Научная статья на тему 'Социализация личности в образовательном контексте воспитательной парадигмы'

Социализация личности в образовательном контексте воспитательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ЕДИНСТВО / ОБРАЗ / SOCIALIZATION / UPBRINGING / UNITY / IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцева Наталья Александровна

В статье раскрываются некоторые аспекты образовательного единства процессов социализации и воспитания личности, рассматриваемого на уровне методологического принципа педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIALIZATION OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF EDU-CATIONAL PARADIGM

Some aspects of educational unity of processes of personality’s socialization and upbringing, which (unity) is examined on the level of methodological principle of pedagogics, are disclosed

Текст научной работы на тему «Социализация личности в образовательном контексте воспитательной парадигмы»

Каргапольцева Н.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

В статье раскрываются некоторые аспекты образовательного единства процессов социализации и воспитания личности, рассматриваемого на уровне методологического принципа педагогики.

Ключевые слова: социализация, воспитание, единство, образ.

Под социализацией (от лат. socialis - общественный) понимается процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы зна-ний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полно-правного члена общества.

Многовековая история человечества вполне определенно свиде-тельствует о стремлении любого общества и государства включить подрастающее поколение в систему таких соци-аль-ных ценностей и социальных ролей, которые в наибольшей степени способствуют воспроизводству ос-новных, в том числе, идеологических, идейных устоев данного социума.

В этой связи одним из важнейших направлений достижения обозна-ченных целевых ориентиров выступает реализация интегративного единства педагогических воздействий на личность взрослеющего человека, обуславливающая максимальную эффективность процессов социализации и воспитания личности и понимаемая как безусловная образовательная ценность [1;2;3].

Изучение социализации и воспитания личности в гуманитарной облас-ти научного знания свидетельствует об устойчивой взаимной сопряжен-ности этих процессов. Имеющая место в отечественной педагогике компетентнос-тная, «опытническая» трансформация воспитательной парадигмы объективно отражает системные изменения в современном социуме и показывает, тем самым, что воспи-тание через механизм социализации способно влиять на обновление об-щества.

Продуктивное решение обозначенной проблемы предполагает обращение к методологическим основам взаимодействующей целостности данных процессов, понимаемым на уровне методологического принципа педагогики.

В этой связи следует подчеркнуть, что феномены социализации и воспитания уже изна-

чально предельно тождественны в своем различении, поскольку онтологическая цельность индивидуальной жизни предполагает и полагает взаимообусловленное единство предсказуемого и стихийного, организованного и случайного, намеренного и спонтанного, основана на интегративном единстве части и целого и, в своем образовательном понимании, восходит на уровень полифункциональной гуманитарной целостности.

Герменевтическая мысль трактует категорию единства как совокупность закономерных связей между целью, содержанием, методами и условиями рассматриваемых процессов, которые предполагают появление у возникающей целостности новых свойств и закономерностей. При этом свойства образующегося целого несводимы к свойствам составляющих его компонентов, что во многом обуславливается преобразующим потенциалом интег-ративности как качественной характеристики внутрисистемных связей целостного единства, предполагающей возникновение нового в процессе развития [8, с. 576].

С этой точки зрения исследователи предлагают рассматривать социализацию и воспитание как данности, «дополнительные друг другу» в педагогически совместительной плоскости относительной стихийности и преимущественной целенаправленности этих процессов [7, с. 98]. При этом принцип дополнительности, с одной стороны, позволяет считать воспитание только одним из социальных факторов развития человека и, тем самым, делает возможным преодоление своеобразного воспитанного центризма в совокупном определении обстоятельств личностного становления. С другой стороны, обозначенный принцип раскрывает глубинную по своей сути связь феноменов воспитания и социализации, поскольку развитие взрослеющего человека в современном об-

ществе происходит в ситуации постоянных изменений во всех сферах жизни, а потому определенная, педагогически задаваемая воспита-тельно-воспитывающая регламентация неизбежно предполагает дополняющую фактор-ность социализирующей непредсказуемости.

Рассматривая интегрирующие основания единства социализации и вос-питания, следует отметить и тот факт, что совпадение интересов отдельных личностей с интересами общества ведет к постепенному подчинению, естест-вен-но, в каких-то основных своих сторонах, стихийных, неуправляемых сил социализации педагогической воле и разуму человека. Логика развития общества, связанная с обогащением сферы социальных связей в условиях расширения доминирующих тенденций ценностносмыслового единства человеческого сообщества, неизбежно повышает значимость социальноорганизованного, планового компонента социализации, ее собственно воспитательной части.

Вместе с тем, отчетливо проявляется и усиливающийся вероятно-стохастический характер результатов социализации, выделяется аспект соци-ально проявляемой реализации свободы в плоскости неформальных, нерегламен-тированных отношений. Поэтому одним из педагогических условий осуществления принципа единства социализации и воспитания является «нейтрализация» в процессе воспитания негативного влияния спонтанных социализирующих факторов путем выработки стойкого иммунитета нравственного противостояния и духовного преодоления.

