СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»
Д.Б. БЕЛИНСКАЯ,
кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России, психолог Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 Департамента образования г. Москвы
19.00.06 - Юридическая психология;
14.01.27 - наркология [email protected]
Аннотация. На систему отношений молодежи к социальному окружению влияет отношение к своей семье, отношение к себе, своей матери, своему окружению. Курсанты четвертого курса, психологического факультета Московского университета МВД России участвовали в эксперименте в КИГМ №23; провели психодиагностику с учащимися колледжа (в возрасте 16-21 года), среди которых 265 —детей сирот и 107 инвалидов. После проведенного диагностического исследования на каждого респондента была составлена профессиограмма. Психокорекционная помощь студентам колледжа заключалась в формировании навыков самостоятельного мышления, навыка брать ответственность на себя, возможность видеть себя профессионально значимым человеком в условиях трудовой деятельности, где труд выступает очень хорошим регулятором человеческих взаимоотношений.
Ключевые слова: профессиограмма, самостоятельное мышление, ответственность, эмоциональное спокойствие, девиантное поведение, социализация личности, осознание профессиональных намерений.
THE SOCIALIZATION DURING THE PROCESS OF THE PROFESSIONAL TRAININGS FOR THE ADOLESCENTS OF «THE RISK GROUP»
D.B. BELINSKAYA,
candidate biologic science, the senior lecturer of chair of legal psychology of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the psychologist of College of the industry of hospitality and managemen
№23 Departments of formation of a city of Moscow
Annotation. The attitude towards the families of the adolescents, attitude towards themselves, their mothers and surroundings are influence on the system of relations of young people to the social environment. Fourth-year cqadets of the Psychological Department of Moscow State University Russian Interior Ministry took part in the experiment in KIGM № 23. The cadets held the psychodiagnostic with the students of college (age 16-21 years), including 265 orphan children and 107 people with disabilities. After the diagnostic research for each respondent the professiograme was drawn. The psichokorektsionnaya aid to the students of college is to develop skills of independent thinking and skill to take responsibility, the ability to see themselves in a professional meaningful person in employment where labor stands as a very good regulator of a human relatinships.
Keywords: professiograme, independent thinking, responsibility, emotional calmness, deviant behavior, socialization of the individual, the perception of the professional intentions.
На систему отношений молодежи к социальному окружению влияет отношение к своей семье, отношение к себе, своей матери, своему окружению. Курсанты четвертого курса, психологического факультета Московского университета МВД России, используя полученные знания по психологии общения, психодиагностике, возрастной психологии, психологии социальной работы и психологии труда, помогли сформировать поведенческую деятельность студентов колледжа в конфликтной ситуации, а так же помогли им социализироваться и самовыразить-
ся. Основной контингент участников эксперимента — это сироты, инвалиды, учащиеся «группы риска».
Исследуя личность учащихся колледжа, были про-диагностированы: интеллект, эмоциональная сфера, механизмы психологической защиты и склонность к психическим заболеваниям, конфликтам, как вну-триличностным так и социальным, иные особенности, влияющие на процесс социализации личности в обществе. Итогом такой масштабной работы стал психологический портрет и профессиограммы участников эксперимента; при этом все время перед ис-
следователями стоял вопрос: « Насколько на их поведенческую деятельность влияют гены, а насколько повлияла среда воспитания, проживания?». К сожалению, исчерпывающего ответа в настоящее время на него не может дать ни наука, ни практика.
Следующая проблема, которая стала одной из актуальных: «Действительно ли существует возможность что-то изменить и помочь учащемуся адаптироваться в социальной среде и научиться управлять конфликтными ситуациями?» На который также не был получен ответ.
Учащиеся колледжа, в котором и по сей день проводится эксперимент, находятся в возрастном диапазоне от 16 до 21 года, часть из которых — сироты, проживающие в общежитии, а часть — инвалиды. Это еще более усложнило поставленную исследовательскую задачу, так как курсанты четвертого курса также находятся в данной возрастной группе (от 19 до 20 лет). Выход из сложившейся ситуации был найден следующий: курсанты московского университета МВД России приходили и проводили все занятия в форме. Именно таким образом удалось добиться статусной значимости курсантов, а учащиеся, в свою очередь, вырабатывали позитивное отношение к людям в погонах.
