Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевс кого. Сер ия (Социальные науки, 2011, № 1 (21), с. 99-103 99
УДК 316
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ЭПОХУ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
© 2011 г. А.В. Щекотуров
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступола в редакцою 3.12.2010
Анализируются особенности медиасреды, которая становится важнейшим институтом социализации современных подростков. Определены социально-психологические механизмы и роль средств массовой коммуникации в жизни современных тинейджеров.
Ключевые слова: средства массовой коммуникации, подросток, социализация.
Начиная с XX века информационный вектор становится одним из ключевых направлений социальных преобразований. Массовый характер приобретает развитие средств передачи информации. Информация становится ценностью, следовательно, приобретают значимость каналы ее передачи, возрастает авторитет и тех, кто ею обладает. Всё возрастает влияние средств массовой информации, они становятся основными агентами получения необходимых знаний. Институционализация СМИ привела к тому, что именно они наиболее полно отражают суть социальных изменений, соответствуя духу современного им общества. При этом в настоящий момент с развитием средств массовой информации коммуникативный аспект становится доминирующим над информационным, что позволяет говорить о формировании так называемых средств массовой коммуникации (СМК).
Впервые осознанный и самостоятельный выбор источника информации, ее содержания происходит в подростковом возрасте, когда созданная родителями картина мира начинает подвергаться критике и актуализируется потребность в поиске социальных ориентиров и морально-нравственных идеалов [1, с. 29]. Целью данной работы стало определение ключевых точек влияния СМК на сознание и поведение современного подростка.
Социальный институт массовых коммуникаций получил широкий научный дискурс в различных отраслях гуманитарного знания. Это логично: для изучения СМИ как комплексного целого требуется междисциплинарный подход. Продолжают анализироваться и создаваться теории массовой коммуникации, рассматривается их роль в политической, социальной, экономической и духовной сферах общества.
Так, Г.П. Бакулев [2] в своей работе приводит ряд теорий массовой коммуникации, демонстрирующих их связь с формой политической системы и государственного правления: авторитарная, либертарианская, теория социальной ответственности, теория советских медиа, теория для медиа развития и теория медиа демократического участия.
Критическое осмысление роли СМК в современном обществе было предложено французским философом Ж. Бодрийяром. Он утверждает, что «характерной чертой масс-медиа является то, что они предстают в качестве антипроводника, что они нетранзитивны и антиком-муникативны... Именно в этом - их подлинная абстракция. И именно на этой абстракции основывается система социального контроля и власти» [3, с. 200]. Этим он объясняет увеличивающиеся манипулятивные практики СМИ, от которых можно избавиться, если «вернуть масс-медиа их социальное предназначение открытой коммуникации и безграничного демократического обмена» [3, с. 200].
В психологии массовых коммуникаций одним из ведущих исследователей является Ричард Харрис [4]. В своей фундаментальной работе он анализирует когнитивные аспекты и различные механизмы воздействия на массовое сознание, изменение образа жизни людей в условиях все возрастающего влияния средств массовой информации. Например, одним из основных положений теории культивирования СМИ является унификация, то есть направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. А с точки зрения когнитивноконструктивистской теории, СМИ конструируют мир, который затем становится реальностью для потребителя. «Через некоторое время образ мира,
каким его сконструировали СМИ, может настолько укорениться в нашем сознании, что мы будем неспособны отличить его от реальности» [4, с. 55]. В данном контексте последствиями некритичного потребления информации могут быть нечувствительность (десенсибилизация) к девиантному и делинквентному поведению в реальности, а также развитие деструктивной идентичности в подростковом возрасте.
Другой точки зрения придерживается профессор университета Вирджиния в США Дж. Анетт [5]. Она отмечает, что именно широкое разнообразие преподносимой СМК информации способствует активному формированию индивидуальности и самостоятельности при совершении выбора. «В отличие от всех остальных агентов социализации масс-медиа позволяют подросткам самим выбирать интересующую их информацию, тем самым поощряя их самосоциализацию» [5, с. 529]. Другими словами, они имеют возможность контролировать процесс усвоения социальных норм, моделей поведения. Например, подростки могут уединиться в комнате и с помощью телевизора или компьютера попытаться справиться с тяжелыми переживаниями или проблемами. Они сами выбирают, какие программы будут смотреть, постеры каких кумиров повесят на стену, какую музыку будут слушать и т.д.
