УДК. 316.7
А. В. Половнёв, А. Д. Завьялова
Половнёв А. В., доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected] Завьялова А. Д., магистр кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ МОСКВЫ
В статье рассматриваются особенности средств массовой коммуникации как источника формирования сексуальной культуры студенческой молодежи Москвы, выявленные в ходе авторского социологического исследования и с опорой на другие исследования. Анализируется медиаконтент, частота и характер использования молодежью СМК для своего сексуального просвещения. Подчеркивается актуальность изучения сексуальной культуры молодежи в современных российских реалиях.
Ключевые слова: сексуальная культура; студенческая молодежь; сексуальное просвещение; средства массовой коммуникации (СМК); медиаконтент.
Polovnеv A. V.
Ph. D. (Sociology), Associate Professor, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]
Zavyalova A. D.
Master, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciendes; e-mail: [email protected]
MASS MEDIA AS THE SOURCE OF THE FORMING OF THE SEXUAL CULTURE OF MOSCOW STUDENTS
In this article the author considers special aspects of the mass media as the source of the forming of the sexual culture of Moscow students that were identified on basis of various studies including the author's research. The author analyses the media content, frequency and the features of the mass media that the youth use in order to enhance their sexual awareness. The author also shows the relevance of the studying of the sexual culture of young people in modern Russian reality.
Key words: sexual culture; students; youth; sexual education; mass media; media content.
Важнейшей частью взаимоотношений в обществе являются отношения между мужчиной и женщиной. Проблема пола и половых взаимоотношений интересовала людей всегда. Уже древнейшие мифологические, а позже и философские идеи давали свои объяснения природы половых влечений, содержали сведения об анатомии и физиологии человеческого организма, технике полового акта, зачатии, беременности и родах.
Для современного состояния и развития сексуальной культуры характерны стихийная либерализация половой морали, которая, в сочетании с низким уровнем индивидуальной и общей сексуальной культурой и отсутствием научно обоснованных подходов в половом просвещении и воспитании молодежи, имеет определенные негативные социальные последствия: высокий уровень нежалательных беременностей и абортов; распространение заболеваний, приводящих к бесплодию; высокий уровень сексуальных нарушений, сексуального насилия и преступлений на сексуальной почве. Россия занимает одно из лидирующих мест по количеству совершаемых абортов. Причем, согласно данным Росстата, 22 % всех абортов приходится именно на молодых девушек в возрасте от 18 до 24 лет [3].
Рис. 1. Число зарегистрированных преступлений сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних
Согласно данным МВД и Генеральной прокуратуры РФ, последние три года в России неуклонно растет уровень преступлений сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних (см. рис. 1). Определенное беспокойство среди общественности вызывают также вопросы легитимизации однополых браков, появление совершенно новых видов сексуальных практик и развитие секс-индустрии, общедоступность информационных технологий, развитие маркетинга, использующего сексуальные образы для продажи всего и вся и т. д.
Почему же так важно изучать установки, ценностные ориентации и поведение молодежи в сексуальной сфере? Формирующаяся сексуальная культура молодежи определяет их будущую модель сексуального поведения, создает представления о сексуальности, о «нормальных» взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Конечно, существуют определенные нормы и законы, позволяющие контролировать сексуальную активность граждан, но не менее важны вопросы сексуального воспитания, которые дадут возможность молодежи в дальнейшем построить счастливую семью и родить здоровых детей. Таким образом, грамотно сформированная сексуальная культура, на наш взгляд, способна снизить проявление сексуальных патологий в обществе, повысить уровень сексуального здоровья граждан и сформировать их репродуктивное поведение.
Сексуальная культура представляет собой совокупность знаний, норм, ценностных ориентаций и установок в сфере сексуальных отношений, а также соответствующих им образцов сексуального поведения. Формирование сексуальной культуры не происходит одномоментно. Это длительный процесс, который начинается с элементарного знакомства с сексуальной сферой, с понятием «секса» как такового, и длится, пожалуй, всю жизнь. При этом на разных этапах своего развития сексуальная культура подвергается влиянию различных факторов, среди которых особую роль играют семья, друзья, система образования и средства массовой коммуникации.
Казалось бы, именно семья, как первичный агент социализации, должна задавать молодому поколению социально приемлемые ориентиры сексуального поведения, прививать сексуальные ценности, информировать о мерах профилактики, необходимых для избегания неблагоприятных последствий сексуальной активности. Однако становится очевидным, что сейчас семье не всегда удается реализовать
свои полномочия по сексуальному просвещению детей. Согласно результатам авторского исследования, только с 37 0% девушек и юношей в семье обсуждались вопросы сексуальной жизни. Как правило, в подобных беседах детям рассказывали о строении организма, правилах безопасного секса, средствах контрацепции, о возможных рисках. И лишь незначительная доля родителей говорила о важности выбора сексуального партнера и о любви, как неотъемлемой части сексуальных отношений.
Одним из альтернативных «дисциплинарных систем» (М. Фуко), на которую родители возлагают свои обязанности по сексуальному воспитанию, является институт образования. Проблема заключается в том, что образовательные учреждения только частично берут на себя ответственность за сексуальное просвещение детей. Лишь немногие учебные заведения принимают участие в сексуальной социализации молодого поколения, проводя лекции по правилам безопасного секса. Однако подобные беседы узко ориентированы и сконцентрированы лишь на средствах контрацепции и физиологических особенностях мужского и женского организмов. В результате общество отправляет молодых людей в «свободное плавание» и подталкивает к использованию средств массовой коммуникации (далее - СМК) для удовлетворения своих информационных потребностей в сексуальной сфере. Справедливости ради заметим, что на это есть ряд причин.
