ОПЫТ УЧАСТИЯ КУРСАНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Д.Б. БЕЛИНСКАЯ,
кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии
Московского университета МВД России E-mail: [email protected];
О.А. МУСАТОВА,
старший преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
Аннотация. Рассматривается проблема овладения курсантов практическими навыками будущей профессиональной деятельности. Анализируются данные эксперимента «Социализация учащихся «группы риска» в учреждениях профессионального образования» под руководством профессора кафедры юридической психологии Московского университета МВД России, доктора психологических наук, профессора А.А. Реана на базе Колледжа индустрии, гостеприимства и менеджмента № 23 Департамента образования г. Москвы, в котором приняли участие курсанты факультета подготовки психологов; экспериментальные мероприятия можно условно разделить на четыре вида: диагностические; аналитические; коррекционные; формирования профессионально-социального обязательства.
Ключевые слова: «группа риска», учреждения профессионального образования, психодиагностика, коррекционные мероприятия, психология девиантного поведения, профессионально-социальное обязательство.
THE EXPERIENCE OF STUDENTS OF THE FACULTY OF MOSCOW UNIVERSITY FOR PSYCHOLOGISTS RUSSIAN INTERIOR MINISTRY IN THE PRACTICAL EXPERIMENTAL WORK
D.B. BELINSKAYA,
candidate biological science, the senior lecturer of chair of legal psychology of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
O.A. MUSATOVA,
senior lecturer of chair of legal psychology of the Moscow university of the Ministry of Internal jAffairs of Russia
Annotation. Nowadays for the professors and the students of the universities has become a real problem in mastering practical skills of the future professional work by the students. In October 2010, the problematic group «The Psychology of deviant behavior» was created. The students of the faculty for psychologists has taken part in the experiment «Socialization of students «of the risk group» in the institution of the vocation education» under the guidance of a professor of the department of the legal psychology of Moscow university of Russian Interior Ministry, the doctor of psychology, professor A.A. Rean on the basic of the college of the industry of hospitality and management № 23 Moscow department of Education. Conducted by students experimental activities can be divided into 4 types: diagnostic activities, analytic activities, correction activities with the participants of the experiment, the formation of professionally social obligations, which took on himself every college participant and set himself the term of its implementation.
Keywords: «risk group», vocational education, psycho-diagnostics, corrective actions, the psychology of deviant behavior, professionally social obligations.
В настоящее время для преподавателей и учащихся высших образовательных учреждений актуальной стала проблема не только получения надлежащего уровня знаний, но и овладение практическими навыками будущей профессиональной деятельности. Современная система подготовки различных специалистов ОВД также находится в постоянном поиске новых технологий и способов углубления практической направленности обучения. При этом такая прикладная направленность обучения учащихся высших
образовательных учреждений МВД России влияет на успешность не только будущей профессиональной деятельности, но и на предопределяющей ее учебный процесс. Тем более, вызывают большой интерес специфические профессии, к которым следует отнести специалистов психологической службы, так как именно их деятельность носит чисто практический характер и заключается в успешной реализации именно навыков и умений по психологическому сопровождению деятельности сотрудников полиции.
Нами была предпринята успешная попытка привлечения в практическую деятельность психологов курсантов психологического факультета Московского университета МВД России. Для этого в рамках деятельности научного кружка кафедры «юридическая психология» в октябре 2010 г. была создана проблемная группа «Психология девиантного поведения». Данная проблемная группа состояла из шести курсантов четвертого курса факультета подготовки психологов, которые приняли участие в эксперименте «Социализация учащихся «группы риска» в учреждениях профессионального образования» под руководством профессора кафедры юридической психологии Московского университета МВД России, доктора психологических наук, профессора А.А. Реана на базе Колледжа индустрии, гостеприимства и менеджмента № 23 Департамента образования г. Москвы.
За период экспериментальной деятельности с октября 2010 г. по май 2011 г. курсантами психологического факультета университета было проведены следующие мероприятия:
♦ психологическое тестирование 64 участников эксперимента по 6 методикам с целью исследования особенностей характера, механизмов психологической защиты, поведенческих особенностей и т.д. с целью разработки практических рекомендаций для администрации Колледжа по профессионализации личности учащихся;
♦ контент-анализ медицинской документации и характеризующих документов на всех участников эксперимента;
♦ тренинговые упражнения (в общем количестве 110 упражнений) в рамках программ по социализации и профессионализации учащихся колледжа «Парус профессионализма», «Магистр общения», «Я специалист» и др.;
♦ совместно с преподавателями и практическими психологами — более 50 индивидуальных консультаций и 10 групповых консультационных встреч, а также 15 коррекционных мероприятий с группой «социального риска».
