УДК 316.3
Кубякин Евгений Олегович
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России тел.: (961) 524-22-67
ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Kubyakin Evgeniy Olegovich
PhD in Sociology, senior lecturer of the chair of philosophy and sociology, Krasnodar University of the Russian Ministry of
Internal Affairs tel.: (961) 524-22-67
FEATURES OF INFLUENCE OF MASS CULTURE ON SOCIALIZATION OF RUSSIAN YOUTH
Аннотация:
В современном информационном обществе важное место занимает массовая культура. Она оказывает влияния на социализацию российской молодежи. В целом ряде случаев это влияние носит негативный характер, способствуя девиантному поведению молодежи.
Ключевые слова:
массовая культура, молодежь, социализация молодежи, стихийная социализация, духовнонравственный вакуум.
The summary:
In current informative society the important place is occupied by mass culture. It renders influences on socialization of Russian youth. In variety of cases this influence has negative character, promoting deviant behavior of Russian youth.
Keywords:
mass culture, youth, socialization of youth, spontaneous socialization, moral vacuum.
Прежде чем рассматривать особенности воздействия массовой культуры на социализацию российской молодежи, обратимся к научным определениям исходных понятий. Известно, что в XX веке в зарубежной социологии утвердилось понимание социализации как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
Согласно теории Т. Парсонса, индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью [1, с. 22-231].
Ю. Хабермас предложил «критическую теорию», по которой социализация охватывает только часть личности. Одна из них представляет собой общественную сущность личности, другая же ее часть позволяет держать некоторую дистанцию по отношению к существующему обществу, которое только мешает человеку самоутвердиться [2, с. 156].
В отечественной социологии наиболее полное обоснование новой трактовки социализации принадлежит А.И. Ковалевой и ее ученикам. Ключевым понятием в ней выступают множественные социализационные траектории, представляющие собой интегральный показатель характера социализации, отражающий ее объективную и субъективную стороны, определяющий характеристики направленности и результативности [3, с. 114].
По мнению М.Ю. Попова, социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация заключается в богатом многообразии взаимопроникающих процессов усвоения, накопления и обогащения опытом предыдущих поколений с целью его передачи потомкам индивидом и
социальной группой в ходе их материальной и духовной деятельности, в сложной системе межличностных и коллективных отношений [4, с. 7-8].
Таким образом, процесс социализации - один из ключевых социальных процессов в социуме, призванный обеспечить преемственность поколений, культуры, традиций, т. е. служащий достижению стабильности. Однако процесс социализации не может рассматриваться как «вещь в себе», он находится под влиянием широкого контекста политических, экономических, социальных, культурных факторов.
Социализация нынешней российской молодежи не может рассматриваться в отрыве от широкого культурного контекста. Здесь речь прежде всего идет о массовой культуре. Особое беспокойство вызывают ее самые низменные образцы, с каждым годом все больше «затягивающие» нашу молодежь в сферу своего влияния. Известно, что уже более полутора десятков лет сознание россиян, особенно молодежи, находится под воздействием многочисленных сериалов, художественных фильмов, музыкальных записей, даже рекламных роликов, которые действуют как некая «система». Эффект от произведений массовой культуры проявляется в отчуждении российской молодежи от культурного наследия прошлых поколений, отказ от духовных ценностей и идеалов в пользу сиюминутной наживы, пусть даже путем нарушения норм и законодательства. «Гламурная», «сияющая» с экранов телевизоров жизнь действует на молодежь как наркотик, которым хочется обладать во что бы то ни стало. Это весьма опасная для нашего государства ситуация, так как очевидно, что экономическое положение России не позволяет обеспечить высокий или средний уровень жизни для большинства молодежи, а следовательно, будет нарастать дисбаланс между завышенными потребностями (идеалами массовой культуры) и реальными возможностями их удовлетворения. В результате негативного эмоционального состояния, соответствующего социального настроения могут возникать поведенческие девиации, направленные на преодоление разрыва между завышенными потребностями и невозможностью их законного, общественно-одобряемого удовлетворения. Молодежь, отличающаяся, как известно, склонностью к эмоционально-чувственному восприятию окружающей действительности, периодически возникающими аффективными состояниями, нередко становится на путь отрицания моральных и юридических норм во имя достижения жизненной цели, навеянной мифами и стереотипами массовой культуры.
