Научная статья на тему 'Содержание модели социализации подростков в личностно ориентированной системе образования'

Содержание модели социализации подростков в личностно ориентированной системе образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
553
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарудилова Анна Сергеевна

В работе обсуждаются проблемы социализации личности подростка в современном общеобразовательном учреждении. Обосновывается необходимость создания в системе образования условий, благоприятно влияющих на успешность социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание модели социализации подростков в личностно ориентированной системе образования»

УДК 373:316.614-053.6 ББК 60.542.15 Ш 26

А.С. Шарудилова

Содержание модели социализации подростков в личностно ориентированной системе образования

(Рецензирована)

Аннотация:

В работе обсуждаются проблемы социализации личности подростка в современном общеобразовательном учреждении. Обосновывается необходимость создания в системе образования условий, благоприятно влияющих на успешность социализации подростков. Ключевые слова:

Социализация; воспитание; личностно ориентированный подход; развитие личности; личностное самоопределение.

Процесс социализации сложный и динамичный, предполагающий усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта, который будет свидетельствовать о нормальном, безболезненном вхождении подростка в жизнь общества. Чтобы обрести себя, подростку нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Опираясь на это, мы изучаем более детально протекание сложного и динамичного процесса - личностного самоопределения подростка, как наиболее важного и необходимого, по нашему мнению, условия социализации.

Анализ предложенных некоторыми учеными критериев (А.Н. Нестеров, Л. А. Григорович, А. В. Петровский и др.) позволил определить компоненты социализации подростка, которые мы посчитали целесообразным представить в виде трех основных направлений личностного развития: деятельностно-коммуникативный, мотивационно-ценностный и анали-тико-оценочный (рефлексивный). Обозначение данных компонентов было не случайным, мы опирались на некоторые подходы к пониманию сущности процесса социализации различных научных течений. Так, например, представители психологического подхода рассматривают социализацию как: процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в обще-

нии и деятельности (А. Адлер, Л.А. Григорович). Согласно культурно-антропологическому подходу социализация представляет собой процесс овладения культурой, социально значимыми ценностями, нормами, образцами поведения (А. С. Алексеева, А. В. Мудрик,

И. А. Невский) [2].

Деятельностно-коммуникативный компонент отражает, во-первых, сформированность у подростков навыков полноценного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, во-вторых, освоение нормативного поведения не только в образовательной среде, но и за ее пределами. У подростков их социальная активность направлена, главным образом, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами и на самих себя, в результате чего на первый план выдвигается деятельность (учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная и др.), обеспечивающая возможность применения себя в межличностном общении по поводу разнообразных значимых для них дел.

Мотивационно-ценностный компонент

отражает сформированность у подростка интегрированных личных качеств: трудолюбия, честности, ответственности, сотрудничества, взаимопомощи и др., т.е. предполагает усвоение жизненно важных ценностей. Ценности можно представить как данную природой человеку возможность к соединению чувственного и смыслового опыта, а также как необходи-

мость восхождения от чисто эмоционального мира детского восприятия ко «взрослому» восприятию мира человеческих смыслов. Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования морального сознания - основные его идеи, понятия, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы.

Аналитико-оценочный (рефлексивный)

компонент отвечает за рефлексивный уровень развитости самосознания, основными элементами которого являются: осознание себя, то есть самопринятие, осознание цели, места и смысла жизни, самоутверждение на психическом уровне развития и т.д. В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоциональносмысловой оценке подростком своих субъективных возможностей, ценностей, установок и умений, которые, в свою очередь, выступают в качестве обоснования целесообразности действий и поступков. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.

Все эти компоненты социализации, безусловно, очень тесно связаны между собой и составляют целостную систему личностного развития.

Опираясь на выделенные нами компоненты, мы попытались выявить степень их выраженности у современных подростков. С этой целью нами были определены и обозначены уровни социализации для подростков. По мере того, как подросток приспосабливается к общественным требованиям, и в какой последовательности происходит его социализация, мы выделяем следующие уровни:

Социально-дезадаптированный уровень:

подросток не отождествляет себя со сверстниками; обладает низким уровнем коммуникации, либо, наоборот, чрезмерной «болтливостью»; у

него узкий круг мировоззрения; низкая социальная ориентация; познавательные способности выражены слабо; происходит частичное или полное отрицание жизненно важных ценностей; нежелание придерживаться норм и правил поведения в обществе; неумение отстаивать свою точку зрения; отсутствие оценки происходящих в социуме социальных, политических, экономических, культурных процессов; отсутствие мотивации самоутверждения, личностного самоопределения.

Уровень социальной и личностной идентификации: постепенно происходит осознание подростком принадлежности группе; частичное отождествление себя со сверстниками; умение отстаивать свою точку зрения; средний уровень коммуникабельности; хорошая успеваемость по учебным предметам; осведомленность в наиболее важных сферах общественного развития; избирательная ориентированность в общечеловеческих ценностях; желание быть полезным и значимым для других.

