Научная статья на тему 'Педагогическая аксиология радости'

Педагогическая аксиология радости Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
589
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДОСТЬ / СОРАДОВАНИЕ / ЛЮБОВЬ / ПЕДАГОГИКА ГУМАНИЗМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каргапольцев Сергей Михайлович

В статье обозначены содержательно%смысловые аспекты радости как образовательно%куль% турного феномена и важнейшего гуманитарного условия реализации гуманистического потен% циала педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая аксиология радости»

Каргапольцев С.М.

Оренбургский государственный университет E-mail: karna1@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ РАДОСТИ

В статье обозначены содержательно-смысловые аспекты радости как образовательно-культурного феномена и важнейшего гуманитарного условия реализации гуманистического потенциала педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: радость, сорадование, любовь, педагогика гуманизма.

Радость выступает доминирующей эмоциональной ценностью образовательного взаимодействия гуманистической направленности. При этом речь может идти о нескольких аспектах ее аксиологического рассмотрения: а) состояние образовательных субъектов, в т.ч. особенности мировоззрения и атмосфера взаимоотношений, б) воспитание способности и потребности пробуждать и дарить радость другим и в) умение радоваться с другими и, высший уровень, радоваться за другого (сорадование как безуслолвная образовательная ценность).

Сорадование является атрибутивным признаком любви - духовной атрибуции человека, который «не радуется неправде, а сорадуется истине» [1 Кор 13,6]. Отмечая высокую ценность и относительную редкость - в отличие от способности сочувствия - присутствия сорадова-ния в пространстве человеческих взаимоотношений, известный немецкий писатель и педагог И. Рихтер (Жан Поль) не без основания утверждал: «Для того, чтобы сострадать, нужно быть человеком, но для того, чтобы сорадовать-ся, нужно быть ангелом» [цит. по 30, с.954].

Необходимость и важность развития в ребенке радостного ощущения жизни подчеркивали и подчеркивают все педагогические системы по мере своего демократического (гуманистического) «взросления». Радость и веселье - характеристики оптимистического мировоззрения: вне и без жизнерадостности (жизнецветения, по Б.В. Асафьеву) индивидуальное бытие не в состоянии выйти на уровень действенной самореализации и действительного счастья. Педагогически значимым является и тот факт, что жизнерадостность человека во многом определяется отношением к нему окружающих людей, что непосредственно сказывается на развитии социальной Я-концеп-ции (Fitts, 1971) [23, с.168], в том числе в ее эс-

тетической составляющей (Р.Бернс) [6, с.96]. Не случайно, все настоящие, «правдивые» и желанные школы, начиная с Хрисиппа, именуются «школа радости», а известный и акси-ологически ёмкий тезис А.В. Луначарского -«учитель должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей» [29, с. 80] - никто еще не отменял.

Достаточно объемна афористика подтверждающих суждений, отмечающих высокую жизненную, но и образовательно-педагогическую значимость радости в ценностных аспектах:

- онтологической изначальности: «Жизнь есть родник радости» (Ф.Ницше); «Жизнь должна и может быть не перестающей радостью» (Л.Толстой);

- безусловной благости воздействия: «С радости, веселья хмелем кудри вьются, их не гребень чешет - золотая доля...» (А.В.Кольцов);

- приоритета другодоминантных атрибуций: «Радоваться в одиночку грустно» (Г.Лес-синг); «Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость» (Иоанн Да-маскин); «Праздник сердца - это радость кого-нибудь полюбить, найти себя в другом, увидеть лучшее своего сердца в зеркале сердца иного... это радость души алмазно-острая» (К.Бальмонт);

- стержневой основы поведенческой духовности: «Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость» (Ф.Ницше); «Доставляй другим радость, и ты поймешь, что радость радует» [28, с.333];

- субъектных приоритетов возникновения: «Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему» (Ф. Ларошфуко): «Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад» (В.Даль), а потому «Радость есть особая мудрость» (Н.Рерих);

