Научная статья на тему 'Становление курсанта-психолога как субъекта профессиональной деятельности'

Становление курсанта-психолога как субъекта профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / EDUCATION / PRACTICAL PSYCHOLOGIST / SPECIALIST / PROFESSIONAL QUALITIES / THE THEORETICAL MODEL / FACTOR MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семчук И. В.

Анализируются вопросы подготовки психологов к будущей профессиональной деятельности; предлагается теоретическая модель подготовки курсанта-психолога на этапе профессионального обучения. Представлены результаты исследования готовности к профессиональной деятельности курсантов-психоло-гов в Московском университете МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семчук И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CADET PSYCHOLOGIST AS SUBJECT OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The paper analyzes the issues of training of psychologists for a future career; propose a theoretical model of training cadets, a psychologist at the stage of training. The results of the study ready for professional students of psychology at Moscow University, the Russian Interior Ministry.

Текст научной работы на тему «Становление курсанта-психолога как субъекта профессиональной деятельности»



бенностей женщин-сотрудниц уголовного розыска органов внутренних дел». В ходе исследования, проведенного в рамках данной научно-исследовательской работы, было выдвинуто и получило свое подтверждение предположение о том, что имеются значительные отличия в личностных особенностях женщин-сотрудниц оперативных подразделений и женщин, работающих на гражданских специальностях, а так же факт наиболее интенсивных личностных изменений в первые пять лет службы в ОВД.

В результате анализа кандидатских и докторских диссертационных работ были выявлены следующие общие актуальные тенденции, которые необходимо учесть при оптимизации профессиональной мотивации сотрудников МВД России:

1) в настоящее время, при достаточном интересе к психологии мотивации и гендера, систематизация исследований, соответственно отраслям психологической науки осуществлена недостаточно. Существует множество фрагментарных исследований отдельно взятых направлений, а общий системообразующий подход отсутствует. Именно этот факт негативно сказывается на развитии научной теории не только профессиональной мотивации, но психологии ген-дера, что не позволяет окончательно сформировать целостный образ научной теории;

2) исследования профессиональной мотивации учащихся образовательных учреждений носит односторонний характер, большинство работ освещают содержание отдельных структур личности и их взаи-

мосвязь с мотивационной направленностью учащегося и гендером, что не позволяет в настоящее время констатировать наличие унифицированных методов исследования формирующего, коррекционного и развивающего воздействия на данную сферу личности человека в целях ее оптимизации;

3) особого внимания заслуживает степень разработанности и длительная история исследований проблематики профессиональной мотивации учащихся образовательных учреждений, осуществляющих военную подготовку, так как в уже имеющихся диссертационных исследованиях отразились все основные стадии формирования, динамика и условия становления личности профессионала военного дела;

4) исследование психологии гендерных особенностей мотивации мужчин и женщин не имеет столь длительной истории и обширного характера в силу ряда социальных, экономических, политических и культурных причин, но при этом вызывает большой интерес у современных ученых, что способствует активному развитию широкой исследовательской деятельности и перспективы дальнейшего развития;

5) исследования психологии профессионального мотива и мотивации деятельности сотрудников Министерства внутренних дел, в отличие от мотивации военных профессий, не имеют столь длительной истории и глубины, что связано с общественно-историческим развитием современного общества и объективной необходимостью развития данной проблематики.

СТАНОВЛЕНИЕ КУРСАНТА-ПСИХОЛОГА КАК СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИВ. СЕМЧУК,

преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика

[email protected]

Аннотация. Анализируются вопросы подготовки психологов к будущей профессиональной деятельности; предлагается теоретическая модель подготовки курсанта-психолога на этапе профессионального обучения. Представлены результаты исследования готовности к профессиональной деятельности курсантов-психологов в Московском университете МВД России.

Ключевые слова: образование, практический психолог, специалист, профессионально важные качества, теоретическая модель, факторная модель.

