УДК 316
DOI 10.23672/g4961-6279-3066-q
Списивцев Степан Александрович
преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, Краснодарский университет МВД РФ oos128@mail.ru
Stepan A. Spesivtsev
Lecturer of the Department Tactical and Special Training, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation oos128@mail.ru
Социализация современной
российской молодежи: проблемные аспекты
Socialization
of modern russian youth: problematic aspects
Аннотация. В статье отмечается, что социализация современной молодежи проходит в условиях трансформирующегося российского общества. Характер и направленность процесса социализации российской молодежи детерминируется комплексом факторов - как объективных, отражающих переходное состояние социума, так и субъективных, связанных с социально-возрастными и социально-психологическими особенностями подрастающего поколения. Именно поэтому становятся неизбежными не только позитивные эффекты социализационного процесса, но и появление отклоняющихся траекторий социализации.
Ключевые слова: общество, трансформации, молодежь, социализация, отклоняющаяся социализация, стихийная социализация.
Annotation. The article notes that the socialization of modern youth takes place in a transforming Russian society. The nature and direction of the process of socialization of Russian youth is determined by a complex of factors - both objective, reflecting the transitional state of society, and subjective, related to the socio-age and socio-psychological characteristics of the younger generation. That is why not only the positive effects of the socialization process become inevitable, but also the appearance of deviating trajectories of socialization.
Keywords: society, transformations, youth, socialization, deviant socialization, spontaneous socialization.
Общество как сложная многоуровневая самокорректирующаяся система характеризуется весьма сложным механизмом, обеспечивающим ее равновесие и позволяющим преодолевать постоянно продуцирующиеся риски и угрозы социальному порядку. Одним из таких механизмов выступает транзит поколений в социуме, который во многом опирается на процесс социализации - один из ключевых социальных процессов, в который вовлечены множество социальных институтов, в том числе и первичных.
Французский социолог Э. Дюркгейм считал необходимым для общества как можно быстрее добавить к только что родившемуся эгоистичному и асоциальному существу другое, способное вести нравственную и социальную жизнь. Основная функция социализации, по Дюркгейму, - приобщение индивидов к идее «коллективного сознания» - заключается в установлении однородности и целостности общества. Социализированной признается личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Общественные функции морали Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого -формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу [1, с. 139-143].
По мнению А.Н. Ларина, социализация представляет собой «процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, процесс самоизменения и самореализации личности, обусловленный конкретными социальными условиями. Социализация - становление человека частью общества. Это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование» [3, с. 11].
А.В. Мудрик полагает, что «социализацию можно рассматривать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, а сущность социализации - как сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества» [4, с. 7-16].
Таким образом, важность процесса социализации как для молодых людей, так и для общества, в целом, не вызывает сомнений. При этом процесс социализации не является однородным: на первом этапе индивид постепенно адаптируется к требованиям общества под руководством агентов
социализации. Вскоре он начинает ориентироваться в правилах общественной жизни, понимает систему социальных взаимодействий и находит свое место в ней. Однако социализация длится всю жизнь, и в каждый период жизни человека она привносит нечто новое. Это объясняется сложностью современных социальных систем, которые развиваются одновременно с жизненным циклом, отведенным конкретному человеку.
Е.П. Поликанова указывает в этой связи, что «социализация ребенка представляет собой постепенное включение его в группу взрослых, приобщение к культуре с самого раннего детства. Потребности ребенка удовлетворяются в соответствии с теми правилами, которые существуют в самом обществе, и интериоризация норм и установок ребенком осуществляется с помощью различных механизмов, начиная от условного рефлекса, подражания, внушения и кончая идентификацией» [5, с. 84-106].
В социологической науки принято позиционировать социализацию как системно организованный процесс, где ведущую роль играют агенты, призванные способствовать переходу индивида к статусу полноценной личности посредством усвоения социальных норм. Вместе с тем, реальная ситуация, зачастую. не соответствует этим идеально-типическим представлениям о социализации, особенно в условиях общества XXI в.