- акмеологической акцентности бытования: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» (А.С.Макарен-ко); «Ожидание радости тоже есть радость» (Г.Лессинг); «Если радость и скоротечна, то ей предшествует долгая надежда, а за ней следует еще более долгая надежда» (И.Рихтер);

- взаимосвязи с чувством любви: «Любить

- это значить радоваться счастью другого или, что то же самое, превращать чужое счастье в собственное» (Г.В.Лейбниц) [цит. по 53, с.129]. «Радость и счастье - это дети любви» (М.М.Пришвин);

Герменевтические источники раскрывают содержательные характеристики субъекта жиз-непринимаемого, светлого, в идеале оптимистического мироощущения и обыкновенно трактуют радость через веселье как степень ее проявления (равно как и наоборот): радость - это «веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения», «счастливое событие, обстоятельство» [35, с.640], «веселье, услада, наслажденье; внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая; само событие или предмет, возбудивший эти душевные чувства [14, с.8]. У В. Даля подчеркивается связь чувства радости с «любовью»: «Моя радость, утеха моя, что или кого люблю, чему или кому радуюсь, утешаюсь, наслаждаюсь.» и «весельем»: «Нет лучше веселья, кому сердечная радость» [14, с.8].

Совокупность родственных определений -«веселый», «веселье» - в своей последовательности понимается как 1) «проникнутый весельем, полный веселья», «приятный для взора, не мрачный», а также 2) «беззаботно-радостное настроение, оживленное, радостное времяпрепровождение» [35, с.76]. У В. Даля «веселье» -это «радость, удовольствие, утеха, отрада», «радостное расположение или состояние духа, и все что доставляет его, утешает и радует», а также «игры, потехи, забавы, смехи» [15, с.186]. Радовать - быть причиной чьей-то радости, веселья, удовольствия [14, с.8].

Вместе с тем чувственное удовольствие как результат удовлетворения базовой потребности, отличаемо от радости, хотя и может способствовать возникновению радостных переживаний [23, с.177], если удовольствие усиливается и находит поддержку в наших мыслях, то мы получаем основной и первоначальный аффект

радости (А. Селиханович) [47, с.102], т.е. подчеркивается когнитивная, ориентированная на широко понимаемое благо, составляющая переживаний радости.

Отмечаются эстетические аспекты радости, чрезвычайно важные в выстраивании гуманитарных образовательных стратегий: «Глаз радуется на кого-что-нибудь (перен.: «радостно, приятно смотреть на кого-что-нибудь» [35, с.640], обозначена приоритетно лицевая феноменология радости: «Радостная улыбка, лицо» [14, с.8], в связи с чем отметим, что целый ряд методик изучения проявлений радости (темперамента) у (новорожденных) детей, своим отдельным параметром включают предрасположенность к улыбке и смеху (КоШЬаЛ, 1973) [23, с.167]. Как полагал исходя из собственного опыта благотворительности Ж.Ж.Руссо, отличительная черта Учителя (педагога, воспитателя), заключается «в радости видеть довольные лица» детей: «это зрелище полно для меня очарования, которое проникает мне в самое сердце... чужая радость для меня - бескорыстное удовольствие, не зависящее от того участия, которое я мог в нем принимать» [43, с.667].

Существует точка зрения о генетической предрасположенности человека к переживаниям радости: подобно умственным или художественным проявлениям, способность к «эмоции радости» в своих проявлениях сугубо индивидуальна и генетически детерминирована: одни люди рождаются с высоким порогом подобной эмоции, и это непосредственно влияет на их жизнь - на то, насколько они ощущают себя счастливыми, благополучными и уверенными; другие от рождения имеют большую способность к переживанию радости, и, соответственно, порог возбуждения радости у них будет гораздо ниже», утверждает К. Изард [23, с.168].

Раскрытие педагогически-акцентирован-ных особенностей радости возможно в прямом и косвенном (в том числе, «от противного», от противоположного чувства) отношениях.

