Научная статья на тему 'Социализация студенческой молодежи в условиях социально-экономических изменений'

Социализация студенческой молодежи в условиях социально-экономических изменений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко В.А., Васина Е.А., Мороз Т.Г.

Проведен анализ социализации и трудовой адаптации студентов выпускников. Рассмотрены возможные пути повышения эффективности работы по адаптации молодых специалистов в сельскохозяйственных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of the students in terms of socio-economic changes

The analysis of the social and labor adaptation of students graduates. The possible ways of increasing the effectiveness of adaptation of young specialists in agricultural enterprises.

Текст научной работы на тему «Социализация студенческой молодежи в условиях социально-экономических изменений»

УДК 316.342.32 Доктор экон. наук В.А. ТКАЧЕНКО

(СПбГАУ)

Канд. психол. наук Е.А. ВАСИНА Канд. пед. наук Т.Г. МОРОЗ

(СПбГАУ, paw.konew@yandex.ru)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Студенческий возраст, социализация, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, жизненный успех, социально-экономические изменения

В условиях социально-экономических преобразований в современной России социальные ожидания общества связаны со студенческой молодежью как его потенциальной интеллектуальной элитой. Ресурсный подход к молодежи и студенчеству определяет актуальность исследований ценностного мира и проблем социализации этой динамичной и традиционно активной социальной группы, от духовно-нравственного и инновационного потенциала которой во многом зависит будущее нашей страны: перспективы ее экономического и социокультурного развития, успешность модернизации и жизнеспособность нации.

Социализация молодежи в современной России происходит в сложных условиях транзитивного социума. Трансформация ценностных основ нашего общества, обусловленная системным кризисом и процессами глобализации, выступает внешним контекстом социализационных процессов и активно исследуется современной наукой (работы А.В. Юревича, И.Г. Дубова, Н.И. Лапина, и др.). Динамика ценностных ориентаций, проблемы профессионального самоопределения, социальные траектории студенческой молодежи являются предметом междисциплинарных (в том числе мониторинговых) исследований социологов, социальных психологов, педагогов и философов. Они представлены в работах В.Т. Лисовского, А.А. Козлова, Т.Н. Кухтевич, М.В. Лисаускене, А.В. Петрова и других авторов. При этом социальная нестабильность рассматривается как фактор, затрудняющий ценностно-нормативную социализацию молодого поколения (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая и другие). Целью настоящей статьи является обобщение результатов современных исследований социализации студенческой молодежи. Что сегодня представляют собой студенты как социальная общность? Каковы характерные для них личностные и социальные ориентации? В чем специфика студенческой социализации в меняющемся мире, в «обществе неопределенности»?

Студенчество - особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. В социально-психологическом плане студенчество по сравнению с другими группами молодежи отличается более высоким образовательным уровнем, достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости, выраженной направленностью познавательной и коммуникативной активности на решение профессионально-ориентированных задач. Студенческий возраст - центральный период становления личности, психологическое содержание которого связано с социальным и профессиональным самоопределением и вступлением во взрослую жизнь. Характерной чертой его является формирование жизненной перспективы, возникающей в результате обобщения личностных целей, иерархизации мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций. В этот период складывается собственное мировоззрение, жизненная философия и система взглядов на мир. Понимание студенческого возраста как важного жизненного этапа, в течение которого особую значимость приобретают идентификационные и самореализационные процессы, является ключевым при рассмотрении проблем студенческой социализации.

Понятие социализации, при всем многообразии его конкретных трактовок в научной литературе, традиционно определяется как усвоение и воспроизводство личностью существующих социальных ценностей и норм. Основная функция социализации состоит в интериоризации социальных требований и превращении их во внутренние, автономные стимулы социального поведения. Процесс ценностно-нормативной социализации в стабильные и кризисные периоды общественного развития имеет свои особенности. В стабильные периоды он преимущественно связан с освоением предлагаемых обществом ценностей и норм, основан на прошлом наследии и выполняет задачу межпоколенной трансмиссии культуры, обеспечивающую ее воспроизводство. Во времена радикальных социальных перемен, когда происходит трансформация традиционных жизненных ценностей, социализация выступает прежде всего как процесс социальной адаптации, в ходе которой осуществляется целенаправленный поиск и выбор моделей поведения, соответствующих меняющимся условиям и нормам. В индивидуальной структуре ценностных ориентаций личности образуется определенный баланс традиционных, современных и инновационных ценностей, способствующий ее адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Для данного периода характерно преобладание позиций индивидуализации, самоопределения, избирательного отношения к ценностям и нормам. При этом ненормированность социального пространства, характерная для ситуации социальных преобразований, актуализирует потребность в социальном творчестве, конструировании новой социальной реальности [1]. Именно поэтому развитие инновационной способности и творческого потенциала молодого поколения является одной из ключевых задач современного образования.

