Библиографический список
1. Развитие когнитивно-личностных профессиональных качеств у студентов психолого-педагогических специальностей: монография. О.В. Суворова, Е.С. Сычева. Нижний Новгород: Нижегородский филиал Института бизнеса и политики, 2012.
2. Сорокоумова С.Н., Гуцу Е.Г. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации. Приволжский научный журнал. 2014; 4: 305 - 309.
3. Егорова П.А., Марков О.В., Щелоков С.А. Современная психология: теория и практика. Материалы XV международной научно-практической конференции 29-30 декабря 2014 г. Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2014: 36 - 42.
References
1. Razvitie kognitivno-lichnostnyh professional'nyh kachestv u studentov psihologo-pedagogicheskih special'nostej: monografiya. O.V. Suvorova, E.S. Sycheva. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij filial Instituía biznesa i politiki, 2012.
2. Sorokoumova S.N., Gucu E.G. Razvitie motivacionno-cennostnogo komponenta professional'noj kompetencii prepodavatelya vuza v sisteme vnutrivuzovskogo povysheniya kvalifikacii. Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2014; 4: 305 - 309.
3. Egorova P.A., Markov O.V., Schelokov S.A. Sovremennaya psihologiya: teoriya i praktika. Materialy XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 29-30 dekabrya 2014 g. Moskva: Nauchno-informacionnyj izdatel'skij centr "Institut strategicheskih issledovanij", 2014: 36 - 42.
Статья поступила в редакцию 01.06.15
УДК 101
Korkmazova I.U., Cand. of Science (Philosophy), Karachay-Cherkessia State University n. a. U.D. Aliyev,
E-mail: [email protected]
SOCIALIZATION OF YOUTH IN MODERN SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS AS A PHILOSOPHICAL PROBLEM. The
article was performed under the support of the Grant competition of programs for the development of student associations. It discusses current approaches to the problem of socialization of young people. The author describes the system of criteria by which to judge the degree of socialization of today's youth, the main of them are: the formation of humanistic values, attitudes, stereotypes; the achieved level of education; social adaptation of the individual; the acquisition of social identity; civic activity of person: its independence of judgment and behavior, confidence, initiative; spirituality. The author makes a brief overview of the educational activities carried out in the universities of the South of Russia, and comes to the conclusion that they have a huge impact on the process of socialization of young people, in connection with which the work in this direction should be carried out continuously and based on the forms of educational work with young people with proven effectiveness.
Key words: youth, youth socialization, criteria productive of socialization.
И.У. Коркмазова, канд. филос. наук, доц. каф. философии и социальной работы Карачаево-Черкесского
государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Статья выполнена при поддержке Гранта конкурса программ развития студенческих объединений. В статье рассматриваются современные подходы к проблеме социализации молодёжи. Автором приведена система критериев, по которым можно судить о степени социализации современной молодёжи, основные из них: сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов; достигнутый уровень образованности; социальная адаптированность личности; обретение социальной идентичности; гражданская активность личности: ее независимость в суждениях и поведении, уверенность, инициативность; духовность. Автор делает краткий обзор воспитательных мероприятий, проводимых в вузах Юга России, и приходит к выводу, что они оказывают огромное влияние на процесс социализации молодёжи, в связи с чем работа в этом направлении должна проводиться непрерывно и основываться на формах воспитательной работы с молодёжью, доказавшие свою эффективность.
Ключевые слова: молодежь; социализация молодёжи, критерии продуктивной социализации личности.
Перемены, происходящие в нашем обществе, как и во всём мире, масштабны и подчас драматичны. К сожалению, экономический кризис, этнические конфликты, растущие контрасты между бедностью и богатством, являются реалиями современной жизни. Все это приводит к постепенному изменению представлений об обществе, смене определённых ценностных ориента-ций, нравственных устоев и социальных норм поведения. Обозначенные социальные изменения приводят к тому, что граждан разрушается уверенность в будущем, изменяются модели поведения в настоящем. При этом личность ставится перед задачей переосмысления представления о своем положении в системе социальных связей.
