УДК 340
РО! 10.23672/Ь3174-3606-1263-2
Голубихина Наталья Валерьевна
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры конституционного и административного права, Краснодарский университет МВД России karnl@mail.ru
Natalia V. Golubikhina
Candidate of Law Sciences, Deputy head of the Department Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia karnl@mail.ru
Дисфункции процесса
социализации как фактор деформации правовой культуры и правового сознания
Dysfunction of the socialization
process as a factor of deformation of legal culture and legal consciousness
Аннотация. В статье отмечается, что в современном обществе на фоне высоких скоростей научно-технического прогресса, повышения общего уровня информатизации и компьютеризации, складывается достаточно опасная ситуация, когда нарастает дис-функциональность ряда социальных институтов, подсистем и ключевых социальных процессов. В частности, процесс социализации под воздействием информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий принимает стихийный характер, отодвигая на второй план традиционных агентов социализации - семью и школу.
Ключевые слова: информационное, общество, социализация, стихийная социализация, агенты социализации, информационно-компьютерные технологии, право, правовая культура, правовое сознание.
Annotation. The article notes that in modern society against the backdrop of high speed of scientific and technological progress, improve the overall level of Informatization and computerization, it is quite a dangerous situation when growing dysfunctionality of a number of social institutions, subsystems, and key social processes. In particular, the process of socialization under the influence of computer information and telecommunications technology accepts the natural character, overshadowing the traditional agents of socialization -family and school.
Keywords: information, society, socialization natural socialization, agents of socialization, information and computer technology, law, legal culture, legal consciousness.
Современное трансформирующееся общество характеризуется высокой динамикой происходящих процессов. По мнению большинства исследователей, новый этап общественного развития целесообразно отождествлять с информационным, постиндустриальным. Значительные трансформации современной социальной системы во многом связаны с развитием компьютеров, компьютерных технологий. Соединение возможностей средств массовой коммуникации с потенциалом компьютерной техники привели к возникновению нового явления - компьютерной коммуникации. Это социотехническое явление, по мнению Г.П. Бакулева, развивается быстрыми темпами в конце XX - начале XX! в., охватывая все большее число институтов, организаций, групп и отдельных личностей [1, с. 68].
Согласно Д. Беллу, развитие информационного общества и производства ведет к перевороту как в технике и технологии производства, так и в характере социальных отношений. Социальные отношения, создаваемые новыми сетями информации (от обмена информацией между исследователями с помощью компьютеров до широкой социальной однородности, образуемой с помощью национального телевидения), не являются
больше трудовыми отношениями индустриального общества [2].
Э. Тоффлер утверждал, что информационное общество - это эпоха «блип-культуры». Вместо длинных «нитей» идей, связанных друг с другом, «блипы» информации: объявления, команды, обрывки новостей, которые не согласуются со схемами. Современный человек чувствует себя свободнее, именно сталкиваясь с «блипами» - информационными сообщениями, отрывком из песни или стиха, заголовком, мультфильмом, коллажем и т.д. [6]. Исследователь справедливо обращал внимание на существенные изменения в сознании людей, живущих в постиндустриальном обществе.
Новая фаза общественного развития несет и весьма существенные риски. В частности, в начале XX! в. отчетливо проявляется действие нескольких факторов инновационного риска, связанных с ускоренным развитием информационно-коммуникационной (научно-технологической) подсистемы. В результате этого, социальные напряжения возникают вследствие значительного опережения в развитии технико-технологической сферы над духовной. Данная ситуация
приводит к возникновению определенного вакуума, так как девальвируются прежние ценности, нормы, идеалы, а новые еще не приобретают необходимой регулятивной силы. Именно духовная сфера российского общества XXI в. вызывает наибольшую обеспокоенность.
Стоит обратить внимание на некоторые аспекты проблемы дисбаланса духовной сферы вследствие ускоренной информационно-компьютерной трансформации. Прежде всего, в таких условиях девальвируются социокультурные, мировоззренческие ориентиры социума. Это серьезно ухудшает условия и «стартовые позиции» социализации и воспитания как основополагающих процессов, позволяющих оптимизировать преемственность и смену поколений в обществе.
