Научная статья на тему 'Мировоззренческая направленность образовательного процесса по химии в педагогическом вузе'

Мировоззренческая направленность образовательного процесса по химии в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ОПРОСНИК / QUESTIONNAIRE / ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / DIAGNOSTICS OF FORMATION SCIENTIFIC OUTLOOK / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / СOMPONENTS OF SCIENTIFIC OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилязова Ирина Борисовна, Жарких Лариса Александровна

Рассматривается сформированность компонентов научного мировоззрения у первокурсников естественнонаучного факультета Омского государственного педагогического университета. На основе анализа результатов проведенного исследования предлагается пересмотреть содержание знаниевой составляющей и включить в образовательный процесс педагогического вуза систему аудиторных и внеаудиторных занятий, направленных на развитие научного мировоззрения студентов.The article discusses the formation of the components of a scientific outlook among freshmen of science faculty of Omsk state pedagogical University. Based on the analysis of the results of the study proposed to revise the content knowledge component and to include in educational process of pedagogical higher education institution system of classroom and extracurricular classes aimed at developing the scientific outlook of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилязова Ирина Борисовна, Жарких Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческая направленность образовательного процесса по химии в педагогическом вузе»

УДК 74 262.4

И.Б. Гилязова, Л.А. Жарких,

Омский государственный педагогический университет

Мировоззренческая направленность образовательного процесса по химии в педагогическом вузе

Рассматривается сформированность компонентов научного мировоззрения у первокурсников естественнонаучного факультета Омского государственного педагогического университета. На основе анализа результатов проведенного исследования предлагается пересмотреть содержание знаниевой составляющей и включить в образовательный процесс педагогического вуза систему аудиторных и внеаудиторных занятий, направленных на развитие научного мировоззрения студентов.

Ключевые слова: компоненты научного мировоззрения, опросник, диагностика сформированности научного мировоззрения, образовательный процесс.

The article discusses the formation of the components of a scientific outlook among freshmen of science faculty of Omsk state pedagogical University. Based on the analysis of the results of the study proposed to revise the content knowledge component and to include in educational process of pedagogical higher education institution system of classroom and extracurricular classes aimed at developing the scientific outlook of students.

Key words: œmponents of scientific outlook, questionnaire, diagnostics of formation scientific outlook, educational process.

Естественнонаучные дисциплины, в том числе и химия, способствуют развитию научного мировоззрения, интеллекта. Разрабатывая учебные программы для подготовки бакалавров, следует помнить, что значима не только знаниевая, интеллектуальная, когнитивная составляющие, но и мировоззренческая, воспитательная, формирующая нравственно-этическое мировосприятие, чувство ответственности, этические нормативы, жизненные принципы и установки.

В истории образования наблюдались и крайние тенденции: отделение науки от духовности, противопоставление духовного и научного знания, отрицание наукой религии и наоборот. Конечно, нельзя, как говорил М.В. Ломоносов «по Псалтырю изучать

© Гилязова И.Б., Жарких Л.А., 2015

химию...», однако изучение науки без духовной, мировоззренческой составляющей опасно.

По данным анонимного анкетирования студентов-химиков в 1997-2000 годах, представленным в автореферате В.В. Загорского, 23% респондентов согласны были использовать свои химические знания в антигуманных целях (синтез психотропных препаратов, химического оружия, взрывчатых веществ и др.), а 80% выпускников химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова были реально готовы уехать из страны [4, с. 13]. Ученый отмечает, что «фактически из системы российского образования изъято воспитание, а воспитательные функции переданы средствам массовой информации. В

качестве нового идеала предлагаются ценности "открытого демократического гражданского общества", которое на практике является "обществом потребления"». В.В. Загорский убежден, что «формирование научного мировоззрения как приоритетная теоретическая составляющая в преподавании естественных наук является неполной в качестве базы для обучения и воспитания» [4,с.16].

Многие ученые и педагоги отмечают, что с ростом интеллектуализации без этической, гуманной составляющей развивается технократическое мышление, потребительское отношение ко всему окружающему. Среди молодежи пропагандируются лозунги типа: «Бери от жизни все!», «После нас хоть трава не расти!», «На наш век хватит, а там будь, что будет!».

