чтобы одновременно и параллельно решать задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми и взрослыми.
Как и при помощи, каких методов можно пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу и делиться своими переживаниями? Все довольно просто - нужно поставить перед ребенком проблемную ситуацию, взятую из детской жизни. То есть поставить в ситуацию выбора, заранее не давая «правильного ответа». Проговаривая перед сверстником свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать в беседе очередность. Быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных переживаний, а значит усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций. Список использованной литературы:
1. О.А. Айрих. Эмоциональное развитие детей. [Текст] / Издательство «Учитель». 2010. - 56 с.
2. О.Л. Князева., Р.Б. Стеркина. Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. [Текст] / М. «Просвещение» 2005. - 45 с.
3. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь. [Текст] / М.2000. - 33 с.
© Бардеева Т.С., Шмелева Г.В., 2018
УДК 81
Р.Э. Брускова
Старший преподаватель ВоенМедА им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
ЖАНР ДНЕВНИКА КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ (НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП)
Аннотация
В данной статье говорится о том, каким образом жанр дневника может выступить в роли метода организации самостоятельной работы курсантов (на начальном этапе обучения) и помочь в развитии навыков и умений продуктивной письменной деятельности. Жанр дневника может представлять собой как отдельный вид работы, так и дополнительный, т.е. его формат может постоянно трансформироваться в зависимости от пройденных тем и освоенных материалов.
Ключевые слова:
Дневник, самостоятельная работа, начальный этап, письмо, письменный вид речевой деятельности, иностранные курсанты, текст, монологическое высказывание, аргументация.
Rakhil Eduardovna Bruskova
Senior Lecturer Kirov military medical academy
DIARY GENRE AS AN ORGANIZING METHOD OF CADETS INDEPENDENT WORK IN THE LEARNING PROCESS OF WRITING (THE INITIAL STAGE)
Annotation
This article describes how the genre of the diary can act as a method of organizing of unsupervised work of cadets (at the initial stage of training) and how it can help in developing skills and abilities of productive writing
~ 147 ~
practice. The genre of the diary can be both a separate type of work, and an additional one, i.e. its format can be constantly transformed depending on the covered topics and the mastered materials.
Key words:
Diary, unsupervised work, initial stage, writing, written form of speech activity, foreign cadets,
text, monologue, argumentation.
В современном образовательном процессе достаточно много способов организовать учащихся выполнять самостоятельные виды деятельности, это также касается и развития навыков письма. Подобное положение дел связано с доступностью интернета, популярностью социальных сетей и возможностью постоянно коммуницировать с носителями языка.
Программа по русскому языку как иностранному на подготовительном курсе предполагает охват большого объема материала, состоящего из разделов, которые отвечают за отдельные аспекты :
• Устный интенсивный курс - 120 часов (слушание, говорение),
• Элементарный курс - 240 часов (грамматика, лексика),
• Базовый курс и введение отдельных аспектов обучения по разным видам речевой деятельности (грамматика/лексика, говорение/аудирование, чтение/письмо),
• Выход на 1 ТРКИ и итоговая аттестация со сдачей экзамена по грамматике и 4-м аспектам.
Иностранные учащиеся, прибывающие в Россию для получения высшего образования на русском
языке, сначала обязаны пройти обучение на подготовительном курсе в качестве слушателей в течении 1-ого учебного года (+/- несколько месяцев).
На данном этапе обучения курсанты мотивированы к успешной сдаче итогового экзамена, что облегчает учебный процесс и позволяет использовать на занятиях различные методы по улучшению показателей успеваемости и формированию всех необходимых компетенций инофона.
«В процессе обучения иноязычной письменной речи также происходит формирование коммуникативной компетенции, состоящей из ряда компонентов: лингвистической, дискурсивной, прагматической, стратегической и социокультурной» [3, с. 49]. В том числе одной из форм работ по развитию продуктивной письменной речи может выступить и жанр дневника/дневниковой заметки. «Письмо начинает рассматриваться как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку, как полноправный вид речевой деятельности и коммуникативный процесс» [3, с. 48]. Дневник может являться методом организации самостоятельной работы учащихся и способствовать формированию всех вышеперечисленных видов компетенций, т.к. это своего рода универсальный жанр, который может включать в себя любую грамматическую, синтаксическую, лексическую и др. темы.
Этот метод работы вводится на том этапе, когда учащиеся уже подготовлены к аспектному обучению, т.е. пребывают на Базовом уровне (после 360 ак. часов русского языка).
На занятиях при обучении письму параллельно с регулярным ведением дневника учащиеся также пишут сочинения, изложения, диктанты, рассказы по картинкам, конспекты по плану и т.п. Таким образом, это занятие может быть, как основным домашним заданием, так и дополнительным.
Однако при введении подобного вида работы у учащихся возникает ряд вопросов, связанных со значением и содержанием «дневниковой заметки»: «Зачем я буду вести дневник?» и «О чём я буду писать?». Именно поэтому целесообразно на первом этапе работы дать им некоторые инструкции и советы. Итак, рекомендуется задать основные параметры дневника, например:
• Разделить тетрадь на колонки:
Таблица 1
Макет дневниковой заметки
Дата (день, месяц, год), день недели. Заметка
14 марта 2018 год Понедельник 1. Знакомство с дневником: Расскажите о себе (Кто Вы? Откуда Вы приехали и почему изучаете русский язык?) Какая сегодня погода? Какое у Вас настроение? Что было интересного сегодня? Что было в академии? и т.п.
