Каргапольцева Н.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
В статье раскрываются некоторые аспекты образовательного единства процессов социализации и воспитания личности, рассматриваемого на уровне методологического принципа педагогики.
Ключевые слова: социализация, воспитание, единство, образ.
Под социализацией (от лат. socialis - общественный) понимается процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы зна-ний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полно-правного члена общества.
Многовековая история человечества вполне определенно свиде-тельствует о стремлении любого общества и государства включить подрастающее поколение в систему таких соци-аль-ных ценностей и социальных ролей, которые в наибольшей степени способствуют воспроизводству ос-новных, в том числе, идеологических, идейных устоев данного социума.
В этой связи одним из важнейших направлений достижения обозна-ченных целевых ориентиров выступает реализация интегративного единства педагогических воздействий на личность взрослеющего человека, обуславливающая максимальную эффективность процессов социализации и воспитания личности и понимаемая как безусловная образовательная ценность [1;2;3].
Изучение социализации и воспитания личности в гуманитарной облас-ти научного знания свидетельствует об устойчивой взаимной сопряжен-ности этих процессов. Имеющая место в отечественной педагогике компетентнос-тная, «опытническая» трансформация воспитательной парадигмы объективно отражает системные изменения в современном социуме и показывает, тем самым, что воспи-тание через механизм социализации способно влиять на обновление об-щества.
Продуктивное решение обозначенной проблемы предполагает обращение к методологическим основам взаимодействующей целостности данных процессов, понимаемым на уровне методологического принципа педагогики.
В этой связи следует подчеркнуть, что феномены социализации и воспитания уже изна-
чально предельно тождественны в своем различении, поскольку онтологическая цельность индивидуальной жизни предполагает и полагает взаимообусловленное единство предсказуемого и стихийного, организованного и случайного, намеренного и спонтанного, основана на интегративном единстве части и целого и, в своем образовательном понимании, восходит на уровень полифункциональной гуманитарной целостности.
Герменевтическая мысль трактует категорию единства как совокупность закономерных связей между целью, содержанием, методами и условиями рассматриваемых процессов, которые предполагают появление у возникающей целостности новых свойств и закономерностей. При этом свойства образующегося целого несводимы к свойствам составляющих его компонентов, что во многом обуславливается преобразующим потенциалом интег-ративности как качественной характеристики внутрисистемных связей целостного единства, предполагающей возникновение нового в процессе развития [8, с. 576].
С этой точки зрения исследователи предлагают рассматривать социализацию и воспитание как данности, «дополнительные друг другу» в педагогически совместительной плоскости относительной стихийности и преимущественной целенаправленности этих процессов [7, с. 98]. При этом принцип дополнительности, с одной стороны, позволяет считать воспитание только одним из социальных факторов развития человека и, тем самым, делает возможным преодоление своеобразного воспитанного центризма в совокупном определении обстоятельств личностного становления. С другой стороны, обозначенный принцип раскрывает глубинную по своей сути связь феноменов воспитания и социализации, поскольку развитие взрослеющего человека в современном об-
ществе происходит в ситуации постоянных изменений во всех сферах жизни, а потому определенная, педагогически задаваемая воспита-тельно-воспитывающая регламентация неизбежно предполагает дополняющую фактор-ность социализирующей непредсказуемости.
Рассматривая интегрирующие основания единства социализации и вос-питания, следует отметить и тот факт, что совпадение интересов отдельных личностей с интересами общества ведет к постепенному подчинению, естест-вен-но, в каких-то основных своих сторонах, стихийных, неуправляемых сил социализации педагогической воле и разуму человека. Логика развития общества, связанная с обогащением сферы социальных связей в условиях расширения доминирующих тенденций ценностносмыслового единства человеческого сообщества, неизбежно повышает значимость социальноорганизованного, планового компонента социализации, ее собственно воспитательной части.
Вместе с тем, отчетливо проявляется и усиливающийся вероятно-стохастический характер результатов социализации, выделяется аспект соци-ально проявляемой реализации свободы в плоскости неформальных, нерегламен-тированных отношений. Поэтому одним из педагогических условий осуществления принципа единства социализации и воспитания является «нейтрализация» в процессе воспитания негативного влияния спонтанных социализирующих факторов путем выработки стойкого иммунитета нравственного противостояния и духовного преодоления.
Одним из оснований взаимодополняющего единства процессов социализации и воспитания может быть и фактор качественно-временной итоговости педагогических процессов. Если, согласно общепринятому мнению, основным результатом социализации является со-циализированность как сформированность черт личности соответственно требованиям данного общества, которые будут характеризовать ее и на последующих стадиях развития [5] , то производным от воспитания словом «воспитанность» называют обобщенный резуль-
Список литературы:
тат и социализации, и воспитания, и самовоспитания человека, отражающий степень соответствия слов и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития и показывающий актуальный, наличный уровень личностного развития [6, с. 11].