Социально-адаптированный уровень: полное отождествление себя группе сверстников; исполнение прав и обязанностей, диктуемых социумом; высокая коммуникабельность; принятие традиционных ценностей; активное участие в жизни социума; активное отстаивание своей точки зрения; наличие идей и умение их отстаивать; наличие высокого уровня мотивации самовыражения, самореализации, личностного утверждения, самоопределения; умение легко приспосабливаться к социуму, проявлять эрудированность.

Дополнив и систематизировав обозначенные выше общепринятые фазы адаптации, мы предприняли попытки теоретической разработки одноименных этапов (стадий) социализации личности подросткового возраста.

Условно таких этапов можно выделить три, каждый из которых вытекает из предыдущего, взаимодополняя друг друга, и показывает насколько успешно, либо неуспешно для личностного становления и развития подростка проходит сложный и противоречивый процесс социализации.

Адаптация, по нашему убеждению, предполагает начальный этап социализации, низшую степень включенности подростка в усвоение действующих в общности норм и правил; ознакомление с новыми способами и формами

взаимодействия; усвоение предъявляемой к подростку информации; принятие собственной позиции.

Стадия индивидуализации предполагает возможность приобщения подростка к постоянно меняющейся жизни социума, путем включения в разнообразные, жизненно важные виды и формы общения и взаимодействия, расширения его мировоззрения, реализация интересов и способностей, проявление индивидуальности.

Интеграция - наивысший этап социализации и личностного самоопределения. Именно на нем происходит соответствие действий и поступков личности подростка, его ценностных предпочтений, уровня осведомленности в наиболее значимых сферах развития социума, тем условиям, которые ему предъявляет общество.

Успешность передвижения от низшей стадии - адаптации, к более высокой - интеграции, зависит во многом от самого подростка, от его стремления и желания быть принятым и понятым социумом, занять достойное положение в нем.

Опираясь на это, мы в своей научной работе выделяем наиболее важные и приемлемые условия личностно ориентированной системы, которые будут ориентированы на успешную социализацию подростков. В качестве таковых выступают следующие:

1. Направленность образовательного процесса на личностно ориентированный подход, чтобы не навредить происходящему процессу социализации подростков, а, напротив, поддержать, поставить в центр внимания личность обучаемого, опираясь на его интересы, склонности и потребности и, тем самым помочь ему самоопределиться.

2. Функционирование воспитательной системы школы на основе личностно ориентированных воспитательных технологий, что, в свою очередь, является фактором ее собственного развития и необходимым условием моделирования и реализации воспитательных технологий.

3. Предоставление субъектных полномочий участникам воспитательного процесса и обучение их умелому использованию данных полномочий в построении деятельности, общения и отношений для последующего обогащения их субъектного опыта.

4. Организация педагогического воздействия таким образом, чтобы подросток находился в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе или школе.

5. Организация таких личностных взаимоотношений с подростками и такого психологического климата, которые способствовали бы свободному проявлению инициативы учащегося, становлению творческой самоактуализи-рующейся личности.

6. Ориентация деятельности педагогов не только на осуществлении работы в рамках учебного плана, но и на социальной жизнедеятельности подростка с учетом его способностей и склонностей.

7. Направленность деятельности педагогов на становление личностного самоопределения учащихся с учетом влияния доминирующих в жизни подростка факторов социализации. Именно стремление к личностному самоопределению подростка, по нашему убеждению, является важнейшим педагогическим условием, которое во многом определит успешность или неуспешность протекания сложного процесса социализации.

Главное для педагогов - предоставление ученику возможности самостоятельного выбора из предлагаемых ему вариантов оснований для размышления. Возможность выбора - это уже основа не для навязанного, а для самостоятельного принятия решений. Следовательно, условия образования и должны рассматриваться как комплекс предпосылок, организующих деятельность сознания выбирающего, мобилизующих его на выбор оснований для размышления, которые могут способствовать выбору конкретных действий [1].

Общеобразовательные учебные заведения должны усилить работу по повышению эффективности процесса личностного самоопределения подрастающего поколения.

Педагогические коллективы должны учитывать роль влияния среды на социализацию личности школьника, воздействовать на нее, формировать ее, создавая условия для развития каждого ребенка.

Образовательная среда становится специально смоделированным местом и условием,

обеспечивающим разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности.

При личностно ориентированном подходе к сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам подросток. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализа-

ции и самоопределения в культурно-образовательном пространстве.

Примечания:

1. Алексеев, Н.И. Личностно^риентированное

обучение: вопросы теории и практики /

Н.И. Алексеев. - Тюмень: изд-во ТюмГУ, 1997. - 235 с.

2. , . . -

ловиях межличностных отношений в общеобразовательной школе: [Элеронный ресурс]:

Дис... на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / АН. Нестеров. - Карачаевск: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.