6. Хамраева Е.А. Детский модуль РКИ. Особенности организации русской школы за рубежом и методики преподавания русского языка // Русский язык за рубежом. 2014. № 5 (246). С. 44-54.
Синеок Н.П.
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ
Республиканский многопрофильный лицей-интернат «Григорьевская школа»
Ключевые слова: химия, мировоззрение, практика, обучающийся, эксперимент.
Аннотация: Показано значение формирования научного мировоззрения в преподавании химии. Особое внимание уделяется практики при формировании научного мировоззрения учащихся в преподавании химии.
Key words: chemistry, worldview, practice, student, experiment.
Abstract: the importance of the formation of the scientific worldview in the teaching of chemistry is Shown. Particular attention is paid to practice in the formation of scientific Outlook of students in the teaching of chemistry.
Современное воспитание определяется как «планомерное, целеустремленное и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения современного государства». Процесс учебы идет рука об руку с процессом воспитания. На практике эти два процесса должны сливаться воедино.
Под мировоззрением понимается целостная система взглядов, убеждений и идеалов, раскрывающая отношение человека к природной и социальной среде, понимание им своего места и роли в окружающем мире и соответственно этому определяющая направление его деятельности.
Содержанием мировоззрения считают отражение в научных понятиях всеобщих принципов и законов развития природы, общества и мышления, проявляющихся и действующих в отдельных явлениях. Каждая наука, в том числе, и химия, располагая определенной суммой фактов и теорий, обобщающих эти факты и предвосхищающих их открытие, создает свою научную картину природы. Через теорию познания часть этих представлений включается в философскую картину мира, находящуюся на более высоком уровне обобщения по сравнению с конкретно-научной.
Осуществляя систему педагогических воздействий, учитель химии должен видеть основную цель работы по формированию мировоззрения учащихся - создание научной химической картины природы, усвоение ими знаний методологического характера и понимание социально-мировоззренческого аспекта химии. Так как учителя других предметов (физики, биологии) работают в том же направлении, следует показать учащимся место химической картины природы среди других дисциплин, специфику характерных для нее черт и общность с ними. Этим педагог создает базу для формирования у учащихся химической картины мира, что осуществляет в процессе изучения курса химии [11].
Имея в основе систему химических научных и методических идей, школьный курс химии должен иметь и систему мировоззренческих идей. При отборе идей и положений нужно учесть такие их показатели, как тесная связь с содержанием учебного предмета; проявление в ряде изучаемых химических процессов; необходимость для глубокого и верного понимания существенности этих явлений; возможность применения при дальнейшем изучении материала в качестве метода анализа и оценки новых фактов; возможность использование для создания представлений об общих закономерностях явлений природы; доступность для понимания учащимися; логическая обоснованность введения и закрепления в сознании учащихся при изучении школьного курса химии [1].
Методический аспект проблемы формирования мировоззрения заключается в определении конкретного содержания работы и этапов этого процесса, в организации урочной и внеурочной деятельности учителя и учащихся, всемирно способствующей усвоению учащимися мировоззренческих знаний, выработке соответствующих умений, формированию системы убеждений и обеспечивающей возможности проявления их в деятельности учащегося. Нужно создать специальные методические условия, выбрать формы и методы работы, наиболее точно соответствующие специфической природе мировоззрения, возможностям школьного курса химии и возрасту учащихся. Определив объем, содержание и глубину раскрытия выделенных в школьном курсе химии мировоззренческих идей на каждом этапе их усвоения, а также характер умений и содержание убеждений учащихся, необходимо обеспечить систему методических воздействий на учащегося, отвечающую основным характеристикам каждого конкретного этапа.
