УДК 316.342.32 Доктор экон. наук В.А. ТКАЧЕНКО
(СПбГАУ)
Канд. психол. наук Е.А. ВАСИНА Канд. пед. наук Т.Г. МОРОЗ
(СПбГАУ, [email protected])
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Студенческий возраст, социализация, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, жизненный успех, социально-экономические изменения
В условиях социально-экономических преобразований в современной России социальные ожидания общества связаны со студенческой молодежью как его потенциальной интеллектуальной элитой. Ресурсный подход к молодежи и студенчеству определяет актуальность исследований ценностного мира и проблем социализации этой динамичной и традиционно активной социальной группы, от духовно-нравственного и инновационного потенциала которой во многом зависит будущее нашей страны: перспективы ее экономического и социокультурного развития, успешность модернизации и жизнеспособность нации.
Социализация молодежи в современной России происходит в сложных условиях транзитивного социума. Трансформация ценностных основ нашего общества, обусловленная системным кризисом и процессами глобализации, выступает внешним контекстом социализационных процессов и активно исследуется современной наукой (работы А.В. Юревича, И.Г. Дубова, Н.И. Лапина, и др.). Динамика ценностных ориентаций, проблемы профессионального самоопределения, социальные траектории студенческой молодежи являются предметом междисциплинарных (в том числе мониторинговых) исследований социологов, социальных психологов, педагогов и философов. Они представлены в работах В.Т. Лисовского, А.А. Козлова, Т.Н. Кухтевич, М.В. Лисаускене, А.В. Петрова и других авторов. При этом социальная нестабильность рассматривается как фактор, затрудняющий ценностно-нормативную социализацию молодого поколения (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая и другие). Целью настоящей статьи является обобщение результатов современных исследований социализации студенческой молодежи. Что сегодня представляют собой студенты как социальная общность? Каковы характерные для них личностные и социальные ориентации? В чем специфика студенческой социализации в меняющемся мире, в «обществе неопределенности»?
Студенчество - особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. В социально-психологическом плане студенчество по сравнению с другими группами молодежи отличается более высоким образовательным уровнем, достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости, выраженной направленностью познавательной и коммуникативной активности на решение профессионально-ориентированных задач. Студенческий возраст - центральный период становления личности, психологическое содержание которого связано с социальным и профессиональным самоопределением и вступлением во взрослую жизнь. Характерной чертой его является формирование жизненной перспективы, возникающей в результате обобщения личностных целей, иерархизации мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций. В этот период складывается собственное мировоззрение, жизненная философия и система взглядов на мир. Понимание студенческого возраста как важного жизненного этапа, в течение которого особую значимость приобретают идентификационные и самореализационные процессы, является ключевым при рассмотрении проблем студенческой социализации.
Понятие социализации, при всем многообразии его конкретных трактовок в научной литературе, традиционно определяется как усвоение и воспроизводство личностью существующих социальных ценностей и норм. Основная функция социализации состоит в интериоризации социальных требований и превращении их во внутренние, автономные стимулы социального поведения. Процесс ценностно-нормативной социализации в стабильные и кризисные периоды общественного развития имеет свои особенности. В стабильные периоды он преимущественно связан с освоением предлагаемых обществом ценностей и норм, основан на прошлом наследии и выполняет задачу межпоколенной трансмиссии культуры, обеспечивающую ее воспроизводство. Во времена радикальных социальных перемен, когда происходит трансформация традиционных жизненных ценностей, социализация выступает прежде всего как процесс социальной адаптации, в ходе которой осуществляется целенаправленный поиск и выбор моделей поведения, соответствующих меняющимся условиям и нормам. В индивидуальной структуре ценностных ориентаций личности образуется определенный баланс традиционных, современных и инновационных ценностей, способствующий ее адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Для данного периода характерно преобладание позиций индивидуализации, самоопределения, избирательного отношения к ценностям и нормам. При этом ненормированность социального пространства, характерная для ситуации социальных преобразований, актуализирует потребность в социальном творчестве, конструировании новой социальной реальности [1]. Именно поэтому развитие инновационной способности и творческого потенциала молодого поколения является одной из ключевых задач современного образования.
