УДК 316.614
Е. А. Васина
Юношеская социализация в транзитивном обществе: ценностно-нормативный аспект
В статье рассматриваются проблемы юношеской социализации в условиях социальных изменений. Анализируются особенности социального, профессионального, ценностного самоопределения современной российской молодежи.
The article deals with the problems of youth socialization in terms of social changes. The features of the social, professional, valuable self-determination of modern Russian young people are analyzed.
Ключевые слова: юность, социализация, ценностные ориентации,
самоопределение, социальные изменения, современная молодежь.
Key words: youth, socialization, value orientations, self-determination, social changes, modern young people.
Юношеский возраст является важным жизненным этапом, когда происходит формирование системы ценностных ориентаций, мировоззрения и идентификационных структур личности. Реализация целей самоопределения (профессионального, идеологического, ценностного, нравственного) является нормативной возрастной задачей для вступающего во взрослую жизнь человека. Изучение закономерностей ценностно-нормативной социализации юношества, степени его адаптации к социальным условиям имеет особое значение для понимания настоящего и будущего нашего общества, анализа различных аспектов общественной жизни и воспитательнообразовательных практик, является необходимым условием эффективной молодежной политики.
Социализация молодого поколения в современной России происходит в сложных условиях транзитивного социума, на фоне коренного изменения системы жизненных ценностей и
дестабилизации воспитательной функции семьи. Трансформация ценностных основ нашего общества, обусловленная системным кризисом и процессами глобализации, выступает внешним контекстом социализационных процессов и активно исследуется современной наукой (работы О.Т. Богомолова, И.Г. Дубова,
А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, Т.А. Рассадиной, А.В. Юревича и др.). Динамика ценностных ориентаций, проблемы профессионального самоопределения, социальные траектории молодежи являются предметом междисциплинарных (в том числе мониторинговых) ис-
© Васина Е. А., 2015
113
следований социологов, социальных психологов, педагогов и философов, представлены в работах Л.Н. Банниковой, Е.А. Васиной, Ю.Р. Вишневского, А.А. Козлова, Т.Н. Кухтевич, М.В. Лисаускене, В.Т. Лисовского, А.В. Петрова, А.В. Соколова, Ф.Э. Шереги, М.А. Ядовой, Г.А. Чередниченко и других авторов. При этом социальная нестабильность рассматривается как фактор, затрудняющий ценностно-нормативную социализацию (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева, О.А. Тихомандрицкая). Данная статья посвящена социальнопсихологическому анализу трудностей и проблем юношеской социализации в условиях дисгармоничного социума.
Понятие социализации, при всем многообразии его конкретных трактовок в научной литературе, традиционно определяется как усвоение и воспроизводство личностью существующих социальных ценностей и норм. Основная функция социализации состоит в инте-риоризации социальных требований и превращении их во внутренние, автономные стимулы социального поведения. Процесс ценностно-нормативной социализации в стабильные и кризисные периоды общественного развития имеет свои особенности. В стабильные периоды он преимущественно связан с освоением предлагаемых обществом ценностей и норм, основан на прошлом наследии и выполняет задачу межпоколенной трансмиссии культуры, обеспечивающую ее воспроизводство. Во времена радикальных социальных перемен, когда происходит трансформация традиционных жизненных ценностей, социализация выступает прежде всего как процесс социальной адаптации, в ходе которой осуществляется целенаправленный поиск и выбор моделей поведения, соответствующих меняющимся условиям и нормам. В индивидуальной структуре ценностных ориентаций личности образуется определенный баланс традиционных, современных и инновационных ценностей, способствующий ее адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Для данного периода характерно преобладание позиций индивидуализации, самоопределения, избирательного отношения к нормам и ценностям. При этом ненормированность социального пространства, характерная для ситуации социальных преобразований, актуализирует потребность в социальном творчестве, конструировании новой социальной реальности [4]. Именно поэтому развитие инновационной способности и творческого потенциала молодого поколения является одной из ключевых задач современного образования.
Мир, в котором мы живем, все более динамично и радикально меняется. Эти изменения, связанные с преобразованиями в сфере культуры, экономики, политики, социальных отношений, затрагивают глобальный, региональный и локальный уровни и оказывают влияние на сознание и образ жизни людей, на процессы ценностно-
114
нормативной социализации молодого поколения. Важной особенностью современного мира является смещение ценностных приоритетов от традиционных, материалистических ценностей к инновационным, постматериалистическим, ориентированным на внеэкономические и духовные приоритеты [2; 19], на принципы социоприродной гармонии и биосферно-допустимого развития цивилизации. Для России, как и для других стран, эти ценности являются новыми, требуют качественного изменения менталитета; более того, они формируют новую реальность, выступая в качестве аттракторов движения к новому социокультурному состоянию.
