Научная статья на тему 'Пример внедрения интеграционных направлений в проекте «Прививка оптимизма» на базе Регионального сосудистого центра'

Пример внедрения интеграционных направлений в проекте «Прививка оптимизма» на базе Регионального сосудистого центра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.Ю. Комарова, С.И. Куликова, А.В. Зыбина, А.А. Марченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пример внедрения интеграционных направлений в проекте «Прививка оптимизма» на базе Регионального сосудистого центра»

Л.Ю. Комарова

кандидат педагогических наук, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета

С.И. Куликова воспитатель, Детский орден милосердия А.В. Зыбина старший преподаватель, Набережночелнинский институт современных технологий и инноваций

А.А. Марченко медицинский психолог, Больница скорой медицинской помощи, Республика Татарстан

Пример внедрения интеграционных направлений в проекте «Прививка оптимизма» на базе Регионального сосудистого центра

На современном этапе волонтерская поддержка инвалидов со стороны студентов достаточна широка, однако несмотря на всевозможные попытки сформировать отношение общества к инвалидам как к равным, их не всегда воспринимают всерьез. Сложилось мнение, что люди с ОВЗ, а тем более дети-инвалиды, сами всегда требуют помощи и поддержки. В этом, несомненно, есть большая доля истины, но мы предлагаем посмотреть на этот вопрос с другой стороны. В реабилитации ребенка с ОВЗ принимают участие многие специалисты самого разного профиля, тратятся огромные средства на его образование. Многие из этих ребят имеют тяжелую патологию развития, они, с возрастом осознавая свое тяжелое положение и перспективу дальнейшей жизни, не теряют оптимизма, бодрости духа, находят себя в занятиях творчеством, литературой, спортом. Общение с детьми с ОВЗ, как это странно не звучит, многим здоровым людям помогает поверить в свои силы и способствует импульсу к действию, к движению вперед, к самосовершенствованию. Причем, в любую социально-полезную работу, инвалиды привлекаются наравне со здоровыми волонтерами.

Одним из интересующих нас направлений стала организация волонтерской помощи в больничном стационаре как студентов Набережно-челнинского института К(П)ФУ, так и инвалидов Детского ордена милосердия. В силу сложившихся партнерских отношений, территорией для реализации идеи выбран Региональный сосудистый центр БСМП в Набережных Челнах. Реабилитация не ограничивалась устранением неврологической симптоматики и была нацелена на создание для них оптимальных условий социального функционирования, повышения качества жизни, способности к самостоятельной активной деятельности.

При этом мы считаем, что в современных условиях эта проблема приобретает особую важность, поскольку в последнее время реабилитационная работа сводится к поддерживающей фармакотерапии. Социальная адаптация больных в обществе затруднена, свидетельством чему являются возрастающие уровни суицидов, социально опасных действий,

146

разводов, инвалидности, безработицы. В связи с этим остро ощущается необходимость разработки реабилитационных программ и их внедрения в практику работы медицинских учреждений.

Целью проекта являлась организация работы творческой площадки при Региональном сосудистом центре БСМП для ускорения психоэмоциональной и физической реабилитации пациентов посредством привлечения к волонтерской работе инвалидов наравне со здоровыми людьми.

В ходе проекта были реализованы следующие задачи:

1. Создание условий для оказания психоэмоциональной и физической реабилитации пациентов регионального сосудистого центра через:

• формирование инициативной группы студентов-волонтеров, способных участвовать в работе творческой площадки в больнице скорой медицинской помощи;

• организацию арттерапевтических мастер-классов совместного творчества пациентов сосудистого центра, инвалидов и волонтеров с последующей презентацией работ;

• проведение диагностики коммуникативной составляющей удовлетворенности у пациентов больницы, занятых в работе над проектом, зафиксировать динамику результатов.