Еще одна важная проблема, связанная с массовой культурой, - гипертрофированный негативизм сюжетов, героев, с учетом сложившейся моды на «чернуху», засильем низменных инстинктов и желаний (о чем писал еще П.А. Сорокин в своей работе «Социальная и культурная динамика») [5]. В качестве примера можно привести сериал «Школа», вызвавший крайне неоднозначную реакцию в российском обществе. Е.М. Сейбол отмечает, что данный сериал может быть примером информационной модели воспрепятствования законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных или религиозных объединений, соединенного с насилием либо угрозой его применения. Стоит отметить, что на заседании Государственной думы депутат В. Юрчик заявил: «Это спланированная диверсия против наших детей и молодежи. В России много говорят об экономическом кризисе, однако со временем экономическое положение можно исправить, а вот нравственно изуродованное поколение - это непоправимая трагедия страны...». Любой непредвзятый зритель, которому небезразличны судьбы детей, посмотрев сериал «Школа», сможет убедиться в том, что в нем реализована порочная фантазия создателей киноленты [6, с. 255-256].
Сегодня массовая культура все чаще реализуется как поп-культура, для которой характерны все признаки низовой культуры. Пристрастившаяся к таким произведениям
молодежь все больше деградирует, становясь неспособной воспринимать серьезные произведения. Одной из важнейших функций массовой культуры стала компенсаторная, связанная со способностью произведений массового искусства без серьезных усилий со стороны человека дать ему необходимую дозу эмоций и переживаний, отсутствующих в повседневной размеренной жизни, но необходимых для комфортного самоощущения личности. Во многом масс-культура стала религией нового времени [7, с. 131-132].
Основная проблема заключается в том, что массовая культура интегрирует свои образцы (продукты, сообщения) в систему массовой коммуникации (СМК) общества. Вообще развитие массовой культуры, рост ее популярности среди населения невозможно представить без прогресса коммуникативных технологий, облегчившего тиражирование, распространение культурной продукции. Сейчас развитие СМК предельно интенсифицировалось, даже отдаленные населенные пункты, небольшие деревни, села, не говоря уже о крупных городах, оказываются в контексте воздействия СМК, особенно телевидения и Интернета. В результате сложилась ситуация, когда процессы социализации российской молодежи принимают «стихийный» характер. Однако стоит обратить особое внимание на то обстоятельство, что СМК не просто выступают инструментом «стихийной» социализации - они служат средством трансляции на несформировавшееся полностью молодежное сознание установок, образцов, мифов и стереотипов массовой культуры. Очевидно, что в большинстве случаев процессы социализации молодежи происходят в контексте массовой культуры и ее инструментами.
Таким образом, отклоняющееся поведение молодежи в значительной мере обусловлено комплексом факторов, связанных с социокоммуникативными и социокультурными трансформациями в 1990-2000-е гг. Развитие коммуникативных технологий привело к выходу на первый план в воспитательном, социализационном процессе СМК, особенно телевидения и глобальной сети Интернет. Они все чаще отодвигают на «второй план» семью и образовательные учреждения, объясняя молодежи как нужно жить и вести себя в обществе, что такое любовь, дружба, добро, зло и т. п. Естественно, что СМК обладают способностью создания «иллюзорного мира», в который постепенно погружается молодежь, сама того не осознавая. Стоит подчеркнуть, что в молодежном возрасте часто наблюдается конфликт личностного развития, так как не совпадают реальность и иллюзорный, виртуальный мир. Однако проблема заключается также в том, что одновременно с прогрессом коммуникативных технологий произошла «культурная экспансия», ведущую роль стала играть массовая потребительская культура. Этот тип духовной культуры крайне опасен для молодого поколения, особенно в аспекте воспитания, социализации, так как способен формировать идеалы, жизненные притязания, ценности, мировоззренческие принципы, реализация которых большинством молодежи невозможна без нарушения норм, в том числе и юридических.
