Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
438
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ТРАНСФОРМАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОТКЛОНЯЮЩАЯСЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТИХИЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Списивцев Степан Александрович

В статье отмечается, что социализация современной молодежи проходит в условиях трансформирующегося российского общества. Характер и направленность процесса социализации российской молодежи детерминируется комплексом факторов - как объективных, отражающих переходное состояние социума, так и субъективных, связанных с социально-возрастными и социально-психологическими особенностями подрастающего поколения. Именно поэтому становятся неизбежными не только позитивные эффекты социализационного процесса, но и появление отклоняющихся траекторий социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Списивцев Степан Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH: PROBLEMATIC ASPECTS

The article notes that the socialization of modern youth takes place in a transforming Russian society. The nature and direction of the process of socialization of Russian youth is determined by a complex of factors - both objective, reflecting the transitional state of society, and subjective, related to the socio-age and socio-psychological characteristics of the younger generation. That is why not only the positive effects of the socialization process become inevitable, but also the appearance of deviating trajectories of socialization.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ»

УДК 316

DOI 10.23672/g4961-6279-3066-q

Списивцев Степан Александрович

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, Краснодарский университет МВД РФ oos128@mail.ru

Stepan A. Spesivtsev

Lecturer of the Department Tactical and Special Training, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation oos128@mail.ru

Социализация современной

российской молодежи: проблемные аспекты

Socialization

of modern russian youth: problematic aspects

Аннотация. В статье отмечается, что социализация современной молодежи проходит в условиях трансформирующегося российского общества. Характер и направленность процесса социализации российской молодежи детерминируется комплексом факторов - как объективных, отражающих переходное состояние социума, так и субъективных, связанных с социально-возрастными и социально-психологическими особенностями подрастающего поколения. Именно поэтому становятся неизбежными не только позитивные эффекты социализационного процесса, но и появление отклоняющихся траекторий социализации.

Ключевые слова: общество, трансформации, молодежь, социализация, отклоняющаяся социализация, стихийная социализация.

Annotation. The article notes that the socialization of modern youth takes place in a transforming Russian society. The nature and direction of the process of socialization of Russian youth is determined by a complex of factors - both objective, reflecting the transitional state of society, and subjective, related to the socio-age and socio-psychological characteristics of the younger generation. That is why not only the positive effects of the socialization process become inevitable, but also the appearance of deviating trajectories of socialization.

Keywords: society, transformations, youth, socialization, deviant socialization, spontaneous socialization.

Общество как сложная многоуровневая самокорректирующаяся система характеризуется весьма сложным механизмом, обеспечивающим ее равновесие и позволяющим преодолевать постоянно продуцирующиеся риски и угрозы социальному порядку. Одним из таких механизмов выступает транзит поколений в социуме, который во многом опирается на процесс социализации - один из ключевых социальных процессов, в который вовлечены множество социальных институтов, в том числе и первичных.

Французский социолог Э. Дюркгейм считал необходимым для общества как можно быстрее добавить к только что родившемуся эгоистичному и асоциальному существу другое, способное вести нравственную и социальную жизнь. Основная функция социализации, по Дюркгейму, - приобщение индивидов к идее «коллективного сознания» - заключается в установлении однородности и целостности общества. Социализированной признается личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Общественные функции морали Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого -формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу [1, с. 139-143].

По мнению А.Н. Ларина, социализация представляет собой «процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, процесс самоизменения и самореализации личности, обусловленный конкретными социальными условиями. Социализация - становление человека частью общества. Это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование» [3, с. 11].

А.В. Мудрик полагает, что «социализацию можно рассматривать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, а сущность социализации - как сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества» [4, с. 7-16].

Таким образом, важность процесса социализации как для молодых людей, так и для общества, в целом, не вызывает сомнений. При этом процесс социализации не является однородным: на первом этапе индивид постепенно адаптируется к требованиям общества под руководством агентов

социализации. Вскоре он начинает ориентироваться в правилах общественной жизни, понимает систему социальных взаимодействий и находит свое место в ней. Однако социализация длится всю жизнь, и в каждый период жизни человека она привносит нечто новое. Это объясняется сложностью современных социальных систем, которые развиваются одновременно с жизненным циклом, отведенным конкретному человеку.

Е.П. Поликанова указывает в этой связи, что «социализация ребенка представляет собой постепенное включение его в группу взрослых, приобщение к культуре с самого раннего детства. Потребности ребенка удовлетворяются в соответствии с теми правилами, которые существуют в самом обществе, и интериоризация норм и установок ребенком осуществляется с помощью различных механизмов, начиная от условного рефлекса, подражания, внушения и кончая идентификацией» [5, с. 84-106].

