АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
DOI 10.24411/2541-9056-2020-13004 УДК 37. 013
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ
М.В. Богуславский Статья поступила в редакцию 3 ноября 2020 г.
В статье характеризуются ближне - средне - дальнесрочные последствия использования в современном российском образовании дистанционной модели обучения онлайн. Обосновывается «интегративная модель образовательного процесса», предусматривающая взаимодействие и взаимовоздействие традиционной и онлайн систем образования. Определяются особенности гуманистического педагогического мировоззрения в цифровую эпоху.
Ключевые слова: гуманистическая педагогика, современная дидактика, содержание общего образования, индивидуализация образования, персоналистская педагогика, цифровые образовательные технологии, онлайн-образование, электронное он-лайн-обучение, дистанционная модель обучения, образовательные интернет-платформы.
REALIZATION OF THE HUMANIST PEDAGOGY POTENTIAL IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL REALITY OF THE DIGITAL ERA
Mikhail V. Boguslavskiy
The article describes the short - medium - long-term consequences of using the model of online distance learning in modern Russian education. The "hybrid model of the educational process" is substantiated, which provides the interaction and synergy of traditional and online education systems. The features of the humanistic pedagogical worldview in the digital age are determined.
Key words: humanistic pedagogy, modern didactics, the content of general education, individualization of education, personalistic pedagogy, digital educational technologies, online education, e-learning, distance learning model, educational online platforms.
Мир, выстоявший после пандемии, пусть это будет, как обозначают в прогнозах, в 2022 г. - это, безусловно, мир новых возможностей. Пандемия сде-
лала возможным открытие целого мира - произошло масштабное передвижение человеческой цивилизации в онлайн. Стало ясно, что в отличие от
предыдущих пандемий у человека теперь появился внутренний мир, в котором он без существенных профессиональных и финансовых потерь может укрыться.
Эпицентром всех современных дискуссий и напряженных размышлений о перспективах развития системы образования является проблема осуществления образовательной деятельности в цифровую эпоху в условиях пандемии. Это обусловлено тем, что процессы, которые реализовывались во всемирном образовательном пространстве на протяжении последнего полувека и были связаны с информатизацией образования, электронным обучением и цифровизацией образовательной деятельности, кардинально актуализировались и ускорились в результате разразившейся пандемии.
Те проблемы, подходы и технологии, которые при обычном развитии событий еще бы долго и мучительно входили в практику преподавания, буквально ворвались в нее весной 2020 г. за считанные дни. Всем стало ясно, что образовательный процесс как в системе общего, так и высшего образования уже не может оставаться прежним, поскольку это глубоко неправильно и несправедливо, прежде всего, по отношению к обучающимся [1 -2].
Сложившаяся весной 2020 г. образовательная ситуация была достаточно предсказуема - мгновенный переход всего российского образования на он-лайн-технологии оказался невозможен ни политически, ни педагогически, ни психологически.
Первая группа возникших проблем -социально-образовательная. А, по сути, технологическая в силу существу-
ющего в российском обществе значительного «информационного неравенства». Наличие разных укладов в сфере образования является серьёзнейшим вызовом, на который надо отвечать государству и обществу. Мы убедились, что настоящее социально-образовательное неравенство - это ограниченный доступ к Интернету. Это неравенство обуславливается кратными разрывами между регионами, муниципалитетами, образовательными организациями и семьями в степени доступа к информационным ресурсам, скорости выхода в Интернет и его покрытием, возможностями иметь качественные компьютеры в семье у ученика, а не у родителей, иметь программное обеспечение и приложения, подключаться к образовательным платформам.
Ни о каких видеоуроках и тем более онлайн-занятиях в режимах реального времени речи идти не может. Понятно, что нужно системно подключиться государству: обеспечить учителей и детей современными персональными компьютерами. Такие инициативы сейчас постоянно продуцируются и в Государственной думе, и в Совете по правам человека.
Вторая группа проблем - информационно-технологическая и методическая - низкая цифровая грамотность учителей, неумение пользоваться компьютером и программным обеспечением, отсутствие методической поддержки - все это привело к имитации образовательного процесса, получить новые знания было трудно, если возможно.