В научной литературе распространена точка зрения о том, что в условиях масштабных социальных трансформаций российского общества, под влиянием технико-технологических факторов, усиления социальной значимости Интернета, электронных медиа систем, телекоммуникационных и спутниковых технологий в сознании подростков возникает хаос антагонистических оценок, обусловленный смещением и даже дезориентацией системы социокультурных координат, основ мировосприятия [5, с. 6].
Проникновение в жизнь общества информационных, телекоммуникационных технологий создает благоприятную среду для появления и развития феномена стихийной социализации. При этом стихийная социализация - это не только новый технологический «фон», отражение определенной ступени исторического развития социума; речь идет об изменении условий, движущих сил и результатов процесса социализации.
Как отмечает А.И. Кудактина, в современном российском обществе на передний план выходят стихийные аспекты социализационного процесса, в котором ключевую роль играют Интернет, электронные СМИ, которые постепенно начинают ин-ституциализироваться и приобретать статус традиционных агентов социализации. В результате данного процесса они нивелируют действие традиционных агентов социализации - семьи и образовательных учреждений [5, с. 11-12].
Особую опасность представляет не сама стихийная социализация как спонтанная, неконтролируемая система приобщения молодежи к ценностям, нормам, идеалам и другим элементам духовной жизни общества. Наибольшее беспокойство вызывает усвоение некачественной, общественно опасной информации в ходе социализационного процесса. Как известно, получение и обмен информацией в процессе социализации играет ключевую роль, именно так передается социальное и культурное наследие подрастающим поколениям. Поэтому результатом усвоения сообщений, в которых содержится антисоциальная, антиправовая информация может стать, в том числе, деформация правовой культуры и правового сознания. Подобные изменения в системе социокультурных координат индивида, прошедшего социализацию, грозят крайне опасными
последствиями, так как правопорядок во многом опирается на добровольность, сознательность, честность людей. Формирование подобной конструкции социального порядка невозможно без опоры на правовое сознание и правовую культуру.
Правовое сознание представляет собой сложную многоуровневую систему взглядов, идей по отношению к праву. Подобная система формируется у молодежи посредством целенаправленной деятельности государства и общества, систематизирующих социально-правовую информацию и транслирующих ее на молодое поколение. С точки зрения В.Н. Гуляихина, феномен правосознания в зависимости от своего содержания и структурных компонентов может выступать основанием как институциализации инновационных правовых ценностей, так и консервации традиционных правовых институтов общества [4, с. 5474].
В свою очередь, правовая культура - это духовная и материальная система правовой жизни социума, детерминируемая общественно-экономическим строем, и оцениваемая, исходя из достигнутого уровня развития правосознания, правовой деятельности, юридической техники и эволюции человека как субъекта права [3, с. 135-158]. Основой правовой культуры, как и правового сознания, выступает объективная информация о социально-правовых фактах, явлениях, процессах.
Стоит отметить, что правовая культура и правовое сознание, формируясь в ходе социализации, закладывают основу, прежде всего, системы социокультурных координат индивидов. В качестве наиболее зримого социального последствия стоит отметить тот факт, что люди становятся обладателями устойчивой, долговременной духовной системы, позволяющей добиться осознанного, инициативного, добровольного сотрудничества людей во имя обеспечения стабильности общества, удовлетворения основополагающих потребностей и интересов человека, прежде всего, в безопасности, устойчивости, предсказуемости повседневной жизни. Такое состояние достигается лишь в условиях, когда человек уверен в том, что не только он соблюдает требования социальных норм, но и окружающие его люди; при этом к нарушителям социальных норм применяются инструменты социального контроля с широким санкционным репертуаром. В данном случае речь идет не только о нормах права, но и, в целом -всей соционормативной системе, в том числе -нормах морали, традиций, формирующих духовно-нравственный, аксиологический облик человека.
