Научная статья на тему 'Философские аспекты социализации студенческой молодёжи юга России в контексте молодёжной политики региона'

Философские аспекты социализации студенческой молодёжи юга России в контексте молодёжной политики региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
120
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ / КРИТЕРИИ ПРОДУКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / YOUTH / YOUTH SOCIALIZATION / CRITERIA PRODUCTIVE OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коркмазова И. У.

Статья выполнена при поддержке Гранта конкурса программ развития студенческих объединений. В ней рассматриваются современные подходы к проблеме социализации молодёжи. Автор убедительно доказывает, что заинтересованность общества проблемами молодёжи означает создание условий для развития потенциала молодого человека (его интеллекта, духовности, образованности, национального менталитета, патриотизма и т.п.), а также проведение продуманной, основанной на гуманистических позициях, молодёжной политики. При этом вузы, как социальные институты, в которых сосредоточены огромные интеллектуальные ресурсы, должны выполнять и, как показывает практика, с успехом выполняют свою колоссальную роль по формированию сознания современной молодёжи, формированию необходимых навыков для успешной социализации молодёжи в современном социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ASPECTS OF SOCIALIZATION OF STUDENT’S YOUTH OF THE SOUTH OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF YOUTH POLICY IN THE REGION

The research paper has been supported by a Grant competition of programs for the development of student associations. It discusses current approaches to the problem of socialization of young people. The author convincingly argues and proves that the public interest in the problems of young people means creating the conditions for the development of the potential of a young man, his intellect, spirituality, education, national mentality, patriotism, etc.), as well as a thought-based on humanistic positions, youth policy. The universities as social institutions, which have enormous intellectual resources must comply and, in practice, successfully perform a huge role in shaping the consciousness of today''s youth, to develop necessary skills for successful socialization of youth in modern society. In the assessment of modern social tendencies the author writes that the role of active creative personality is especially important.

Текст научной работы на тему «Философские аспекты социализации студенческой молодёжи юга России в контексте молодёжной политики региона»

УДК 101

Korkmazova I. U., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: korkmaz74@mail.ru

PHILOSOPHICAL ASPECTS OF SOCIALIZATION OF STUDENT'S YOUTH OF THE SOUTH OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF YOUTH POLICY IN THE REGION. The research paper has been supported by a Grant competition of programs for the development of student associations. It discusses current approaches to the problem of socialization of young people. The author convincingly argues and proves that the public interest in the problems of young people means creating the conditions for the development of the potential of a young man, his intellect, spirituality, education, national mentality, patriotism, etc.), as well as a thought-based on humanistic positions, youth policy. The universities as social institutions, which have enormous intellectual resources must comply and, in practice, successfully perform a huge role in shaping the consciousness of today's youth, to develop necessary skills for successful socialization of youth in modern society. In the assessment of modern social tendencies the author writes that the role of active creative personality is especially important.

Key words: youth; youth socialization, criteria productive of socialization.

И.У. Коркмазова, канд. филос. наук, доц. каф. философии и социальной работы Карачаево-Черкесского

государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Е-mail: korkmaz74@mail.ru

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ЮГА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Статья выполнена при поддержке Гранта конкурса программ развития студенческих объединений. В ней рассматриваются современные подходы к проблеме социализации молодёжи. Автор убедительно доказывает, что заинтересованность общества проблемами молодёжи означает создание условий для развития потенциала молодого человека (его интеллекта, духовности, образованности, национального менталитета, патриотизма и т.п.), а также проведение продуманной, основанной на гуманистических позициях, молодёжной политики. При этом вузы, как социальные институты, в которых сосредоточены огромные интеллектуальные ресурсы, должны выполнять и, как показывает практика, с успехом выполняют свою колоссальную роль по формированию сознания современной молодёжи, формированию необходимых навыков для успешной социализации молодёжи в современном социуме.

Ключевые слова: молодёжь; социализация молодёжи, критерии продуктивной социализации личности.

Глобальные проблемы современности (социальные, экономические политические, экологические) оказывают влияние на развитие общества, культуры и цивилизации в целом. Молодёжь - это будущее общества, и от того, какой она будет, зависит его развитие.

С учётом того, что молодёжь - это большая открытая, возрастная, необходимая для нормального функционирования социума группа, молодёжные проблемы являются проблемами всего общества. При этом огромное значение приобретает молодёжная политика.

