Научная статья на тему 'Инновации в коррекционной педагогике'

Инновации в коррекционной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина И.И., Комарова С.Н.

В статье излагается опыт работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями по формированию коммуникативных моделей поведения и социализации через использование коммуникативной игры, реализуемой на базе реабилитационного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина И.И., Комарова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в коррекционной педагогике»

Список использованной литературы:

1. Азимбаева Ж. Проблемы и перспективы организации самостоятельной работы по РКИ студентов-иностранцев в Казахстане // Попадейкина И., Чахор Р. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного. Русско-польский институт, Вроцлав, 2012. 181 с.

2. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. Изд. 2-е, испр. и доп. Рус. яз. Курсы, М., 2002. 256 с.

3. Ельцова Е. Формирование коммуникативной компетенции при обучении письменной речи (РКИ в сфере международного туризма) // Попадейкина И., Чахор Р. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного. Русско-польский институт, Вроцлав, 2012. 181 с.

4. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного / Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания. М.: Русский язык, 1990. 269 с.

5. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) // Э.Г. Азимов, А Н. Щукин. Издательство ИКАР.- М., 2009. 448 с.

6. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. / Щукин А.Н. - М.: ВК, 2012. 336 с.

© Брускова Р.Э., 2018

УДК 37

Воронина И.И.

Комарова С.Н.

воспитатели ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с.Веселая Лопань, Белгородская область Е-mail: voronina_irina_70@mail. ru

ИННОВАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация

В статье излагается опыт работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями по формированию коммуникативных моделей поведения и социализации через использование коммуникативной игры, реализуемой на базе реабилитационного центра.

Ключевые слова: социализация, социальная компетентность, ограниченные возможности.

Keywords:

socialization, limited opportunities, social competence.

В настоящее время идет активный процесс демократизации социальной политики России, который постепенно изменяет отношение общества к проблеме инвалидности.

Люди с ограниченными возможностями здоровья уже рассматриваются не как социальная группа, нуждающаяся только в заботе. Данная группа на сегодня - этот полноправная часть общества, имеющая потенциальные способности, знания, умения и навыки, которые могут быть использованы этим обществом в его прогрессивном развитии.

Основным стержнем социализации личности является позиция производителя благ, позволяющая

человеку с ОВЗ реализовать самого себя.

Данный фактор заставляет по-новому взглянуть на процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на базе реабилитационного центра.

Воспитателю, оказывающему воздействие на ребенка с проблемами в развитии, важно чувствовать компетентность в таких вопросах, как современные технологии и методики социализации детей и подростков.

Социализация происходит путем внешнего одобрения, внешней оценки учебно-воспитательных действий и поступков со стороны взрослых и сверстников. Чем более благожелательным оно будет, тем более успешно и безболезненно для подростков будет протекание процесса внутреннего личностного самоопределения [1,12]. Учитывая все выше изложенное, в воспитательной работе с детьми инвалидами ощутимое влияние на повышение уровня социализации подростков с ОВЗ оказывают, на наш взгляд, инновационные технологии. Мы расскажем об одной из них, которая получила название «Инновационная коммуникативная игра «Поезд волонтеров»». Инновационная коммуникативная игра «Поезд волонтеров» (ИКИП) - это интерактивная форма коррекционной работы, объединяющая все направления инновационной деятельности педагогов реабилитационного центра и создающая условия для многосторонней коммуникации в интересах формирования социальной компетенции у подростков и молодых инвалидов Центра. Ведь, как и всякая компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих воспитанников - нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. ИКИП предусматривает объединение в едином творческом пространстве специалистов отделения психолого-педагогической реабилитации через организацию волонтерской деятельности пациентов старшей группы и молодых инвалидов. Цель игры - создание условий, способствующих социальной компетенции личности подростков и молодых инвалидов через общественно-полезную деятельность в условиях реабилитационного центра, предоставлять подросткам и молодым инвалидам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие им своими силами вести волонтерскую деятельность

В Белгородской области в настоящее время реализуется проект «65 добрых дел». Он приурочен к 65-летию со дня образования Белгородчины. Губернатор региона Евгений Савченко отметил: «В каждом сельском, районном и городском муниципальном образовании и области в целом предлагается реализовать 65 проектов добрых дел. Перечень всех их и имена их исполнителей войдут в книги летописи Белгородской области за 2018-2019 годы. Проект «65 добрых дел» подразумевает проведение на всей территории региона комплекса мероприятий, направленных на улучшение качества жизни населения».

Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка и молодого человека навязанной извне.

Миссия игры «Поезд волонтеров» - сделать реабилитационное пространство светлее и ярче. Главное здесь - открытая гражданская позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

В процессе волонтерской деятельности произошло мощнейшее восполнение дефицита социальной востребованности и реализации лидерского потенциала у подростков и молодых инвалидов, ведь именно таким образом происходит подготовка к благополучной социальной адаптации в современном обществе.

Волонтеры применяли все свои умения на практике. По принципу "равный - равному" волонтеры передавали информацию в выступлениях в мини-музеях, игровых, на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая пациентов из других групп, обучались сами. ИКИП помогла ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток или молодой человек обрел самоуважение, стал уверенным и привлекательным для окружающих. Базовый состав волонтеров -пациенты старшей группы и молодые инвалиды. Деятельностью ИКИП управляли педагоги реабилитационного центра, заинтересованные в развитии волонтерского движения.

Список использованной литературы: 1.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 .- 432с.

© Воронина И.И., Комарова С.Н.,2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.