Из 1010 учащихся колледжа 265 детей—сирот и 107 детей — инвалидов, а так же основная масса учащихся до 67%, — дети группы «социального риска». Трудность работы с ними психологов, воспитателей, социальных педагогов заключается в том, что их родители не только живы, но и лишены родительских прав. Это мешает процессу социализации молодого человека, учащегося нашего колледжа. Создается в воспитательном процессе «иллюзия семьи», которая мешает адекватно воспринимать и реагировать на реальную ситуацию произошедшего. Например: как объяснить студенту, что выпивать это плохо, если его мать и отец пьет?; как объяснить студенту, что надо хорошо учиться, чтобы потом работать, если его родители нигде не работают и ведут праздный образ жизни? Осуждая поведение родителей, мы можем вызвать агрессию, непонимание.
Перед исследователями (психологами социальными работниками, курсантами Московского университета МВД России) была поставлена задача в течении трех лет разработать программу, которая помогла бы участникам эксперимента социализироваться в современных условиях и не повторить ошибок своих родителей.
Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявление социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в этом возрасте. Воспринимая интересы, взгляды окружающих, они выбирают, впитывают в дальнейшем набранный опыт и руководствуются им. Когда молодой человек занят саморазвитием, рядом с ним должен быть человек, которого он считает взрослым. Взрослый не по воз-
расту, а умеющий нести ответственность за свои поступки, рационально рассуждать, обходить острые конфликтные ситуации. Начиная с детского возраста, эмоциональная стабильность взрослого просто необходима для ребенка, не важно, кем он является — родителем, близким человеком, воспитателем, учителем или просто авторитетным лицом. Спокойствие взрослого, уверенного в себе человека, умеющего объяснить свои ошибки, промахи дает внутреннюю уверенность, обеспечивает ребенку, подростку, молодому человеку чувство защищенности и эмоциональной безопасности, которое необходимо для физического и психического роста.
Формируя экспериментальные группы учащихся колледжа города с девиантным поведением, перед нами стояла задача найти взрослых, которые обладали бы основным качеством характера — эмоциональным спокойствием, которое помогло бы взрослому и учащемуся не включаться в реактивный конфликт. Поэтому при подборе преподавателей, мастеров, воспитателей, использовались диагностические методики (Миннесотский многомерный личностный опросник ММР1, механизмы психологической защиты ( Плут-чик, Романова), методика « Самооценка эмоциональных состояний», личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор), проективные методики: «Красная шапочка» (Э. Берна), «Солнце», «Аленький цветочек», «Герой из сказки», «Волк и семеро козлят».
Эмоциональное спокойствие, стабильное поведение взрослого дает молодому человеку внутреннюю уверенность, чувство защищенности, эмоциональную безопасность и признание социальной роли.
Основной психолого-диагностической и коррек-ционной деятельностью сотрудников колледжа, психологов, преподавателей университета и курсантов в работе с девиантными подростками являлись: выявление и обучение адаптироваться к новым условиям социальной действительности, помощь в сформировании навыков самостоятельного мышления, навык брать ответственность на себя, возможность видеть себя профессионально значимым человеком в условиях трудовой деятельности, где труд выступает очень хорошим регулятором человеческих взаимоотношений.
С развитием девиантного поведения у молодежи все больше притупляются чувства с положительной социальной направленностью и на первый план выдвигаются чувства с яркой демонстративностью отрицательного, что может стать резервом для будущих правонарушений.
В одном из исследований (Реан А.А., Санникова, 1996) было продемонстрировано, что в системе отношений молодежи к социальному окружению, а именно отношение к матери играет огромную роль в увеличении негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери, коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.
У участников эксперимента было сформировано стойкое мнение о том, что они учатся в непрестижном колледже, обучаются навязанной им профессии. Поэтому в исследовательской работе мы сталкивались с постоянным негативом со стороны ребят, с их неверием в будущее и в себя в первую очередь. Поэтому лучше всего у них получалось вызвать к себе чувство жалости и манипулировать благодаря этому всеми исследователями.
