информационных технологий. Большое количество школьников сегодня имеют доступ к информационной среде, обладают огромным количеством информации, но не всегда эта наличие данной информации имеет положительный эффект. Применение методов информационно-коммуникационной технологии дает возможность учащимся получить профессиональные навыки, которые ему обязательно понадобятся в дальнейшей жизни.
Сегодня, учитывая направленность на личностно-ориентированное образование, школьник должен иметь не только знания, умения, навыки традиционного подхода, но и творческие, личностные способности. В формировании таких элементов может помочь проектная деятельность. Образовательный процесс в современное время направлен на увеличение внимания к ученику как личности, так как общество в XXI веке нуждается в самостоятельном и творческом человеке. Ученик должен уметь не только получать знания, как в традиционной системе образования, но и самостоятельно учиться.
Проектная деятельность дает возможность ученику самостоятельно сформировать себе же мотивационную составляющую, так как метод проектов используется не только в урочной работе, но и во внеурочной деятельности. Предложить школьникам проблему очень сложно, а чтобы они сами ее предложили еще сложнее. Поэтому благодаря проектам ученик не только заинтересован в своей работе, но и самостоятельно учиться исследовать, искать, анализировать информацию. При использовании такого метода в своей педагогической деятельности учитель - это коллега по решению проблемы, а не поучатель. Таким образом, чтобы создать и реализовать проект ученик должен увидеть свой результат, чтобы достигнутые цели демонстрировали полученные знания.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что современные педагогические технологии актуальны для применения, так как имеют свою результативность, но и отказываться от традиционности не стоит, так как основу образования составляет все-таки получение знаний, несмотря на то, что знания быстро устаревают. Именно для того, чтобы идти в ногу со временем, не отставать от прогресса, необходимо использовать инновационные технологии совместно с традиционной системой.
Список использованной литературы: 1. Габбасова Л.З. Инновационные технологии в образовательном процессе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 61-63. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/.
© Ким Т.И., Павлова О.В., 2019
УДК 376
С.Н. Кулясова
социальный педагог
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
Л.В. Анохина социальный педагог
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ
Аннотация
В статье раскрывается общее понятие о социализации личности; педагогическая
природа социализации; ее взаимосвязь в целостном процессе образования личности; пути, способы, организационные формы включения личности в социальные отношения; показатели сформированности социальной активности.
Ключевые слова
Социализация, реабилитация, ребенок с ОВЗ, адаптация, интеграция, социум.
Социализацию, социально-психическую адаптацию ребенка с ограниченными возможностями развития определяют как интеграцию ребенка в общество, в ходе которой он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Именно таким образом ребенок с ограниченными возможностями усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, у него формируются социальные мотивы деятельности, определенные черты характера и другие особенности, которые в целом и обеспечивают социализацию ребенка. Основываясь на концептуальных положениях теории развития аномального ребенка Л. С. Выготского, целесообразно вести организацию учебно-воспитательного процесса в реабилитационном центре в направлении, прежде всего, социального становления ребенка, как личности, которая формируется в процессе её активного взаимодействия с окружающей средой, в результате которого и возникают качественно новые психологические образования личности. Исходя из того, что подготовка ребенка к интеграции в социум должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество к человеку. Конкретизируя звенья социальных структур, необходимых для социальной адаптации и интеграции в общество наших пациентов, нами отобраны, прежде всего, те представления, навыки, отношения, без которых сама жизнь может не состояться. Для реализации задач социальной адаптации содержание социально-образовательного сопровождения и его учебно-методическое обеспечение в условиях реабилитационного центра максимально связаны с жизненным опытом ребенка. Через установление четкой связи учебной деятельности с окружающей действительностью ученикам с интеллектуальными нарушениями и ограниченными возможностями в движении становится понятней смысл их занятий, создается мотивация к познавательной деятельности. При этом сам социум рассматривается как социально-образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного учебного содержания и программно-методического обеспечения.
Программа социализации в реабилитационном центре строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с учащимися и предполагает подготовку детей с ментальными нарушениями и нарушениями опорно- двигательного аппарата к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.
Задачами данной программы являются:
1) создание условий для успешной адаптации ребенка к жизни в ученическом коллективе;
2) обеспечение безопасного и бесконфликтного существования ребенка в условиях реабилитационного центра и внешкольного пространства;
3) вооружение учащихся знаниями о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;
4) развитие имеющихся задатков, стимулирование социально значимых интересов, потребностей;
5) осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;
6) сообщение знаний о различных профессиях, требованиях к ним, профориентация в соответствии с возможностями ученика, потребностями местных предприятий, условиями жизни.
Реализация выше перечисленных задач осуществляется в следующих направлениях: умственное, духовно-нравственное, патриотическое, экономическое, эстетическое, трудовое, физическое. Далее обозначим содержательные компоненты программы социализации учащихся. Формирование основных
учебных умений и навыков. Развитие и коррекция психических процессов, стимулирование познавательной активности. Развитие мелкой моторики, речи. Диагностика уровня развития; знакомство со школой. Организация элементарной игровой деятельности с использованием интеллектуальных игр, дидактических игрушек. Учебный процесс. Сюжетно-ролевые внеклассные игры. Духовно-нравственное направление. Усвоение норм и правил поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Знакомство с различием половых ролей мальчиков и девочек. Получение первоначальных представлений о моральных и этических нормах. Регулирование отношений между учениками. Знакомство с правилами поведения и общения. Обеспечение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам. Закладывание основ сотрудничества, взаимопомощи. Знакомство с правилами общения на уроках, специальных мероприятиях. Совместное проведение мероприятий с родителями. Организация в классах взаимопомощи и взаимоконтроля. Патриотическое направление. Воспитание любви к своей семье, родственникам, родному дому. Формирование первоначальных представлений об основных экономических категориях, воспитание бережливости, хозяйственности. Знакомство с понятиями «деньги», «цена», «стоимость», формирование правил поведения в торговых учреждениях . Экскурсии в магазин, на рынок, тематические беседы о поведении в торговых учреждениях, ролевые игры, связанные с покупками. Список используемой литературы:
1. Алексеев, М.А. Социализация и формирование личности / М.А. Алексеев // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 15. С. 155-159.
2. Кочисов, В.К. Семья как условие социализации личности / В.К. Кочисов, О.У. Гогицаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2 (21). С. 83-86.
3. Петров, И.Ф. Социализация как процесс формирования личности / И.Ф. Петров // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4-3. С. 112-114.
4. Пивоварова, И.В. Функции семьи в процессе социализации личности ребенка / И.В. Пивоварова, Л.М. Пилипенко // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. С. 228.
© Кулясова С.Н., Анохина Л.В., 2019
УДК 373.1
А.О.Михайлова
студентка 1 курса ОГУ г. Оренбург, РФ e-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК КАК РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье дано понятие творческого поиска с позиций разных ученых, описаны основные уровни управления развитием творческой активности школьников, дана классификация методов обучения творческому поиску как ресурса управления развитием творческой активности школьников.
Ключевые слова.
Творческий поиск, творческая активность, развитие, ресурс, управление развитием
творческой активности школьников. ~ 171 ~