Научная статья на тему 'Формирование научного мировоззрения школьников в аспекте реализации Концепции развития математического образования'

Формирование научного мировоззрения школьников в аспекте реализации Концепции развития математического образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
247
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL EDUCATION / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLDVIEW / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / THE SCIENTIFIC OUTLOOK OF SCHOOLCHILDREN / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / THE CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A SCIENTIFIC WORLDVIEW / ПОТЕНЦИАЛ МАТЕМАТИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / THE POTENTIAL OF MATHEMATICS IN THE FORMATION OF A SCIENTIFIC WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петунин Олег Викторович, Санкович Галина Владимировна, Чудинова Ирина Владимировна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования научного мировоззрения школьников. В ней рассматриваются положения Концепции развития математического образования, подходы к определению понятия «мировоззрение», типы мировоззрения. Автор приводит условия формирования научного мировоззрения школьников и останавливается на потенциале математики при осуществлении данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Петунин Олег Викторович, Санкович Галина Владимировна, Чудинова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the actual problem of the formation of the scientific outlook of schoolchildren. It deals with the provisions of the Concept of the development of mathematical education, approaches to the definition of the concept of "worldview", types of outlook. The author gives the conditions for the formation of the scientific outlook of schoolchildren and dwells on the potential of mathematics in the implementation of this process.

Текст научной работы на тему «Формирование научного мировоззрения школьников в аспекте реализации Концепции развития математического образования»

четкое осознанное формулирование для себя этих самых собственных целей и задач. Попытка в рамках своей деятельности достичь результатов, значимых не для личности, а для стороннего «наблюдателя» (родители, коллеги и пр.) однозначно и неотвратимо приводит к внутренним конфликтам и психосоматическим последствиям, даже если обучающийся их не осознает (как правило эти конфликты глубоко за пределами поля сознания и попытка их прояснения может носить болезненный характер).

Достаточность эффективного достижения поставленных учащимися целей в отношении психологической составляющей заключается в снижении степени неизвестности и принятии различных сценариев развития событий; в отношении прикладной

составляющей - в применении по достижению внутреннего психологического спокойствия методов проектной декомпозиции и иных технологий менеджмента и тайм менеджмента.

Список литературы

1. Архангельский Г.А. Организация времени. 2 изд. СПб.: Издательский дом «Питер», 2007, 448 с.

2. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2006. 254 с.

3. Лабковский Михаил Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым. М. : Аль-пина Паблишер, 2017. 320 с.

4. Фьоре Нейл Легкий способ перестать откладывать дела на потом. 2 изд. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 288 с.

© Е.В. Петрова, 2018

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО _ОБРАЗОВАНИЯ_

Петунин Олег Викторович

Д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой естественно-научных и математических дисциплин

КРИПКиПРО, г. Кемерово Санкович Галина Владимировна Старший преподаватель кафедры естественно-научных и математических дисциплин

КРИПКиПРО, г. Кемерово Чудинова Ирина Владимировна Старший преподаватель кафедры естественно-научных и математических дисциплин

КРИПКиПРО, г. Кемерово

Статья посвящена актуальной проблеме формирования научного мировоззрения школьников. В ней рассматриваются положения Концепции развития математического образования, подходы к определению понятия «мировоззрение», типы мировоззрения. Автор приводит условия формирования научного мировоззрения школьников и останавливается на потенциале математики при осуществлении данного процесса.

The article is devoted to the actual problem of the formation of the scientific outlook of schoolchildren. It deals with the provisions of the Concept of the development of mathematical education, approaches to the definition of the concept of "worldview", types of outlook. The author gives the conditions for the formation of the scientific outlook of schoolchildren and dwells on the potential of mathematics in the implementation of this process.

Ключевые слова: концепция развития математического образования, мировоззрение, научное мировоззрение школьников, условия формирования научного мировоззрения, потенциал математики при формировании научного мировоззрения.

Keywords: the concept of the development of mathematical education, worldview, the scientific outlook of schoolchildren, the conditions for the formation of a scientific worldview, the potential of mathematics in the formation of a scientific worldview.

Начнем статью словами русского академика В. И. Вернадского: «Научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего» [1].

В Концепции развития математического образования в РФ сказано, что «... математика - путь к первым опытам научного творчества, путь к пониманию научной картины мира. Математика способствует формированию мировоззрения: понимание взаимосвязи математики и действительности, зна-

комство с методом математики, его отличием от методов естественных и гуманитарных наук, с особенностями применения математики для решения научных и прикладных задач» [2].

Человек - существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

Мировоззрение это:

- система взглядов человека на реальный, объективный мир;

- отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;

- жизненная позиция, убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества [3].

В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют несколько типов мировоззрения.

1) Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т. п.

2) Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.

3) Религиозное - одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестественные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.

4) Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъек-тивизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.

5) Философское включает теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.

6) Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма - человечности, которые гласят, что человек - наивысшая мировая ценность; каждый человек - самодостаточная личность; каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей; каждый человек способен изменить себя, свой характер; каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих [3].

Остановимся на формировании научного мировоззрения и роли школьной математики в данном процессе.

В школе средствами формирования научного мировоззрения могут выступать урочная деятельность, внеурочная деятельность и самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся.