Мир, в котором мы живем, все более динамично и радикально меняется. Эти изменения, связанные с преобразованиями в сфере культуры, экономики, политики, социальных отношений, затрагивают глобальный, региональный и локальный уровни и оказывают влияние на сознание и образ жизни людей, на процессы ценностно-нормативной социализации молодого поколения. Важной особенностью современного мира является смещение ценностных приоритетов от традиционных, материалистических ценностей к инновационным, постматериалистическим ценностям, ориентированным на внеэкономические и духовные приоритеты [2]. Инновационные ценности - это ценности жизни, формирование которых определяется вступлением современной цивилизации в постиндустриальную фазу своего развития, что связано с решением экологических проблем, стабилизацией функционирования важнейших жизнеобеспечивающих систем нашей планеты, увеличением свобод и возможностей для духовного развития людей. Для России, как и для других стран, эти ценности являются новыми, требуют качественного изменения менталитета; более того, они формируют новую реальность, выступая в качестве аттракторов движения к новому социокультурному состоянию.
Как показывают социологические исследования [3], в современной России процесс трансформации базовых ценностей имеет многомерный и противоречивый характер. Распад общего смыслового мира и неопределенность нынешнего социокультурного состояния накладывают отпечаток на ценностное сознание студенческой молодежи. При этом сам процесс социального развития молодежи, ввиду отсутствия общенациональной идеи и несформированности даже в общих чертах государственной идеологии, фактически не имеет социально значимой и организующей данный процесс цели и оказывается лишенным интегрального ценностного вектора [4].
В жизненных ориентациях современных студентов находят отражение те сложнейшие противоречия, которые присущи трансформирующемуся обществу. Т.Н. Кухтевич, обобщая результаты многолетних исследований в студенческой среде, отмечает, что духовный мир молодежи на рубеже веков воспроизводит «причудливое переплетение в общественном сознании полуразрушенных старых идеалов утопического коммунизма, массовых ожиданий быстрых положительных перемен, ... поиск идеалов в дореволюционной России, западных образцах, религиозных исканиях, ... дефицит новых позитивных ценностей». Кроме того, «.молодежь испытывает влияние и таких новых тенденций (не только национальных, но и мировых), как переход от преимущественно коллективистических, общинных форм социальной жизни и ориентаций к индивидуальным, от позиций «монолитного единства» к плюралистичности, от авторитарности к демократизации, от конфронтации к компромиссу и консенсусу, от мифологического отношения к действительности и рациональному...» [5].
Объективные трудности процесса социализации вступающего в жизнь поколения в современной России обусловлены общей затянувшейся дестабилизацией социальной жизни и ценностно-нормативным кризисом нашего общества. Сущность социальной нестабильности, по определению Г.М. Андреевой, составляет общая рассогласованность социальных перемен, «смена направления и темпа изменений, несовпадение меры радикальности их в различных сферах общества (экономике, политике, культуре, формах человеческих отношений)» [2]. Социальная нестабильность проявляется также в ослаблении и рассогласовании социокультурных и силовых факторов регуляции социальной жизни. Субъективным отражением этого на уровне общественного сознания является кризис нормативных представлений об отношениях личности и общества [5].
Другим проявлением социальной нестабильности, имеющим значение для студенческой социализации в ее ценностно-нормативном аспекте, является усиление социальной дифференциации и отражение в сознании молодых людей резкого и многообразного расслоения, прежде всего, по критериям материальной обеспеченности и этнической принадлежности (бедные-богатые, коренные-эмигранты, наши-чужие и т.д.). На уровне общественного сознания стратификационные процессы, происходящие в настоящее время в нашей стране, переживаются как кризис целого ряда социальных ценностей и идеалов (в частности, идеалов справедливого общественного устройства, социального равенства и дружбы народов). Безусловно, эти процессы отражаются и на юношеских ценностях, а также представлениях молодежи о содержании социального успеха и карьере. Происходит осознание молодыми людьми своей принадлежности к определенному социальному слою, формируются защитные барьеры во взаимоотношениях с другими слоями и группами, усиливается значимость референтных групп.
Так, Г.М. Андреева отмечает, что «для обыденного человека ... нестабильность общества воспринимается прежде всего как абсолютная неопределенность ситуации и, следовательно, невозможность даже ближайшего прогнозирования своей судьбы» [2]. На личностном, психологическом уровне это проявляется в комплексе явлений, связанных с повышенной тревожностью и нарушением временной перспективы, которые нередко объединяются термином «социальный невроз».