Вместе с тем, как показывают исследования, молодые люди составляют большинство предпринимателей, менеджеров, брокеров, арендаторов, других представителей новых социальных групп. В последнее время произошло омолаживание «структур» власти, многие молодые деятели возглавляют новые общественные и политические организации. События последних лет отчетливо показали, что молодежь может реально влиять на общественно-политическую и духовную жизнь страны. Сила этого влияния в значительной мере определяется степенью осознания и принятия молодыми людьми новых идей, ценностей, норм. Практика свидетельствует, что молодежь более спокойно, чем
старшее поколение пережила крушение прежней идеологии. Среди молодых людей много активных сторонников проведения демократических преобразований рыночной экономики.
Есть все основания утверждать, что именно в молодежной среде формируется тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в дальнейшем. Молодежь - это, образно говоря, барометр, который позволит прогнозировать ценностные параметры будущего общества. Однако, для того, что бы молодёжь состоялась как органичный субъект общества, двигатель прогресса и носитель демократических идей, необходимо, что бы произошла реализация всего комплекса нужд и потребностей в сфере образования, воспитания, труда и профессиональной подготовки, здоровья социального обеспечения, культурного развития. В этой связи важным этапом социализации современной молодёжи выступает период обучения в вузах. С учётом того, что в современной России более 70% молодёжи обучается в вузах или в техникумах, то эти учебные учреждения выполняют огромную роль в процессе социализации молодёжи [1].
В современной философской, психологической и социологической литературе социализация в ее наиболее общем значении рассматривается как процесс социального становления человеческого индивида, формирования и развития его социаль-
ной сущности. При этом изначально предполагается, что человек изменяется и развивается вместе с обществом.
Вместе с тем, в настоящее время социализация молодого поколения протекает в условиях более широкого высвобождения социальной энергии людей, повышения роли индивидуальности и индивидуализма, более сложной и разносторонней трактовки идеи социальной справедливости, признающей различие потребностей людей, а не просто сводящей их к общему знаменателю, к равенству всех. Во многом это связано с тотальной информатизацией и роботизацией производственного процесса, в результате которого часть рабочих функций взяли на себя машины [2].
В республиках Северного Кавказа в настоящий момент проводится большая работа по социализации молодёжи. Так, в конце октября 2014 года в Карачаево-Черкесии стартовала учебная программа "Ты - предприниматель" для молодых людей в возрасте 18-30 лет, мечтающих открыть собственный бизнес. Организаторы программы отмечали, что молодежь КЧР очень заинтересована в получении новых знаний. Проводили семинары, вебинары и мастер-классы эксперты в области личностного роста, права, переговоров и других критериев ведения бизнеса. В рамках данной программы были проведены баддинги, дискуссионные клубы. Как отмечали представители отдела по молодёжной политике, на территории КЧР не развит молодежный бизнес и данные мероприятия помогут со временем решить эту проблему, подключая экономические механизмы поддержки малого предпринимательства в регионе.
Вызывает интерес огромный опыт Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева по организации патриотического воспитания, формирования толерантности. Так, в конце 2014 года в вузе начал функционировать клуб интернациональной дружбы, инициатором которого стала автор данной статьи. Познавательно-развлекательная программа клуба предусматривает взаимообмен знаниями по истории народов, традиций, обычаев и уникальных особенностей культуры членов объединения. В клубе проводятся тематические встречи, на которых каждый из его участников демонстрирует элементы своей культуры через народные песни, мелодии, танцы, произведения литературы. Членами клуба могут стать все желающие студенты ВУЗа, причем это представители разных национальностей и народностей. Основной целью создания клуба является развитие толерантности и уважения к культуре других народов. Мы считаем, аналогичные объединения в рамках информационного неформального образования необходимо создавать во всех общеобразовательных учреждениях республики, а так же во всех республиках, на которых проживают народы разных национальностей.