Первое время самостоятельной работы с дневником необходимо проверять заметки регулярно и «направлять» учащихся, предоставляя им возможность рассказывать каждый день о новых событиях, а не переписывать предыдущий день. Например:
• Во сколько вы проснулись? Чем занимались утром?
• Расскажите, что нового вы узнали сегодня на занятиях по русскому языку?
• С кем вы общались во время перерыва?
• Что ели на завтрак/обед/ужин?
• На какую экскурсию Вы уже ходили с группой? А самостоятельно уже гуляли по городу?
• Какие места в Санкт-Петербурге, на Ваш взгляд, самые интересные?
• Скучаете ли Вы по родным? Планируете ли Вы поехать домой на каникулы?
• У Вас есть планы на будущее? Какие?
• Какие фильмы/мультфильмы на русском языке Вы уже посмотрели? и т.п.
Ж. Азимбаева в своей статье «Проблемы и перспективы организации самостоятельной работы по РКИ студентов-иностранцев в Казахстане» говорит о том, что в иностранной аудитории достаточно много форм и методов организации самостоятельной работы студентов, однако «требуется разработать инструменты для проведения самостоятельной работы таким образом, чтобы каждый студент-иностранец имел возможность овладеть учебным материалом с различным уровнем сложности в своем индивидуальном темпе» [1, с. 94]. Поэтому при работе с дневником преподаватель должен четко обозначить свои требования к очередной дневниковой заметке. Например, после изучения темы «Глаголы движения» преподаватель может задать следующие параметры заметки:
Напишите в дневнике заметку о том, когда и с кем Вы ходили в музей. Во сколько Вы вышли из дома? Сколько ехали/шли до музея? Сколько по нему гуляли и что видели? Кто бродил по музею кроме Вашей группы? Во сколько Вы вернулись домой? Какие впечатления остались? Вы бы хотели пойти в этот музей ещё раз? Вы бы порекомендовали своим друзьям сходить туда?
Помимо включения в дневниковую заметку отдельных грамматических и лексических тем, также можно задавать параметры на уровне синтаксиса: напишите 10 сложных предложений о том, что вы знаете о здоровье человека. Таким образом, учащиеся смогут рассказать о здоровье обычного человека и военного, сравнить, сделать выводы, привести ряд аргументов (во-первых, во-вторых, в-третьих и др.), потренироваться в использовании конструкций я считаю, я думаю, я полагаю.
Подобный метод организации самостоятельной работы развивает умение учиться, «формирует у студентов способности к саморазвитию, обучает способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире» [1, с. 89].
Необходимо отметить важную роль данного вида работы в рамках общего учебного процесса: «Самостоятельная работа - неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения [5, с. 268]. Таким образом, задавая определённые параметры дневниковой заметки, преподаватель помогает учащимся определиться с темой, но при этом оставляет пространство для индивидуальной самостоятельной и даже творческой работы.
Итак, можно выделить несколько положительных сторон подобной организации самостоятельной работы курсантов. В своих ежедневных заметках учащиеся имеют возможность использовать новые грамматические темы и конструкции, задействовать уже изученный, а также новый лексический материал, брать темы для заметок из разных источников, рассказывать о том, что их волнует, что им нравится или не нравится, регулярно наблюдать собственный прогресс. Таким образом, жанр дневника отвечает всем целям обучения письму: прагматической, педагогической и академической [2, с. 121].
Отсюда можно сделать вывод о том, что жанр дневника - это вполне действенный метод организации самостоятельной внеурочной работы учащихся-инофонов, а также возможность развить навыки творческого письма и составления объёмного монологического высказывания.
~ 149 ~
Список использованной литературы:
1. Азимбаева Ж. Проблемы и перспективы организации самостоятельной работы по РКИ студентов-иностранцев в Казахстане // Попадейкина И., Чахор Р. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного. Русско-польский институт, Вроцлав, 2012. 181 с.
2. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. Изд. 2-е, испр. и доп. Рус. яз. Курсы, М., 2002. 256 с.
3. Ельцова Е. Формирование коммуникативной компетенции при обучении письменной речи (РКИ в сфере международного туризма) // Попадейкина И., Чахор Р. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного. Русско-польский институт, Вроцлав, 2012. 181 с.
4. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного / Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания. М.: Русский язык, 1990. 269 с.
5. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) // Э.Г. Азимов, А Н. Щукин. Издательство ИКАР.- М., 2009. 448 с.
6. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. / Щукин А.Н. - М.: ВК, 2012. 336 с.
© Брускова Р.Э., 2018
УДК 37
Воронина И.И.
Комарова С.Н.
воспитатели ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с.Веселая Лопань, Белгородская область Е-mail: voronina_irina_70@mail. ru
ИННОВАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация
В статье излагается опыт работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями по формированию коммуникативных моделей поведения и социализации через использование коммуникативной игры, реализуемой на базе реабилитационного центра.
Ключевые слова: социализация, социальная компетентность, ограниченные возможности.
Keywords:
socialization, limited opportunities, social competence.
В настоящее время идет активный процесс демократизации социальной политики России, который постепенно изменяет отношение общества к проблеме инвалидности.
Люди с ограниченными возможностями здоровья уже рассматриваются не как социальная группа, нуждающаяся только в заботе. Данная группа на сегодня - этот полноправная часть общества, имеющая потенциальные способности, знания, умения и навыки, которые могут быть использованы этим обществом в его прогрессивном развитии.
Основным стержнем социализации личности является позиция производителя благ, позволяющая