Чрезвычайно сложным в современных условиях оказывается решение задачи профессионального самоопределения и формирования жизненного плана, так как это требует учета не только собственных возможностей, но и направления и темпов изменения социальной реальности, а также высокой личной толерантности к неопределенности. В настоящее время существует множество подходов к решению данной задачи [6]. В частности, также как одно из направлений развития профессионального мастерства молодых специалистов рассматривается и совершенствование инструментов управления предприятием [7] и бюджетирование [8]. Между тем профессиональное самоопределение имеет экзистенциальное значение для социальной позиции большинства молодых людей, поскольку в корне меняет дальнейшее течение жизни и влияет не только на профессиональную составляющую, но и на брачно-семейные перспективы, материальное благополучие, а также на местожительство, переезды и многие другие аспекты образа жизни. В целом можно отметить, что в условиях затянувшейся дестабилизации социальной жизни наблюдается сужение пространства работы сельскохозяйственных предприятий и необходимо повышение эффективности управления, в частности управления затратами [9].
Следовательно, необходим комплексный подход адаптации молодых специалистов сельского хозяйства. Процесс адаптации молодых специалистов протекает сегодня в условиях гораздо большей, чем ранее, социальной вариативности - неопределенных социальных ситуаций, многообразия видов деятельности, социальных ролей и групповых норм. Как показано в работах отечественных социальных психологов, социальные изменения в современной России происходят намного быстрее способности человека адаптироваться к ним и работодатель должен способствовать этому всеми имеющимися в распоряжении предприятия средствами.
Литература
1. Васина Е.А. Ценностные ориентации современного юношества. - СПб., 2007.
2. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика.- 2004.- №1.- С. 12-18.
3. Козлов А.А. Молодежь России: тенденции социального развития в условиях кризиса // Молодежь: тенденции социальных изменений / Под ред. Ю.А. Безуглая. -СПб., 2000. - С. 33-59.
4. Лисаускене М.В. Поколение NEXT - прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социологические исследования. - 2006. - №4. - С.111-115.
5. Мороз Т.Г. Особенности личностной и профессиональной подготовки педагога к работе с одаренной молодежью // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии / СПбГУСЭ.-№2(16). - 2013 - С.9-18.
6. Ткаченко В.А., Мареева О.В., Конев П.А. Влияние системы управления на динамику развития потенциала сельскохозяйственного производства в ходе аграрного реформирования// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2012.- № 27. - С. 154-159.
7. Конев П.А. Развитие системы и инструментов управления в сельскохозяйственных организациях региона в условиях нестабильной рыночной среды// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.- 2011. - № 25. - С. 102-111.
8. Конев П.А. Бюджетирование как эффективный инструмент управления производственными ресурсами и затратами// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.- 2011. - № 24.- С. 219-223.
9. Ткаченко В.А., Конев П.А. Проблема выбора оптимального подхода классификации затрат в сельском хозяйстве // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.-2010.- № 18.- С. 138-142.
УДК 101.1 Канд. филол. наук А.В. ЗЫКИН
(СПбГАУ, [email protected]) Доктор филос. наук А.О. ТУФАНОВ
(СПбГАУ, [email protected])
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНЯТИЙ НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОСОБЕННОСТЯХ ИХ КОНТЕНТА
Национальная культура, этническая культура, традиция, обычай, норма, язык, ценность
Национальная культура с точки зрения социальной философии представляет собой единство материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Она проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, менталитете, особенностях языка и образа жизни. Национальная культура охватывает всю совокупность культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования. Культура в этом аспекте становится способом осуществления человеческой жизнедеятельности [1].
Основополагающие, то есть базовые основания национальной культуры, воспринимаемые как характерные именно для данной национальной общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции. Человек как личность воспринимает эти элементы национальной культуры и таким образом функционирует его самосознание, а также происходит выравнивание личностной ментальности. А обмен элементами национальной культуры между разными этносами составляет содержание межкультурного взаимодействия [2]. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, лидирует, как правило, одна национальная культура.
Создателем национальной культуры выступают не этносы и субъэтносы в целом, а лишь интеллектуальная элита общества: писатели, ученые, философы, художники-гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего Отечества. Общеизвестны примеры из истории формирования национального литературного языка: немецкого - переводчик и религиозный реформатор Мартин Лютер; русского - А.С. Пушкин, который, по словам В.Г. Белинского, есть «наше все». Хотя творцы национальной культуры выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту, мифологии, социокультурным ценностям, тем не менее дистанция между двумя культурами - этнической и национальной - довольно велика.