воспитательного процесса, совместная организация деятельности взрослого и ребёнка, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников).
Статья адресована воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова культура поведения дошкольников, комплекснотематическое построение образовательного процесса, интеграция образовательного процесса.
Воспитание культуры поведения у детей происходит в течение всего пребывания дошкольников в детском саду, в разные режимные моменты, в непосредственной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и т.д.), мероприятиях (групповых, межгрупповых, общесадовских), в самостоятельной деятельности детей и работе педагогов с родителями и т.д.
Комплексно-тематический подход к организации воспитания культуры поведения у дошкольников наиболее эффективно применяется тогда, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход.
К концу старшего дошкольного возраста у детей должно быть сформировано следующее интегративное качество «Способный управлять своим
* Воспитатель Детского сада общеразвивающего вида N° 1 «Ромашка».
* Кафедра Дошкольной педагогики и психологии Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета.
176
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» [1]. Данное интегративное качество характеризуется следующими критериями:
- проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять;
- если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет;
- понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;
- может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать сваи поступки и поступки сверстников;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице;
- в повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взросло пользуется «вежливыми» словами [1].
Согласно принципу интеграции, реализуемом в комплексно-тематическом подходе к организации образовательного процесса, воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста осуществляется во всех образовательных областях. Более подробно задачи воспитания культуры поведения, решаемые в образовательных областях представлены в табл. 1.
Таблица 1
Задачи воспитания культуры поведения у старших дошкольников в образовательных областях
№ п/п Образовательная область Задачи воспитания культуры поведения
1. Здоровье Воспитывать культурно-гигиенические навыки: - формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; - самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком; - закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно заправлять постель; - продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
2. Физическая культура - во время спортивных игр, физических упражнений соблюдать нравственные нормы и правила; - приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь для физических упражнений, убирать его на место.
Теория и методика дошкольного образования
177
Продолжение табл. 1
№ п/п Образовательная область Задачи воспитания культуры поведения
3. Социализация Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным): - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия; - воспитывать уважительное отношение к окружающим; - учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; - формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость; - воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; - продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.); - формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. В игровой деятельности: - налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т.д.; - самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры; - продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; - воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками; - закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх. В трудовой деятельности: - воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; - добросовестно выполнять трудовые поручения; - воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; - развивать у детей желание помогать друг другу.
4. Безопасность - закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду; - закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми; - закреплять правила поведения в общественном транспорте; - формировать навыки культуры поведения в природе.
5. Познание - продолжать развивать умение работать коллективно, - договариваться; - помогать друг другу при необходимости.
6. Коммуникация Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи.
7. Чтение художественной литературы - учить правильно воспринимать и оценивать содержание литературных произведений; - формировать представления о нравственных, моральных, этических поступках.
178
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Продолжение табл. 1
№ п/п Образовательная область Задачи воспитания культуры поведения
8. Художественное творчество Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества.
9. Музыка - развивать способности эмоционально воспринимать содержательную сторону музыкальных произведений; - воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли).
Реализуя интегративный подход при решении задач по воспитанию культуры поведения в разных образовательных областях, педагог знакомит дошкольников с правилами культуры поведения и общения в детском саду: обращаться к воспитателю по имени и отчеству, на «вы», здороваться, прощаться, использовать вежливые обороты речи. Дети упражняются в выполнении правил культуры поведения путем участия в практических ситуациях (встречаем гостя, предлагаем свою помощь), в игровых ситуациях, имитирующих разные жизненные обстоятельства (нужно понять, помочь, простить и т.д.), в инсценировках с игрушками, конструктивной деятельности, дети демонстрируют формы культурного поведения, оказывают практическую помощь героям («Почему обиделся?», «Какие добрые слова надо бабушке?» и прочее), в условных ситуациях оценивают поступки героев («Правильно ли поступил?», Что ему нужно было сделать?»).
Комплексно-тематическое построение образовательного процесса дает возможность педагогам значительное время отводить игровой деятельности детей на протяжении всего пребывания детей в детском саду. Поэтому одним их важных педагогических условий воспитания культуры поведения остается игровое построение всего образовательно-воспитательного процесса в детском саду.
В игровой деятельности воспитатель выступает носителем культуры поведения и ненавязчиво в обстановке игры своим примером показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета принять в игру всех желающих и т.д.
Игра дает возможность ребенку соблюдать этические нормы при общении со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса. В игровой деятельности ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых компонентов культуры поведения.
Комплексно-тематическое построение образовательного процесса позволяет реализовывать программные задачи по воспитанию культуры пове-
Теория и методика дошкольного образования
179
дения в совместной деятельности взрослого и ребёнка, а так же в самостоятельной деятельности детей.
При планировании совместной деятельности взрослого и детей выделяются следующие блоки: ежедневная организация непосредственной образовательной деятельности по воспитанию культуры поведения у детей; совместная деятельность в режимных моментах; индивидуальная работа с детьми.
В совместной деятельности со взрослыми дети знакомятся с миром людей и отношениями, доступными для их понимания, переживаниями и проблемами людей (взрослых и сверстников), с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей, независимо от возраста и пола. Они начинают осознавать смысл социальных, культурных норм поведения и отношений людей в обществе. Так постепенно формируются социально-ценностные ориентации детей, понятия о гуманном и негуманном поведении, умение замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям, желание участвовать в гуманистически направленной деятельности.
Таким образом, воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях комплексно-тематическое построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет использовать интегративный подход, строить образовательно-воспитательный процесс в игровой деятельности, создавать условия для организации совместной деятельности детей со взрослыми и самостоятельной деятельности.
Список литературы:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
© Имашева У.А.*
Средняя общеобразовательная школа поселка Волжский, Астраханская область, п. Волжский
Статья посвящена результатам исследований по художественнотворческому развитию личности дошкольника средствами искусства.
Воспитатель.