В декабре 2010 г. с участием курсантов проблемной группы в рамках экспериментальной деятельности был выигран гранд по социальной реабилитации детей-инвалидов в период профессионального обучения с программой «Я — профессионал», проводимой общероссийским Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В период 2010—2011 гг. по результатам экспериментальной деятельности выпущены научно-методические сборники «Наука в КИГМе» (№ 6, 7) с материалами педагогов, участвующих в эксперименте, а также исследований, проведенных курсантами Московского университета МВД России на следующие темы: «Психологический стресс в профессиональной деятельности»; «Коммуникативные барьеры общения»; «Психологические особенности агрессивного поведения подростков»; «Причины девиантного поведения и его особенности»; «Психологические методы коррекции девиантного поведения».
По результатам практической экспериментальной деятельности проблемной группы были проведены:
♦ семь отчетных встреч с руководителями эксперимента и администрации Колледжа, на которых работа курсантов была оценена положительно;
♦ круглый стол «Возможности социализации детей группы риска» в рамках Научно-практического форума «Опытно-эксперементальное обеспечение национальных экспериментальных инициатив «Наша новая школа»;
♦ два ежегодных отчета в Научно-исследовательском институте развития профессионального образования, где проделанная экспериментальная работа получила положительную оценку, а факт участия в ней курсантов Московского университета МВД России был отдельно отмечен как инновация экспериментальной деятельности по социализации детей «группы риска»;
♦ научно-практическая конференция «Семья и профилактика молодежной преступности» в Московском университете МВД России, на которой с отчетом выступили курсанты и руководители экспериментальной деятельности;
♦ итоговый круглый стол «Результаты экспериментальной деятельности», на котором каждый участник проблемной группы и руководители выступили с индивидуальными отчетами о проделанной работе и обсудили перспективы дальнейшего развития исследований социализации «группы риска».
По результатам активной экспериментальной и практической деятельности проблемной группы можно констатировать, что всего за семь месяцев курсанты факультета подготовки психологов не только значительно повысили свой профессиональный уровень, но и заметно «выросли» в личностном плане.
№ 3 / 2012
Вестник Московского университета МВД России
109
Приступая к работе в рамках эксперимента, все курсанты имели стереотип о том, что подросток, включенный в «группу риска», это уже потерянный член общества. Он употребляет синтетические наркотики, алкоголь, не раз был задержан сотрудниками ОВД и состоит на учете в детской комнате милиции. И только начав тесно общаться с участниками эксперимента, они изменили свое представление о них, узнали, чем и как они живут, что их волнует и интересует. При этом необходимо упомянуть тот факт, что возраст и курсантов, и учащихся колледжа был от 16 до 22 лет. Данный эксперимент предоставил курсантам возможность получить огромнейший опыт в сфере психодиагностики, коррекции и тренин-говой работы будущих специалистов-психологов.
Проведенные курсантами экспериментальные мероприятия можно условно разделить на четыре вида:
♦ диагностические мероприятия, которые включили в себя исследование психологических особенностей учащихся колледжа с помощью таких методик, как 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Миннесотский многоаспектный личностный опросник (ММР1), исследование механизмов психологической защиты с помощью методики Келлермана-Плут-чика, а также методика изучения мотивов учебной деятельности студентов, модифицированная А.А. Реа-ном, В.А. Якуниным и методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков) и методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН), опросник А.А. Реана;
♦ аналитические мероприятия, благодаря которым проводился анализ полученных результатов и осуществлялась помощь в разработке коррекцион-ных программ;
♦ коррекционные мероприятия с участниками эксперимента, сущность которых излагалась в специально разработанном индивидуальном соглашении, представлявшем собой обязательство, которое брал на себя каждый участник, и устанавливал себе срок его выполнения. В результате данное соглашение подросток заключал не только с администрацией колледжа, но и с самим собой. Все коррекционные мероприятия проводились исключительно в присутствии преподавателей университета, так как квалификации курсантов, к сожалению, недостаточна для данного вида работы, но полученный опыт практической деятельности, несомненно, расширил диапазон навыков будущего профессионального психолога;
♦ итоговые или заключительные мероприятия проводились для подведения итогов исследовательской деятельности и формулировки полученного результата.