Одним из оснований взаимодополняющего единства процессов социализации и воспитания может быть и фактор качественно-временной итоговости педагогических процессов. Если, согласно общепринятому мнению, основным результатом социализации является со-циализированность как сформированность черт личности соответственно требованиям данного общества, которые будут характеризовать ее и на последующих стадиях развития [5] , то производным от воспитания словом «воспитанность» называют обобщенный резуль-

Список литературы:

тат и социализации, и воспитания, и самовоспитания человека, отражающий степень соответствия слов и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития и показывающий актуальный, наличный уровень личностного развития [6, с. 11].

Категория единства может быть рассмотрена и в ракурсе непрерывности и дискретности, которые являются универсальной характеристикой процессов изменения вообще и развития, в частности. Специфическая форма такого единства характеризуется понятием «скачка» как переходом количественных изменений в качественные. В плане соотношения социализации и воспитания такой переход может характеризовать смены («изживание») сензитивных периодов развития ребенка при движении по уровням-этапам социализации, раскрывать особенности взаимосвязи социализации и воспитания в аспекте взаимопроникающего единства.

В рассматриваемом отношении, пребывающем в субъектно-личностном пространстве социализирующе-воспитательной конкретики, следует отметить важнейшую феноменологическую, прежде всего, видимую, характеристику категории единства - «наглядно данное единичное», сообразующееся с эстетическим принципом «единства во множественности» [9, с. 155], что, на наш взгляд, не только позволяет выводить методологический принцип единства социализации и воспитания на продуктивную итоговость становящегося человеческого (человечного) образа, но и актуализирует собственно формообразующие (эстетические, выразительные, прежде всего, лицевые) аспекты образовательного становления личности [4].

Отсюда очевидной и всеми признаваемой основой взаимосвязи социализации и воспитания может служить индивидуальная тождественность причиняемого субъекта: и социализация, и воспитание обращены к личности, к человеку и в этом - самое глубокое, педагогически значимое основание их образовательной цельности и образной итоговости.

17.09.2013

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 567 с.

2. Бездухов, В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / В.П. Бездухов, Ю.Н. Кулюткин. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. - 400 с.

3. Гаязов, А.С. Образование как пространство формирования личности гражданина / А.С. Гаязов. - М.: Гуманитарный издательских центр ВЛАДОС, 2006. - 284 с.

4. Каргапольцев, С.М. Лицевая эстетика воспитания / С.М. Каргапольцев // Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета : сборник научных статей. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. - Вып. 5. - С. 13-26.

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - Изд. 7-е. - М.: Академия, 2009. - 224 с.

6. Популярный педагогический словарь (для работников учреждений образования) / Под ред. Б.З. Вульфова. - Ч.1. Образование, воспитание, развитие (рабочие материалы) - М.-Екатеринбург, 1993. - 63 с.

7. Теория и практика воспитательных систем / Под ред.: Л.И.Новиковой [и др.]. - Кн.2. - М.: Изд.ИТП и МИО РАО, 1993. - 207 с.

8. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

9. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.

Сведения об авторе:

Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук ауд. 20305, тел. (3532) 372591, e-mail: [email protected]

UDC 371.01 Kargapoltseva N.A.

Orenburg state university, e-mail: [email protected]

THE SOCIALIZATION OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF EDU-CATIONAL PARADIGM Some aspects of educational unity of processes of personality’s socialization and upbringing, which (unity) is examined on the level of methodological principle of pedagogics, are disclosed.

Key words: socialization, upbringing, unity, image.

References:

1. Andreev, V.I. Pedagogy: a training course for creative self / V.I. Andreev . - 2nd ed . - Kazan: Innovation Center , 2000 . - 567 p.

2. Bezduhov, V.P. Value reference points and cognitive structures in the work of the teacher / V.P. Bezduhov, YN. Kulyutkin. -Samara: Publ.h. SamGPU 2002 . - 400 p.

3. Gayazov, A.S. Education as space formation of the citizen / A.S. Gayazov. - Moscow: Publishing Center for Humanities VLADOS 2006 . - 284 p.

4. Kargapoltsev , S.M. Facial aesthetics of upbringing / S.M. Kargapoltsev // Proceedings of the Department of General Pedagogy Orenburg State University : a collection of scientific articles. - Orenburg: SEO OSU , 2009 . - Issue. 5. - P. 13-26.

5. Mudryk , A.V. Social pedagogy / A.V. Mudryk . - Ed. 7th . - Moscow: Academy , 2009 . - 224 p.

6. Pedagogical popular dictionary (for employees of educational institutions ) / Ed. B.Z. Vulfova . - P.1 . Education , training and development (working papers) - Moscow -Ekaterinburg , 1993 . - 63p.

7. Theory and practice of educational systems / ed.: L.I. Novikovoy [and others] - Kn.2 . - M.: Publ.h. ITP and MIO RAO, 1993. - 207 p.

8. Encyclopedic Dictionary of Philosophy / Ch. Ed. : L.F. Ilichev , P.N. Fedoseev , S.M. Kovalev , V.G. Panov - Sov . - M.: Sov. encyclopedia, 1983 . - 840 p.

9. Encyclopedic Dictionary of Philosophy . - Moscow: INFRA-M, 2009 . - 570 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.