3. Козлов А.А. Молодежь России: тенденции социального развития в условиях кризиса // Молодежь: тенденции социальных изменений / Под ред. Ю.А. Безуглая. -СПб., 2000. - С. 33-59.
4. Лисаускене М.В. Поколение NEXT - прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социологические исследования. - 2006. - №4. - С.111-115.
5. Мороз Т.Г. Особенности личностной и профессиональной подготовки педагога к работе с одаренной молодежью // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии / СПбГУСЭ.-№2(16). - 2013 - С.9-18.
6. Ткаченко В.А., Мареева О.В., Конев П.А. Влияние системы управления на динамику развития потенциала сельскохозяйственного производства в ходе аграрного реформирования// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2012.- № 27. - С. 154-159.
7. Конев П.А. Развитие системы и инструментов управления в сельскохозяйственных организациях региона в условиях нестабильной рыночной среды// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.- 2011. - № 25. - С. 102-111.
8. Конев П.А. Бюджетирование как эффективный инструмент управления производственными ресурсами и затратами// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.- 2011. - № 24.- С. 219-223.
9. Ткаченко В.А., Конев П.А. Проблема выбора оптимального подхода классификации затрат в сельском хозяйстве // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.-2010.- № 18.- С. 138-142.
УДК 101.1 Канд. филол. наук А.В. ЗЫКИН
(СПбГАУ, [email protected]) Доктор филос. наук А.О. ТУФАНОВ
(СПбГАУ, [email protected])
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНЯТИЙ НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОСОБЕННОСТЯХ ИХ КОНТЕНТА
Национальная культура, этническая культура, традиция, обычай, норма, язык, ценность
Национальная культура с точки зрения социальной философии представляет собой единство материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Она проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, менталитете, особенностях языка и образа жизни. Национальная культура охватывает всю совокупность культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования. Культура в этом аспекте становится способом осуществления человеческой жизнедеятельности [1].
Основополагающие, то есть базовые основания национальной культуры, воспринимаемые как характерные именно для данной национальной общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции. Человек как личность воспринимает эти элементы национальной культуры и таким образом функционирует его самосознание, а также происходит выравнивание личностной ментальности. А обмен элементами национальной культуры между разными этносами составляет содержание межкультурного взаимодействия [2]. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, лидирует, как правило, одна национальная культура.
Создателем национальной культуры выступают не этносы и субъэтносы в целом, а лишь интеллектуальная элита общества: писатели, ученые, философы, художники-гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего Отечества. Общеизвестны примеры из истории формирования национального литературного языка: немецкого - переводчик и религиозный реформатор Мартин Лютер; русского - А.С. Пушкин, который, по словам В.Г. Белинского, есть «наше все». Хотя творцы национальной культуры выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту, мифологии, социокультурным ценностям, тем не менее дистанция между двумя культурами - этнической и национальной - довольно велика.
Основу этнической культуры составляют традиции и обычаи [3,4]. Понятие «традиция» означает «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие. Традиция - это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, то есть то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне, - обычай. В свою очередь обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов [5]. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.
В качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в примитивных этнографических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, но присутствует он и в более сложных социальных и культурных образованиях. Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. Считать, что обычные правила являются исключительно консервативными, было бы неверно. Напротив, обычные правила, способствуя стабильности социальных отношений, могут играть прогрессивную роль. Известно, что общество, наряду с переменами, испытывает потребность и в стабильности, чему способствуют обычные правила. Последние же возникают спонтанно и чаще всего выполняются без затруднений, вследствие чего нет необходимости в том, чтобы общество устанавливало и применяло санкции к тем, кто их нарушает [6]. В отличии от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а кокой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определенную меру вариативности поведения и его усложнения.
Из всего перечня классификации норм Толкотта Парсонса [7] мы выделяем культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами, так как в локальной субкультуре принято говорить на «своем» языке, читать и писать, поддерживать стиль и символику своей культуры. Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы определены в критериях грамотности владения языком. Язык выступает как наиболее универсальное средство по сравнению с другими знаковыми системами культуры. Так, язык в состоянии передать временные измерения (настоящее, прошедшее и будущее), локативность, модальность, лицо и т. д. Развитый язык обладает огромным запасом словесных значений, притом дискретность его единиц и способность его комбинирования по многообразным правилам не устраняют его системности и способности к адаптации и передаче все новых значений. Язык - основа этнической культуры. В этом аспекте русский язык - базовое основание русской культуры, но в то же время и главное средство межэтнического общения в России.