FORMATION OF THE CADET PSYCHOLOGIST AS SUBJECT OF

PROFESSIONAL ACTIVITY

I.V. SEMCHUK, lecturer in legal psychology of Moscow University of the Russian Interior Ministry

Annotation. The paper analyzes the issues of training of psychologists for a future career; propose a theoretical model of training cadets, a psychologist at the stage of training. The results of the study ready for professional students of psychology at Moscow University, the Russian Interior Ministry. Keywords: education, practical psychologist, specialist, professional qualities, the theoretical model, factor model.

Профессия практического психолога является одной из важнейших в современном мире, ведь профессиональный психолог — это специалист, способный решать вопросы, связанные с эмоциональной сферой личности. В настоящее время уже невозможно представить ни одну сферу деятельности, будь то образование, медицина, производство, управленческий труд, бизнес, правоохранительная деятельность, которая существовала бы без психологического сопровождения, без участия психолога.

Анализируя различные подходы подготовки психологов к профессиональной деятельности, мы выявили некоторые общие закономерности в требованиях, предъявляемых личности профессионального психолога. И хотя каждое направление психологической деятельности имеет существенные различия, все же требования к профессии «человек-человек» отличаются своей гуманистической направленностью и включают ряд значимых профессионально важных качеств, необходимых практическому психологу.

Так авторы А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев, утверждают, что наиболее значимыми психологическими качествами практического психолога являются: аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений; чуткость и проницательность; эмоционально-волевая стабильность и терпеливость; устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнения обязанностей как в едином контексте труда и жизни клиента, так и при проведении самостоятельных целевых мероприятий; эмпатия и рефлексия; общая психофизическая активность[8].

Профессионализм личности зависит от уровня развития профессионально важных качеств субъекта труда, отмечает В.Д. Шадриков, т.е. таких качеств, которые влияют на результативность деятельности, и определяются в процессе исследования условий и факторов развития профессионализма. Как правило, для каждого вида деятельности набор профессионально важных качеств, достаточно специфичен[9].

При всем своеобразии комплексов профессионально важных качеств в различных видах деятельности, выделяется ряд личностных качеств, необходимых практически в любом виде деятельности. Подобными профессионально важными качествами часто являются интегральные психические свойства личности — внимание, память, воображение, а так же психологические характеристики — эмоциональная теплота, обаяние, устойчивость, терпеливость и др.

По данным Е.А. Аминова и М.В. Молоканова, в качестве интегрального, профессионально важного ка-

чества личности психолога отмечается способность к социальной фасилятивности, т.е. умение снимать психологический барьер в процессе общения; создавать атмосферу доброжелательности, включенности и доверия к собеседникам. Фасилятивный эффект оценивается квалифицированными экспертами в процессе наблюдения за практическим психологом с помощью четырех биполярных графических шкал: общительность (готовность к контакту), смелость (умение поддерживать контакт, открытость), тактичность (умение чувствовать контекст ситуации), интеллектуальность (умение логически обосновывать свою аргументацию). Авторы показали, что данное свойство коррелирует с оценкой успешности обучения и профессиональной деятельностью[2].

В свою очередь, Р.В. Овчарова утверждает, что практический психолог должен: хорошо знать свои личностные особенности, уметь регулировать свои эмоциональные состояния, иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества. Идеальный психолог должен иметь высокие умственные способности, любить совместные действия и подчинять личностные интересы групповым интересам; он выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку. К непрофессиональным характеристикам Р.В. Овчарова относит: незрелость личности, неразвитое мышление, низкий уровень общей культуры, отсутствие эмпатии, заторможенность, плохую сопротивляемость стрессу, потребность в гиперопеке и т.д.[7].

В роли своеобразного психологического ресурса выступают психологические качества личности психолога, потенциально готового к включению их в различные виды профессиональной деятельности. К ним относятся: профессиональные способности; особенности профессионального сознания, профессионального мышления и других познавательных процессов; эмоционально-волевые, нравственные и другие качества личности психолога, которые определяющим образом влияют на характер и эффективность его профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что в нашей стране до сих пор не существует единой системы требований к профессиональной подготовке профессионального психолога. Но анализ особенностей подготовки психолога показывает, что важнейшим в этом процессе является лич-ностно-профессиональное развитие, которое включает в себя: формирование профессионально важных способностей, качеств, умений и навыков, что обеспечивает возрастание профессионального мастерства.

