ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
УДК 371 ББК 74.200.41 Ш 26
А.С. Шарудилова
Социализация подростков в условиях личностно-ориентированной системы образования
Аннотация:
В работе рассматриваются проблемы социализации личности подростков в условиях личностноориентированной системы образования. Обосновывается необходимость создания в современной системе образования условий благоприятно влияющих на успешность социализации подростков.
:
Социализация; адаптация; воспитание; личностно^риентированный подход; развитие личности.
В России в настоящее время, в период социальноэкономической нестабильности происходят серьезные изменения условий формирования личности. Личность -это сущность человека, самое главное в нем то, что отличает человеческий вид от всех других биологических ви. -, -. - -гресса она приобретает специфические черты: изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, происходит усложнение самих институтов социализации, изменяются соотношения всех видов и форм воспитания. Все это самым непосредственным образом влияет на форми.
Ряд ученых (А.С. Алексеева, В.К. Андриенко, И А. Невский, Ю.В. Гербеев и др.) под социализацией понимают процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того , . школы социализация раскрывается через понятие адаптация. С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Этот процесс проходит как в результате воспитания, . . , результате самостоятельного осмысления действительно.
Наиболее остро и тяжело социализацию переживают
, -
, .
Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедея-
,
непривычные ощущения и переживания, безотчётное беспокойство и дискомфорт, что создаёт значительное напряжение (Ф. Ариес, Б. Заззо, Г. Крайг, А А. Реан, Ф. Райс, Ст. Холл и многие др.). Именно в этом возрасте начинается переход от мира детства к миру взрослых, к , , -дит сопоставление и различение интересов общества и
, -
ных правил и собственной морали. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме , -ра и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному само, - , -ние, самоутверждение и т.д.
,
можно рассматривать как фактор социализации, обуславливающий усвоение тех или иных норм поведения. Оптимальное же осуществление социализации предполагает формирование такой ситуации, в которой обеспечиваются широкие возможности для осуществления развития разных уровней социального взросления, где для подростка открываются условия сочетания социальных позиций «I »,
« ».
деятельность наиболее активно воздействует на интеллектуальное развитие ребёнка, его вхождение в мир об,
, -
ся другие компоненты социального созревания, должны выполняться в рамках воспитательной работы, программированной не ниже учебной. И в этом плане продуманное построение системы образования, обеспечивающее чередование процессов социализации-индивидуализации, создаёт условия для развития индивидуальности растущего человека через его социализацию [6; с.67].
В то же время, эмпирические данные о развитии этих явлений в данном возрастном периоде довольно ограничены и фрагментарны. В нашей работе делается попытка хотя бы частично восполнить этот пробел.
Решению данной проблемы, как нам кажется, способствует переход от традиционной, знаниевоюриенти-рованной к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме образования (Е.В. Бондаревская, ВБ. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Сложность такого перехода объясняется как объек-, -тия современного образования, так и с субъективными,
,
мышления каждого участника образовательного процесса
В настоящее время проблема социализации подростков в условиях личностноюриент^зованной системы образования стала в педагогике общепризнанной. Личность развивает себя сама, задача же школы - сделать это само,
широкое поле возможных достижений, которое часто не открывается самим учащимся в силу ограниченного жиз-, -
жающем мире и т.п. Необходимо создать такие условия в , -
тивному творческому и практическому освоению подростками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет , -
, , современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности: культуры жизненного самоопределения; экономической культуры и культуры труда; политической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной и физической культуры; культуры общения и семейных отношений.
В связи с этим личностно-ориент^зованная парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать процесс социализации личности подростка, нацеленное на изменение мотивационного отношения личности к делу, к самой себе, к другим людям. Личностноориентированная система образования должна помочь подрастающему поколению усвоить и закрепить в себе , -; -
;
и средствах, правилах и образцах деятельности, о пределах и формах проявления эмоций, допускаемых культу.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Задача педагогики - учитывая тенден-, ,
использовать ее позитивные и компенсировать негативные стороны в процессе воспитания.
Потребность в научном управлении целостным процессом формирования личности актуализирует проблему исследования среды как единства всех сфер ее жизнедея-. -мосвязанной со средой, она испытывает влияние среды и оказывает на нее обратное влияние. Обеспечивая правильное взаимодействие целенаправленного воспитания и , -,
.
Эффективность и мера этого влияния во многом зависят от последовательной реализации педагогами принципа гуманистической направленности воспитания. Данный принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъектсубъектных отно-.
В изменившихся социально-экономических условиях данная проблема носит актуальный характер. В связи с этим наиболее перспективным представляется использование теоретических и практических знаний, накопленных в области педагогики, для оптимизации личностного .
Примечания:
1. Дядиченко Е.А. Уровневая дифференциация в личностноориентированном образовании (на материале обучения физике в вечерней школе) 13.00.01 дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук, 2004. - 243 с.
2. Зеер ЭЛ. Личносгно-ориеотщюванное профессиональное образование / ЭЛ. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-т, 1999. - 126 с.
3. Казначеева О.Х. Самостоятельная работа как фактор социализации старшеклассника. 13.00.01 дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Майкоп, 2005
4. Котова И.Б. Социализация и воспитание / И.Б. Котова. - Рос-
- - : , 1997. - 144 с.
5. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов
/ . . . - 3. - .: - , 2000 - 512 .
6. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - со-
// -- . - ., 1997. - 165 .