Как показывают социологические исследования [9; 10; 14; 17], в современной России процесс трансформации базовых ценностей имеет многомерный и противоречивый характер. Распад общего смыслового мира и неопределенность нынешнего социокультурного состояния накладывают отпечаток на ценностное сознание молодого поколения. При этом, сам процесс социального развития молодежи, ввиду отсутствия общенациональной идеи и несформированности даже в общих чертах государственной идеологии, фактически не имеет социально значимой и организующей данный процесс цели и оказывается лишенным интегрального ценностного вектора [3; 5; 7].
В жизненных ориентациях юношества находят отражение те сложнейшие противоречия, которые присущи трансформирующемуся обществу. Т.Н. Кухтевич, обобщая результаты многолетних исследований, отмечает, что духовный мир молодежи на рубеже веков воспроизводит «причудливое переплетение в общественном сознании полуразрушенных старых идеалов утопического коммунизма, массовых ожиданий быстрых положительных перемен, ... поиск идеалов в дореволюционной России, западных образцах, религиозных исканиях, ... дефицит новых позитивных ценностей». Кроме того, «.молодежь испытывает влияние и таких новых тенденций (не только национальных, но и мировых), как переход от преимущественно коллективистических, общинных форм социальной жизни и ориентаций к индивидуальным, от позиций «монолитного единства» к плюралистичности, от авторитарности к демократизации, от конфронтации к компромиссу и консенсусу, от мифологического отношения к действительности к рациональному...» [8, с. 6-7].
Объективные трудности процесса социализации вступающего в жизнь поколения в современной России обусловлены общей затянувшейся дестабилизацией социальной жизни и ценностнонормативным кризисом нашего общества. Сущность социальной нестабильности, по определению Г.М. Андреевой, составляет общая рассогласованность социальных перемен, «смена направления и темпа изменений, несовпадение меры радикальности их в различных сферах общества (экономике, политике, культуре, формах че-
115
ловеческих отношений)» [1, с. 257]. Социальная нестабильность проявляется также в ослаблении и рассогласовании социокультурных и силовых факторов регуляции социальной жизни. Субъективным отражением этого на уровне общественного сознания является кризис нормативных представлений об отношениях личности и общества [4, с. 276].
Другим проявлением социальной нестабильности, имеющим значение для юношеской социализации в ее ценностнонормативном аспекте, является усиление социальной дифференциации и отражение в сознании молодых людей резкого и многообразного расслоения, прежде всего, по критериям материальной обеспеченности и этнической принадлежности (бедные-богатые, коренные-эмигранты, наши-чужие и т.д.). На уровне общественного сознания стратификационные процессы, происходящие в настоящее время в нашей стране, переживаются как кризис целого ряда социальных ценностей и идеалов (в частности, идеалов справедливого общественного устройства, социального равенства и дружбы народов). Безусловно, эти процессы отражаются и на юношеских ценностях, а также представлениях молодежи о содержании социального успеха и карьере. Происходит осознание молодыми людьми своей принадлежности к определенному социальному слою, формируются защитные барьеры во взаимоотношениях с другими слоями и группами, усиливается значимость референтных групп.
Процесс социализации протекает сегодня в условиях гораздо большей, чем ранее, социальной вариативности - неопределенных социальных ситуаций, многообразия видов деятельности, социальных ролей и групповых норм. Как показано в работах отечественных социальных психологов, социальные изменения в современной России происходят намного быстрее способности человека адаптироваться к ним. Так, Г.М. Андреева отмечает, что «для обыденного человека ... нестабильность общества воспринимается прежде всего как абсолютная неопределенность ситуации и, следовательно, невозможность даже ближайшего прогнозирования своей судьбы» [1, с. 260]. На личностном, психологическом уровне это проявляется в комплексе явлений, связанных с повышенной тревожностью и нарушением временной перспективы, которые нередко объединяются термином «социальный невроз».
Чрезвычайно сложным в современных условиях оказывается решение задачи профессионального самоопределения и формирования жизненного плана, так как это требует учета не только собственных возможностей, но и направления и темпов изменения социальной реальности, а также высокой личной толерантности к неопределенности. Между тем, профессиональное самоопределение имеет экзистенциальное значение для социальной позиции
116
большинства молодых людей, поскольку в корне меняет дальнейшее течение жизни и влияет не только на профессиональную составляющую, но и на брачно-семейные перспективы, материальное благополучие, самооценку, а также на местожительство, переезды и многие другие аспекты образа жизни. В целом, в условиях затянувшейся дестабилизации социальной жизни наблюдается сужение пространства жизненного самоопределения молодежи. В особенности это относится к таким важнейшим моментам, как получение полноценного образования, профессиональной подготовки и работы.