Объективный процесс формирования мировоззрения учащихся, рассматриваемый в движении и развитии, представляет собой
подвижное и противоречивое явление. Излагая учебный предмет, преподаватель передает учащимся, в первую очередь, собственные взгляды на картину природы и свое отношение к миру, сложившееся у него в соответствии с имеющимся мировоззрением. Но ввиду того, что у учащихся до этого уже имелось определенное миропонимание, в процессе обучения мировоззрение функционирует и как передаваемое преподавателем, и как заново формируемое у обучающихся в столкновении, а нередко и в существенном противоборстве. Поэтому, чтобы добиться наибольшего эффекта в воспитательной работе, преподаватель должен иметь широкий философский кругозор и целостные представления об окружающем мире, о роли своей отрасли науки в производственной деятельности человека и в преобразовании мира, о направлении развития общественной жизни. «Педагог, лишенный такого представления, - писал Д.И. Менделеев, - не может производить такого плодотворного действия, какое от него ожидается, хотя в то же время он должен быть непременно специалистом какого-либо предмета» [4].
Фундаментом научного мировоззрения является философия, защищающая тезис о первичности материального мира, о возможностях и закономерностях его познания, то в процессе преподавания химии надо развивать у учащихся представления о путях научного познания, о способах, трудностях и радостях постижения истины. Химические знания должны преподноситься так, чтобы они представлялись учащимся не как вечный и неизменный дар богов, не как результат духовного прозрения гениальных ученых, не как истина в конечной инстанции, а как отражение объективного мира, как результат активной познавательности деятельности человека в целях объяснения природных явлений и использования их для материального производства, как постоянное уточнение, исправление и совершенствование полученных научных результатов.
Химия вместе с другими естественными науками дает фундаментальный материал для выработки научно -материалистических взглядов на природу и окружающий нас мир. Следовательно, используя естественно-научное содержание химических знаний, развивать у учащихся современные представления о научной картине мира, показывать роль химии в создании такой картины [8].
Познание такой картины и ее явлений есть процесс трудный и весьма сложный. Он неизбежно связан с появлением противоположных мнений, гипотез, теории, с борьбой этих противоположностей. Поэтому в процессе обучения необходимо
раскрывать диалектику развития знаний, а в наиболее типичных случаях следует останавливаться на дискуссионных вопросах, освещать борьбу по коренным проблемам химии. Преподаватель при этом не должен выступать в роли равнодушного информатора, а обязан анализировать существующие представления с позиции философии.
Формирование научного мировоззрения учащихся предполагает ознакомление их с некоторой совокупностью социально-мировоззренческих знаний. С этими знаниями учитель химии может ознакомить учащихся при изучении таких вопросов курса, которые позволяют в центр внимания поставить человека, рассмотреть его место в мире (изучение химических производств, проблемы охраны природы, фрагментов из истории открытия веществ, их превращений и т.д.).
Выделяют три взаимосвязанных вида деятельности человека: материально-практическую, социальную и духовную. На примерах из курса химии можно раскрыть не только закономерности познания человеком окружающего мира, но и показать самого познающего природу человека: рассмотреть роль его личностных характеристик, путь открытия, исследовательские и нравственные проблемы, оценку результатов работы и т.д. Так в средней школе изучают открытия Д.И. Менделеева, жизнь и деятельность великого ученого [5].
Обсуждают не только научно-технические основы химических производств, но и их социальный аспект. Раскрывают проблемы химизации народного хозяйства, то есть дальнейшего расширения применения веществ и химических способов воздействия на объект труда. Рассматривают направления научно-технического прогресса и пути решения важных проблем современности (энергетической, продовольственной, организации рационального
природопользования). При этом освещают диалектику взаимосвязи в триаде: природа - человек - общество.
Может быть показано влияние социальных преобразований на все три вида деятельности человека. Но главное заключается в том, чтобы учащиеся поняли, что все виды деятельности преобразуют и самого человека. Не только изменяется запас его знаний о мире и возможность влияния на природу, но и в корне преобразует понимание этого мира, отношение к нему и своей деятельности в нем. Учителя химии призваны формировать у учащихся позицию трезвой оценки химизации мира, понимания ее необходимости.