Как отмечает М.К. Селезнева [1], система взаимоотношений «общество - молодёжь» представляет собой диалектическое взаимодействие целого и части: общество формирует соответствующий тип молодёжи, в то время как последняя во многом определяет тенденцию развития социума, его будущее.

Поиск оптимальных путей развития общества непосредственно связан с культурным вкладом в его основной резерв -молодое поколение. Как отмечает В.В. Касьянов [2], «в современных развитых индустриальных государствах процесс социализации молодёжи значительно удлинился, а также привел к существенному усилению роли общества в социализации молодёжи. Индустриальное общество становится всё более сложным и для поддержания своего функционирования создает все новые специализированные институты». Тем самым наблюдается определённый разрыв между семьей, в которой воспитываются дети, и политической системой, в которой молодые люди должны

занять свое место, став взрослыми. При этом современное индустриальное общество создаёт все необходимые условия в виде многоступенчатой системы образования для «изъятия» детей из семей и подготовки их для успешного функционирования в более широкой социальной системе. Заинтересованность общества проблемами молодёжи означает создание условий для развития потенциала молодого человека (его интеллекта, духовности, образованности, национального менталитета, патриотизма и т.п.), а также проведение продуманной, основанной на гуманистических позициях, молодёжной политики.

В современных условиях возрастает роль свободной активной творческой личности, способной к принятию самостоятельных решений, усвоению прогрессивных идей, ценностей, образовательных и социальных технологий. В связи с этим, особую актуальность приобретают проблемы осмысления социализации молодёжи в изменяющихся условиях переходного общества.

Большинство отечественных учёных, занимающихся проблемой социализации молодёжи и формирования социальной молодёжной политики отмечают, что от степени гармонизации отношений общества и молодёжи зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое развитие Российского государства, его прогресс. Тем самым социализация молодёжи становится важнейшей социально - экономической проблемой любого государства, и, прежде всего, демократического. Рассмотрим основные трактовки этого понятия (табл. 1)

Таблица 1

№ Определение Источник

Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит Современная западная социология: словарь. М., 1990. С. 316.

Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социальнокультур-ного опыта Философский словарь / под. ред. И.Т. Фролова. М., 1991. С. 241.

Процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гвишиани - М., 1988. С. 318.

Сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности Robertson Jan. Sociology. Ed. New York, 1981. Р 105.

Анализ определения «социализация» в различных источниках

Объективная потребность включения молодёжи в систему динамично меняющихся социальных отношений обуславливает, в конечном итоге, необходимость и актуальность изучения ее ценностного сознания. Молодёжь в возрасте от 14 до 29 лет представляет сегодня значительную часть (более 20%) трудоспособного населения России.

В настоящий момент в каждом регионе сформированы комитеты по молодёжной политике. В последнее время наиболее активно данные комитеты проводят акции, мероприятия совместно с вузами регионов.

Весной 2015 года в Донском государственном техническом университете состоялась презентация регионального проекта «Академия молодого гражданина», который реализуется комитетом по молодёжной политике Ростовской области совместно с Ростовпатриотцентром. Главной целью проекта является создание сообщества неравнодушных молодых людей, считающих, что гражданин - это тот человек, который действует, а не наблюдает (http://www.dstu.edu.rU/page/2). В рамках мероприятия проведены мастер-классы, а также образовательные программы по следующим направлениям: развитие патриотического сознания, развитие гражданской ответственности, соблюдение конституционных прав и обязанностей, развитие навыков организаторской деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания.

В Карачаево-Черкесском государственном университете имени У.Д. Алиева также ведётся огромная работа по социализации молодёжи. Основные направления воспитательной работы связаны с повышением культурного уровня молодёжи, воспитания на национальных традициях, формирования экономического сознания.

Наиболее значимые акции первой половины 2015 года связаны, безусловно, с 70-летием Победы над фашизмом. В период наисложнейшего положения России на международной арене, особенно важно сохранить в сознании молодёжи память о годах войны, о подвиге всего советского народа. На каждом факультете КЧГУ проходят литературно - поэтические вечера, встречи с ветеранами, организована серия игр «Брейн-ринг», в том числе посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Большой вклад в социализации молодёжи на Северном

Библиографический список

Кавказе вносит фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодёжи «Эльбрусоид», который постоянно, совместно с вузами Юга России, прежде всего, с Карачаево-Черкесским государственным университетом имени У.Д. Алиева, а так же совместно вузами всей страны проводит встречи, концерты, различные культурные мероприятия, акции, научно - практические конференции, в том числе и посвящённых печальным страницам истории карачаевского и балкарского народов в годы Великой отечественной войны, когда они были депортированы, пережили весь ужас депортации, а затем были реабилитированы и возращены на историческую Родину.