В социологической науки принято позиционировать социализацию как системно организованный процесс, где ведущую роль играют агенты, призванные способствовать переходу индивида к статусу полноценной личности посредством усвоения социальных норм. Вместе с тем, реальная ситуация, зачастую. не соответствует этим идеально-типическим представлениям о социализации, особенно в условиях общества XXI в.

Ю.Р. Хайруллина отмечает, что «в современных условиях этап становления характеризуется влиянием на личность, прежде всего, семьи, друзей, средств массовой информации и незначительным воздействием учебных заведений. Ценности всех сфер жизни воспринимаются, в основном, на микро- уровнях в рамках малых общностей. Прежде всего, усваиваются жизненные ценности и установки исключительно экономической сферы, затем социальной и очень ограниченно духовной» [6]. Подобный дисбаланс социализа-ционного процесса, выявленный исследователями еще в конце XX в. в российском обществе, в настоящее время лишь усиливается, и это составляет один из наиболее существенных аспектов проблемы социализации российской молодежи. В частности, нарастают стихийные факторы социализации и, одновременно, постепенно утрачивают свое влияние целенаправленные. Именно поэтому социологи ввели в научный оборот понятие «стихийная социализация».

А.И. Кудактина определяет современную социализацию как, во многом стихийную, так как «в условиях масштабных социальных трансформаций российского общества, под влиянием технико-технологических факторов, усиления социально значимости Интернета, электронных медиа систем, телекоммуникационных и спутниковых технологий в сознании школьников возникает хаос антагонистических оценок, обусловленный смещением и даже дезориентацией системы социокультурных координат, основ мировосприятия» [2, с. 12].

А.В. Мудрик полагает, что стихийная социализация выступает одним из очевидных индикаторов,

позволяющих провести различие между социализацией и воспитанием. По мнению исследователя, можно выделить следующие критерии отличия социализации от воспитания. Основной критерий: стихийность или целенаправленность процессов (воспитание всегда целенаправленно). Кроме того, автор указывает на то, что «стихийная социализация - процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний членов социума, а в основе воспитания лежит социальное действие. Стихийная социализация - процесс научения, т.е. бессистемное овладение человеком (благодаря языку, обычаям, традициям и пр.) репертуарами поведения и способностью представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически в виде «внутренней модели внешнего мира»; воспитание, наряду с элементами научения, включает в себя процесс систематического обучения» [4, с. 7-16].

В последние годы по мере развития информационно-компьютерных и интернет-технологий стихийная социализация все больше принимает форму виртуальных взаимодействий. Здесь социализирующийся индивид, зачастую, обладает практически неограниченной свободой и лишается влияния традиционных агентов социализации. Именно с этой проблемой связана социализация современной российской молодежи. Стихийный характер информационно-компьютерного воздействия на сознание молодых людей приводит в ряде случаев к отклоняющейся социализации.

По мнению исследователей, отклоняющаяся социализация молодежи - несоответствие социализации как объективного и субъективного процесса, сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме. Социализация молодежи не всегда бывает успешной. Более того, ее результат практически никогда не достигает идеала, как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Молодой человек, представляя собой сложнейшее социальное, психологическое и биологическое образование, даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения [7].

Основными проблемами социализации российской молодежи в обществе XXI в. видятся нам следующими:

1. Общее состояние духовной культуры российского общества далеко не оптимально в настоящий момент. Под влиянием целого комплекса факторов, в числе которых - сложная социально-экономическая ситуация (особенно в ряде регионов РФ), наличие глубокого неравенства в обществе и многомиллионного слоя россиян, живущих за чертой бедности, криминализированность сознания части населения, негативного влияния образцов индустрии массовой культуры потребления, наблюдается деформация доктринального ядра духовной культуры. В современной ситуации культура дифференцируется на множество разрозненных элементов и существенно снижет

свой регулятивный потенциал. Это, в частности, сказывается и на процессе социализации, лишая ее устойчивых духовно-нравственных ориентиров. Это обстоятельство особенно существенно осложняет социализацию подрастающих поколений в аспекте отсутствия или слабого влияния религиозных и идеологических инструментов влияния на сознание подрастающих поколений в современном российском демократическом обществе.

2. Быстрые темпы развития интернет-коммуникации в российском обществе привели к видоизменению облика эффекта стихийной социализации. Если в прежние исторические периоды развития российского социума стихийная социализация также существовала, но, зачастую, принимала локальные формы компаний сверстников, друзей, была широко распространена в учебных коллективах, то вхождение Интернета в общественную жизнь (особенно социальных сетей) привело к изменению облика стихийной социализации. В настоящее время у значительной части российской молодежи, которая проводят много времени в пространстве глобальной сети, именно виртуальная стихийная социализация занимает ведущее место, отодвигая на второй план основных агентов социализации - семью и школу.