Проведенный комплекс коррекционных занятий помог им задуматься о своей семье как о чем-то позитивном, что и являлось одной из целей эксперимента. Преподаватели на классных часах проводили занятие, на котором, предлагалось написать сочинение, в котором надо было рассказать о «Герое своей семьи», где учащимся давалась возможность сформировать образ родителя-героя. Результаты поразили не только исследователей, но и преподавателей, воспитателей и иных сотрудников колледжа. В первую очередь мы обратили внимание на идеализацию своих родителей, способы восстановления семьи, которые придумывали сами респонденты. В каждом сочинении респондент был частичкой своей семьи. Благодаря этому заданию мы помогли найти каждому деви-антному подростку пусть виртуальное, но социальное общество, которое он создал, придумал, нарисовал сам, со своей социальной ролью, помогли использовать ему свои возможности с собственным стилем поведения. Самое главное, позитивно настроили своего студента на семью, родителей, это нам дает позитивный настрой в целом.
Используя этот метод, мы создали фантом родителя, которыми в реальности были сотрудники колледжа, именно этот метод помог преподавательскому составу, воспитателям, психологам, социальным работникам создать доверительные отношения, выполняя, роль сопровождающего.
Одно из интереснейших занятий, которое проводили курсанты — тренинги, в которых принимали курсанты мужского пола с девушками-студентками колледжа. Основной целью данного вида работы было не просто подчеркнуть индивидуальные особенности каждой, но и научить умению поддерживать позитивные эмоции в общении с молодыми людьми. Каждой участнице тренинга давалось домашнее задание найти и записать о себе положительные качества характера 35 раз: «Я люблю себя за...». Для участников тренинга — это было одной из сложнейших задач, так как они привыкли отрицательно отзываться о себе. На собственное видение себя влияет преобладающий в этом возрасте нигилизм, который не дает возможности задуматься о позитивином отношении к себе. Преподавательский состав колледжа заметил, что у многих студентов стала пропадать агрессия, провокация, недовольство в поведении. Многих из них мы вовлекли в общественно-креативную жизнь колледжа. Одним, совместно с сопровождающими, было
поручено разработать рекламный ролик профессии, написать стихи о своей профессии, выступить в детдомах с рекламой своего колледжа, своей будущей профессией. Участники эксперимента через протест выражали свое не желание, что-либо делать, свой страх перед новым, боязнь, что не смогут, прикрывали конфликтом, агрессией.
Данная возрастная группа: остро ощущает критические замечания в адрес социальных структур (страна, город, район, школа, колледж, институт, профессия и семья); порождает у них неконтролируемый страх, который компенсируется неконтролируемой демонстративной агрессией. Поэтому реальную помощь в таких случаях оказывают взрослые родители, преподаватели, воспитатели, психологи, социальные работники:
1. гордиться и только положительно отзываться о преподавателях, о предметах, через поисковый механизм находить необходимость знаний по тому или иному предмету, доказывая их значимость в жизни студента;
2. чувствовать гордость за место учебы и свою профессию, для этого была использована собственная методика «Напиши 35 положительных утверждений, за, что ты любишь свой колледж», «контектный-ана-лиз» результатов выявил основные приоритеты, которые помогли составить коррекционную программу, направленную на социализацию личности;
3. осознать себя в профессии, для этого постоянно проводились профессиональные конкурсы, составлялись резюме своей будущей профессии это все те приемы, которые позволяют заполнить духовный вакуум;
4. обрести чувство патриотизма, которое заложено в каждом из нас, именно оно лежит в основе создания положительных образов социального мира, социальной действительности. Каждый участник эксперимента написал на своего сопровождающего сочинение, стихотворение, некоторые сняли фильм. Перед ними была поставлена задача: «Почему я горжусь своим учителем, воспитателем, психологом, социальным работником?». «Каким я вижу нового полицейского».
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что данный эксперимент будет бесполезным, если не будет существовать поддержки со стороны колледжа в виде стремлений: сформировать у студентов стойкое увлечение собственной профессией, а именно на любом занятии наши респонденты должны задаваться вопросом «Зачем мне нужны эти знания и как их я смогу применить в своей профессии»; сформировать эмоциональную привязанность к собственной профессии, через поисковый механизм; через профессиональное умение завоевать определенное положение в группе; осознание профессиональных намерений; формирование гендерных различий в профессиональной деятельности.