Среди студентов первого курса факультета естественнонаучного образования Омского государственного педагогического университета направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Химия и Безопасность жизнедеятельности») и направления подготовки «Биология» (профиль подготовки «Биоэкология») в 2014/2015 учебном году была проведена начальная диагностика сформиро-ванности компонентов научного мировоззрения. Для проведения диагностики использовался диагностический инструментарий по оценке сформированности компонентов научного мировоззре-

2%

29%

69%

□ Низкий

□ Средний

□ Высокий

Блок 1 Блок 2

Блок 3

20 40 60 80 100

Рис. 1. Анализ диагностики уров- Рис. 2. Результаты сравнительного анализа ня сформированности составляющих диагностики составляющих научного мировоз-научного мировоззрения у студентов зрения студентов первого курса

первого курса

ния у студентов в области естествознания [1].

Нами изучались такие показатели, как знание понятий, законов, теорий естествознания, компетентность при решении заданий, а также наличие взглядов, ценностных ориентаций, культуры поведения, жизненной позиции по определенным вопросам естествознания. Предварительная диагностика показала, что у 69% респондентов наблюдается низкий уровень сформированности компонентов научного мировоззрения, у 29% - средний, и лишь у 2% - высокий уровень сформиро-ванности компонентов научного мировоззрения (данные диагностики представлены на рис. 1).

Для анализа мировоззренческой позиции первокурсников предлагался опросник, в котором студенты могли выбрать один из трех вариантов ответов на следующие вопросы-утверждения: «Да», «Нет, не знаю», «Иногда, не всегда, когда как, может быть» [1, с. 28-30]. Вопросы этой части опросника были разбиты на три блока, отражающих разные составляющие научного мировоззрения студентов.

Первый блок состоял из вопросов, направленных на понимание значимости здорового образа жизни, правильного питания, комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности и др. Например: Я питаюсь регулярно и систематически, не меньше 3-х раз в день. Стараюсь есть меньше жареного, копченого, соленого, консервированного, а побольше овощей и фруктов. Меня интересует информация на этикетках продуктов и это определяет мой выбор в магазине. Я употребляю алкогольные напитки не чаще одного-двух раз в месяц. Я не курю и др.

Второй блок включал вопросы, показывающие готовность студентов к практической деятельности в области природопользования и сохранения окружающей

природной среды,принимать участие в мероприятиях и акциях по решению экологических проблем на локальном уровне и др. Например: Я принимаю участие в субботниках, экологических акциях. Слежу за состоянием своего двора, участвую в озеленении и уборке территории. Я экономно расходую воду. Готов потратить деньги на энергосбережение в своем доме (поставить счетчики, использовать энергосберегающие лампы и др.). Я считаю, что охота возможна только ради пропитания и др.

Вопросы третьего блока выявляли наличие активной жизненной позиции при решении личностных и социально значимых задач в соответствии с идеями устойчивого развития цивилизации,а также понимание ответственности за свои поступки и решения в области охраны окружающей среды, сохранения биосферы и др. [2, с. 5]. Например: Здоровье человека неразрывно связано с состоянием окружающей среды. Последствия техногенных катастроф, аварий, загрязнений ощущаются многие годы, влияют на жизнь целых поколений. Люди способны решать экологические проблемы на Земле. Каждый человек способен вносить посильный вклад в решение проблем окружающей среды. Долг каждого гражданина зани-

мать активную позицию по вопросам охраны окружающей среды, сохранению биосферы, решению глобальных проблем и др.

Результаты сравнительного анализа полученных данных представлены на рис. 2.

Из диаграммы видно, что среднее значение суммы баллов в блоке 1 (здоровьесберегающая составляющая) - 62,3%, в блоке 2 (социально-гражданская составляющая) - 60,9%, а в блоке 3 (общекультурная составляющая) -87,7%. Таким образом, можно сделать вывод, что первокурсники факультета естественнонаучного образования пришли из школы в вуз с высоким уровнем сформи-рованности общекультурной составляющей и направленностью на изучение блока естественнонаучных дисциплин, но при этом имеют низкий уровень сформиро-ванности социально-гражданской и здоровьесберегающей составляющей (около 60%). Поэтому при преподавании естественнонаучных дисциплин необходимо способствовать развитию этих компонентов.