Социальная нестабильность углубляет ценностно-нормативный кризис общества, который выражается, по мнению исследователей, «не только и не столько в отсутствии социальных норм и ценностей, сколько в том, что сегодня они не образуют четко структурированных нормативных моделей» [4, с. 30]. Нормы и ценности в меняющемся мире не могут служить надежными социальными ориентирами, поскольку сами постоянно подвергаются пересмотру. При этом изменяется не только содержание ценностей, предлагаемых обществом молодому поколению, но и сам механизм их освоения: объективное отсутствие согласованных «внешних» ориентиров для социального самоопределения заставляет больше опираться на ориентиры «внутренние» - систему персональных ценностей и «идеальное Я». Однако эти личностные образования в юношеском возрасте еще находятся в стадии формирования, что значительно затрудняет процесс становления социальной идентичности на данном этапе социализации. По нашим данным, многие студенты не только младших, но и старших курсов переживают состояние глубокого внутреннего кризиса, связанного с размытостью, неопределенностью жизненных целей и ценностей, а иногда и утратой смысла жизни, аномией и экзистенциальным «вакуумом».
Многие авторы, анализируя систему ценностей современной молодежи, приходят к выводу о преобладании в ценностной иерархии блока индивидуальных ценностей, что подтверждается и данными наших исследований [5]. На протяжении последних 25 лет наблюдается повышение роли ценностей индивидуальной, частной жизни (материальная обеспеченность, здоровье), устойчивый рост ценности семьи, дома, как «ключевой ценности любого нормального общества, не деформированного насильственно, против природы человека... идеологическими доктринами» [7, с. 48]. На первом месте у большинства молодых людей - стремление к семейному счастью, наиболее приоритетные ценности - здоровье, любовь, семья, друзья. При этом все категории молодежи большое значение придают общению и в жизни уделяют ему много времени. Однако одновременно с ростом индивидуалистических ориентаций происходит снижение роли ценностей общественно значимых, возрастает депо-
117
литизация молодого поколения, стремление уйти от общих задач социума в решение собственных проблем. Многие авторы [3; 5; 11; 17] акцентируют внимание на усилении среди молодежи потребительских тенденций и ориентаций прагматического характера (прежде всего под влиянием СМИ, насаждающих стандарты общества потребления), отмечают снижение порогов нравственных нормативов, узкий практицизм мышления и поведения, подавляющие стремление к многостороннему развитию.
В целом, быстрые социальные изменения в современной России, ускорение темпов социальной динамики, трансформация традиционных ценностей неизбежно усложняют процесс социализации вступающего в жизнь поколения, предъявляя повышенные требования к формированию персональной системы ценностей, идентификационных структур личности и адекватных моделей социального поведения. Одновременное сосуществование в обществе многих пластов ценностей (традиционных, модернистских, инновационных), не образующих четко структурированной нормативной модели, затрудняет для молодых людей ситуацию ценностного выбора и принятия норм, приводит к росту аномии и социальных девиаций. Неизбежным следствием разнонаправленности социализационных влияний и рассогласования социальных ориентиров в условиях транзитивного общества является усложнение самоопределения и прогнозирования молодыми людьми своего жизненного пути, преобладание ориентации на стратегию выживания и ситуационные модели поведения в ущерб жизненной позиции активного социального субъекта.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс,
2002.
2. Андреенкова А.В. Материалистические / постматериалистические ценности в России // Социологические исследования. - 1994. - №11. - С. 73-81.
3. Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Новые явления в ценностных ориентациях уральского студенчества // Социологические исследования. - 2013. - №2. - С. 58-68.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М., 2001.
5. Васина Е.А. Ценностные ориентации современного юношества. - СПб.,
2007.
6. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. - 2004. - №1. - С. 12-18.
7. Козлов А.А. Молодежь России: тенденции социального развития в условиях кризиса // Молодежь: тенденции социальных изменений / ред. Ю.А. Безуглая. - СПб., 2000. - С. 33-59.
8. Кухтевич Т.Н. Молодежь России-97 // Мозаика рубежа века // Молодежь -97: надежды и разочарования. - М., 1997.
118
9. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. - 2010. - №1. - С. 28-36.
10. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. - М., 1996.
11. Лисаускене М.В. Поколение NEXT - прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социологические исследования. - 2006. - №4. -С. 111-115.
12. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. - 1998. - №5. - С. 98-104.
13. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. - 2008. - №2. - С. 83-90.
14. Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социологические исследования. - 2006. - № 9. -С. 95-101.
15. Скворцов В.Н., Маклаков А.Г. Теоретические и методические основы психологического сопровождения личностного развития студентов // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - Т. 5. - № 4. - 2012. - С. 7-15.
16. Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества // Социол. исследования. - 2005. - № 9. - С. 91-97.
17. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества// Социол. исследования. - 2009. - № 10. - С. 70-77.
18. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). - СПб., 2004.
19. Inglehart R. Changing values, economic development and political change // International science journal. - 1995. - № 145.
119