Виды деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе те же: материально-практическая, социальная и духовная [9]. Учитель
химии может познать личностное значение этих видов деятельности, взаимосвязь и влияние на конечный результат - формирование у учащихся общественно ценных черт личности. Так, рассмотрение логики научной деятельности, ознакомление с общими и частными методами научного познания, изучение закономерностей этого процесса не только необходимо для полноценного усвоения знаний, но и для развития диалектического мышления, формирования научного мировоззрения учащихся. Важно также усвоение гуманистического аспекта научной деятельности, который отражен в содержании образования через деятельность людей науки (фрагменты истории химии) и через соответствие теоретических знаний системе ценностей учащихся.
Важной частью содержания научного мировоззрения является группа знаний о роли науки в современном мире:
1. Превращение науки в непосредственную производительную и социальную силу;
2. Возникновение и обострение глобальных проблем (истощение природных ресурсов земного шара; нарушение биологического равновесия человека и живой природы при загрязнении окружающей среды; обострение проблемы сохранения мира и разоружения);
3. Социальная обусловленность применения достижений науки;
4. Взаимосвязь научно-технического прогресса с социальными факторами его протекания;
5. Гуманизация науки (человек, его всестороннее и свободное развитие - мерило социального прогресса и «мера всех наук») [10].
В методическую систему работы учителя химии по формированию научного мировоззрения учащихся должны быть включены средства контроля за результатами воспитания:
1. Усвоение системы мировоззренческих знаний;
2. Выработка положительного отношения к ним;
3. Формирование потребности и умения руководствоваться ими в учебной деятельности, пополнять и совершенствовать.
Важным признаком научного мировоззрения является практика. Еще в философии практика определяется как «чувственно-предметное воздействие человека на окружающий мир с целью его преобразования в интересах общества, определенной социальной группы и отдельных людей» [2]. Практика выполняет роль безупречного арбитра, который выносит решение о месте той или иной теоретической концепции в системе человеческого знания, о ее роли в создании научной картины мира и в деятельности людей.
Практика в химии рассматривается как основу и движущую силу познания, преобразующую природу, общество и самого человека. В процессе обучения химии учитель неоднократно обращается к практике. Практика дает ученикам представления о деятельности людей, в котором используются химические свойства вещества. Практическое, производственное использование химических превращений вещества и изготовление искусственных материалов для орудий труда началось еще в глубокой древности. Можно утверждать, что практическая химия так же стара, как мыслящее человечество, занимающееся производствами [5].
Затем учитель разъясняет, что производственная практика позволила накопить наблюдения, а обобщение данных, открытие взаимосвязи явлений (законов природы) привели к появлению химической науки. Одним из ее методов стал эксперимент. С практикой его роднит их общая сущность - материальная деятельность людей, их непосредственное чувственно-практическое «общение» с веществом. Практика ставит перед наукой задачи, решая которые наука развивается.
Учитель химии может внести существенный вклад в перестройку мировоззрения учащихся. Он в ряде тем показывает учащимся, что в результате производственно-химической деятельности человечество создает новые вещества, преобразуя вещества природы. В производственных процессах человек чаще всего объединяет вещества и химические явления (химические действия веществ) в такие системы и сочетания, которые в природе стихийно не складывается: железная руда сама по себе не образует сталь, нефть не превращается в полимерные материалы и т.п.
Под химической практикой обучающихся условно понимается выполнение ими химических экспериментов и производственную практику, связанную с химией, то есть такие ситуации, когда учащиеся непосредственно оперируют с веществами, осуществляя химические превращения. В ученическом химическом эксперименте умственная деятельность обучающегося соединяется с практической, а теоретическое логическое отражение - с чувственным. При осмыслении результатов опытов учащийся от чувственного познания должен подняться до значительного уровня абстракции, перейти от наблюдаемых явлений к не наблюдаемым непосредственно явлениям микромира, выявив связь между ними [7].