В первом случае радостное переживание рассматривается в качестве:

- атрибута духовного роста человека: уже древнегреческий мыслитель Страбон понимал это чувство как неотъемлемую часть счастливой, исполненной «благодеяния» человеческой жизни в «подражании богу», которая осуществляется «благодаря радости, празднованию праз-

дников, занятиям философией и музыкой...» [цит. по 54, с.446]. В этой связи гораздо позже Л.Фейербах в одной из своих работ приводит схолию из «Этики» Б.Спинозы, в которой тот связывает увеличивающуюся (повышающуюся) «радостность» жизнеощущения человека с его восхождением к высшим степеням совершенствования, к своей «божественной природе»: «Чем большую радость мы испытываем, тем более растет наше совершенство и тем в большей степени мы становимся причастны к божественной природе» [52, с.391]. Оттого совершенно не случайно, по мысли философа, что «только человеку доступны чистые, интеллектуальные, бескорыстные радости и аффекты; только человеческие глаза знают духовные пиршества» [55, с.34];

- сопутствующего продукта деятельности, направленной на достижение эмоционально значимой цели [23, с.169], который возникает «после творческого либо социально-ценного действия, производимого не для получения радости или пользы» [21, с.211], выступая «максимально, хотя и не обязательно постоянно, желаемой эмоцией, сопровождаясь чувством уверенности, собственной значимости и ощущением того, что мы любим» [22, с.241]; не случайно, что «чувства удовольствия, ощущение легкости и уверенности в себе являются наиболее общей характеристикой позитивного настроения и положительных эмоций как таковых» (М.Аргайл) [41, с.34];

- состояния, возникающего вследствие реализации человеком «потенциала чувств, внутренней свободы и открытости, полного самовыражения, когда он в состоянии делать то, способен, устанавливать позитивные отношения с другими людьми и обществом» (У.Шутц) [59, с.17];

- эмоциональной составляющей счастья как процесса накопления человеком «ресурса для выживания» (побуждающая и сопутствующая причинность): согласно Б. Фредриксон (Fredrickson: 1998, 2001), позитивные переживания (радость, интерес, удовлетворенность, любовь), в отличие от негативных эмоций, расширяют актуальный репертуар мышления-действия, что, в свою очередь, улучшает физический, интеллектуальный и социальный ресурс индивида [8, с.75]; поэтому «радость и счастье являются максимально желательными

эмоциями: в среднем при стабильных социальных условиях около 30% населения считают себя счастливыми (Д.Майерс, Е. Диенер) [цит. по 34, с.198];

- приятного движения души, которое бывает при действительном обладании благом [19, с.114], приятного волнения души, сопровождающее наслаждение обладаемым (собственным) благом, (Р.Декарт) [18, с.640], а также не менее приятного чувства, какое производит в нас предмет, обещающий большие вожделенные последствия (что, однако, не тождественно наслаждению телесному, но присуще только человеку) (ГШульце) [58, с.298]; в этой связи еще стоики утверждали: радость, как вид блаженства «противоположна удовольствию, поскольку она разумное возбуждение» [3, с.499]; приятного чувствования, «ежели мы в настоящее время обладаем таким предметом, от которого прежде ожидали и теперь ожидаем много для себя доброго» (Н.Ф.Глебов) [13, с.77], а потому радость «есть удовольствие по поводу другого удовольствия, или приятное чувство, вызываемое представлением о несомненно предстоящем удовольствии» (В.Адамов) [2, с.100];

- сложного явления эмоционально-рассудочного отражения действительности, вызываемого результатами практической деятельности либо положительными ассоциациями, которое характеризуется стеническим характером эмоций и оптимистическим настроем мысли [46, с.128-129] и результата вполне неожиданного, т.е. случившегося ранее предполагаемого и ожидаемого индивидом наступления чего-либо (Дж.Дьюи) [цит. по 8, с.22], как следствие сознания (осознания) своих «нежданных и случайных приобретений в физическом или психическом мире» (М. Манасеина) [32, с. 244-245]; впрочем, «радость до смятения может рождаться не только от настоящего положительного блага, но и от одного прекращения великого зла, только бы сие прекращение последовало внезапно» (ГШульце) [58, с.299];

- изначального состояния детства: родившийся ребенок «дарит радость родителям с первого момента своего появления на свет», он «дарит радость тем, кто находится рядом с ним», он - «сама радость, и эта радость заразительна» (У. Шутц) [59, с.6-7].