Ю.Р. Хайруллина отмечает, что «в современных условиях этап становления характеризуется влиянием на личность, прежде всего, семьи, друзей, средств массовой информации и незначительным воздействием учебных заведений. Ценности всех сфер жизни воспринимаются, в основном, на микро- уровнях в рамках малых общностей. Прежде всего, усваиваются жизненные ценности и установки исключительно экономической сферы, затем социальной и очень ограниченно духовной» [6]. Подобный дисбаланс социализа-ционного процесса, выявленный исследователями еще в конце XX в. в российском обществе, в настоящее время лишь усиливается, и это составляет один из наиболее существенных аспектов проблемы социализации российской молодежи. В частности, нарастают стихийные факторы социализации и, одновременно, постепенно утрачивают свое влияние целенаправленные. Именно поэтому социологи ввели в научный оборот понятие «стихийная социализация».
А.И. Кудактина определяет современную социализацию как, во многом стихийную, так как «в условиях масштабных социальных трансформаций российского общества, под влиянием технико-технологических факторов, усиления социально значимости Интернета, электронных медиа систем, телекоммуникационных и спутниковых технологий в сознании школьников возникает хаос антагонистических оценок, обусловленный смещением и даже дезориентацией системы социокультурных координат, основ мировосприятия» [2, с. 12].
А.В. Мудрик полагает, что стихийная социализация выступает одним из очевидных индикаторов,
позволяющих провести различие между социализацией и воспитанием. По мнению исследователя, можно выделить следующие критерии отличия социализации от воспитания. Основной критерий: стихийность или целенаправленность процессов (воспитание всегда целенаправленно). Кроме того, автор указывает на то, что «стихийная социализация - процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний членов социума, а в основе воспитания лежит социальное действие. Стихийная социализация - процесс научения, т.е. бессистемное овладение человеком (благодаря языку, обычаям, традициям и пр.) репертуарами поведения и способностью представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде «внутренней модели внешнего мира»; воспитание, наряду с элементами научения, включает в себя процесс систематического обучения» [4, с. 7-16].
В последние годы по мере развития информационно-компьютерных и интернет-технологий стихийная социализация все больше принимает форму виртуальных взаимодействий. Здесь социализирующийся индивид, зачастую, обладает практически неограниченной свободой и лишается влияния традиционных агентов социализации. Именно с этой проблемой связана социализация современной российской молодежи. Стихийный характер информационно-компьютерного воздействия на сознание молодых людей приводит в ряде случаев к отклоняющейся социализации.
По мнению исследователей, отклоняющаяся социализация молодежи - несоответствие социализации как объективного и субъективного процесса, сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме. Социализация молодежи не всегда бывает успешной. Более того, ее результат практически никогда не достигает идеала, как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Молодой человек, представляя собой сложнейшее социальное, психологическое и биологическое образование, даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения [7].
Основными проблемами социализации российской молодежи в обществе XXI в. видятся нам следующими:
1. Общее состояние духовной культуры российского общества далеко не оптимально в настоящий момент. Под влиянием целого комплекса факторов, в числе которых - сложная социально-экономическая ситуация (особенно в ряде регионов РФ), наличие глубокого неравенства в обществе и многомиллионного слоя россиян, живущих за чертой бедности, криминализированность сознания части населения, негативного влияния образцов индустрии массовой культуры потребления, наблюдается деформация доктринального ядра духовной культуры. В современной ситуации культура дифференцируется на множество разрозненных элементов и существенно снижет
свой регулятивный потенциал. Это, в частности, сказывается и на процессе социализации, лишая ее устойчивых духовно-нравственных ориентиров. Это обстоятельство особенно существенно осложняет социализацию подрастающих поколений в аспекте отсутствия или слабого влияния религиозных и идеологических инструментов влияния на сознание подрастающих поколений в современном российском демократическом обществе.
2. Быстрые темпы развития интернет-коммуникации в российском обществе привели к видоизменению облика эффекта стихийной социализации. Если в прежние исторические периоды развития российского социума стихийная социализация также существовала, но, зачастую, принимала локальные формы компаний сверстников, друзей, была широко распространена в учебных коллективах, то вхождение Интернета в общественную жизнь (особенно социальных сетей) привело к изменению облика стихийной социализации. В настоящее время у значительной части российской молодежи, которая проводят много времени в пространстве глобальной сети, именно виртуальная стихийная социализация занимает ведущее место, отодвигая на второй план основных агентов социализации - семью и школу.