Так же в конце декабря 2014 года в Карачаевске прошла благотворительная ярмарка «Кухня народов Кавказа». Организаторы ярмарки фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» и волонтёры КЧГУ им. У.Д. Алиева приготовили блюда национальной кухни, купили сладости и призывали жителей города принять участие в ярмарке. За несколько дней до акции, ребята в соцсетях разместили объявления, благодаря которым, жители города были в курсе намечавшегося мероприятия. Все вырученные средства в результате подобной акции были истрачены на благотворительные цели.
Вызывает интерес совместный проект комитета по молодежной политике Ростовской области, Ростовпатриотцентра, волонтёрского центра ДГТУ «Горящие сердца» Донского государственного технического университета по проведению в несколько этапов серии игр так называемой дебат-лиги на кубок губернатора Ростовской области, в которой участвовали команды практически с каждого крупного вуза г. Ростов-на-Дону. Целью данного турнира является решение важнейших задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания молодежи. Именно в рамках данной лиги у представителей студенческой молодёжи есть огромный шанс проявить себя. Быть замеченным и стать впоследствии молодёжным лидером.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что мы, вслед за М.К. Селезнёвой [3], считаем, что в качестве критериев продуктивной социализации личности правомерно выделение следующих: сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов; достигнутый уровень образованности, сформированность интегральной картины мира; социальная адаптиро-ванность личности; обретение социальной идентичности; гражданская активность личности: ее независимость в суждениях и поведении, уверенность, инициативность; духовность как нравственное измерение мыслей, поступков и т.п.
В этой связи краткий обзор мероприятий в рамках молодёжной политики позволяет констатировать, что они оказывают огромное влияние на процесс социализации молодёжи, причём, это касается и участников подобных мероприятий, и зрителей, т. к они помогают формировать активную жизненную позицию, умение проявлять себя в современных социокультурных условиях. Тем самым, проводя молодёжную политику, особенно под руководством интеллектуальной и духовной элиты общества -представителей образования, культуры, спорта, предпринимательства и других профессиональных групп, можно получать положительные результаты по социализации молодёжи, эффект от которых будет заметен спустя годы и, мы уверены, благотворно отразится на социальном и экономическом развитии регионов и страны в целом.
Библиографический список
1. Прокоп А.В. Ценностные аспекты социализации молодежи. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1997.
2. Касьянов В.В. Методология изучения исторического опыта разработки и реализации российской молодежной политики. Теория и практика общественного развития. 2010; 1: 225 - 259.
3. Селезнева М.К. Социально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактора развития общества. CREDO NEW 2008. Available at: http://credonew.ru/content/view/705/60/
References
1. Prokop A.V. Cennostnye aspekty socializaciimolodezhi. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1997.
2. Kas'yanov V.V. Metodologiya izucheniya istoricheskogo opyta razrabotki i realizacii rossijskoj molodezhnoj politiki. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2010; 1: 225 - 259.
3. Selezneva M.K. Social'no-filosofskij analiz processa socializacii molodezhi kak faktora razvitiya obschestva. CREDO NEW2008. Available at: http://credonew.ru/content/view/705/60/
Статья поступила в редакцию 29.03.15
УДК 159.9:616
Lapteva, A.V, postgraduate, Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Zashhirinskaja O.V., Doctor of Sciences (Psychology), senior lecturer, Saint-Petersburg University (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
AGE CHARACTERISTICS IN REPRESENTATIONS OF FRIENDSHIP AMONG ADOLESCENTS WITH MIXED SPECIFIC DEVELOPMENTAL DISORDERS. Nowadays issues connected with interpersonal relationships of the team play the most important role in any study. The article presents an analysis of the main trends in the study of communication and socio-psychological research of friendship. This work is devoted to the study of the psychological content of children's relations with mixed specific developmental disorders. The term "friendship" can be defined as positive relationships based on mutual open attitude, common interests, full commitment to each other, absolute trust. Friend is a person, who is ready to come to the aid of another person. Psycho-diagnostic