То, что происходило в российском образовании в этот период, действительно сложно было назвать онлайн-
образованием. Как показали исследования, только 5% учителей смогли весной 2020 г. организовать нормальный образовательный процесс. При этом все отмечали тяжелые последствия онлайна: развивается хроническая усталость (как показали исследования, весной у учителей продолжительность рабочего времени выросла на 4 часа), пропадает интерес и возникает депрессия.
Недавние исследования, проведенные и в мире, и в России, показывают, что дети не умеют работать с информацией, потому что школа их этому не учит. В результате новое поколение детей, как это не парадоксально, оказывается безграмотным в цифровом плане. И без специальных исследований прекрасно видно, что в последней четверти закончившегося учебного года у обучающихся произошла потеря знаний и возникло отставание по учебным программам. Если мы суммируем все эмоциональные отклики в то время, то получится следующая триада: катастрофа для учителей; пытка для родителей и практически нулевая польза для детей. Вывод понятен: нужно подружить учителей и учеников с цифровой средой посредством модернизированных уроков технологий. Если учитель научился преподавать в онлайн, это делает его более продуктивным педагогом офлайн.
Выделим основные ограничения для возврата в архаичное русло.
Главное, что за время сплошного, пусть и кратковременного дистанционного обучения, все субъекты образования стали качественно другими: и руководители образовательных организаций, и педагоги, и родители, и, самое главное, обучающиеся.
За последнюю четверть 2019-20 учебного года большинство учителей овладели навыками работы в онлайне; наработанные технологии, потенциал уроков и заданий прочно вошли в арсенал современного учителя. Поэтому онлайн-сервисы не уйдут вместе с вирусом, они уже стали частью образовательной экосистемы.
При этом изменилась психология массового возрастного учительства, тех из них, кто еще сохранял объяснимый и непреодолимый страх перед суперсовременными технологиями, считая, что они уже не способны ими овладеть. Однако жизнь заставила -овладели при поддержке молодых коллег. Раньше учителя с большим стажем выступали наставниками, а в эпоху онлайна все закономерно стало с точностью до наоборот. В результате на ходу и тоже дистантно была проведена переподготовка педагогов на работу в информационной системе.
Но наиболее важные и необратимые сдвиги произошли в сознании обучающихся, в лучших образцах на протяжении этих месяцев, управлявших процессом своего обучения и следующего за ним, по Л.С. Выготскому, развития. Возвращение учащихся в прокрустово ложе традиционной педагогики от дистанционного обучения, где они почувствовали себя реальными субъектами образовательной деятельности, невозможно.
Возвращение учащихся к традиционной педагогике от дистанционного обучения, где они почувствовали себя реальными субъектами образовательной деятельности, «обнуление» ресурса обретённой свободы невозможно без серьезных психологических травм школьников.
Настоящий прорыв произошел и в педагогическом сознании родителей, оказавшихся заключенными вместе с детьми на двухмесячном квартирном пространстве дистанта - удаленной работы. До этого родители могли только реагировать на уже свершившиеся результаты образовательной деятельности. Учителя им через отметки, замечания, вызовы в школу, посещение на дому передавали информацию, и родители принимали меры в силу своей жизненной, педагогической позиции и компетентности. В традиционных семьях процветала «ременная педагогика».
Одни родители только смотрели электронный дневник. Другие контролировали выполнение домашних заданий и помогали, если нужно. А авангард (родительский актив) участвовал в жизни класса в плане организации внеурочной деятельности, классных часов, праздников, походов, экскурсий, как высший пилотаж вели кружки. Это все было важно, но носило обслуживающий характер.
Личный кабинет ученика на образовательной платформе, где его образовательная деятельность становится прозрачной для родителей, превратил их в ее подлинных субъектов. В идеале они вместе с детьми становились заказчиками индивидуализированной образовательной деятельности, поскольку получали возможность ее планировать и осуществлять.
Вместе с тем, для справедливости, отметим, что личные кабинеты ставят учащихся под тотальный родительский контроль, что, полагаю, не всех устраивает. Есть и еще один проблемный ракурс. Родители, совершенно правильно, хотя в основном и безуспеш-
но, пытаются сократить количество времени, проводимого их ребенком за компьютером. Во время дистанционного обучения это время - и так немалое - возрастало в разы.