3. Кризисное состояние институтов семьи и образования (главным образом, школы). Данный процесс носит инерционный характер на протяжении последних десятилетий. В результате дис-функциональности семьи (конфликтные, неполные, криминальные и т.п.), данный социальный институт не справляется, в той или иной мере, с возложенными на него функциями агента социализации. Аналогичная ситуация сложилась с институтом образования (школьное образование, прежде всего). Оно все больше формализуется, и все менее оказывается нацеленным на воспитание личности учеников, кропотливую работу с каждым обучающимся.
Таким образом, подводя некоторые итоги, можно отметить, что социализация молодежи всегда представляет собой сложный и противоречивый
Литература:
1. Ковалева А.И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 139143.
2. Кудактина А.И. Политическая социализация российских школьников в условиях социокомму-никативных трансформаций начала XXI века : дис. ... канд. соц. наук. Краснодар, 2014.
3. Ларин А.Н. Социализация младших школьников в детских музыкальных студиях средствами соцально-культурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2015.
4. Мудрик А.В. Человек в процессе социализации: три ипостаси / А.В. Мудрик // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
процесс, так как ее стратегическая цель - усвоение системы соционормативного регулирования обществом, весьма трудна в достижении, а молодежная среда, будучи неоднородной по своему составу, по-разному реагирует на стимулы, воздействующие на нее в ходе этого процесса.
Для современного российского общества «классические» проблемы социализации молодежи еще более осложняются несколькими факторами. В частности, трансформирующееся российское общество характеризуется высокими скоростями изменений, вследствие чего, обучение молодежи социальным нормам осложняется, а картины мира, транслируемые в сознание молодежи агентами и инструментами социализации, оказываются противоречивыми. Кроме того, высокие скорости интеграции в социальную систему интернет-технологий привели к существенному изменению места и роли стихийных факторов социализации. Молодежь стихийно усваивает информацию, а с ней и формирует представления об обществе, в том числе, и о социальных нормах. При этом, полученные таким образом знания, не отличаются высокой достоверностью.
Состояние ключевых институтов и подсистем российского общества, ответственных за социализацию, особенно - первичную, - также вызывает беспокойство у социологов. Именно эти элементы социума формируют облик личности молодых людей, и от успешности их функционирования зависит и будущее общества. Как и в случае с кризисными явлениями в системе духовной культуры российского общества, обозначенные проблемы весьма сложны для решения, особенно в краткосрочной перспективе. Именно поэтому важно привлекать для решения проблемы социологов-исследователей, которые обладают возможностью ассистировать системе управления при принятии важных решений, касающихся социализации российской молодежи. В настоящее время, несмотря на обилие подобных социологических проектов, они зачастую бывают не объединены единым исследовательским замыслом, а многие эмпирические проекты дают лишь отрывочные сведения о состоянии проблемы.
Literature:
1. Kovaleva A.I. Socialization / A.I. Kovaleva // Knowledge. Understanding. Skill. 2004. № 1. P.139-143.
2. Kudaktina A.I. Political socialization of Russian schoolchildren in the conditions of sociocommunica-tive transformations of the beginning of the XXI century : dis. ... cand. of social sciences. Krasnodar, 2014.
3. Larin A.N. Socialization of younger schoolchildren in children's music studios by means of socio-cultural activities : dis. ... cand. of pedagogical sciences. Tambov, 2015.
4. Mudrik A.V. Man in the process of socialization: three hypostases / A.V. Mudrik // Bulletin of the Orthodox St. Tikhon's University for the Humanities.
университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. № 3. С. 7-16.
5. Поликанова Е.П. Социализация личности / Е.П. Поликанова // Философия и общество. 2003. № 2. С. 84-106.
6. Хайруллина Ю.Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы : дис. ... д-ра соц. наук. Казань, 1998.
7. иЯ1- : http://soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/ 186-otklonyayuschayasya-socializaciya.html (дата обращения 14.10.2021).
Series 4: Pedagogy. Psychology. 2009. № 3. P. 716.
5. Polikanova E.P. Socialization of personality / E.P. Polikanova // Philosophy and Society. 2003. № 2. P. 84-106.
6. Khairullina Yu.R. Socialization of personality: theoretical and methodological approaches : dis. ... doctor of social. sciences. Kazan, 1998.
7. URL : http://soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/ 186-otklonyayuschayasya-socializaciya.html (date of application 14.10.2021).