В нашем представлении теоретическая модель профессиональной подготовки курсанта-психолога име-

ет определенные этапы (рис.1), и может быть представлена в виде системы взаимосвязанных способов и средств становления профессионала.

1. Получение необходимых для осуществления профессиональной деятельности теоретико-методологических знаний (лекции, семинары, практические занятия).

2. Целенаправленное формирование профессионально важных, личностных качеств, умений и навыков курсантов-психологов на этапе их обучения в вузе.

3. Накопление собственного жизненного опыта посредством его переживания, осознавания, рефлексирования, принятия ответственности за осуществляемые действия и личностный рост (посещение дополнительных тренингов и семинаров).

4. Вырабатывание индивидуального стиля профессиональной деятельности (учебная практика, курсовые и научные работы, участие в психологическом кружке, общение с преподавателями кафедры, сотрудниками психологического отдела, прохождение личной психотерапии и др.).

5. Становление профессионального мастерства (занимает гораздо больше времени, и продолжает дальнейшее свое оформление в процессе профессионализации по окончании высшего образовательного учреждения).

Профессиональное становление начинается с момента обучения в вузе, когда происходит перестройка системы мотивов, развитие способностей, изменяется отношение личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что создает предпосылки для дальнейшего профессионального самоопределения, самоактуализации.

По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональное становление предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-профессиональную и др.) с целью формирования у нее системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности. Иными словами, профессиональное становление — это «формообразование» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности^].

Специфика деятельности практического психолога органов внутренних дел предполагает разнородность направлений деятельности, ее многообразие, отсутствие узкой специализации, а деятельность практического психолога органов внутренних дел направлена на повышение эффек-

Рис. 1. Теоретическая модель профессиональной тивности профессиональной (служебной, служеб-подготовки будущего психолога. но-боевой, оперативно-служебной, учебно-слу-

жебной, административно-управленческой и т.п.) деятельности, которая сопряжена с экстремальностью, повышенной ответственностью, эмоциональной напряженностью и др.

Необходимо отметить, что неизменным фактором в процессе становления профессионального психолога органов внутренних дел, на наш взгляд, является его готовность к освоению, а в дальнейшем и осуществлению психологической деятельности. Готовность к профессиональной деятельности курсантов-психологов нами рассматривается как интегральное психологическое образование, представляющее собой проявление психического состояния и устойчивой

характеристики личности, проявляющееся в особенностях мотивации к обучению, ответственности к учебной и служебной деятельности, определяющее направленность на осуществление предстоящей профессиональной деятельности, обеспечивающее эффективную профессиональную адаптацию и самореализацию. Поэтому задачей нашего исследования,

было выявление психологических особенностей готовности к деятельности курсантов-психологов на этапе профессионального обучения.

Результаты исследования позволили нам создать 4-х факторную модель курсанта-психолога с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности, которая включила в себя ряд характеристик. Рассмотрим их более подробно.

Таблица 1

Факторная модель готовности к профессиональной деятельности курсантов-психологов на этапе обучения в вузе

Первый фактор — «призвание». Этот фактор включает в себя 5 показателей, которые можно проанализировать как предрасположенность к будущей профессиональной деятельности. Среди них положительные корреляционные значения имеют такие характеристики как: доброта (г = 0,57); универсализм (г = 0,53); мечтательность (г = 0,76) - способность к творческо-