2. Создание условий для реализации накопленного потенциала знаний и умений инвалидов с вовлечением их в работу творческой площадки через:

• поддержку и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;

• вовлечение инвалидов в волонтерскую работу над социальным проектом посредством непосредственного участия в мастер-классах по художественному творчеству;

• проведение диагностики удовлетворенности условиями жизни и самореализации инвалидов, занятых в работе над проектом (зафиксировать динамику результатов);

• формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья;

3. Накопление и распространение методического материала о возможностях и перспективах проведения реабилитационных программ в больничных стационарах через:

• организацию тематических мероприятий (выставки работ инвалидов, ежемесячной и итоговой выставки художественных работ участников работы творческой площадки), способствующих привлечению внимания СМИ и общественности к работе проекта;

• накопление методической базы по вопросам социализации инвалидов через применение арттерапевтических методик;

• установление контактов с медицинскими и педагогическими учреждениями в городах Республики Татарстан для передачи накопленного опыта и получения новых знаний.

Работа над проектом способствовала реализации трудовой и социальной активности инвалидов; снизила их вынужденную изоляцию. Вза-

147

имодействие с волонтерской группой раскрыло новые особенности своей жизненной ситуации, помогло по-иному, более позитивно оценить свою жизнь, в ряде случаев - в корне изменить свое мнение о ней.

В ходе работы творческой площадки для пациентов больничного стационара проводился мастер-класс (по масляной живописи, обратной аппликации пластилином и др.) студентами К(П)ФУ, педагогами, а также выпускниками, имеющими инвалидность, обладающими необходимыми знаниями и умениями.

Проведение мастер-классов имело одну особенность: все участники работали, а точнее, создавали свои картины вместе с инвалидами. В каждом мастер-классе принимало участие 10 пациентов БСМП и 10 детей и молодых людей с ОВЗ (12 лет - 33 года), в организации работы помогали 10-12 студентов. Участники работали в парах, каждый писал свою картину, но каждый пациент больницы работал за одним столом с инвалидом. Мастер-классы очень интересны по содержанию, так как проводились в стиле мастихиновой живописи. Результат просто удивительный -картины получались очень яркими!

Ребята с ОВЗ и волонтеры-студенты имеют опыт работы в этой технике, они давали ценные советы, а вместе с тем показывали пример жизненной стойкости. Работа инвалидов в проекте, по нашему мнению, это возможность быть нужным и ценным.

Во время работы проекта в Региональном сосудистом центре БСМП в Набережных Челнах осуществлено проведение выставки работ детей с ОВЗ, демонстрация шедевров, выполненных на творческой площадке, завершался проект выставкой работ всех участников творческой площадки.

Для достоверности данного исследования мы использовали следующую схему исследования: оценку нейропсихологического и речевого анамнеза. Нейропсихологическое исследовании, основанное на принципах синдромного анализа психических состояний при ОНМК, позволило сравнить нарушения ВПФ у больных в группе и оценить динамику на фоне применения «Арттерапии». Количество отобранных нейропсихологических и речевых проб не выходило за рамки временных лимитов работы с пациентом, имеющим, как правило, сниженный уровень работоспособности, инертность психических процессов, повышенную утомляемость. Нейропсихологическое исследование начиналось с определения индивидуального профиля межполушарной асимметрии.

Исследованию подлежали: гнозис, праксис, речевой статус, оценка эмоционального состояния. Для оценки эмоционального состояния использовалась госпитальная шкала тревоги и депрессии, экспертная оценка врачей и психиатра. Дополнительные компоненты оценки психического состояния пациентов: нейродинамические процессы (понимание инструкций, время выполнения), отношение к выполнению тестов (старательность, небрежность, пассивность, безразличие), эмоциональное состояние (подавленность, скорбная тоска, амимия, демонстративность, дурашливость, склонность к плоским шуткам (см. табл. 1 и 2). В невротическом статусе пациентов преобладали чувствительные, нарушения

148

нейропсихологического и эмоционального состояния. На этапах катам-нестического наблюдения (до использования «Арттерапии») у больных отмечалось статистически значимое нарастание тяжести эмоционального состояния. Для оценки межгрупповых исследований (на начало и конец исследования в контрольной и экспериментальной группе) использовался критерий Стьюдента, оценки нейропсихологического статуса непараметрический критерий Фридмена. Все результаты занесены в таблицы (на начало исследования, и на конец исследования).

