Головина С.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Охарактеризована эстетическая составляющая гуманитарной культуры личности, раскрывающая духовные интенции человеческого бытия. Обоснована роль лицевой наглядности в образовательном становлении взрослеющего человека как субъекта поведенческо-действенного утверждения гуманитарных ценностей, идей и идеалов.
Ключевые слова: образование, образ человеческий, человечность, доминанта на лицо другого.
Сущностные признаки гуманитарной культуры личности раскрываются как «состояние духовности и видов социальной активности» человека, а также характеризуются в статусе собственно «человеческого измерения» сферы общественных отношений, действий, деяний, поступков. При этом гуманитарная составляющая индивидуального бытия - наряду с естественнонаучным, общим и профессиональным компонентами - понимается как равноценная и равнозначимая в образовательном ряд компетентностного становления личности современного специалиста в вузе [11].
В контексте разработки условий и выявления механизмов реализации «человекотворческого потенциала» гуманитарной культуры исследователи выделяют, на наш взгляд, эстетический центрированное понимание феномена образования: «деятельность по формированию образа личности, максимально полно выражающего потенциалы человека», актуализирующего его сущностные свойства» [5, с. 8].
С этой, педагогической по своей сути точки зрения, феномен культуры (или, что то же самое, феномен гуманитарной культуры, поскольку культура как таковая, в ее подлинном истолковании не может не быть гуманитарной, т.е. собственно человеческой, точнее, человечной) понимается как итог, результат образования, намеренное и целенаправленное формирование «образа человека» в единстве его внутренних и внешних качеств.
Кроме того, лежащее в основе термина «гуманитарный» латинское слово Ьишап^аз («человеческая природа», «образованность») уже изначально, этимологически определяет широкую сферу образовательно-природного бытия, обращенную к личности человека как субъекта
становления человеческого образа, активного деятеля по присвоению своей, собственно человеческой (культурной) природы.
Отсюда можно сделать вывод, что подлинность природного становления человека неотделимо связана с образованием как ведущим условием и основополагающим фактором. А потому подлинная, собственно человеческая (культурная) природа есть «природа образованная», когда общечеловеческие идеалы, идеи, нормы и ценности выступают естественным основанием индивидуального бытия.
В этом отношении гуманитарное знание не только приобщает человека к «сознанию рода», к постижению своей «родовой» сущности как «истинно человеческого в человеке» [13, с. 30-31], но и утверждает подлинные, глубинные основания собственно культурного образа жизни как «усилия человека быть» (М.К. Мамардашвили) [9].
Данное понимание напрямую соотносится с реализацией гуманитарного потенциала эстетической составляющей личностного развития, с утверждением подлинно социальной и глубинно диалогической (выразительной, общительной) сущности индивидуального бытия.
Это тем более значимо, поскольку, по справедливому утверждению М.М. Бахтина, для человека подлинно существовать, т.е. «быть» -значит «быть для другого и через него - для себя», ведь даже пребывая наедине с самым собой, на уровне самоанализа и рефлексии, «смотря внутрь себя», человек «смотрит в глаза другому или глазами другого» [1, с. 312].
Если исходить из классического определения А.Ф.Лосевым предмета эстетики как науки «о выразительных формах, в которой изучается выражение внутреннего через внешнее и наоборот или выражение общего через индивиду-
альное и наоборот» [8, с. 91], то эстетическая сторона бытования человека или, что то же самое, гуманитарная составляющая индивидуально-эстетического становления, связана с развитием его как существа социального и, следовательно, выразительного («выразительной формы») и представляет собой аспект его гармоничной (эмоционально-чувственной) целостности, проявляемой, прежде всего, в сфере межличностных отношений, в области непосредственного общения.
Наиболее ясные черты эстетического отношения выражаются «во внимании к конкретным, неповторимым признакам предмета, в способности представить предмет чувствующим и думающим, наделенным внутренним миром, переживающим состояния, подобные человеческим, в попытках представить внешнюю форму предмета как выражение этой его внутренней жизни» [10, с. 59].