В случае косвенного определения радости «от противного» (противоположного) отмеча-

ется факт ее обобщающей полярности (стягивающей центрации) позитивной эмоциональности: «Люди испытывают разнообразные отрицательные эмоции (гнев, тревогу, депрессию и т.д.) и только одну - положительную, обычно называемую радостью» (М.Аргайл) [41, с.34]. Радость обыкновенно противополагается печали, в том числе и по своему телесному воздействию а также противоположна горестным переживания человека (горю) [10, с.59; 24, с.315]. В.Даль добавляет к этому перечню «скорбь» и «грусть» [14, с.8]. Оттого «безрадостно» - значит невесело, а «нерадостно» - это когда грустно и печально [57, с.739].

В случае косвенного определения от содержательно-родственного круга понятий, радость непосредственно соотносится:

- с мудростью: «Отличительный признак мудрости - это неизменно радостное восприятие жизни (М.Монтень) [33, с.73]; тожд.: «Презирать должно те низкие умы, который дивятся и даже негодуют на мудрых за то, что они веселого нрава» (Г.Каракчиоли) [27, с.4];

- любовью (Значимым Другим): В глубоком определении любви у ап. Павла эмоционально-духовный позитив этого высокого чувства связывается, главным образом, с радостью («веселость», «веселье» и производные чувства не упоминаются и не приводятся) (1 Кор. 13,6); согласно К. Изарду, большинство событий и явлений, вызывающих радость - наряду с моментами творческой деятельности - так или иначе, связываются с близкими и любимыми людьми: это ситуации, когда вы приносите счастье любимому человеку, любимый человек старается сделать вам приятное, разделяет ваши переживания [23, с.177]; подразумеваемое присутствие Другого звучит и в том случае, когда радость определяется как «ласковое, нежное обращение» [57, с.739]; (Для сравнения: «радушие» - сердечное, ласковое и открытое отношение к людям... [35, с.640]); «радеть» - заботиться о ком-либо, чем-либо, проявлять усердие, старание, «радетель» - тот, кто ревностно заботится о ком-либо, чем-либо [24, с.158]): если мы получаем объект, который любим, мы находим в обладании им покой и восторг, мы чувствуем приливрадости [4, с.198-199]; оттого «любовь есть радость, которая не покидает человека даже и в страдании, но светит ему сквозь все неудачи, лишения и огорчения; любовь сама по себе даже

и в отрыве от любимого предмета, есть уже счастье, в котором душа перестает каменеть, размягчается и становится как бы подвижной и легкой, гибкой и текучей; она нежно чувствует, поет и обращается ко всему миру с сочувствием и добротой» (И.А.Ильин) [25, с.154-155];

- прелестью жизни: «Самая радость, оная вожделеннейшая страсть наша, без которыя и жизнь была бы неприятна», «приятнейшая страсть» (М.Скиадан) [49, с.17, 18]; радость сопровождается - по крайней мере - кратковременной самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающим и всем миром (К. Изард) [21, с.211]. «Если ты встретишь человека, не умеющего радоваться - убей его! -Недостоин жизни тот, для кого она не имеет никакой прелести», патетически восклицал Р.Вагнер [9, с.82].