Для более детального анализа начальной диагностики нами были проанализированы ответы студентов в рамках каждого блока. Из анализа следует, что студенты не следят за регулярностью питания, полноценностью раци-

она питания, режимом дня и длительностью сна. Многие едят всухомятку и на бегу, употребляют консервированную, жареную, копченую и соленую пищу. Из опрошенных 36% не занимаются спортом, 26% питаются нерегулярно (менее трех раз в день), 14% регулярно употребляют алкоголь. Но при этом 88% указали, что не курят. Студенты отвечают, что они охотно принимают участие в экологических акциях и субботниках, но не следят за состоянием (озеленением и уборкой) территории, где проживают, не участвуют в сборе макулатуры и вторичного сырья. Студенты неэкономно расходуют воду, не видят необходимости в утилизации батареек, энергосберегающих ламп.

Было выявлено, что студенты не особенно интересуются вопросами обсуждения и решения экологических проблем в разных странах. Теоретически студенты осознают и понимают важность и необходимость охраны окружающей среды, сохранения здоровья, значимость активной гражданской позиции каждого человека и его посильного участия в сохранении биосферы и решении глобальных экологических проблем и др.

Эта диагностика проводилась нами в первом семестре в рамках мониторинга сформирован-ности компонентов научного мировоззрения первокурсников для планирования организации образовательного процесса в течение всего периода обучения в вузе. Анализ данных опросника позволяет спланировать внеаудиторные мероприятия, скорректировать содержание и направленность аудиторной и самостоятельной работы студентов, вовлечь обучающихся в студенческие объединения, акции и др.

Для формирования мировоззрения студентов в образовательном процессе по химии совершенно не требуется полный инновационный пересмотр име-

ющихся программ, а необходимо всего лишь смещение акцентов: реализация профильной и профессиональной составляющих образования, вынесение ряда вопросов на факультативы, спецкурсы, организация самостоятельной работы, внеаудиторных занятий, решение проблемных задач и др.

Активное обсуждение подобных вопросов в ходе дискуссии, на наш взгляд, более эффективно, чем, например, написание рефератов, так как все сводится к скачиванию готовых рефератов из Интернета. К сожалению, в условиях изобилия информации, даже пересыщения ею, обучающиеся не всегда анализируют, обрабатывают и критически осмысливают ее [3, с. 32]. «Решение и обсуждение заданий с многовариантными решениями приучает в дальнейшем анализировать информационные потоки как в средствах массовой информации, так и в научной литературе. Спрашивать: "Что за этим стоит? Для чего эта информация сообщается?" Критический анализ, простейшие расчеты, даже самая грубая фильтрация сообщений резко повышают устойчивость сознания к воздействиям манипуляторов» [4, с. 25].

Например, в курсе биохимии мы обсуждаем вопросы увлечения вегетарианством, сыроедением, употреблением «фрешей» и др. Приведение примеров из жизни позволяет связать биохимические знания с вопросами питания, здорового образа жизни. Основной контингент педагогического вуза - девушки, будущие мамы, поэтому обсуждение вопросов питания детей (например, полноценного белкового рациона, насыщенности витаминами, региональных особенностей сезонного питания в Сибири) вызывает интерес и эмоциональный отклик обучающихся.

Студентам старших курсов факультета естественнонаучного об-

разования педагогического университета, изучившим химию, бакалаврам педагогического образования (профили подготовки «Химия и безопасность жизнедеятельности», «Химия и биология») и направления подготовки «Биология» (профиль подготовки «Биоэкология») мы предлагаем ответить на следующие вопросы опросника «Современная химическая картина природы».

1 . И меете ли вы знания о технике безопасности в работе с химическими веществами?

2. Обладаете ли вы знаниями о перспективах развития химии?

3. Нужны ли химические знания в решении экологических проблем современности?

4. В образовательном процессе по химии нужно ли затрагивать этические аспекты использования химических знаний (запрет на использование химического оружия, производство наркотических веществ и др.)

5. Можете ли вы применять химические знания в быту?

6. Влияет ли естественнонаучное образование и получение химических знаний на формирование личности человека, его мировоззрение, формирование образа жизни, отношение к питанию, здоровью и др.?