Таблица 1

Динамика эмоциональных нарушений у больных в период использования арттерапии, экспериментальная группа

Показатель, баллы М±т Этапы наблюдения

1 - на начало исследов. 3 недели 5 недель 3 месяца

Тревога 12,8 ±1,3 10,1 ±0,5 * 8,8±0,4 ** 8,5±0,8***

Депрессия 15,1±1,4 12,8±0,4 9,9±0,7* 10,0±0,7**

Интегральная сумма балльной оценки функционального восстановления по шкале Бартелль и оценки эмоционального состояния после проведения курса «Арттерапии» пациентов по вышеперечисленным критериям была наилучшей и статистически значимой.

Таблица 2

Динамика эмоциональных нарушений у больных без применения «Арттерапии», контрольная группа

Показатель, баллы М±т Этапы наблюдения

1 - на начало исслед. 3 недели 5 недель 3 месяца

Тревога 13,3 ±1,2 12,1 ±0,5 11,8±0,4 10,5±0,8*

Депрессия 12,1 ±1,3 11,8±0,4 10,9±0,7 9,8±0,7*

Динамика эмоциональных нарушений по госпитальной шкале тревоги - по домене тревоги (х 2 = 3,386, n' = 3, p< 0,05) и депрессии (х 2 = 4, 376, n' = 3, p< 0,001). При сравнении балльных оценок в группах до исследования и после были получены статистически значимые различия как по домене тревоги, так и по депрессии (p<0,05). Выявлена субклинически выраженная тревога, причем показатель значим. При сравнительном изучении балльных оценок при нейропсихологическом исследовании у больных отмечаются улучшение показателей восстановления утраченных функций, статистически значимые: уровень тревоги (r=0,36) и депрессии (r=0,39). Не выявлено корреляционной связи между тяжестью инсульта и мнестическими факторами (г = - 0,19).

В результате реализации проекта мы получили следующие результаты:

• создали новое направление волонтерской работы в больничном стационаре, которое привлекло в движение милосердия новых сторонников, школьников и студентов;

149

• организовали итоговый вернисаж работ пациентов Регионального сосудистого центра БСМП в Набережных Челнах и инвалидов ДОМа (Детского ордена милосердия), студентов Набережночелнинского института К(П)ФУ созданных на творческой площадке.

• способствовали распространению информации о возможностях реабилитации методами искусства и общения;

• улучшили когнитивные функции у пациентов сосудистого центра ГАУЗ РТ БСМП;

• подняли уровень качества медицинских услуг посредством положительной динамики коммуникативной составляющей удовлетворенности предоставляемых услуг.

Литература

1. Носов Н. А. Сознание и психика (Гл. 3) // Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. - М.: Наука, 2001.

Ю.Г. Корженевская

педагог-психолог I категории, ГОУ ЛО Приморская специальная школа-интернат^Ш вида)

Опыт использования TOUCH-терапии в работе педагога-психолога школы-интерната VIII вида

Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии.

Взаимосвязь тела и психики уже давно считается известным и неоспоримым фактом. Основатель телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх описал, как в ответ на стрессовые ситуации возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь». Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний), а в психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту [4].

Методы телесно-ориентированной психотерапии работают с психикой через тело. Одной их техник телесно-ориентированной терапии является TOUCH-терапия, в котором прикосновение к телу является основным принципом работы, одним из видов контактных каналов и инструментом психологического воздействия на человека, что позволяет использовать в психокоррекции невербальные способы взаимодействия с воспитанниками. Сферы применения TOUCH-терапии: психологическое развитие личности, психотерапия психологических отношений, реабилитационная педагогика и психология, психология и педагогика при

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.