Цифровое образование действительно вырастает не из прошлого и даже не из настоящего, по законам синергетики оно приходит из будущего, где уже материально существует. Динамично обновляющиеся в соответствии с развитием технологий требования к работнику промышленного уклада 4.0 постулируют адекватные, причем опережающие инновационные процессы в сфере образовательных технологий и содержания общего образования. То, что сейчас называется ФГОС 4.0.
С одной стороны, цифровая гадже-товая культура, освоенная и комфортная для современной молодежи, уверенно выхолащивает практики рефлексии, обеспечивая ускоренный выход на искомый результат. С другой -она закрепляет постоянство расширенных коммуникаций, создавая виртуальные и реальные отношения, порождая также проблемы этики сетевого взаимодействия.
Поэтому обновленная школа и образовательная система в целом должны строиться на принципах гибкости, реактивности, открытости и интегра-тивности, адекватно реагируя на вызовы и тренды и предоставляя потенциальные возможности для саморазвития обучающихся [3].
Впрочем, есть места встречи, сближающие достаточно альтернативные позиции. И «цифрофобы», и «цифро-филы» согласны, что качественные электронные курсы, созданные профессиональными педагогами и
ИТ-специалистами, могут стать существенным подспорьем в образовательном процессе. Перед учащимся открывается уникальная возможность учиться у тех преподавателей, уроки которых ни один из них не смог бы посещать в реальной жизни.
Вторая переговорная площадка -это то, что онлайн-технологии содействуют обеспечению доступности к качественному обучению тех детей, которые по социальным или медицинским причинам не могут обучаться очно. Показательный пример. В Ливии во время гражданской войны ученики целой провинции обучались только через онлайн-технологии. Когда же они смогли прийти в обычные школы, то выяснилось, что их уровень знаний ничем не меньше, чем у обучавшихся по традиционной системе. Кстати, это онлайн-обучение обходилось их родителям в переводе на наши деньги примерно 3000 р в год.
Критиками дистанционного обучения правомерно отмечается, что оно рассчитано только на уже мотивированных учащихся. Но ведь онлайн и создает мотивацию, поскольку самим ученикам эти форматы более понятны, комфортны, а главное, привлекательны.
Известный американский публицист и реформатор образования М. Пренски еще в 2001 г. назвал это «тектоническими» изменениями в технологиях и их применении. В этих условиях в классных комнатах оказались «аборигены и иммигранты цифрового мира» - именно так Пренски назвал свою программную статью. «Цифровые иммигранты» - старшее поколение преподавателей, вынужденное адаптироваться к радикальным изменениям уже в процессе вторичной социализации.
«Цифровые аборигены» - это молодежь, для которой цифровая среда -органична, привлекательна и комфортна. Поэтому к традиционному обучению у «цифровых аборигенов» поколений I (с 2000 г. рождения) или Альфа (с 2010 г. рождения) нет мотивации, более того, и быть уже не может.
В результате в образовательной деятельности «Оцифрованный мир» приступил к решительной блокировке традиционных практик взаимодействия и распространения информации. Сложилась парадоксальная ситуация - преподаватели оказались перед необходимостью развивать свои цифровые компетенции до уровня ими же обучаемых, а освоив эти навыки, хотя бы в первом приближении, - предложить в классах и новые игровые методики преподавания, и изменяющийся контент.
Поколение современных обучающихся - это уже приверженцы экранной культуры, выросшие «в окружении» цифровых носителей и технологий, уверенные в том, что практически любая необходимая для образовательного процесса информация может быть мгновенно получена и усвоена. Соответственно, ценности систематического и аудиторного обучения оказываются существенно размыты.