Это сложный умственный процесс, который должен направляться учителем не только в практическом и теоретико-познавательном плане, но и в мировоззренческом.
Все виды школьного химического эксперимента, а особенно ученический - действенные средства формирования научного мировоззрения. Но само по себе проведение опытов не приводит к такому результату. Для реализации воспитательного потенциала школьного химического эксперимента необходима специальная работа учителя. Она должна заключаться в разъяснении ученикам мировоззренческого аспекта опытов и создании условий для применения ими полученных знаний.
Учитель может показать ученикам, что химический эксперимент, являясь видом практики, выполняет в научном и учебном познании те же функции источника знаний и критерия их истинности, как и общественная практика по отношению к общему процессу познания человечеством окружающего мира. Химический эксперимент поставляет данные, которые служат основой для выдвижения гипотез при проблемном изучении материала. Экспериментальным путем могут быть доказаны правильность теоретических положений или справедливость выдвинутой гипотезы [6].
Таким образом, в результате систематической и целенаправленной работы учителя химии по формированию научного мировоззрения у учащихся должна сформироваться система мировоззренческих знаний об объектах химии - веществе и химических реакций, а также о познании им человеком и человечеством. Эти знания обучающиеся должны уметь применять. На их основе у учащихся вырабатываются научные убеждения. Поэтому, мировоззрение современной молодежи формируется в результате учебной и общественной деятельности, под влиянием окружения, под воздействием практики и различных средств информации.
Список литературы
1. Вязовкин В.С. Материалистическая философия и химия: Химическая картина природы и ее эволюция. - М.:Наука, 2008. С. 128
2. Гарковенко Р.В. Химия и общество. - М., 1979. С. 55
3. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.:Наука, 2010. С. 110-111
4. Менделеев Д.И. Народное просвещение и высшее образование. -М., 1952. Т. 23. С. 234
5. Моносзон Э.И. Теоретические основы химического воспитания школьников. - М.:Педагогика, 2010. С. 73-74
6. Огурцов Н.Г. дидактические основы формирования научного мировоззрения старшеклассников. - Минск, 2008. С. 95-96
7. Ракитов А.И. Принципы научного мышления.. -М.:Просвещение, 2007. С. 141-142
8. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: Книга для учителей.. - М.:Просвещение, 2009. С. 73-74
9. Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 2005. С. 91-97
10. Фролов И.Т. Перспективы человека. - М., 2009. С. 136-137
11. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. - М.:Знания, 2010. С. 113.
Сокеркина О.В., Золотопуп Д.В.
СТРАТЕГИИ ПРОВЕРКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
Белорусский государственный университет
Ключевые слова: стратегии предоставления обратной связи, личностно-ориентированный подход.
Аннотация: В настоящем исследовании приводится обзор современных толкований «грамотной» обратной связи, характеризующейся как личностной ориентированностью, так и индивидуальностью, а также роль преподавателя в ее предоставлении. Исправлению ошибок красной ручкой предложены альтернативы, эффективность которых продемонстрирована научными исследованиями.
Key words: feedback strategies, learner-centered education.
Abstract: This article reviews recent interpretations of 'good' feedback as student-centered and individualist and considers the teacher's role in feedback provision. It offers alternatives to traditional red-pen correction, whose effectiveness has been studied and proven by scientific findings.
Тщательное исправление ошибок студентов в письменных работах красной ручкой может занимать большое количество времени и порой представляется менее эффективным мероприятием, чем хотелось бы. В этой связи исследователи и практикующие преподаватели стали применять альтернативные методы предоставления обратной связи. В данном обзоре описаны альтернативы «исправлениям красной ручкой», представленные зарубежными авторами, и приведено краткое описание опубликованных исследований, посвященных преимуществам и недостаткам каждого из подходов.
1. Подчеркивание, кодирование ошибок, комментарии.
Обозначение места ошибки позволяет преподавателям дифференцировать серьезность ошибок и отнимает меньше времени,