Главные компоненты

факторная нагрузка

Показателитестов

Фактор Фактор Фактор Фактор

Доброта

Универсализм

Самостоятельность

Стимуляция

Гедонизм

Достижения

Деньги

Отношения с руководством

Активность

Общительность

Уважение других

Настойчивость

Тревожность

Мечтательность

Сензитивность

Игривость

Интернальностьобщая

Интернальностьпроф деятельности

Интернальностьв межличностномобщении

Готовность к деятельности

Продуктивность интеллект

му подходу в выполнении своих профессиональных обязанностей; сензитивность (г = 0,75) — повышенная чувствительность к различным событиями, моральная требовательностью к себе, отзывчивость, душевное расположение к людям, способность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики других людей и на основании этого прогнозировать их поведение и деятельность; экспрессивность (г = 0,74) — характеризуется такими качествами как: любопытство, проявление интереса к различным сторонам жизни, легкость в обучении, доверие своим чувствам и интуиции, эмоциональность, хорошо развиты эстетические и художественные вкусы.

Второй фактор — «ответственность». Этот фактор включает в себя 4 показателя, среди них положительные корреляционные значения имеют такие характеристики как: интернальность общая (г = 0,94), интернальность профессиональной деятельности (г = 0,88), интернальность в межличностном общении (г = 0,77), готовность к деятельности (г = 0,92). Данные показатели характеризуются ответственностью за поддержание межличностных отношений, складывающихся в коллективе, принятию ответственности в организации собственной учебной и служебной деятельности, в продвижении, в достижении какой либо цели.

Третий фактор — «ценности». Данный фактор включает в себя 4 показателя, положительные корреляционные значения имеют такие характеристики как: отношения с руководством (г = 0,47) и уважение других (г = 0,56), деньги (г = 0,526) и продуктивность (интеллект) (г = 0,686).

Четвертый фактор — «мотивация». Этот фактор включает в себя 5 показателей, которы,е на наш взгляд, необходимы в будущей профессиональной деятельности практического психолога. Среди них положительные корреляционные значения имеют такие характеристики как: самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности (г = 0,63), стремлении к новизне и глубоким переживаниям — стимуляция (г = 0,80), этическое направление, удовольствие целью жизни, результатами своей деятельности — гедонизм (г = 0,77), достижение — как стремление к личному успеху (г = 0,70), общительность, на которой строится вся профессиональная деятельность психолога (г = 0,56).

Таким образом, необходимо отметить, что подготовка курсантов-психологов к профессиональной деятельности, это достаточно сложный и динамич-

ный процесс, который предполагает формирование таких качеств, которые необходимы как психологу, так и сотруднику органов внутренних дел в одном лице. Психолог органов внутренних дел должен быть: гармонично развитой личностью, обладать высокими нравственными и гуманистическими принципами, гражданскими убеждениями, занимать активную творческую жизненную позицию в профессиональной и социально-значимой деятельности, обеспечивающей решение задач, стоящих на современном этапе развития перед психологической службой МВД России; должен быть самостоятельным и критически мыслящим, аргументировано отстаивающим свою точку зрения; профессионально увлеченным, обладать развитой профессиональной мотивацией, стремлением ставить в основу психологической работы личность сотрудника, стремиться развивать в себе профессионально важные личностные качества; обладать широкой эрудицией, иметь потребность в постоянном самосовершенствовании, личностном росте, повышении профессионального мастерства.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.: Академия, 1997.

2. Аминов Е.А., Молоканов М.В. Специальные особенности школьных психологов. // Вопросы психологии. 1992. № 1—2. С. 74—83.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учебн. пособие для вузов. Мн.: Изд-во БГУ, 1981.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

5. Марьин М.И., Адаев А.И., Петров В.Е., Касперо-вич Ю.Г., Егоров К.А. Правовое регулирование психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел: Метод. пособие. М.: ДКО МВД России, ЦОКР МВД России, 2006.

6. Петров В.Е. Введение в профессию «Психолог органов внутренних дел»: Учебное пособие. М,. 2006.

7. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. М.:ТЦ Сфера, 2000.

8. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом.) Под ред. АА.Бодалева, АА.Деркача Л.Г.Лаптева. М.: Издательство Института психотерапии. 2001.

9. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие. М.: Логос, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.