Итак, очевидно, что растет поколение «нового типа» обучающихся, которые требует иных форм преподнесения материала с привлечением различных приложений, ориентированных на так называемых «цифровых жителей» ("digitalnatives"), или же «следующего поколения» ("п^еп" -nextgeneration), отличительной чертой которого является постоянное использование в своей жизни различных цифровых технологий. ¡ания Центральной России № 4 (17), 2020
Характерной особенностью данного поколения считается клиповость мышления, т. е. когда происходит восприятие мира, главным образом, через короткие яркие образы и послания, например, через теленовости, небольшие статьи или короткие видеоклипы. Они одновременно занимаются несколькими делами: печатают на компьютере, смотрят фильм и общаются по гаджету или скайпу. И совершенно счастливы!
Подростки поколения 1 предпочитают настольной игре - электронную; прослушиванию музыки на музыкальных носителях - музыку из Интернета; просмотру новостей из газет - новостям из Интернета; просмотру видео по телевизору - Интернет-ресурсам; посещению библиотеки - поиску информации в Интернете; выполнению домашнего задания в тишине - переключению с одного вида деятельности на другой; различным способам восприятия - визуальному способу.
Они предпочитают живому общению - общение в сетях, поэтому у них нет навыков живого общения. Это тоже один из доводов в пользу онлайн-обучения.
Важно учитывать и другие психологические особенности поколения И. Это поколение не воспринимает навязываемые сверху общие правила. Но и не борется против них (это не поколение борцов), а просто игнорирует. Понятно и то, что их социализация на 7080 % проходит в виртуальной среде.
И здесь кардинально изменившийся сферой является гуманистическое педагогическое мировоззрение. Безусловно, в традиционном образовании гуманистические ценности всегда декларировались, но реализовывались в
единичных экземплярах в авторских школах, у считанных педагогов-гуманистов. В массовой системе образования для этого просто не существовало технологических условий.
Цифровая эпоха при осуществлении обучения на современных образовательных платформах переводит именно цифровые технологии в статус гуманистической педагогики. Традиционно считалось, что «живая педагогика», основывавшаяся на постоянном и уважительном общении педагога и воспитанника «глаза в глаза», по своей природе гуманистична, а бездушные информационные технологии образования в априори антигуманны.
Критическая риторика относительно образовательных платформ и общего представления об электронном он-лайн-обучении, часто включает предупреждения о возможности потери гуманных преимуществ непосредственного взаимодействия между учителем и учеником.
Становящаяся на наших глазах новая реальность разрушает этот стереотип. Онлайн-педагогика не дегумани-зирует, а, наоборот, гуманизирует образовательную деятельность, дает возможность реально индивидуализировать обучение, включать игровые технологии, организовывать исследовательскую деятельность, переносить контроль в чисто технологическую сферу.
В таких условиях осуществляется постепенный переход к антропологическому подходу, в центре которого находится человек, воспринимаемый как цель, а не как средство. Исходя из этого антропологический подход, всё более и более выходящий на передний план, характеризуется приорите-
том гуманистических установок над утилитарными прагматическими
взглядами и повышенной чувствительностью к культурно-историческим, социокультурным и психологическим факторам [5].
В цифровую эпоху мы пересмотрели свой взгляд на философию образования. Очевидно, что образование со временем расслоится на два постоянно переплетающихся потока, где, собственно, будут заниматься знаниями больше в онлайн-среде, тогда как отношениями, опытом и впечатлениями - в реальном мире. Главное в образовании - отношения, остальное сделает цифра. Стало совершенно очевидно, что образование - это не столько про информацию, сколько про отношения, знания восполнить легко, отношения сложнее. Мы можем строить отношения в онлайн, но с большими усилиями и потерями.
В данной связи для того, чтобы дети захотели вернуться из онлайн в реальную школу, необходимо предложить им что-то привлекательное, что нет в онлайне, и это явно не знания. Поэтому так важна работа над созданием условий для расцвета человеческих отношений в школе. Происходит сдвиг с обучения знаниям на впечатления, образование перешло из сферы «экономики знаний» в сферу «экономики впечатлений». Среда и впечатления конвертируются в отношения, а те, в свою очередь, могут превратиться в мотивацию на собственно учение. Важно культивировать осознанные ценности физического взаимодействия, чтобы продуктивно учить и учиться, важно знать, что ты не один
лицом к лицу с неизвестным, одно это создает мотивацию и тонус [4].