И если по справедливому утверждению М.М.Бахтина предмет эстетического отношения никогда не выступает для человека как «безгла-сая вещь», но всегда представляет собой «выразительное и говорящее бытие» [2, с. 263,410], то тем самым вполне определенно очерчиваются антропоморфные (гуманитарные) грани эстетического как определяющего личностного качества, играющего важнейшую роль во всех приоритетных сферах человеческой жизнедеятельности: нравственности, искусстве, педагогике, образовании и др.
Подлинно гуманитарные по своей сути категории «неповторимости», «индивидуальности», «индивидуализации» и т.п., составляющие сущностные признаки эстетического отношения-видения как такового, в образовательной плоскости приводят к утверждению в качестве критериальной результирующей образования, наряду с компетентностной, также и выразительную (лицевую), собственно «образную» составляющую.
Как представляется, именно данную эстетическую компонентность в ее неповториможизненной значимости отмечал И. Бродский в контексте утверждения искусством феномена «частности человеческого существования», ощущения «индивидуальности, частности, отдельности» человеческого бытия в культурно-образовательной парадигме неприятия и отторжения предписанного извне, пусть даже с самыми
лучшими побуждениями, императива повторения «чужой внешности» и «чужого опыта» в пользу самостоятельности обретения «лица необщего выражения», по образному определению Е.А. Баратынского [3].
Именно в «доминанте на лицо другого», по утверждению А.А. Ухтомского, проявляется человечность, вследствие чего следует «поставить человеческое лицо на подобающее ему место ничем не заменимой ценности и исключительного предмета любви» [12, с. 411].
К тому же исходная корневая основа «образ» трактуется не только как «очертанье, подобие предмета, изображение его», но и сугубо антропоморфно (предельно гуманитарно) -«вид, внешность, фигура», а также «лицо, щека, лик» [4, с. 613], что делает правомочным утверждение о педагогической возможности процесса творения «образа человеческого».
Точно так же глагол «образовывать (ображать)» содержательно включает не только предметно-вещный аспект - «выделывать вещь из сырья, отесывая или обихаживая припас тем или иным способом», но и в своей социокультурной, потенциально образовательной (образотворческой) акцентности соотносится с внутреннесодержательной («совершать, улучшать, духовно просвещать») и неразрывно связанной с ней внешней, формальной, наглядно-образной -«давать чему (кому)- либо вид, слагать нечто целое, отдельное» [4, с. 613] - сторонами восхождения человека к своему подлинному, человечному образу (облику).
Гуманитарные актуализации образотворческой сути образования как феномена человеческой культуры имеют определяющее значение не только в области утверждения выразительных доминант воспитательного процесса как такового [7], но также и в аспекте лицевого, точнее, ликового понимания феномена личности как эстетически явленного уровня духовности человека, состояния духовной центрации его индивидуального бытия [6].
Таким образом, эстетические аспекты становления гуманитарной культуры личности предполагают развитие генерализированной способности видеть, понимать, чувствовать другого человека. Проникающе охватывая все сферы человеческого бытия, гуманитарная культура кристаллизует духовно-нравственные силы человека, векторно концентрирует
высокие проявления подлинной универсаль- ностных сил в изменяемом пространстве исто-
ности его собственно человеческого, чувствен- рико-культурного существования.
ного, эстетического способа реализации сущ- 16.05.2013
Список литературы:
1. Бахтин, М.М. К переработке книги о Достоевском // Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1979. - С. 308-327.
2. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - С.7-180.
3. Бродский, И. Нобелевская лекция / И.А. Бродский.: [электронный ресурс]: // http://brodsky.ouc.ru/nobelevskaya-lektsiya.html
4. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - Т.2. - М.: Рус. яз., 1981. - 779 с.
5. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 546 с.
6. Каргапольцев, С.М. К вопросу о духовной центрации индивидуального бытия /С.М. Каргапольцев //Актуальные проблемы педагогической теории и практики: Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета. - Вып. 1. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. - С. 4-13.
7. Каргапольцев, С.М. Лицевая эстетика воспитания / С.М. Каргапольцев // Труды кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета: сборник научных статей. - Вып. 5. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. - С. 13-26.
8. Лосев, А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика) / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - 584 с.
9. Мамардашвили, М.К. Картезианские размышления / М.К. Мамардашвили. - М.: Издательская группа «Прогресс»; «Культура», 1993. - 352 с.