Вопросом влияния СМК на развитие человека в подростковом возрасте занимаются также и американские психологи Д. Левин и Д. Килборн [6]. Основываясь на различных исследованиях, они утверждают, что подростки, находясь на пороге взросления, оказываются под сильнейшим информационным прессингом со стороны средств массовой информации. Последние играют на том, что в переходном возрасте основной задачей является конструирование своей социальной идентичности. Поэтому с маркетологической расчетливостью они структурируют и стереотипизируют информацию, ориентируясь на потребителя. При этом наиболее используемыми приемами привлечения внимания становятся сексуализация или насильственные практики в изображаемых сценах или рекламируемых товарах. Можно проследить гендерные различия последствий такого способа подачи информации. «Мальчики привыкают к идее насилия, а девочки усваивают стереотипы сексуальности. В итоге все они получают негативный опыт, который учит их руководствоваться ложными ценностями в оценке себя и окружающих» [6, с. 51].
Явное или латентное навязывание подобных установок, которые зачастую являются контрценностями по отношению к ценностям, усво-
енным в семье и школе, с одной стороны, и поиск социально признанных и одобряемых действий, с другой стороны, со слов А.В. Курбатова [7], все чаще вынуждают подростков реагировать «в форме отказа от устоявшихся норм в угоду новым, зачастую прямо противоположным по своей сущности». В терминологии Р. Мертона [8], такая форма приспособления получила название «мятеж». Отчужденность от господствующих целей и стандартов побуждает подростков создавать новые видоизмененные формы групповой солидарности. Здесь можно обнаружить одну из причин как девиантного и делинквентного поведения, так и создания молодежных субкультур и участия в политических и социальных движениях.
В настоящее время в подростковой среде все более популярным становится Интернет как способ самовыражения и коммуникации. Быстро развивающиеся возможности глобальной сети позволяют считать ее новым средством массовой коммуникации. Л.Н. Федотова выделяет следующие признаки СМК [9, с. 32]:
1) СМК включают в себя дистанционные способы передачи информации, максимально доступные аудитории (как физически, так и финансово);
2) эта система функционирует как корпоративное производство со своими социальными целями;
3) существенной особенностью органов массовой коммуникации является то, что они выступают в качестве центров, сначала аккумулирующих информацию, а затем её сортирующих и распространяющих;
4) регулярный контакт аудитории с СМК;
5) взаимоотношение готового продукта СМК и потребителя подчиняются законам рынка, где происходит обмен продукта на деньги и внимание потребителя.
И действительно, Интернет представляет собой одну из форм обмена информацией на расстоянии, его пространство поделено на сферы, каждая из которых имеет свои задачи и функции. По данным ВЦИОМ [10], в России около 43% населения пользуется глобальной сетью ежемесячно, а 23% посещает веб-сайты регулярно. Интернет насыщен коммерческими предложениями. Как и на телевидении, ведется борьба за внимание пользователей. Это находит отражение в отслеживании рейтингов популярности сайтов и их финансовой привлекательности для рекламодателей, что также соответствует последнему критерию. На наш взгляд, Интернет вполне можно считать четвертым средством массовой коммуникации.
Изучая роль Интернета в жизни современного подростка, М.Г. Абрамов выделил следующие особенности [11]:
1) очевидна тенденция приобщения к информационным технологиям детей все более младших возрастов;
2) имеет место конфликт между обыденной и виртуальной реальностями;
3) возникают потеря субъектности и Интернет-зависимость;
4) происходит десоциализация и снижение традиционного общения на фоне роста общения через компьютер;
5) разрешением «конфликта реальностей» может быть бегство в виртуальность, последовательное освоение которой удаётся лучше, или пренебрежение совершенствованием в Интернете из-за более успешной деятельности в реальном мире;
6) интернет сегодня не столько информационная система, сколько уникальная общность людей, влияние которой особенно заметно в подростковом возрасте с его резким ростом социального давления; интернет позволяет избежать повседневных запретов и ограничений, но взамен предлагает собственные этические нормы.