1. СМК (и конкретно Интернет) - это огромнейший информационный ресурс, который позволяет оперативно найти, пожалуй, любую интересующую информацию.
2. Сейчас почти в каждой семье есть компьютер или другие технические устройства с выходом в Интернет, что делает СМК легкодоступным источником информации [4].
3. Существуют различные типы людей: одним легко разговаривать на столь интимные темы с родителями или друзьями, а другие начинают испытывать стеснения и не могут задать интересующий их вопрос.
4. Кроме того, существуют различные семейные обстоятельства: недоверительные отношения с родителями, в связи с чем дети не прибегают к их советам в интимных вопросах; в семьях не приято затрагивать подобные темы, поэтому ребенок вынужден искать информацию в других источниках.
5. Интимный характер подобных отношений.
Рис. 2. Источник первой информации о сексе
Рис. 3. Актуальные каналы сексуального просвещения1
Учитывая перечисленные причины именно средства массовой коммуникации, наряду с друзьями, и выступают в качестве одного из ключевых источников первой информации о сексуальных отношениях (см. рис. 2 и 3).
1 Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
На этих рисунках видно, что среди средств массовой коммуникации Интернет занимает первое место, так как в его просторах легко можно найти электронные версии практически всех печатных изданий, фильмы, передачи и т. п.
Из всех интернет-ресурсов особой популярностью пользуется «первая страница Google» (которая появляется в результате конкретного запроса в поисковой строке), а также электронные версии мужских и женских журналов типа «Glamour», «Cosmopolitan», «Men's Health», «Women's Health», «MAXIM».
С помощью вышеупомянутых и прочих средств массовой коммуникации молодежь хочет получить ответы на широкий спектр интересующих ее вопросов. Например, какие средства контрацепции существуют, какие из них самые надежные, как их правильно подобрать, какие меры профилактики уществуют в современной медицине, т. е. вопросы, связанные с поддержанием сексуального здоровья. Значительная часть вопросов связана с тем, как доставить максимальное удовольствие себе и партнеру, как разнообразить свою сексуальную жизнь. Молодое поколение также волнуют психологические аспекты сексуальных отношений: как вести себя с партнером, как преодолеть проблемы в сексуальном плане и т. д. Кто-то даже пытается получить информацию о «предвзятом отношении к сексу» и «сексуальных стереотипах». Молодежь непрочь почитать занимательные статьи, посмотреть передачи или видео на YouTube, касающиеся сексуальной тематики.
И тут невольно задумываешься: а насколько достоверную информацию можно получить из интернет-источников, насколько они в содержательном плане отвечают запросам молодых людей? При тщательном изучении медиаконтента выясняются интересные вещи. Например, что авторами статей и публикаций, как правило, являются «любители», не обладающие профессиональными знаниями в сфере медицины или психологии. Психологические аспекты сексуальных отношений и вопросы, связанные с поддержанием сексуального здоровья, так высоко востребованные молодежью, в используемых ей интернет-ресурсах встречаются крайне редко. Все содержание сводится в большинстве случаев к описанию различных сексуальных практик и способам сексуального удовлетворения. Интересными представляются результаты американских ученых, исследовавших наличие содержания сексуального характера в различных медиа:
- 70 % телевизионного контента имеет определенное сексуальное содержание, 45 % из которых - именно сексуальное поведение;
- для телевидения не характерны наглядные изображения секса, однако вместо этого оно пестрит всевозможными сексуальными намеками типа флирта, поцелуев, эротических прикосновений и т. д.;
- встречающиеся сексуальные отношения наблюдаются между мужчинами и женщинами, не состоящими в официальном браке;
- 44-76 % всех видеоклипов содержат сексуальные образы; объектом сексуализации в которых, как правило, выступают женщины;
- 40 % текстов песен содержат сексуальный материал, в большинстве случаев описывающий агрессивные сексуальные отношения: в них много насилия, унижения женщин, садизма.
- в Интернете высока вероятность столкнуться с порнографией и стать жертвой секстинга (отправки сексуально откровенных фотографий, видео) [1].
Таким образом, сексуальные аспекты представлены в современных медиа достаточно интенсивно. Но, к сожалению, многие склонны недооценивать значимость исследований, посвященных изучению сексуальной культуры и процессу ее формирования, считая, что сексуальная жизнь людей - дело сугубо личное и интимное, и вмешательство в нее посторонних лиц недопустимо. Даже несмотря на то, что по радио и телевидению все чаще стали появляться передачи, посвященные тем или иным аспектам сексуальной жизни, тема секса в нашем обществе до сих пор остается табуированной. Этот факт значительным образом усложняет деятельность исследователей. Отсюда и небольшое количество работ, проливающих свет на сексуальную культуру как общества в целом, так и отдельных социальных групп. Итак, сексуальная культура - малоизученная, но в то же время очень важная область исследования. Особую ценность представляет исследование сексуальной культуры молодежи, которая в виду своей неосведомленности и недостатка опыта рискует попасть под негативное влияние СМК.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мерскин Д. Сексуализация медиа. Как и почему мы это делаем? / пер.
с англ. Ю. С. Вовк. - Харьков : Гуманитарный Центр, 2015. - 380 с.
2. Всемирная организация здравоохранения. - URL: http://www.who.int/
mediacentre/factsheets/fs110/ru/
3. Федеральная служба государственной статистики . - URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ healthcare/#
4. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html