3. Кризисное состояние институтов семьи и образования (главным образом, школы). Данный процесс носит инерционный характер на протяжении последних десятилетий. В результате дис-функциональности семьи (конфликтные, неполные, криминальные и т.п.), данный социальный институт не справляется, в той или иной мере, с возложенными на него функциями агента социализации. Аналогичная ситуация сложилась с институтом образования (школьное образование, прежде всего). Оно все больше формализуется, и все менее оказывается нацеленным на воспитание личности учеников, кропотливую работу с каждым обучающимся.

Таким образом, подводя некоторые итоги, можно отметить, что социализация молодежи всегда представляет собой сложный и противоречивый

Литература:

1. Ковалева А.И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 139143.

2. Кудактина А.И. Политическая социализация российских школьников в условиях социокомму-никативных трансформаций начала XXI века : дис. ... канд. соц. наук. Краснодар, 2014.

3. Ларин А.Н. Социализация младших школьников в детских музыкальных студиях средствами соцально-культурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2015.

4. Мудрик А.В. Человек в процессе социализации: три ипостаси / А.В. Мудрик // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного

процесс, так как ее стратегическая цель - усвоение системы соционормативного регулирования обществом, весьма трудна в достижении, а молодежная среда, будучи неоднородной по своему составу, по-разному реагирует на стимулы, воздействующие на нее в ходе этого процесса.

Для современного российского общества «классические» проблемы социализации молодежи еще более осложняются несколькими факторами. В частности, трансформирующееся российское общество характеризуется высокими скоростями изменений, вследствие чего, обучение молодежи социальным нормам осложняется, а картины мира, транслируемые в сознание молодежи агентами и инструментами социализации, оказываются противоречивыми. Кроме того, высокие скорости интеграции в социальную систему интернет-технологий привели к существенному изменению места и роли стихийных факторов социализации. Молодежь стихийно усваивает информацию, а с ней и формирует представления об обществе, в том числе, и о социальных нормах. При этом, полученные таким образом знания, не отличаются высокой достоверностью.

Состояние ключевых институтов и подсистем российского общества, ответственных за социализацию, особенно - первичную, - также вызывает беспокойство у социологов. Именно эти элементы социума формируют облик личности молодых людей, и от успешности их функционирования зависит и будущее общества. Как и в случае с кризисными явлениями в системе духовной культуры российского общества, обозначенные проблемы весьма сложны для решения, особенно в краткосрочной перспективе. Именно поэтому важно привлекать для решения проблемы социологов-исследователей, которые обладают возможностью ассистировать системе управления при принятии важных решений, касающихся социализации российской молодежи. В настоящее время, несмотря на обилие подобных социологических проектов, они зачастую бывают не объединены единым исследовательским замыслом, а многие эмпирические проекты дают лишь отрывочные сведения о состоянии проблемы.

Literature:

1. Kovaleva A.I. Socialization / A.I. Kovaleva // Knowledge. Understanding. Skill. 2004. № 1. P.139-143.

2. Kudaktina A.I. Political socialization of Russian schoolchildren in the conditions of sociocommunica-tive transformations of the beginning of the XXI century : dis. ... cand. of social sciences. Krasnodar, 2014.

3. Larin A.N. Socialization of younger schoolchildren in children's music studios by means of socio-cultural activities : dis. ... cand. of pedagogical sciences. Tambov, 2015.

4. Mudrik A.V. Man in the process of socialization: three hypostases / A.V. Mudrik // Bulletin of the Orthodox St. Tikhon's University for the Humanities.

университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. № 3. С. 7-16.

5. Поликанова Е.П. Социализация личности / Е.П. Поликанова // Философия и общество. 2003. № 2. С. 84-106.

6. Хайруллина Ю.Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы : дис. ... д-ра соц. наук. Казань, 1998.

7. иЯ1- : http://soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/ 186-otklonyayuschayasya-socializaciya.html (дата обращения 14.10.2021).

Series 4: Pedagogy. Psychology. 2009. № 3. P. 716.

5. Polikanova E.P. Socialization of personality / E.P. Polikanova // Philosophy and Society. 2003. № 2. P. 84-106.

6. Khairullina Yu.R. Socialization of personality: theoretical and methodological approaches : dis. ... doctor of social. sciences. Kazan, 1998.

7. URL : http://soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/ 186-otklonyayuschayasya-socializaciya.html (date of application 14.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.