Вот именно на последний пункт хотелось бы обратить особое внимание. Действительно, количество несовершеннолетних пользователей растет, но их зависимость от виртуальной жизни скорее обусловлена определенными чертами характера и влиянием сложившихся жизненных обстоятельств, чем самой организацией вебпространства. Интернет — место, которое подросток сам формирует, основываясь на своих предпочтениях. Это своеобразный островок необходимого ему одиночества, интимности и одновременно дружбы, общения и социального познания. Именно поэтому так популярны социальные сети, на общение в которых тратится значительная часть проводимого в Интернете времени. По данным ВЦИОМ, около 52% пользователей регулярно пользуются различными социальными сетями [12]. Они предоставляют возможность сконструировать виртуальный аналог своей личности, выразить свои предпочтения, поделиться своими впечатлениями и познакомиться с ценностями других людей. Основным положительным значением этого является свобода для развития креативного мышления и различных преобразований. Здесь подросток получает возможность отработать практики самопрезентации, общения и взаимоотношений, чтобы затем применить их в реальной жизни. Таким образом, социальная сеть - модель обы-
денной жизни. Она позволяет увидеть социальный мир гораздо шире и многообразнее, что способствует становлению личности, в том числе и гендерной идентичности.
Тем не менее такая форма интериоризации социальных навыков имеет свои недостатки. Так, подросток сообщает всё больше информации о себе для того, чтобы получить одобрение и похвалу других пользователей. Другими словами, создание виртуальной личности во многом обусловлено желанием получать положительные стимулы и оценки, подстраоваясь под ожоданоя другох. Резко повышается степень чувствительности подростка к мнениям и оценкам окружающих. Это можно считать отличительной чертой современной массовой Интернет-коммуникации. Возникает личность, которую американский социолог Д. Рисмэн назвал «человеком-локатором» [13]. Главная ее способность - это умение угадывать чужие ожидания. Этот тип ориентации создает невиданно острую потребность в официальных подсказках, в постоянно поступающих советах относительно того, что именно считается сегодня интересным. Обостряется спрос на текущую информацию, потребление которой сам индивид - осознанно или неосознанно - считает жизненно важным. Л.Н. Федотова отмечает, что характер взаимодействия индивида и общества определяет в данном случае психологический механизм, суть которого заключается в том, что угроза социальной изоляции для индивида оказывается страшнее потери собственного мнения. Таким образом, она приходит к выводу, что «сменился механизм адаптации человека, механизм саморегуляции общества, в котором массовые коммуникации заняли ведущее место» [9, с. 37].
Ш. Берн [14, с. 32-38] утверждает, что процесс социальной адаптации в настоящее время опосредован двумя основным механизмами: нормативным и информационным давлением. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального наказания. Информационное давление вызвано тем, что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Другими словами, от того, из каких источников подростки будут получать информацию о правильной и одобряемой деятельности, насколько последовательно они будут ей следовать, зависит вектор их социокультурного развития. Изучение
подобных механизмов очень важно для понимания такого значимого компонента социализации, как формирование гендерной идентичности.
Д. Килборн и Д. Левин [6, с. 200-206] выделяют следующие особенности влияния СМИ на гендерную социализацию и половое воспитание подрастающего поколения.
• Социологические исследования подростков выявили корреляцию между просмотром большого количества телепрограмм и отрицательным отношением к девственности и ранним вступлением в половую жизнь.
• С помощью огромного количества сексуальных образов масс-медиа «подстегивают» девушек быть сексапильными и привлекательными. Им предлагается только один сценарий поведения - сценарий эксплуатации мужского сексуального желания. Другими словами, девушки впадают в заблуждение, полагая, что если на них смотрят как на сексуальные объекты, то власть у них в руках. Они думают, что контролируют ситуацию, не понимая, что постепенно превращаются в сексуальные объекты.
• Агрессивная медиасреда, навязывая свои стандарты внешности, влияет на самоощущение подростков, на их сексуальность и отношения с противоположным полом. Например, девушки, которые считают, что их ценность зависит главным образом от физической привлекательности и желанности для мужчин, чувствуют себя всё менее уверенно и испытывают постоянную тревогу.
• Масс-медиа подталкивают мальчиков к тому, чтобы они судили о сверстницах по внешнему виду и ждали от них сексуального подчинения. Из таких мальчиков могут вырасти мужчины, не желающие вступать в интимные отношения с женщинами, если это накладывает на них определенные обязательства. Им также очень трудно испытывать к женщинам сложную гамму чувств, в том числе и сочувствие. Авторы считают, что это одна из причин проявления сексуального и прочего насилия по отношению к женщинам.
Основное влияние СМК, со слов упомянутых выше психологов, сводится к тому, что подростки учатся судить о себе и других на основе внешних данных; в результате они смотрят на себя как на объекты. Этот негативный процесс препятствует естественной способности развивать человеческие отношения, а в будущем им будет гораздо сложнее построить партнерские и семейные отношения, в которых секс станет неотъемлемой частью жизни.