- счастьем (его эмоциональная сторона): радость - «радостное, счастливое событие, обстоятельство» [35, с.640], «тот, кто (или то, что) доставляет удовольствие, дает счастье» [57, с.739]; хотя понятие «счастье» не всегда синонимично радости, вполне очевидно, что между ними существует тесная связь: счастливый человек радуется больше и чаще, чем несчастный (К.Изард) [23, с.183]; под счастьем обыкновенно подразумевают либо состояние, когда человек испытывает радость или другие позитивные эмоции, либо удовлетворенность жизнью (М.Аргайл) [41, с.9]; С.Рейс (Reis, 2001) на основании результатов опроса более 6000 реципиентов определил, что радость и ценностность жизнеощущения являются неотъемлемыми составляющими счастья [цит. по 8, с.382]. Исследования Вессмана и Рикса (Wessman, Ricks, 1966) позволили сделать вывод, что наиболее частым и устойчивым элементом счастья является чувство полноты и насыщенности жизни, характеризующееся ощущением энергетического подъема, чувством уверенности в себе, спокойствием, любовью, дружелюбным отношением к людям и рецептивностью: названные характеристики полностью совпадают с данными, полученными при изучении переживания радости [цит. по 23, с.185]. Педагогически значимым является следующий вывод исследователей: «Люди, часто переживавшие радость успеха в детстве, отличаются сильно развитым чувством собственной компетентности. Сформированное чувство доверия определяет харак-

тер их взаимоотношений с людьми, способствует развитию таких качеств, как инициативность и трудолюбие ...» [23, с.186].

Видово-степенная дифференциация радости. В одном из первых приближений (хотя и не самых ранних вследствие вследствие обширной фактологии жизненной представленности радости и ее жизненно-проникающего характера) можно обратиться к разделению Р.Декартом (XVI в.) этого чувства на «интеллектуальную радость» (т.е. чисто идеальную, духовную) и «радость-страсть» (обремененную интенциями телесности). Первая «возникает в душе только благодаря деятельности души... она единственная приятная эмоция, появившаяся в самой души и выражающая обладание имеющимся у нее благом, которое рассудок определяет как собственное благо души», исключающее «всякую мысль о теле». Однако, поскольку душа наша «соединена с телом, эта интеллектуальная радость почти никогда не может избежать сопровождающей ее другой радости, которая является страстью» («страсть радости» по Декарту) [18, с.640].

По параметру «глубины охвата» (проникновения) личностных структур, с точки зрения характера устоявшейся (кристаллизованной) активности Ж.П.Сартр различает «радость-чувство» и «радость-эмоцию». Первая представляет собой «равновесие, адаптированное состояние», тогда как вторая характеризуется некоторым нетерпением: «Тот, кто рад, ведет себя так же, как человек в состоянии нетерпения. Он не может стоять на месте, строит тысячу проектов, предпринимает различные действия, которые тут же оставляет и т.д. Дело в действительности в том, что радость его была вызвана появлением объекта его желаний. Но хотя объект этот - «неминуем», он еще - не здесь, он еще - не его. Некоторое время отделяет его от объекта» [45, с.191]. Как представляется, радость-эмоция по своим сущностных характеристикам более всего приближаема к «веселости» как степени радости.

Некоторые виды радости могут быть выделены и образно представлены в зависимости от содержательных особенностей ее предмета:

- «Большая радость»: «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе, не в смысле последствий, но самим актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе

дает уже большую радость» (Сенека); Пифагор, по свидетельству Витрувия, «испытал большую радость и удовольствие», когда на основе определенных знаний открыл истинную пропорцию между двумя прямыми линиями, образующими прямой угол, ради чего принес «большую жертву богам - заклал сто быков» [цит. по 37, с.385];

- «Чистая радость»: «Одна из несомненных и чистых радостей есть отдых после труда» (И.Кант);

«Пусть же на них, новобрачных,

прольются несчетные блага -

Столько благ, сколько пальм осеняет

их свадьбу ветвями!

Пусть седовласая Честь и Верность,

и чистая Радость

Легкие руки сплетут в ожидании

скорых потомков.»

(Драконтий. Эпиталамий Иоанну и Витуле)

[39, с. 583].

- «Высшая радость»: Э.Фромм различал «низкие» радости, получаемые от удовлетворения потребностей, и «высшую» радость озарения и творчества [цит. по 8, с.342]; возможно, что к первым можно отнести «горделивую радость» Августина Аврелия: «Я был первым в риторской школе: был полон горделивой радости и надут спесью.. » (Августин Блаженный) [1, с.43].