Правовая культура и правовое сознание, занимая устойчивое положение в системе духовной культуры общества, позволяет осуществить теоретическое и практическое воплощение норм права в жизнь людей. Развитый теоретический уровень позволяет осуществить глубокий охват массового сознания необходимыми государству и обществу теоретическими конструктами. Проблема
заключается в том, что лингвистические, семантические элементы норм права довольно сложно усваиваются населением, особенно с низким уровнем образования, культуры. В этой связи, становится очевидной необходимость развития оптимального научно-практического сотрудничества. Основным итогом такой деятельности должно стать повышение уровня правовой информированности, усвоение необходимых знаний правового характера, без чего невозможно формирование устойчивых конструктов правовой культуры и правового сознания.
Вместе с тем, теоретический уровень весьма сложен для усвоения индивидами. Вследствие этого, люди, чаще всего, осваивают правовые нормы посредством практической деятельности, в ходе реализации повседневных практик и актуализации обыденного сознания. В этом случае может возникать дисбаланс между теоретическим и практическим уровнем правовой культуры и правового сознания. Над устранением данного противоречия должен работать социальный институт государства, так как искажения в понимании норм права, их особенностей функционирования, целей, последствий применения могут привести к деформированному состоянию правовой культуры и правового сознания.
Становится очевидным, что в современном обществе основным и наиболее значимым результатом устойчиво сформированных конструктов правовой культуры и правового сознания становится именно правомерное поведение, которое целесообразно рассматривать как зримый, значимый эффект правовой культуры и правового сознания. И, напротив, неустойчивое, противоречивое состояние правовой культуры и правового сознания приводит к криминализации социума, массовому распространению неправомерного поведения, нигилистическому отношению к законам. «Накла-дываясь» на состояние аномии, духовно-нравственного вакуума, данный эффект может принимать социально опасные формы, угрожая среднесрочной или долгосрочной дестабилизацией социального института государства, а, шире, и социума в целом.
Необходимо заметить, что одним из ориентиров в процессе социализации и воспитания (понимаемого как целенаправленного, регулируемого государством, в отличие от социализации) становится формирование у подавляющего большинства населения эталонов правомерного поведения. В случае развития противоправных тенденций, когда правомерное поведение не становится ориентиром, стратегической целью общества, возникают опасные социальные последствия.
Для современного общества важное значение имеет трансляция установок правопонимания и правопослушания от поколения к поколению. Обычно это осуществляется в ходе двух взаимосвязанных процессов, играющих ключевую роль в социуме - социализации, а также - воспитания. Социализацию всегда отличает от воспитания большее влияние стихийных, несистемных, флук-туационных факторов, она сопровождает человека всю жизнь и во многом формирует его
социокультурный, духовно-нравственный облик. Социализация - более долговременный и сложный процесс, чем воспитание. Именно поэтому отклонения, дисфункции в процессе социализации угрожают, прежде всего, духовно-нравственным, а затем уже соционормативным кризисом. Стихийная социализация, вытесняющая «традиционную», вполне может рассматриваться как фактор риска развития отклонений.
Как известно, система права не будет эффективной в том случае, если не опирается на добровольное, взаимовыгодное сотрудничество людей, осознающих необходимость и важность подчинения единым правилами поведения в обществе. Именно в ходе процесса социализации на протяжении долгих лет эта целевая установка внедряется в сознание людей. Особенно эффективно этот процесс проходит в молодежном возрасте; чем старше человек, тем сложней (а порой и абсолютно не возможно) изменить его социо-культурый, духовный облик.
Однако в последние годы наметились две тревожные тенденции. Во-первых, телевидение и Интернет оказываются заполненными в большом количестве материалами, где демонстрируется агрессивное, антисоциальное, неправовое поведение, зачастую отклоняющееся поведение оказывается преднамеренным, в силу криминализированного сознания и деформированной психики. Как правило, эту деструктивную роль выполняют самые низменные образцы массовой индустрии культуры (сериалы, шоу, низкокачественные голливудские и отечественные фильмы и т.п), а также материалы, размещенные в Интернете физическими лицами. В наибольшей опасности оказываются подростки и молодежь, некритическое сознание которых воспринимает данные видеоматериалы как образец для подражания, как элемент реальности, а не как артефакт массовой культуры, например. Этот факт не имел бы столь серьезных социальных последствий, если бы не существенно возросшая роль стихийной социализации, где центральными элементами выступают телевидение и Интернет.