Также стоит обратить внимание на СМК как на своеобразного просветителя в области сексуальных отношений. В настоящее время на рос-
сийском телевидении существует ряд программ, косвенно или открыто направленных на повышение сексуальной грамотности населения. К таковым могут быть отнесены «Секс с Анфисой Чеховой» (ТНТ), «Дочки-матери» (МТВ),
«Практика секса» (Муз ТВ), «Секс в большом городе» (МТВ). Однако их поздний эфир (почти все они выходят около полуночи) ясно дает понять, что их целевая аудитория в основном совершеннолетний зритель. Что в принципе и хорошо, поскольку содержание и стиль изложения материала не всегда соответствует уровню готовности подростка воспринимать информацию. Однако стоит уделить внимание и вопросам полового воспитания в различных программах о здоровье, которые становятся популярными на центральных телеканалах. Они должны быть специально подготовлены для подростков, с учетом их возрастных и гендерных психосексуальных особенностей развития.
Итак, были выделены следующие области трансформации СМИ и особенности их воздействия на лиц подросткового возраста.
Во-первых, СМИ всё активнее оказывают влияние на социализацию подростков, основными агентами которой становятся телевидение и Интернет.
Во-вторых, наблюдается увеличение роли коммуникативного фактора в средствах массовой информации. С одной стороны, это способствует большему раскрытию личности подростка и расширению его социального кругозора, но с другой стороны, повышается риск стать жертвой различных манипулятивных практик.
В-третьих, в борьбе за рейтинг СМК используют различные приемы привлечения внимания аудитории. Среди них наиболее эффективные -сексуализация транслируемого образа и насилие в изображаемых сценах. Это формирует ложные представления о реальном мире и побуждает подростков к девиантному поведению. Также затрудняется их интеграция в обществе, поскольку установки, транслируемые СМК, далеко не всегда согласуются с теми, что существуют в школе или семье.
В-четвертых, стремительное развитие возможностей Интернета ненавязчиво приводит к большему потреблению веб-ресурсов, в частности социальных сетей. Здесь основной проблемой становится гиперболизированная потребность подростков соответствовать определенным критериям референтной группы, подстраиваясь под ее ожидания.
В-пятых, увеличивается влияние СМК на гендерную социализацию подрастающего поколения. Насыщенные традиционными гендерны-
ми стереотипами они закрепляют у большинства подростков видение мира через (используя терминологию С. Бём [15]) линзы биологического эссенциализма, андроцентризма и гендерной поляризации, то есть мировоззрение, завуалированное ложной гендерной дихотомией.
Список литературы
1. Dacey J. Adolescent development. Madison, Wisconsin: Brown & Benchmark, 1994. 345 p.
2. Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации // СОЦИС. 2005. № 1. С. 105-114.
3. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб: Алетейя, 1999. С. 193-226.
4. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 448 с.
5. Arnett J. Adolescents’ Uses of Media for SelfSocialization // Journal of Youth and Adolescence. 1995. Vol. 24. № 5. Р. 519-533
6. Левин Д., Килборн Дж. Сексуальные, но еще не взрослые. Что делать родителям? М.: Ломоносовъ, 2010. 240 с.
7. Курбатов А.В. Социализация подростков в современном обществе // Педагогика. 2009. № 3. С. 62-65.
8. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. C. 299-313.
9. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб: Питер, 2003. 400 с.
10. Интернет в России: темпы проникновения и типы использования, пресс-выпуск № 1466 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/ index.php?id=268&uid=13386 (дата обращения 20.01.2011).
11. Абрамов М.Г. Самосознание подростков в эпоху Интернета // Человек. 2010. № 2. С. 65-70.
12. Рейтинг популярности социальных Интернет-
сетей, пресс-выпуск № 1501 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=268&
uid=13526 (дата обращения 20.01.2011).
13. Risman D., Glaser N., Danney R. Lonely crowd. The Study of American Character. New York, 1950. 392 р.
14. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: ПРАИМ-ЕВРО-ЗНАК, 2008. 318 с.
15. Бём С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 336 с.
THE SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN THE ERA OF MASS COMMUNICATION
A. V. Schekoturov
There were analyzed the features of media environment, which becomes the most important institution of adolescents socialization. There also defined socio-psychological mechanisms and the role of mass media in the lives of modern teenagers.
Keywords: mass communication, adolescent, socialization.