Признание языка государственным - это не только поднятие его престижа, но и необходимость (требование) непременного знания его всеми, кто по характеру своей трудовой деятельности обязан владеть им: руководители государственных учреждений, работники медицины, прокуратуры, сферы обслуживания в районах и т.д. Проблема государственного языка, как мы видим сегодня, стала одним из поводов украинской государственной катастрофы [8].
Национальный язык - язык нации, сложившийся на основе языка народности в процессе развития народности в нацию. Интенсивность этого процесса зависит от темпов и особых условий развития народности в нацию у разных народов. Национальный язык - система нескольких форм существования языка: литературный язык (устная и письменная формы), народно-разговорные разновидности языка и диалекты. В процессе формирования национального языка существенно меняется соотношение между литературным языком и диалектами. Национальный литературный язык - развивающаяся форма, которая занимает ведущее положение, постепенно вытесняя диалекты, доминирующие на ранних этапах развития языка, особенно в сфере устного общения. При этом образование новых диалектных особенностей прекращается, и под влиянием литературного языка происходит нивелировка наиболее резких диалектных различий. Одновременно расширяется сфера применения литературного языка, усложняются его функции. Это связано с усложнением и развитием национальной культуры народа, а также с тем, что литературная форма национального
языка, складывающаяся на народной основе, вытесняет чуждые народу письменные языки. Национальный литературный язык проникает также в сферу устного общения, где ранее господствовал диалект. Важнейшей особенностью национального литературного языка является его нормализованный характер. Национальный литературный язык является важнейшей социокультурной характеристикой нации как социальной общности [9].
Культурная регуляция человеческой деятельности может осуществляться через систему ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют жизненные социально-значимые моменты. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д. У каждой нации складывается собственная система отношений к природе, к людям своей и чужой общности, к идеям, к вещам и т.д. На основе этих отношений формируется своеобразная система ценностей социальной общности, ее культура, которая в свою очередь создает определенные поведенческие модели и регулирует поведение данной нации.
«Ценность, - по определению Г.В. Стельмашука, - представляет собой объективную значимость явлений (вещей, идей, процессов, отношений) в качестве ориентиров человеческой деятельности, содержание которых обусловлено общественными потребностями и интересами субъектов». При этом ценности, составляя ядро материальной и духовной культуры, не даются человеку изначально, а формируются и развиваются по мере его социализации в институционально сложившуюся культуру, постепенно превращаясь в важнейший регулятор его повседневной жизнедеятельности и личностного становления. Понятие «социализация» в значительной мере сформировалось для определения состояния приобщения человека к культуре общества и его институциональным ценностям [10].
Национальные ценности формируются в результате осознания нацией своих потребностей в соответствии их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Последнее предваряет программу деятельности нации. Ценностные установки нации вырабатываются в процессе всей жизнедеятельности и передаются от поколения к поколению в процессе обучения и воспитания [11].
Между ценностями и повседневными ориентациями может возникать разрыв, определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым. Но такое расхождение между признанием высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут осваиваться человеком по-разному. Причина может усматриваться во внешних обстоятельствах («агрессивность среды»), происках соперников или врагов или же в недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека. Важным средством снятия разрыва между ценностью и поведением является воля, снимающая колебания и неуверенность и заставляющая человека действовать. Воля может проявляться и как внутреннее побуждение, и как внешняя мотивация. В новоевропейской истории философии проблема воли и волевых усилий составила ядро философских рассуждений Ф. Ницше [12].
Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносится субъективный компонент. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее в литературе сложилась следующая классификация ценностей:
- витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д;
- социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее;
- политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, порядок, конституция, гражданский мир;
- моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;
- религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь;
- эстетические: красота, идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность.
Чем сложнее общество, тем значительнее дифференциация присущих ему особенностей, что создает полиформизм духовной культуры.
Это многообразие вытекает из нескольких источников:
- социальная разновидность общества (элита - народ, город - деревня, предприниматели -политики, интеллигенция и т.д.), а соответственно и его культурное разнообразие;
- различие в содержании деятельности каждого социокультурного компонента (разные элиты, разные этнические группы, конфессии, страты и т. д.);
- функциональное различие ценностей по уровням и сферам [13].