Массовая культура формирует у молодого поколения (отличающегося в большинстве своем некритическим восприятием действительности) завышенные ожидания и потребности. Это касается не только материальной стороны, обладания богатством, атрибутами высокого социального положения. Данная ситуация характерна для различных сфер жизнедеятельности молодежи, в том числе и брачного поведения, создания семьи. Массовая культура, посредством сериалов, художественных фильмов, романов, рекламы и пр. формирует такие идеалы, которые практически невозможно встретить в реальной жизни. В образах героев произведений массовой культуры сочетаются практически не сочетаемые в реальности качества: ум, интеллектуальное развитие и «накаченные мышцы», внешняя привлекательность, беззаботный юмор и агрессивный, спортивный характер и пр. - для мужчин; красота, «гламурность» и обаяние фотомодели вкупе с
развитыми способностями к ведению бизнеса, а также домашнего хозяйства, верности единственному мужчине и пр. - для женщин. В результате молодые люди нередко остаются одинокими (а что еще хуже - одинокими духовно, несмотря на наличие брачного или полового партнера).
Аналогичная ситуация складывается не только в сфере семейно-брачных отношений - она в той или иной степени проявляется во всех сферах жизнедеятельности молодежи России. Учитывая то обстоятельство, что базовые потребности молодежи не удовлетворяются и не реализуются, растут агрессивные настроения и формируется ожидание социального реванша, общество сталкивается с рядом негативных социальных последствий, в том числе с различного рода девиациями, а также молодежным экстремизмом. По мнению Ю.Н. Солонина, большой вклад в развитие предпосылок к экстремизму среди российской молодежи внесла именно массовая культура, когда распространяются фильмы, воспитывающие у молодежи жестокость, насилие и желание приме-
нить их на практике. Посредством такого рода продукции разрушаются и видоизменяются многие морально-нравственные категории, пропагандируется культ денег и грубой физической силы, насаждается понятие вседозволенности [8, с. 12-14]. Таким образом, молодежный экстремизм становится одной из самых острых проблем современного российского общества.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Социология : словарь-справочник / под общ. ред. Ю.Г. Волкова. Краснодар, 2006.
2. Аверьянов Л.Я. О проблемах молодежи и не только о них // Социс. 2008. № 10.
3. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Там же. № 7.
4. Попов М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс социального порядка. М., 2006.
5. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
6. Сейбол Е.М. Информационный экстремизм // Экстремизм: социальные, правовые и криминологические проблемы / под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2010.
7. Криминогенные процессы в современном российском обществе: причины, динамика, перспективы / под общ. ред. проф. М.Ю. Попова. Краснодар, 2010.
8. Солонин Ю.Н. Экстремизм в России. Миф или реальность? // РФ сегодня. 2006. № 2.
1. Sotsiologiya : slovar'-spravochnik / ed. by Y.G. Volkov. Krasnodar, 2006.
2. Aver'yanov L.Y. O problemah molodezhi i ne
tol'ko o nih // Sotsis. 2008. No. 10.
3. Zubok Y.A., Chuprov V.I. Stanovlenie i
razvitie otechestvennoy sotsiologii molodezhi // Ibid. No. 7.
4. Popov M.Y. Pravovaya sotsializatsiya lichnosti kak resurs sotsial'nogo poryadka. M., 2006.
5. Sorokin P.A. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika. SPb., 2000.
6. Seybol E.M. Informatsionniy ekstremizm //
Ekstremizm: sotsial'ne, pravove i kriminolog-icheskie problemy / ed. by prof. A.I. Dolgova. M., 2010.
7. Kriminogennye protsessy v sovremennom
rossiyskom obshchestve: prichiny, dinamika, per-spektivy / ed. by prof. M.Y. Popov. Krasnodar, 2010.
8. Solonin Y.N. Ekstremizm v Rossii. Mif ili re-al'nost'? // RF segodnya. 2006. No. 2.