Хотелось бы так же отметить, что огромную роль в социализации современной молодёжи играет формирование экономического сознания, позволяющего молодёжи найти своё место в современном социуме. Так, в конце октября 2014 года в Карачаево-Черкесии стартовала учебная программа "Ты - предприниматель" для молодых людей в возрасте 18-30 лет, мечтающих открыть собственный бизнес. Данная программа была реализована на базе КЧГУ имени У.Д. Алиева и была очень востребована со стороны молодёжи, что позволило говорить о дальнейшем её продолжении [3].

Таким образом, социализация молодёжи является важнейшим аспектом социально-экономической политики каждого региона. Особенно это актуально в неспокойных, с точки зрения террористической опасности, Южном и Северо-Кавказском регионах России. Уже является доказанным факт, что терроризм рождается там, где молодёжь не может найти применения своим силам, не может нормально содержать собственную семью, где господствует пропаганда религиозных фанатиков. Тем самым в формировании и реализации молодёжной политики должны участвовать лучшие представители своего народа - интеллигенция, люди различных профессиональных групп, сумевших найти себя в современных условиях. При этом вузы, как социальные институты, в которых сосредоточены огромные интеллектуальные ресурсы, должны выполнять и, как показывает практика, с успехом выполняют свою колоссальную роль по формированию сознания современной молодёжи, формированию необходимых навыков для успешной социализации молодёжи в современном социуме.

1. Селезнева М.К. Социально-философский анализ процесса социализации молодёжи как фактора развития общества Available at: http://credonew.ru/content/view/705/60/

2. Касьянов В.В. Методология изучения исторического опыта разработки и реализации российской молодёжной политики. Теория и практика общественного развития. 2010; 1: 225 - 259.

3. Все органы власти КЧР скоординированы на развитие молодёжного предпринимательства. Available at: http://molpred09.ru/se-organy-vlasti

References

1. Selezneva M.K. Social'no-filosofskijanaliz processa socializaciimolodezhikak faktora razvitiya obschestva Available at: http://credonew.ru/ content/view/705/60/

2. Kas'yanov V.V. Metodologiya izucheniya istoricheskogo opyta razrabotki i realizacii rossijskoj molodezhnoj politiki. Teoriya i praktika ob-schestvennogo razvitiya. 2010; 1: 225 - 259.

3. \/se organy vlasti KChR skoordinirovany na razvitie molodezhnogo predprinimatel'stva. Available at: http://molpred09.ru/se-organy-vlasti

Статья поступила в редакцию 29.03.15

УДК 616

Kulkina I.V., senior teacher, Department of Forensic Medicine and Law, Stavropol State Medical University (Stavropol,

Russia), E-mail: iri4451@yandex.ru

Toropchin N.A., colonel, Department of Administrative Law and Administrative Activities, Stavropol Branch of Krasnodar

University of Ministry of Internal Affairs of Russia, E-mail: nik-toropchin@yandex.ru

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL ASPECTS OF HEALTH REFORM IN RUSSIA. The article discusses the issues in modern health care, the programs adopted in the framework of the reform of the structure of this system. Special attention is given to administrative supervision in the sphere of health, analysis of recent changes in the legislation of the Russian Federation and the interaction of Federal agencies in the implementation of administrative supervision in cases of intersection of the fields of their authority. According to the authors in Russia there are still serious problems that may impede the achievement of objectives for improving the health of the population: the total deficit imbalances and the financial and logistical support; insufficient amounts available to the public certain types of medical care and low level of its availability; imbalances in the structure of the medical staff, poor quality of medical care and poor management.

Key words: health care system reform program, administrative supervision, professional medical organizations.

И.В. Кулькина, ст. преп. каф. судебной медицины и права ГБОУ ВПО СтГМУ Минздрава, г. Ставрополь,

Е-mail: iri4451@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.