Во-вторых, российское общество глубоко поражено коррупцией, организованная преступность и криминалитет контролируют многие экономические сферы. Нерешенность данной проблемы, проявляющаяся слабость государственной власти, приводит к криминализации сознания значительной части населения, так как происходит легитимизация противоправного поведения, которое выступает просто как «умение жить». В результате, именно подрастающее поколение глубоко усваивает криминальные идеалы, антиценности, агрессивный, эгоистичный стиль поведения. В современном российском обществе сознание молодежи настолько криминализировано, что даже курсанты образовательных учреждений ФСБ, МВД, МЧС периодически совершают массовые вызывающие антиобщественные акции, совершая «пробеги без правил» по улицам городов, копируя знаменитый стиль передвижения на автомобилях бандитов из сериала «Бригада». Последний инцидент имел место в Воронеже в 2017 г. [7]. Данный пример иллюстрирует глубокое
проникновение в сознание российской молодежи элементов криминальной контркультуры.
Таким образом, виртуальная и физическая реальность современного российского общества создают довольно опасный симбиоз, когда элементы одной реальности пересекаются с другой и формируют, более менее непротиворечивую картину в сознании людей, особенно - молодежи. Виртуальная реальность, проникнув в систему стихийного социализационного воздействия, создает в сознании подростков и молодежи симуля-ционную реальность криминального, антисоциального характера, которую они воспринимают как объективную реальность (в силу своих
социально-психологических особенностей). С другой стороны, действуя и взаимодействуя в физической, повседневной реальности, субъекты социализационного процесса также сталкиваются с проявлениями коррупции, организованной преступности (прежде всего, в экономической сфере), различными общественно резонансными преступлениями. В результате сложившаяся картина реальности формирует у них предвзятое отношение к российскому обществу, неприятие сложившихся социально-политических и социально-экономических отношений, детерминирует общее «оппозиционное» отношение к социуму, его духовной культуре и системе социальных отношений.
Литература:
1. Бакулев Г.П. Кабельно-спутниковое телевидение: Мировой опыт. М., 1999.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М. : Академия, 1999.
3. Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Юридические исследования. 2013. № 4.
4. Гуляихин В.Н. Архетипы правосознания в системе правовой культуры личности // Юридические исследования. 2014. № 1.
5. Кудактина А.И. Политическая социализация российских школьников в условиях социокомму-никативных трансформаций начала XXI в. : авто-реф. дис. ... канд. соц. наук. Краснодар, 2014.
6. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2010.
7. иЯ1- : https://autorambler.ru/novosti/v-voronez he-kortezh-iz-devyati-toyota-land-cruiser-popalsya-na-narusheniyakh-28-06-2017.htm?utm_referrer= https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения 12.03.2017).
Literature:
1. Bakulev G.P. Cable-satellite TV: international experience. M., 1999.
2. Bell D. The coming of post-industrial society. M. : Akademiya, 1999.
3. Gulyaikhin V.N. Legal culture as an object of scientific research: methodological approaches, structure and assessment criteria // Legal research. 2013. № 4.
4. Gulyaikhin V.N. Archetypes of legal consciousness in the legal culture of the personality // Legal research. 2014. № 1.
5. Kudaktina A.I. Political socialization of the Russian students in terms of socio-communicative transformations of the early twenty-first century : author. dis. ... cand. of social sciences. Krasnodar, 2014.
6. Toffler A. The third wave. M., 2010.
7. URL : https://autorambler.ru/novosti/v-voronez he-kortezh-iz-devyati-toyota-land-cruiser-popalsya-na-narusheniyakh-28-06-2017.htm?utm_referrer= https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (date of application 12.03.2017).