К гуманизирующим факторам можно также отнести ряд демократизирующих, антибюрократических трендов.
Во-первых, благодаря онлайн-технологии учителя будут освобождены от большой массы бумажных документов.
Во-вторых, при онлайн-образовании кардинально уменьшается количество «руководящих и направляющих» структур и кадров. Кроме преподавателя и ученика в образовательной организации достаточна небольшая техническая группа, поддерживающая информационную мобильность и обеспечивающая наполнение образовательного контента.
Важнейшим демократизирующим аспектом является перевод системы образовательных коммуникаций из вертикальной и иерархической в горизонтальную сетевую, основанную не на подчинении, а на сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса. Сетевая организация как новый способ организации социальных структур в условиях виртуального соприсутствия стремительно распространяется на все сферы и уровни человеческой жизнедеятельности.
В целом в рамках этой модели образовательные интернет-платформы будут выступать своего рода драйверами трансформаций традиционных моделей получения общего образования, предоставляя обучающимся возможность обрести примерно идентичный с классическим вариантом объем знаний и умений, будучи значительно более мобильными и свободными от архаики [4].
Список литературы
1. Богуславский М.В. Консервативная стратегия модернизации российского образования (история и перспективы) // Известия Российской Академии образования. - 2014. - № 1(29). -С. 39-45.
2. Богуславский М.В. Концептуальные основы консервативно - традиционной стратегии развития российского образования // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 1(25). -С. 17-21.
3. Богуславский М.В. Современная модернизация российского образования: историко-педагогический контекст // Наука и школа. -2014. - № 6. - С. 15-26.
4. Boguslavskii M.V., Neborskii Y.V. Development of the university education in the context of globalization (Развитие высшего образования в контексте глобализационных процессов) // 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016). - Moscow, Russia, June 6-7, 2016. S.V. Ivanova and E.V. Nikulchev (Eds.). SHS Web of Conferences. Volume 29, 2016. DOI: Богуславский М.В., Неборский Е.В., В.В.Неборская, Сюткина И.С., Юшкова 10.1051/shsconf/20162901011. (На англ. яз.)
5. Богуславский М.В., Неборский Е.В., Неборская В.В., Сюткина И.С., Юшкова Л.А. Высшее образование в немецкой и русской традициях: коллективная монография / Под общей редакцией М.В. Богуславского. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. - 272 с.
References
1. Boguslavskij M.V. Konservativnaya strategiya modernizacii rossijskogo obrazovaniya (istoriya i perspektivy) // Izvestiya Rossijskoj Akademii obrazovaniya. - 2014. - № 1(29). - S. 39-45.
2. Boguslavskij M.V. Konceptual'nye osnovy konservativno - tradicionnoj strategii razvitiya rossijskogo obrazovaniya // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2016. - № 1(25). - S. 17-21.
3. Boguslavskij M.V. Sovremennaya modernizaciya rossijskogo obrazovaniya: istoriko-pedagogicheskij kontekst // Nauka i shkola. -2014. - № 6. - S. 15-26.
4. Boguslavskii M.V., Neborskii Y.V. Development of the university education in the context of globalization (Razvitie vysshego obrazovaniya v kontekste globalizacionnyh processov) // 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016). - Moscow, Russia, June 6-7, 2016. S.V. Ivanova and E.V. Nikulchev (Eds.). SHS Web of Conferences. Volume 29, 2016. DOI: Boguslavskij M.V., NeborskijE.V., V.V.Neborskaya, Syutkina I.S., Yushkova 10.1051/shsconf/20162901011. (Na angl. yaz.)
5. Boguslavskij M.V., Neborskij E.V., Neborskaya V.V., Syutkina I.S., Yushkova L.A. Vysshee obrazovanie v nemeckoj i russkoj tradiciyah: kollektivnaya monografiya / Pod obshchej redakciej M.V. Bo-guslavskogo. - Izhevsk: Institut komp'yuternyh issledovanij, 2016. - 272 s.
Для ссылки: Богуславский М.В. Реализация потенциала гуманистической педагогики в контексте образовательной реальности цифровой эпохи // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - №4 (17). - С. 46-53.