Стратификация населения ведется по признакам, связанным с реализацией фундаментальных потребностей индивида и общества в целом, определяющим потребление благ и образа жизни:
- признаки, свидетельствующие о потреблении жизненных благ, их показателями могут выступать: район проживания, размеры и тип жилища, место отдыха, качество медицинского обслуживания и др.;
- признаки, свидетельствующие о потреблении культурных благ; их показатели: объем и характер полученного образования, объем и характер разных видов получаемой социальной информации и потребляемой культурной продукции и др.;
- признаки, характеризующие воспроизводство семейных отношений; их показатели: тип домашнего хозяйства, формы домашнего воспитания детей, их школьное и вузовское образование, мужские и женские семейные роли [14].
Внутри каждого сообщества существует исторически сложившаяся система отношений, которая объясняет национальные различия. Следовательно, содержание понятия «национальные ценности» можно определить как ценности, признанные определенной этнической общностью. Другими словами, основу национальных ценностей составляет сознание своей этнической общности и приверженности её ценностям.
В работах крупнейшего советского этнографа Ю.В. Бромлея [15], этнос определяется как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований. Более лаконично в современной науке этнос чаще всего определяется как осознанная культурно-языковая общность [16]. Несмотря на явления, существенно меняющие конфигурацию, структуру и облик этноса на разных этапах его этнической истории, этнос, непрерывно сохраняющий свое самосознание и самоназвание, сохраняет тем самым преемственность своего существования, или иначе - самосознание и неразрывно связанное с ним самоназвание выступают как демаркаторы этноса.
В то же время само понятие «этничности» носит спорный характер. Например, Ф. Барт говорит [17] о «ситуативной этничности» и акцентирует внимание на конструируемых культурных маркерах, определяющих границы между этническими группами; по его мнению, такие группы могут рассматриваться как своеобразные «сосуды», в которых границы играют главную роль по сравнению с «содержимым». А. Коэн [18] более радикален и видит в этнических конструктах политические инструменты в борьбе элит за материальные ресурсы. При этом представителям функционального подхода присущ взгляд на этничность как на интеллектуальную конструкцию.
Представители лагеря конструктивистов признают, что имеет место "сохраняющаяся неспособность понять историческую природу национализма и этничности во всей их сложности». Однако конструктивистские концепции не могут объяснить следующие характерные свойства этничности.
1. Атрибутивность. Этничность обнаруживает себя как атрибут личности - она может быть выраженной более или менее сильно, но есть у каждого. Нельзя жить вне этноса. Даже если человек сам себя провозглашает космополитом, в его уже сформированной личности непременно остаются элементы «коллективного бессознательного» по Э. Фромму [19].
2. Устойчивость. Этническое слишком глубоко укоренено в человеке и потому весьма устойчиво, существуя в известной степени независимо от внеэтнических социальных условий. Свидетельство тому - судьба цыган и евреев, столетиями не имевших собственной территории и даже возможности внутриэтнического общения. Более того, люди сохраняют (по крайней мере, довольно длительное время) свою этничность и при изменении некоторых внешних этнических признаков. Можно сменить традиционную одежду на унифицированный европейский костюм и при этом в полной мере сохранять традиционное самосознание. Даже смена языка еще не означает немедленного разрушения. Важно, что индивид может сменить классовую или сословную принадлежность, стать подданным другого государства, но этничность по своему желанию изменить невозможно.
3. Интенсивность. Многие авторы совершенно справедливо указывают на «мощный эмоциональный заряд», связанный с этничностью, ее «непередаваемую значимость» и «неповторимую способность к принуждению». Интенсивность этнической детерминации обычно так высока, что этничность может быть объяснена скорее в категориях иррациональности. Вероятно, этим в определенной мере можно объяснить популярность Ф.М. Достоевского у западного читателя, всегда интересующегося тонкостями «русской души».
Сегодня уже мало работает определение нации как такой исторической общности людей, для которой характерны общность языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в национальном своеобразии ее культуры.
В основу выработки нового определения нации следует, на взгляд В.Д. Зотова [20], положить такую фундаментальную ценность, как общность духовной жизни. Мы разделяем эту позицию. По нашим представлениям социокультурные формы выражают содержательную сторону национальной жизни не менее значимо, нежели экономические, политические и другие факторы. Что касается общности психического склада, т.е. того, что отличает область чувств, привычек, традиций, обыденного сознания данной нации от другой, то она является производной от общности духовной культуры, а не наоборот. Другим важным компонентом национальной общности людей является их самосознание, которое тоже относится к сфере духовной культуры. При этом следует иметь в виду, что национальное самосознание - это не часть национальной духовной культуры наряду с другими частями, а ее стержень. В качестве вывода укажем, что именно в самосознании нация определяет свои общие, коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям и государствам. Национальное самосознание выступает базисной ценностью национальной культуры, поэтому оно естественным образом входит в объект изучения со стороны социальной философии.
