УДК 316
Тимченко Александр Андреевич
адъюнкт кафедры философии и социологии
Краснодарского университета МВД России
тел.: 8612583516
Aleksandr A. Timchenko
Adjunct of a Chair of Philosophy and Sociology
of the Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia
tel.: 8612583516
Социализация российской молодежи в условиях прогресса информационно-компьютерных технологий как социальная проблема
Socialization of the Russian youth in the light of advances in information and
computer technology as a social problem
Аннотация. В статье автор рассматривает особенности процесса социализации современной российской молодежи, проходящего в контексте развития информационно-компьютерных технологий и генезиса глобального информационного общества. Уделяется внимание как конструктивным, так и деструктивным аспектам процесса социализации российской молодежи начала XXI в.
Ключевые слова: молодежь, социализация, социализационные траектории, информационно-компьютерные технологии, интернет-среда.
Annotation. In the article the author considers the peculiarities of the process of socialization of youth, held in the context of the development of information and computer technologies and the Genesis of the global information society. Paid attention to both constructive and destructive aspects of the process of socialization of Russian youth in the early XXI century.
Keywords: youth, socialization, social development trajectory, information and computer technologies, the Internet environment.
Социализация подрастающего поколения играет важную роль в общественной системе. Посредством социализации взрослое поколение передает свой социальный опыт молодежи, обеспечивая тем самым стабильность социума и упорядочивая процесс преемственности и смены поколений. Именно поэтому вполне логичным выглядит факт повышенного внимания со стороны ученых к процессу социализации молодежи.
В XX в. в зарубежной социологии утвердилось понимание социализации как процессу становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Ряд известных социологов предложили свое понимание сущности процесса социализации. Так, согласно
теории Т. Парсонса, индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью [9, с. 229-231].
В отечественной социологии наиболее полное обоснование новой трактовки социализации принадлежит А.И. Ковалевой и ее ученикам. Ключевым понятием в ней выступают множественные социализационные траектории, представляющие собой интегральный показатель характера социализации, отражающий ее объективную и субъективную стороны, определяющий характеристики направленности и результативности [2, с. 114].
По мнению М.Ю. Попова, социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация заключается в богатом многообразии взаимопроникающих процессов усвоения, накопления и обогащения опытом предыдущих поколений с целью его передачи потомкам индивидом и социальной группой в ходе их материальной и духовной деятельности, в сложной системе межличностных и коллективных отношений [7, с. 7-8].
Вместе с тем, стоит отметить, что информатизация и глобализация общества начала XXI в. существенным образом видоизменяют облик социализации. На смену традиционным формам и механизмам социализации приходят ранее неизвестные науке и практике. Так, стремительно набирает социальную значимость стихийная социализация посредством СМК, главным образом - Интернета. Прогресс информационно-коммуникационных технологий приводит к своеобразной «коммуникативной блокировке», когда знания и опыт старших поколений не могут быть эффективно использованы молодежью, так как вследствие быстро развивающихся процессов социальной трансформации утрачивают свою значимость.
В настоящее время складывается достаточно драматическая ситуация, так как традиционные агенты социализации (семья и школа) утрачивают свое влияние, тогда как Интернет все больше его приобретает. Здесь доминирующее положение занимают социальные сети Интернета («В Контакте», «Одноклассники» и др.), где подростки проводят большую часть своего времени. Именно социальные сети Интернета формируют мировоззрение и ценностные ориентации подростков, их мировосприятие и социально-психологический облик. Учитывая во многом бесконтрольный, порой даже хаотичный характер информации, размещенной в Интернете, представляется необходимым обратить внимание на проблему усвоения подрастающим поколением нежелательной информации (с точки зрения социализационного процесса).
Рост социальной значимости Интернета с очевидностью приводит к дисфункциям в процессе социализации молодежи, так как подростки черпают в сети разнообразную неконтролируемую информацию, подчас
асоциального и антисоциального содержания. В результате стихийная социализация (посредством СМК) превалирует в молодежной среде, в то время как традиционные агенты социализации утрачивают значимость в обществе.
По мнению Е.М. Куликова, «в процессе интернет-коммуникации стираются физические, психологические, нравственные барьеры общения. Коммуникаторы, присваивающие себе вещательную инициативу в Интернете, пользуясь опосредованностью и безличностью коммуникации, могут распространять ложные, провокационные сообщения» [6, с. 82].
Глобальное информационное общество продуцирует риски в каждом сегменте социального пространства. В нем существенно модифицированы аксиологические основания и базовые социальные институты, такие как брак, государство, образование. Изменения затрагивают все сферы и подсистемы общества, то есть носят социетальный характер. Социумы, втянутые в процессы информатизации и глобализации, социальные отношения в них становятся менее системными.