Мир, в котором мы живем, все более динамично и радикально меняется. Эти изменения, связанные с преобразованиями в сфере культуры, экономики, политики, социальных отношений, затрагивают глобальный, региональный и локальный уровни и оказывают влияние на сознание и образ жизни людей, на процессы ценностно-нормативной социализации молодого поколения. Важной особенностью современного мира является смещение ценностных приоритетов от традиционных, материалистических ценностей к инновационным, постматериалистическим ценностям, ориентированным на внеэкономические и духовные приоритеты [2]. Инновационные ценности - это ценности жизни, формирование которых определяется вступлением современной цивилизации в постиндустриальную фазу своего развития, что связано с решением экологических проблем, стабилизацией функционирования важнейших жизнеобеспечивающих систем нашей планеты, увеличением свобод и возможностей для духовного развития людей. Для России, как и для других стран, эти ценности являются новыми, требуют качественного изменения менталитета; более того, они формируют новую реальность, выступая в качестве аттракторов движения к новому социокультурному состоянию.

Как показывают социологические исследования [3], в современной России процесс трансформации базовых ценностей имеет многомерный и противоречивый характер. Распад общего смыслового мира и неопределенность нынешнего социокультурного состояния накладывают отпечаток на ценностное сознание студенческой молодежи. При этом сам процесс социального развития молодежи, ввиду отсутствия общенациональной идеи и несформированности даже в общих чертах государственной идеологии, фактически не имеет социально значимой и организующей данный процесс цели и оказывается лишенным интегрального ценностного вектора [4].

В жизненных ориентациях современных студентов находят отражение те сложнейшие противоречия, которые присущи трансформирующемуся обществу. Т.Н. Кухтевич, обобщая результаты многолетних исследований в студенческой среде, отмечает, что духовный мир молодежи на рубеже веков воспроизводит «причудливое переплетение в общественном сознании полуразрушенных старых идеалов утопического коммунизма, массовых ожиданий быстрых положительных перемен, ... поиск идеалов в дореволюционной России, западных образцах, религиозных исканиях, ... дефицит новых позитивных ценностей». Кроме того, «.молодежь испытывает влияние и таких новых тенденций (не только национальных, но и мировых), как переход от преимущественно коллективистических, общинных форм социальной жизни и ориентаций к индивидуальным, от позиций «монолитного единства» к плюралистичности, от авторитарности к демократизации, от конфронтации к компромиссу и консенсусу, от мифологического отношения к действительности и рациональному...» [5].

Объективные трудности процесса социализации вступающего в жизнь поколения в современной России обусловлены общей затянувшейся дестабилизацией социальной жизни и ценностно-нормативным кризисом нашего общества. Сущность социальной нестабильности, по определению Г.М. Андреевой, составляет общая рассогласованность социальных перемен, «смена направления и темпа изменений, несовпадение меры радикальности их в различных сферах общества (экономике, политике, культуре, формах человеческих отношений)» [2]. Социальная нестабильность проявляется также в ослаблении и рассогласовании социокультурных и силовых факторов регуляции социальной жизни. Субъективным отражением этого на уровне общественного сознания является кризис нормативных представлений об отношениях личности и общества [5].

Другим проявлением социальной нестабильности, имеющим значение для студенческой социализации в ее ценностно-нормативном аспекте, является усиление социальной дифференциации и отражение в сознании молодых людей резкого и многообразного расслоения, прежде всего, по критериям материальной обеспеченности и этнической принадлежности (бедные-богатые, коренные-эмигранты, наши-чужие и т.д.). На уровне общественного сознания стратификационные процессы, происходящие в настоящее время в нашей стране, переживаются как кризис целого ряда социальных ценностей и идеалов (в частности, идеалов справедливого общественного устройства, социального равенства и дружбы народов). Безусловно, эти процессы отражаются и на юношеских ценностях, а также представлениях молодежи о содержании социального успеха и карьере. Происходит осознание молодыми людьми своей принадлежности к определенному социальному слою, формируются защитные барьеры во взаимоотношениях с другими слоями и группами, усиливается значимость референтных групп.

Так, Г.М. Андреева отмечает, что «для обыденного человека ... нестабильность общества воспринимается прежде всего как абсолютная неопределенность ситуации и, следовательно, невозможность даже ближайшего прогнозирования своей судьбы» [2]. На личностном, психологическом уровне это проявляется в комплексе явлений, связанных с повышенной тревожностью и нарушением временной перспективы, которые нередко объединяются термином «социальный невроз».