Л и т е р а т у р а
1. Степин В.С. Культура / Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Минск: Книжный Дом, 2003. - С. 527-529.
2. Давыденкова А.Г., Карцева А.А. Толерантность как общечеловеческая ценность в межконфессиональных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. - М.: Этносоциум, 2011. - С. 71-79.
3. Нечипуренко В.Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа). - Ростов-на-Дону, 2002. - С. 110-111.
4. Бенуа А. Определение традиции // Альманах "Полюс". - 2008. - № 1. - С. 3-4.
5. Гофман А.Б. Обычай / БСЭ. - М., - 1969. - 1978.
6. Маркович Д. Ж. Общая социология: Учебник; Пер с сербского. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
1998.-С. 322.
7. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и
некоторые результаты исследования. - М., 1984. - С. 56.
8. Валдайский форум (Речь В.В. Путина) URL:http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (стенограмма выступления)
9. Мнацаканян М.О. Нации в современном глобальном мире: модернистские, конструктивистские и постмодернистские теории. - М.: Анкил, 2011.
10. Стельмашук Г.В. Культура и ценности / Г.В. Стельмашук // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии: Учен. зап. - T.V. - Вып. 2. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина. - 2000. - С. 7.
11. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально - философский аспект) - Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 1996. - С. 168.
12. Ницше Ф. Малое собрание сочинений / Фридрих Ницше; [пер. с нем. Ю. Антоновского и др.]. - СПб: Азбука-классика, 2010.
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2001.
14. Осипов Г.В., Москвичев ЛН., Кабыща А.В. и др. Социология. Основы общей теории / Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1998.
15. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография /Ю.В. Бромлей. - М., 1973.
16. Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
17. Этнические группы и социальные границы: социальная организация культурных различий /Под ред. Фредрика Барта; Пер. с англ. И.Пильщиков. - М.: Новое изд-во, 2006.
18. Коэн А. Мудрость сердца: [путь к достойной жизни] /Алан Коэн; Пер. с англ.: А. Филенко. - М.: София, 2005.
19. Фромм Э. Психоанализ и этика / Составитель С. Я. Левит. - М.: Аст, 1998.
20. Зотов В.Д. Константные субстанции национальных культур современности: онтология, морфология, динамика : Автореф. дис... д-ра филос. наук. - Тамбов, 2006.
УДК 347 (076.6) Канд. ист. наук. Ю.Н. КРАСНИКОВА
(СПбГАУ, [email protected])
ВОССТАНИЕ УДЕЛЬНЫХ КРЕСТЬЯН УРЕНСКОЙ ВОЛОСТИ (1829-1831)
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в ...родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Д. С. Лихачев
Департамент уделов, удельные крестьяне, Уренская волость, местное управление в XIX веке, крепостное право, имущество
Сегодня все большее значение приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Это отчасти связано с государственной линией и стремлением популяризировать краеведческие знания с целью воспитания гражданственности, любви к Родине. К сожалению, для современной демократической России характерна низкая гражданская позиция, абсентеизм, отсутствие политической ответственности - все это снижает политическую конкуренцию российской демократии. Советская историография представляла нам крестьянство как аполитичную, не способную к отстаиванию своих прав, социальную группу. Изучая архивные документы, мы столкнулись с несоответствием реальных фактов и теории. Тем интереснее становится изучение проявлений активной гражданской позиции в имперский период, когда казалось, что основная часть населения безучастна к судьбе России, да и к своим собственным правам. Конечно, в данном контексте мы будем говорить о проявлении гражданских прав, в современном его понимании, лишь условно. Но очень важно отметить, что согласно последним исследованиям, детальному анализу комплекса обычно-правовых норм, определявших жизнь русской деревни, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне правового развития крестьян в рассматриваемый период. В крестьянской среде, несмотря на условия существовавшего крепостного права, формируется гражданское самосознание. Конечно, мы отметим ниже, в какой определённой среде и при каких конкретных обстоятельствах. Но все же представлять крестьян как бесправную, аполитичную массу нельзя. В этой статье мы хотели бы рассмотреть историю восстания уренских крестьян, которая очень показательна. Это не только пример активной борьбы, пусть за очень ограниченные, но все же права, это прекрасный пример взаимопомощи и взаимовыручки, которая была характерной особенностью крестьянской общинности, которой восхищались многие общественные деятели.
В XVIII веке в рамках политики по заселению Заволжских земель началось интенсивное освоение этих территорий. Особенностью переселения явился разнородный религиозный состав.