.49

Как показывает практика, условиями формирования научного мировоззрения школьников при изучении различных предметов могут являться:

- обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости выводов и фактов;

- соблюдение принципа историзма;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, стимулирование их самостоятельной работы по исследованию материала;

- возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу;

- тесная связь обучения с жизнью;

- диагностика и опора на уже существующее мировоззрение с учетом возраста;

- предложение альтернативного выбора и др.

Формирование мировоззрения школьников -

процесс длительный и многосторонний; он зависит не только от различного уровня овладения знаниями и соответствующего им уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от возрастных особенностей учащихся.

Математика может сыграть важную роль в развитии научного мировоззрения школьников. Это связано с рядом причин:

1) без математического описания целого явлений трудно надеяться на их более глубокое понимание и освоение. Математика вырабатывает для остальной науки структуры мысли, формулы, на основе которых можно решать проблемы специальных наук;

2) развитие физики, лингвистики, технических и некоторых других наук предполагает широкое использование математического аппарата;

3) математика позволяет навести «мосты над пропастью» между различными областями знания.

Формирование мировоззрения школьников на математическом материале возможно при осмыслении ряда проблем. Назовем некоторые из них.

1. Что такое математика? Изучение любой науки нельзя начинать без определения ее предмета. Если просто привести определение математики, то это может создать ложную видимость простоты вопроса. Уже на первом курсе следует показать студентам, что математика - это развивающаяся наука, что даже о таком простом, казалось бы на первый взгляд, вопросе, как определение математики, существует много разноречивых мнений. Следует показать, что математика не стоит на месте, непрерывно расширяется круг изучаемых ею вопросов, а это неизбежно приводит к необходимости изменения представления о количественных отношениях и пространственных формах.

2. Возникновение математических понятий. Так как мировоззренческие вопросы науки нельзя как следует рассмотреть, не рассматривая истории данной науки, то в курсе математики предполагается изложение некоторых исторических сведений.

3. Математическая бесконечность. Данное понятие настолько пронизывает всю математику, что некоторые ученые предлагают определить ма-

50

тематику как науку о бесконечном, поэтому следует познакомить учащихся с философскими проблемами бесконечности.

4. Сильнейшая абстракция и аксиоматический метод построения математических теорий могут привести к ложному представлению о характере, происхождении, назначении математических знаний. Поэтому первое положение, которое должно пронизывать весь курс математики, это то, что математика есть средство познания мира, что она неразрывно связана с окружающей действительностью [4].

В целом, математика обладает мощным потенциалом формирования научного мировоззрения школьников. При обучении школьников математике:

- развивается интеллектуальная привычка учащихся к обобщению получаемых результатов в любой сфере деятельности;

- на основе решения нелинейных систем уравнений и задач с параметрами формируется представление о принципиальном разнообразии фрагментов реальности;

- развивается плюрализм мышления;

- формируются элементы новой интеллектуальной культуры, состоящие в умении видеть существенное значение малых и на первый взгляд несущественных явлений, учитывать их в принятии решений;

- происходит становление интеллектуальной толерантности, суть которой в признании правомочности разных решений;

- раскрывается роль линейной алгебры в развитии строгости, аргументированности выводов;

- показывается роль линейной алгебры в развитии представлений об однородности пространства и универсальности действия законов природы;

- показывается, что при решении нелинейных уравнений с использованием аппарата комплексных чисел развивается установка на кооперацию в любой сфере деятельности;

- устанавливается, что при создании идеальных моделей с использованием современной вычислительной техники развивается вариативность мышления и т. д.

Итак, мировоззренческая роль математики состоит в том, что она помогает школьникам вникать в суть явлений, происходящих в окружающем нас мире, особенно тех, что не лежат на поверхности, выявлять, описывать и исследовать как внешние, так и внутренние связи различных природных, социальных и технических систем.

Закончить статью нам хочется словами Ф. Бэкона: «Не зная математики, нельзя знать ни прочих наук, ни мирских дел. И что еще хуже, люди, в ней не сведущие, не ощущают собственного невежества, а потому не ищут от него лекарства. И напротив того, знакомство с этой наукой подготовляет душу и возвышает ее ко всякому прочному знанию, так что, если кто познал источники мудрости, касающиеся математики, и правильно применил их к познанию прочих наук и дел, тот сможет без ошибок и без сомнений, легко и по мере сил постичь и все последующие науки» [5].

Литература

1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста / АН СССР; Ред. колл. А. Л. Яншин, С. Р. Микулинский, И. И. Мочалов; сост. М. С. Бастра-кова и др. М.: Наука, 1988. - 520 с.

2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7045250 6/ (дата обращения: 15.01.2018).

3. Мировоззрение / Словари и энциклопедии на Академике. - Режим доступа: ttps://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/728 (дата обращения: 15.01.2018).

4. Шингалова О. Г. Воспитание мировоззрения через математику / О. Г. Шингалова. - Режим доступа: https://infourok.ru/vospitanie-mirovozzremya-cherez-matematiku-883735.html (дата обращения: 15.01.2018).

5. Цитаты и афоризмы по математике / Ф. Бэкон. - Режим доступа: http://math4school.ru/citation.html (дата обращения: 15.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.