Чрезвычайно сложным в современных условиях оказывается решение задачи профессионального самоопределения и формирования жизненного плана, так как это требует учета не только собственных возможностей, но и направления и темпов изменения социальной реальности, а также высокой личной толерантности к неопределенности. В настоящее время существует множество подходов к решению данной задачи [6]. В частности, также как одно из направлений развития профессионального мастерства молодых специалистов рассматривается и совершенствование инструментов управления предприятием [7] и бюджетирование [8]. Между тем профессиональное самоопределение имеет экзистенциальное значение для социальной позиции большинства молодых людей, поскольку в корне меняет дальнейшее течение жизни и влияет не только на профессиональную составляющую, но и на брачно-семейные перспективы, материальное благополучие, а также на местожительство, переезды и многие другие аспекты образа жизни. В целом можно отметить, что в условиях затянувшейся дестабилизации социальной жизни наблюдается сужение пространства работы сельскохозяйственных предприятий и необходимо повышение эффективности управления, в частности управления затратами [9].

Следовательно, необходим комплексный подход адаптации молодых специалистов сельского хозяйства. Процесс адаптации молодых специалистов протекает сегодня в условиях гораздо большей, чем ранее, социальной вариативности - неопределенных социальных ситуаций, многообразия видов деятельности, социальных ролей и групповых норм. Как показано в работах отечественных социальных психологов, социальные изменения в современной России происходят намного быстрее способности человека адаптироваться к ним и работодатель должен способствовать этому всеми имеющимися в распоряжении предприятия средствами.

Литература

1. Васина Е.А. Ценностные ориентации современного юношества. - СПб., 2007.

2. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика.- 2004.- №1.- С. 12-18.

3. Козлов А.А. Молодежь России: тенденции социального развития в условиях кризиса // Молодежь: тенденции социальных изменений / Под ред. Ю.А. Безуглая. -СПб., 2000. - С. 33-59.

4. Лисаускене М.В. Поколение NEXT - прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социологические исследования. - 2006. - №4. - С.111-115.

5. Мороз Т.Г. Особенности личностной и профессиональной подготовки педагога к работе с одаренной молодежью // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии / СПбГУСЭ.-№2(16). - 2013 - С.9-18.

6. Ткаченко В.А., Мареева О.В., Конев П.А. Влияние системы управления на динамику развития потенциала сельскохозяйственного производства в ходе аграрного реформирования// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2012.- № 27. - С. 154-159.

7. Конев П.А. Развитие системы и инструментов управления в сельскохозяйственных организациях региона в условиях нестабильной рыночной среды// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.- 2011. - № 25. - С. 102-111.

8. Конев П.А. Бюджетирование как эффективный инструмент управления производственными ресурсами и затратами// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.- 2011. - № 24.- С. 219-223.

9. Ткаченко В.А., Конев П.А. Проблема выбора оптимального подхода классификации затрат в сельском хозяйстве // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.-2010.- № 18.- С. 138-142.

УДК 101.1 Канд. филол. наук А.В. ЗЫКИН

(СПбГАУ, zykinalex@mail.ru) Доктор филос. наук А.О. ТУФАНОВ

(СПбГАУ, tufanov2010@yandex.ru)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНЯТИЙ НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОСОБЕННОСТЯХ ИХ КОНТЕНТА

Национальная культура, этническая культура, традиция, обычай, норма, язык, ценность

Национальная культура с точки зрения социальной философии представляет собой единство материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Она проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, менталитете, особенностях языка и образа жизни. Национальная культура охватывает всю совокупность культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования. Культура в этом аспекте становится способом осуществления человеческой жизнедеятельности [1].

Основополагающие, то есть базовые основания национальной культуры, воспринимаемые как характерные именно для данной национальной общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции. Человек как личность воспринимает эти элементы национальной культуры и таким образом функционирует его самосознание, а также происходит выравнивание личностной ментальности. А обмен элементами национальной культуры между разными этносами составляет содержание межкультурного взаимодействия [2]. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, лидирует, как правило, одна национальная культура.

Создателем национальной культуры выступают не этносы и субъэтносы в целом, а лишь интеллектуальная элита общества: писатели, ученые, философы, художники-гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего Отечества. Общеизвестны примеры из истории формирования национального литературного языка: немецкого - переводчик и религиозный реформатор Мартин Лютер; русского - А.С. Пушкин, который, по словам В.Г. Белинского, есть «наше все». Хотя творцы национальной культуры выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту, мифологии, социокультурным ценностям, тем не менее дистанция между двумя культурами - этнической и национальной - довольно велика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.