С точки зрения временных особенностей рассматриваемого чувства (характер длящегося бытия), может быть выделены:

- «Бесконечная радость»: по утверждению Л. Фейербаха, в аспекте трансцендентной сущности человека «мы не можем считать волю, разум и сердце конечными силами, потому что всякое совершенство, всякая сила и сущность непосредственно доказывают и утверждают самих себя. Нельзя любить, хотеть и мыслить, не считая этих факторов совершенствами, нельзя сознавать себя любящим, желающим и мыслящим существом, не испытывая при этом бесконечной радости... нельзя совершенному существу сознавать себя несовершенством, нельзя чувство ощущать ограниченным и мышлению ставить пределы [55, с.35]; ощущение силы жизни как бесконечной радости: «Идея вечности рождается из любви к жизни, когда вся любовь сосредоточивается на мгновении насто-

ящего, то это мгновение, - подлинность, после становится как вечность. Вечность есть сила жизни, тут бесконечная радость...» (М.М.Приш-вин. Дневники. 1905-1917) [40, с.70];

- «Вечная радость» как предел духовных желаний человека, атрибут жизни праведной, несравненная радость человека, живущего в этом мире по законам добра и любви к ближнему, «в чистом сердце в отношении друг к другу» (Я.А.Коменский): «где вечная радость, там человек не ведает, чего более желать. Вся радость света есть тень, смех и безделица против этой, которую не знаю какими словами изъяснить или описать» [60, с.128-129].

В энергетической параметрике «интенсивность-пассивность» образно-поэтически выделяются следующие степени проявления радости, сохраняющие потенциал педагогического возвышения чувственной сферы человека:

- «бурная и тихая» (М.Владиславлев): «По-видимому, в ней (радости) энергия находится в обратном отношении к продолжительности. Тихая радость бывает обыкновенно долгою, бурная непродолжительною. Бурная, непродолжительная радость, как и всякий сильный аффект, оставляет после себя истощение, пустоту в сердце; напротив тихая радость, надолго овладевая. успевает дать устойчивое направление течению представлений, рефлексии, воображению, освежает и укрепляет энергию воли, можно сказать, преображает человека: она делает настроение светлым и располагает к любви и симпатии» [11, с.553];

- «возбужденная и покойная» (С.Л.Рубин-штейн): «наряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием) существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиление) и напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и трепетного ожидания)» [42, с.245].

Отмечается характерный нравственно-духовный облик радости, который не в последнюю очередь является производным педагогической адекватности устроения межсубъектного взаимодействия: даже незначительные поощрения и удачи пробуждают в людях позитивные эмоции, которые, несомненно, включают в себя радостные переживания, способствуют эмпатии и альтруизму (^еп, 1984) [цит. по 23, с.181]. Особенно это важно относительно возраста взросления: сензитивный период развития чув-

ства радости и улыбки, входящих в эмоционально-экспрессивный функционал доверия, располагается, согласно данным М.И.Лисиной, в период «золотого века общения» (с 21 дня и до полугода). В этот время, по утверждению Ж.Ва-нье, «хрупкость, слабость ребенка и создает его красоту», и ему «чтобы жить, нужны защита, питание и любовь и, конечно, мама. Если она любит его, то он чувствует защищенность, мир, он улыбается, его глаза и все тело излучают радость» [20, с.31].

Столь же позитивно и педагогически-оп-тимизирующе влияние радости на перцептивно-когнитивную сферу ребенка: «Любое ощущение покажется вам гораздо более приятным в радости, нежели в печали (феномен т.н. «розовых очков»). очевидные изменения в перцептивной системе, вызванные эмоцией радости, повышая порог возникновения негативных эмоций, делают человека более уверенным, терпимым и великодушным. Не менее благотворное действие оказывает радость и на когнитивные процессы; проблемы, тревожившие человека, отступают: он либо разрешает их, либо они перестают его беспокоить» [23, с.176].