Категория единства может быть рассмотрена и в ракурсе непрерывности и дискретности, которые являются универсальной характеристикой процессов изменения вообще и развития, в частности. Специфическая форма такого единства характеризуется понятием «скачка» как переходом количественных изменений в качественные. В плане соотношения социализации и воспитания такой переход может характеризовать смены («изживание») сензитивных периодов развития ребенка при движении по уровням-этапам социализации, раскрывать особенности взаимосвязи социализации и воспитания в аспекте взаимопроникающего единства.
В рассматриваемом отношении, пребывающем в субъектно-личностном пространстве социализирующе-воспитательной конкретики, следует отметить важнейшую феноменологическую, прежде всего, видимую, характеристику категории единства - «наглядно данное единичное», сообразующееся с эстетическим принципом «единства во множественности» [9, с. 155], что, на наш взгляд, не только позволяет выводить методологический принцип единства социализации и воспитания на продуктивную итоговость становящегося человеческого (человечного) образа, но и актуализирует собственно формообразующие (эстетические, выразительные, прежде всего, лицевые) аспекты образовательного становления личности [4].
Отсюда очевидной и всеми признаваемой основой взаимосвязи социализации и воспитания может служить индивидуальная тождественность причиняемого субъекта: и социализация, и воспитание обращены к личности, к человеку и в этом - самое глубокое, педагогически значимое основание их образовательной цельности и образной итоговости.
17.09.2013
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 567 с.
2. Бездухов, В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / В.П. Бездухов, Ю.Н. Кулюткин. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. - 400 с.
3. Гаязов, А.С. Образование как пространство формирования личности гражданина / А.С. Гаязов. - М.: Гуманитарный издательских центр ВЛАДОС, 2006. - 284 с.
4. Каргапольцев, С.М. Лицевая эстетика воспитания / С.М. Каргапольцев // Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета : сборник научных статей. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. - Вып. 5. - С. 13-26.
5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - Изд. 7-е. - М.: Академия, 2009. - 224 с.
6. Популярный педагогический словарь (для работников учреждений образования) / Под ред. Б.З. Вульфова. - Ч.1. Образование, воспитание, развитие (рабочие материалы) - М.-Екатеринбург, 1993. - 63 с.
7. Теория и практика воспитательных систем / Под ред.: Л.И.Новиковой [и др.]. - Кн.2. - М.: Изд.ИТП и МИО РАО, 1993. - 207 с.
8. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
9. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
Сведения об авторе:
Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук ауд. 20305, тел. (3532) 372591, e-mail: [email protected]
UDC 371.01 Kargapoltseva N.A.
Orenburg state university, e-mail: [email protected]
THE SOCIALIZATION OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF EDU-CATIONAL PARADIGM Some aspects of educational unity of processes of personality’s socialization and upbringing, which (unity) is examined on the level of methodological principle of pedagogics, are disclosed.
Key words: socialization, upbringing, unity, image.
References:
1. Andreev, V.I. Pedagogy: a training course for creative self / V.I. Andreev . - 2nd ed . - Kazan: Innovation Center , 2000 . - 567 p.
2. Bezduhov, V.P. Value reference points and cognitive structures in the work of the teacher / V.P. Bezduhov, YN. Kulyutkin. -Samara: Publ.h. SamGPU 2002 . - 400 p.
3. Gayazov, A.S. Education as space formation of the citizen / A.S. Gayazov. - Moscow: Publishing Center for Humanities VLADOS 2006 . - 284 p.
4. Kargapoltsev , S.M. Facial aesthetics of upbringing / S.M. Kargapoltsev // Proceedings of the Department of General Pedagogy Orenburg State University : a collection of scientific articles. - Orenburg: SEO OSU , 2009 . - Issue. 5. - P. 13-26.
5. Mudryk , A.V. Social pedagogy / A.V. Mudryk . - Ed. 7th . - Moscow: Academy , 2009 . - 224 p.
6. Pedagogical popular dictionary (for employees of educational institutions ) / Ed. B.Z. Vulfova . - P.1 . Education , training and development (working papers) - Moscow -Ekaterinburg , 1993 . - 63p.
7. Theory and practice of educational systems / ed.: L.I. Novikovoy [and others] - Kn.2 . - M.: Publ.h. ITP and MIO RAO, 1993. - 207 p.
8. Encyclopedic Dictionary of Philosophy / Ch. Ed. : L.F. Ilichev , P.N. Fedoseev , S.M. Kovalev , V.G. Panov - Sov . - M.: Sov. encyclopedia, 1983 . - 840 p.
9. Encyclopedic Dictionary of Philosophy . - Moscow: INFRA-M, 2009 . - 570 p.