Становление глобального информационного общества актуализирует проблемы, связанные с эффективной социализацией личности, особенно социализации молодежи. Для анализа процесса социализации молодежи российский исследователь А.И. Ковалева вводит понятие «социализационная траектория» - интегральный показатель, учитывающий объективную и субъективную сторону этого процесса социализации в условиях усугубляющейся поляризации общества. Она приходит к выводу о том, что «в социализационных траекториях молодежи проявляются отклонения в процессе социализации не только как формы девиации, но и как преждевременное, или запаздывающее, освоение социальных норм и культурных ценностей, обретение социальных ролей, а также затяжные кризисы социализации в молодежном возрасте, для которой рассогласовываются пути, сроки и способы становления». Поскольку перечисленные траектории «имеют общей тенденцией уменьшение государственного сегмента институтов социализации», А.И. Ковалева видит актуальным «поиск механизмов, обеспечивающих общественную стабильность через социализационные процессы, определение их перспективных моделей в современном российском обществе.. .»[4].
В информационном обществе личность вынуждена играть гораздо больше социальных ролей, востребованными становятся нетрадиционные социальные и психологические свойства человека. При социализации и ресоциализации повышается значение таких качеств, как толерантность, гибкость, устойчивость к стрессам, мобильность мышления.
Таким образом, новая модель социализации молодежи находится на этапе становления. Глобализационные процессы отражаются на данной социальной группе в первую очередь. Профессиональная социализация современной молодежи тесно взаимосвязана с информационно-коммуникационными технологиями. Их отсутствие, или затрудненный
доступ к ним автоматически делают личность неконкурентоспособной на рынке труда[3].
По справедливому замечанию Е.О. Кубякина, «в сложных социальных, экономических, политических и культурных условиях российская молодежь вступает во взрослую жизнь. Очевидно, что системные социальные проблемы современного российского общества не способствуют созданию какой-то более или менее упорядоченной системы представлений молодежи, легитимных и социально одобряемых картин мира, все это осложняет и без того непростой процесс преемственности и смены поколений в России» [5, с.145].
Таким образом, процесс социализации молодежи в условиях прогресса информационно-компьютерных технологий и роста социальной значимости глобальной сети Интернет выглядит весьма сложным и противоречивым. Наряду с существенными позитивными моментами прогрессивного развития социума в условиях информационной революции, имеется ряд дисфункциональных аспектов, детерминирующих дезорганизационные моменты в процессе социализации молодежи. Так, речь идет о нежелательном усвоении антисоциальной и асоциальной информации, размещенной в Интернете, утрате социальной значимости семьи и образования в процессе социализации, нарастании стихийных моментов социализационного процесса.
В этой ситуации государство и общество постепенно утрачивают эффективные рычаги управления процессом социализации подрастающего поколения, который во многом пускается на самотек. Результатом этого становится рост девиаций в молодежной среде, нарушение морально -нравственных, ценностных основ существования общества. Именно поэтому проблемы социализации молодежи вызывают озабоченность как у ученых, так и у государственных управленческих структур, ответственных за данный процесс.
Литература:
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2005.
2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социс. 2008. №7.
3. Ивушкина В.О. Социализация молодежи в условиях информационного общества // историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №2 (12).
4. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1.
5. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях глобализации информационно-коммуникационной среды общественной жизни: дис. ... д-ра соц. наук. Краснодар, 2012.
6. Куликов Е.М. Слухи в российском сегменте Интернета: социальные и социально-инженерные аспекты // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. №3.
7. Попов М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс социального порядка. М., 2006.
8. Савина А.А. Позитивная молодежная Интернет-среда как средство информационной социализации личности. Материалы Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи "Информационные технологии в образовании" (12 ноября 2010 г., Российский новый университет). URL: http://www.rosnou.ru/scientific/conference/konf_info-tex-edu/
9. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986.
10. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.
Literature:
1. Bauman Z. Individualized society.M., 2005.
2. Zubok Y.A., Chuprov V.I. Formation and development of the national youth sociology //Socis. 2008. №7.
3. Ivushkina V.O. Socialization of youth in the information society // the historical and socio-educational thought. 2012. №2 (12).
4. Kovaleva A. I. Concept of socialization of youth: norm deviation, socialization trajectory // Socio-logical studies. 2003. № 1.
5. Kubyakin E.O. Youth extremism in the conditions of globalization of information and communication environment for public life: dis. ... Dr. SOC. Sciences. Krasnodar, 2012.
6. Kulikov E. M. Rumors in the Russian segment of the Internet: social and socio-engineering aspects // Historical and socio-educational thought. 2011. №3.
7. Popov M. et al Atlas of Legal socialization as a resource of social order.M., 2006.
8. A.A. Savта Positive youth Internet environment as a means of information socialization. Materials of all-Russian conference with elements of a scientific school for young people "Information technologies in education" (November 12, 2010, Russian new University). URL: http://www.rosnou.ru/scientific/conference/konf info-tex-edu/
9. Titma M.H., Saar E.A. The younger generation. M., 1986.
10. Trainev V.A. New information communication technologies in education M: Publishing and trading Corporation «Dashkov and Co», 2009.