По итогам экспериментальной деятельности проблемной группы, а также по результатам анализа полученных данных, преподаватели колледжа и университета, совместно с курсантами сформулировали трудности, которые оказали негативное воздействие на работу с девиантными подростками. К числу таких трудностей были отнесены:
♦ одинаковая возрастная категория курсантов и участников эксперимента (возрастной диапазон участников эксперимента составил от 16 до 22 лет), что затрудняло процесс взаимодействия;
♦ отсутствие властных полномочий и механизмов воздействия императивного характера на участников эксперимента делал невозможным принудительное подчинение в экспериментальной деятельности;
♦ при наличии достаточной теоретической подготовленности, у курсантов возникали трудности по реализации имеющихся профессиональных знаний, так как деятельность в рамках эксперимента носила специфический характер и имела свои особенности:
♦ высокая степень концентрации на работе с юношеской категорией;
♦ специфика работы с девиантной личностью;
♦ наличие отдельных категорий инвалидов и сирот, а также учащихся, проживающих в общежитии.
Но в ходе проведения эксперимента курсантами, совместно с преподавателями колледжа и университета, был найден путь по преодолению этих трудностей. Выходом из ситуации стало правило эксперимента: «Все мероприятия курсанты проводят только в форменном обмундировании!». Параллельно это оказывало воспитательное воздействие на всех учащихся колледжа, давало субъективное ощущение собственной значимости и ответственности за действия, а также позволило разграничить статус и разницу в возрасте.
В ходе всей экспериментальной деятельности всеми участниками эксперимента активно проводился анализ хода и результатов воздействия на де-виантного подростка, в результате чего появилась возможность систематизировать данные и издать совместный научно-методический сборник эмпирических материалов, в который были включены статьи преподавателей и курсантов университета.
Подводя итого проведенной работы, можно констатировать: в ходе эксперимента на данном этапе курсантами и преподавателями Московского университета МВД России определены наиболее эффективные методы и методики для осуществления процесса профессионализации личности учащихся группы «социального риска». Сущность этих методов и методик заключается в использовании комплекса активных психологических методов: тренинговых упражнений, деловых игр и групповых дискуссий, обеспечиваю-
щих комплексное воздействие на профессионально-мотивационную сферу личности; а также в системном подходе, получившем свою реализацию за счет привлечения представителей различных структур (руководства колледжа, преподавательского состава, мастеров п/о, воспитателей, а также социальных работников и психологов), в системе структурных вертикальных и горизонтальных взаимосвязей колледжа, что, безусловно, повысило практическую направленность всего образовательного процесса.
ОБЩЕНИЕ В РАБОТЕ ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Е.М. ГОНЧАРОВА,
преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-m ail: gon ch aro va_ e_ 79@m ail.ru
Аннотация. Раскрывается сущность делового общения сотрудников ПДН с несовершеннолетними; даются рекомендации по установлению психологического контакта с ними; определяются необходимые условия проведения доверительной беседы в ходе работы с подростками; особое внимание уделяется умению слушать собеседника.
Ключевые слова: деловое общение, инспектор по делам несовершеннолетних, диалог, беседа, рефлексивное и нерефлексивное слушание.
COMMUNICATION IN THE JUVENILE INSPECTORS
E.M. GONCHAROVA,
lecture in legal psychology Moscow university of interior ministry of Russia
Annotation. This article reveals the essence of business communication of the staff of the inspectors of juvenile, the recommendations for establishing psychological contact with them and the necessary conditions for confidential conversation in the process of working with the adolescents. As a matter of fact paid attention to the ability to listen to the companion. Keywords: business communication, the juvenile inspector, dialog, conversation, reflective and nonreflexive listening.
Как показывает практика и опыт подготовки будущих сотрудников ОВД, навык повседневной работы с подчиненными формируется в течение длительного времени. Это объясняется тем, что молодые сотрудники еще слабо знают закономерности психологического развития личности, психологические основы обучения и воспитания.
Все это обязывает будущего сотрудника еще в стенах вуза научиться разбираться в возрастных и индивидуальных особенностях психической деятельности, приобрести навыки ведения деловых бесед и совещаний, а так же освоить приемы делового общения. Это непременное условие формирования у слушателей
психологической готовности к профессиональной деятельности и развития творческого потенциала.
Профессионализм делового человека в сфере общения, как известно, основывается на знании не многого, а нужного. Таковым нужным знанием из области практической психологии является знание о том, как создавать особые доверительные взаимоотношения с собеседниками, как бесконфликтно склонять их к своей точке зрения, как располагать к себе людей, и многие другие знания, способствующие эффективному общению.
Под деловым общением понимается вид социальных, человеческих отношений, направленных на реа-
№ 3 I 2012
Вестник Московского университета МВД России
lll