• внедрению системы образования, направленной на формирование компетенций и социальной ответственности выпускников - будущих работников предприятий, интегрируемых с ВУЗом;
• координации научно-исследовательских работ, исходя из требований учебного процесса вуза и потребностей промышленности, внедрению интеллектуальной собственности в образовательный процесс и производственную практику;
• развитию системы научно-инновационных, внедренческих, инжиниринговых центров и производственных площадок;
• созданию интегрированных структур «образование - наука -производство» на базе высших учебных заведений;
• формированию консалтингового центра инновационных технологий;
• обеспечению конкурентоспособности участников интеграционного процесса на рынке производственных и образовательных услуг.
Использованные источники:
1. Анисимов П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики) [Электронный ресурс]. - М.: Высшая школа, 2002 - режим доступа: www.ecsocman.edu.ru;
2. Покровский Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - Т.7, №2 4 с. 152-161;
3. Муравьёва, Е.В., Формирование модели интеграции высших учебных заведений и промышленных кластеров / Е.В. Муравьева // ГОУ ВПО « Ульяновский Государственный Университет». - 2011;
4. Гузаиров М.Б., Бадамшин Р.А. «Стратегическое партнерство ВУЗов и предприятий — залог успешного инновационного развития региона» [Электронный ресурс] // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2011 — Режим доступа: http://www.vmtp.ru/;
5. Образование в России - 2012. Статистический бюллетень. - М.: МГУПИ, 2012. - 436 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.gks.ru;
6. Федеральная служба государственной статистики - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gks.ru
Смирнов Р.Г. ведущий социолог ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Саратов СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ПОКОЛЕНИЕ ON-LINE В данной статье приведены результаты анализа современной концепции изменения мировоззрения поколений. Сделан вывод о принципиальной важности анализа фактора «мегасобытийности» как формообразующего
аспекта формирования мировоззрения каждого отдельного поколения.
Ключевые слова: молодежь; социализация; современность; мировоззрение.
This article presents the results of the analysis of the modern concept of generational change in outlook. The conclusion about the fundamental importance of the analysis «mega event» as a factor shaping aspects of formation of outlook of each generation.
Keywords: youth; socialization; modernity; outlook.
Современные социально-экономические явления, а также трансформационные процессы, происходящие как внутри, так и снаружи социального поля российского общества в значительной степени актуализируют вопрос межпоколенческих связей и связей людей в рамках одного поколения.
Сегодня «поколение» традиционно определяется как общность каких-то объектов по длине цепи непосредственных предков до некоторого родоначальника или же по времени рождения [2, c. 12]. Вместе с тем, на современном этапе получил распространение иной взгляд, согласно которому дифференциация на поколения происходит в соответствии с событиями, на которые пришлась вторичная и третичная социализация людей [5, c. 16]. Принципиальным различием этих фаз социализации выступает уровень ориентации на другого [3, c. 42]. Если в рамках первичной социализации основные психосоциальные нормативы личность воспринимает в семье, то вторичная социализация предполагает большую ориентированность на друзей, одноклассников и одногруппников в вузе - происходит смещение в сторону более крупных формальных и неформальных групп. Третичная социализация, в свою очередь, происходит уже в условиях трудовой деятельности (например, в рабочем коллективе).
Каждое поколение (возрастной слой населения) объединяется «отношением к мегособытию». Однако характерной особенностью «сверхнового» времени, в котором социализируется поколение, рожденное в начале 1990-ых - начале 2000-ых гг., является тотальное отсутствие «мегособытий» (не столько по масштабу, сколько по уровню восприятия индивидами). Представленная тенденция может быть обусловлена тем, что развитие сети Интернет обеспечило свободный доступ к любому объему информации, ввиду чего уровень восприятия каждого отдельного события снижается. Мегасобытия дематериализовались, приобретя статус «инфоповодов» или иных символических раздражителей.
Второй важнейшей особенностью «сверхнового времени» является завершившееся консюмерование сети Интернет. Интернет, став общедоступным, к тому же почти не требующим материальных затрат, приобрел значение агента вторичной социализации. Именно в контексте интернет-общения значительная часть современной молодежи воспринимает
морально-этические нормы и вырабатывает определенные социальные привычки. Посредством участия в социальных сетях и т.д. формируются крупные (вплоть до миллиона человек) группы, которые, имеют общие интересы, но при этом достаточно слабые социальные связи [4, c. 100].
Таким образом, на современном этапе как «мегособтия» перешли в мир нематериального, неосязаемого и принципиально далекого, так и вторичная социализация молодежи, «рожденной в 90-ых» перешла (в значительной степени) в on-line-сферу.
Далее представляется важным рассмотреть основные критерии, присущие современному «on-line-поколению». Одной из черт, характерных для значительной части современной молодежи, является низкий уровень социальной активности - в отличие от более ранних поколений («поколения Великой отечественной войны», поколения «Застоя» или поколения «Перестройки» [1, c. 93]) современная молодежь может характеризоваться отсутствием некой глобальной деятельно-реформаторской силы.
Второй важной чертой современной молодежи представляется «общая безыдейность» значительной части молодых людей. Переориентация социальной активности в on-line сферу спровоцировало развитие определенного консерватизма и конформизма среди молодежи.
Итак, сегодня современная молодежь может быть объединена и определена как «поколение on-line», ввиду того, что формообразующим фактором социальной жизни поколения выступает развитие электронных гаджетов, а также развитие и повсеместное распространение сети Интернет. Вместе с тем, особой интерес для дальнейшего изучения представляют характеристики и особенности современного поколения, а также формирование прогноза относительно дальнейшего развития «поколения online».
Использованные источники:
1. Асташова Ю.В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮжноУральского Государственного Университета: журнал. - №1, том 8. - 2014.
2. Дубин Б. Поколение: социологические границы понятия//Мониторинг общественного мнения. 2002. № 2 (58). С.11-15
3. Косилова Е.В. Феноменологический анализ роли Других в формировании горизонта потенциальности // Вопросы философии. 2016. № 1.
4. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. — М., 1996.
5. Hurrelmann K.,. Ulich D Gegenstands- und Methodenfragen der Sozialisationsforschung / Handbuch der Sozialisationsforschung. Beltz: Weinheim, Basel. S. 3-20.