10. Мелик-Пашаев, А.А. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская // Новые исследования в психологии. - №1 (26). - М.: Педагогика, 1982. - С. 55-60.
11. Севастьянов, М.А. Методологические и общетеоретические проблемы гуманитарной культуры / М.А. Севастьянов // Труды МГТА: электронный журнал: http://rudocs.exdat.com/docs/index-255776.html
12. Ухтомский, А.А. Письма (1927-1941) / А.А. Ухтомский // Пути в незнаемое. - М.: Советский писатель, 1973. - Сб.10. -С. 371-435.
13. Фейербах, Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Фейербах, Л. Избранные философские произведения. - Т. II. -М.: Гос. изд-во политич. лит-ры, 1955. - С. 30-894.
Сведения об авторе:
Головина Светлана Вячеславовна, преподаватель кафедры английского языка и методики обучения английскому языку Орского гуманитарно-технологического института (филиала ОГУ), соискатель Оренбургского государственного университета 462403, Оренбургская область, г. Орск, пр. Мира, 15, е-mail: [email protected]
UDK 371.013 Golovina S.V.
Orenburg state university, е-mail: [email protected]
ESTHETIC ASPECTS OF THE FORMATION OF PERSONALITY’S HUMANITARIAN CULTURE
Esthetic component of personality’s humanitarian culture which uncovers spiritual intentions of human existence is characterized. The role of facial visualization in educational formation of becoming adult person as the subject of behavior-active strengthening of humanitarian values, ideas and ideals is established.
Key words: education, image of personality, humanity, domain on the face of another person.
Bibliography:
1. Bakhtin, M.M. By processing the book on Dostoevsky / / Bakhtin, M.M. The aesthetics of verbal creativity / M.M. Bakhtin. -M.: Fiction, 1979. - P. 308-327.
2. Bakhtin, M.M. Author and hero in aesthetic activity / / M.M. Bakhtin The aesthetics of verbal creativity / M.M. Bakhtin. -Moscow: Art, 1979. - P7-180.
3. Brodsky, I.A. Nobel Lecture / I.A. Brodsky. [Electronic resource]: / / http://brodsky.ouc.ru/nobelevskaya-lektsiya.html
4. Dahl, B. Explanatory Dictionary of Russian Language / V. Dahl. - Volume 2. - M. rus. lang., 1981. - 779 p.
5. Zapesotsky, A.S. Education: philosophy, culture, politics / A.S. Zapesotsky. - Moscow: Nauka, 2002. - 546 p.
6. Kargapoltsev, S.M. On the spiritual centration of individual existence / S. M. Kargapoltsev / / Actual problems of educational theory and practice: Proceedings of the Department of General Pedagogy of the Orenburg State University. - Issue. 1. -Orenburg: IPK GOU OSU, 2005. - P. 4-13.
7. Kargapoltsev, S.M. Facial aesthetics education / S.M. Kargapoltsev / / Proceedings of the Department of General Pedagogy of the Orenburg State University: a collection of scientific articles. - Issue. 5. - Orenburg: State OSU, 2009. -P. 13-26.
8. Losev, A.F. The history of ancient aesthetics (early classics) / A.F. Losev. - M.: Higher School, 1963. - 584 p.
9. Mamardashvili, M.K. Cartesian thinking / M.K. Mamardashvili. - Moscow: Publishing group «Progress», «Culture», 1993. -352 p.
10. Melik-Pashayev A.A. Formation of aesthetic position as a condition of the development of creative abilities of children / A.A. Melik-Pashayev, Z.N. Novlyanskaya / / New research in psychology. - №1 (26). - M.: Education, 1982. - P. 55-60.
11. Sevastyanov, M.A. General theoretical and methodological problems of human culture / M.A. Sevastiyanov / / Proceedings of the MGTA: electronic journal: http://rudocs.exdat.com/docs/index-255776.html
12. Ukhtomsky, A.A. Letters (1927-1941) / A.A. Ukhtomsky / / Path to the Unknown. - Moscow: Soviet Writer, 1973. - Sb.10. -P. 371-435.
13. Feuerbach, L. The Essence of Christianity / L.Feuerbach / / Feuerbach, L. Selected Philosophical Works. - Vol. II. - Gos. publ politich. lit-ry, 1955. - S. 30-894.