7. Способны ли вы к критическому осмыслению химической информации в средствах массовой информации, литературе и др.?

Мы предлагаем во время изучения химии в педагогическом университете отвечать студентам на вопросы мировоззренческого характера, выносить эти вопросы для обсуждения на дискуссии. После окончания вуза студент не только должен обладать знаниями из курсов общей, неорганической, органической, аналитической, физической, биологической химии и компетентностью в решении химических заданий разного типа, но и научным мировоззрением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гилязова И.Б., Мельникова О.Ю. Диагностический инструментарий по оценке сформированности компонентов научного мировоззрения в области естествознания у обучающихся: учебно-метод. пособие для преподавателей и студентов. Омск: АНО ВПО ОмЭИ, 2012. 52 с.

2. Гилязова И.Б., Мельникова О.Ю. Мониторинг сформированности компонентов научного мировоззрения студентов в области естествознания // Стандарты и мони-

LITERATURA

1. Gijаzova I.B., Mel'nikova O.Yu. Diagnosticheskii instrumentarij po ocenke sformirovannosti komponentov nauchnogo mirovozzrenijа v oblasti estestvoznanije u obuchayushhihsjа: uchebno-metod. posobie dlje prepodavatelei i studentov. Omsk: ANO VPO OmYel, 2012. 52 s.

2. Gijаzova I.B., Mel'nikova O.Yu. Monitoring sformirovannosti komponentov nauchnogo mirovozzrenijа studentov v oblasti

Н.К. Кайдиева, Кыргызская академия образования А.С. Турдакунова,

Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева

Лингвистические объекты в обучении математике

Отмечается, что развитие информационных технологий привело к резкому увеличению объема статистической лингвистики и другой информации, требующей математической обработки и интерпретации. Показана необходимость изучения курса математики студентами филологических специальностей, так как применение математического аппарата в их профессиональном образовании обеспечивает формирование у них устойчивых навыков владения информационными технологиями и соответствующими математическими компетенциями. Делается вывод, что при изучении курса математики необходимо приводить примеры использования математики в лингвистике, а также показать применение лингвистических объектов в изучении множеств. Ключевые слова: математика, математика в лингвистике, математические методы, множества, лингвистические множества, применение лингвистических объектов, изучение множества, интеграция научных знаний.

The article development of information technology has led to dramatically increased amount of statistical linguistics, and other information that requires mathematical processing and interpretation. This article shows the need for the study of the mathematics of students of philological specialties. Applications of mathematical apparatus in vocational training of students of philological directions, involves the formation of students' proficiency in stable information technology and related mathematical competence. In the study of the mathematics necessary to give examples of the use of mathematics in linguistics. In the article on the example shows the use of language in the study of sets of objects.

Key words: math, linguistics, mathematical methods, sets, linguistic plurality, the use of language facilities, the study sets, the integration of scientific knowledge.

торинг в образовании. 2014. Т. 2. № 2. С. 3-9.

3. Гилязова И.Б. Роль химической информации в формировании мировоззрения // Химия в школе. 2012. № 10. С. 32-37.

4. Загорский В.В. Формирование личности будущих ученых при подготовке кадров для российской науки: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 64 с.

estestvoznanijа // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2014. T. 2. № 2. S. 3-9.

Gi^zova I.B. Rol' himicheskoj informacii v formirovanii mirovozzrenijа // Him^ v shkole. 2012. №10. S. 32-37. Zagorskij V.V. Formirovanie lichnosti budushhih uchenyh pri podgotovke kadrov d^ rossijskoj nauki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. M., 2004. 64 s.

УДК 372. 851 (575.2) (04)

Стремительное развитие информационных систем и технологий, а также информатизация общества привели к тому, что математические методы исследования стали широко применяться во многих областях знаний. А математика стала необходимым орудием познания, расчета и прогнозирования [2].

Практика показывает, что математика проникла и в лингвистику. Она все чаще становится действенным инструментом исследования лингвистических объектов: резко увеличился объем статистической лингвистики и другой информации, требующей математической обработки и интерпретации. Но лингвисты не всегда используют для анализа математические методы и математический аппарат, а ограни-

© Кайдиева Н.К., Турдакунова А.С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.