Педагогическая значимость радости весьма многогранна и по своему воспитательно-дидактическому влиянию, отраженному в объемном ресурсе образовательно-культурной фактологии. Радостные переживания, в частности, активизируют деятельность мышления и воображения: «То, что воспринимается памятью с радостью, сохраняется надежнее; и потому удерживается памятью крепче все, что вызывает удивление, а также то, что доставляет удовольствие, то, что любимо, приятно. (Джованни Конверсини да Равенна. ) [36, с.353]. Участие мозга в усиленном притоке крови выражается повышением духовных функций: мысли, идеи, фантазия, текут обильным потоком, речь многословная и скорая. (П.П.Викторов) [10, с.60]. В этой связи не случайно, что «лица, дававшие при обычных условиях не более 30-55 ассоциаций в минуту, под влиянием радости успевали делать в ту же единицу времени по 40-65 ассоциаций» (М.Манасеина) [32, с.72]. Позитивные эмоции (переживания радости) повышают продуктивность когнитивных процессов, таких как мышление, запоминание, категоризация, способствуют креативному подходу к решению различного рода проблем [23, с.181].

Поэтому, чем больше способностей разовь- В аспекте педагогической значимости радо-

ет в себе человек, тем больше радости будет в сти к этим словам вряд ли что можно добавить,

его жизни. (У. Шутц) [59, с.55]. Как утверждал поскольку в сказанном - и радость всей педаго-

Сервантес устами Дон Кихота, «радость ожи- гики, и вся педагогика радости, и вся жизнеут-

дает тебя, если ты хочешь стать лучше, чем есть». верждающая ценность человеческого бытия.

____________________________ 31.01.2011

Список литературы:

1. Августин Аврелий. Исповедь // Лабиринты души /Августин Аврелий. Исповедь; Блез Паскаль. Письма к провинциалу. -Симферополь: Реноме, 1998. - С. 21-206.

2. Адамов, В. Чувствования // Адамов, В. Учебник элементарной психологии / В.Ф. Адамов. - Изд. 2-е, испр. и доп. -СПб.: Типо-литография «Энергия», 1906. - С. 91-123.

3. Антология мировой философии / Ред. коллегия: В.В. Соколов [и др.]. - Т.1. Философия древности и средневековья -М.: Мысль, 1969. - 936 с.

4. Арнольд, М.Б., Гассон, Дж. А. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности // Вилюнас В. Психология эмоций / М.Б. Арнольд, Дж. А. Гассон. - СПб.: Питер, 2004. - С. 197-209.

5. Барт, П. Образование чувства // Барт, П. Элементы воспитания и обучения. Часть педагогическая ; пер. с 3-го нем изд. / Пауль Барт. - СПб.: Издание О.Б.Богдановой, 1913. - С.85-102.

6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Роберт Бернс ; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

7. Блонский, П.П. Психологические очерки / П.П. Блонский. - М.: Новая Москва, 1927. - 173 с.

8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.

9. Вагнер, Р. Избранные статьи / Рихард Вагнер ; пер. с нем. - М.: Гос. муз. изд-во, 1935. - 108 с.

10. Викторов, П.П. Учение о личности и настроениях / П.П. Викторов. - Вып. 2. - М.: Изд-во Магазина «Книжное дело», 1904. - 188 с.

11. Владиславлев, М. Чувствования // Владиславлев, М. Психология. Исследование основных явлений душевной жизни / М.И. Владиславлев. - Т.1. [Записки историко-филологического ф-та Императорского С-Петербургского ун-та. Т.7. ч.1.]. -СПб.: В тип. В.Безобразова и комп., 1881. - С. 438-615.

12. Вундт, В. Душа человека и животных / Вильгельм Вундт ; пер. с нем. - Т. II. - СПб.: В тип. Н.Тиблена и комп. (Н.Неклюдова), 1866. - 551 с.

13. Глебов, Н.Ф. Чувствительная сила // Глебов, Н.Ф. Психология / Н.Ф. Глебов. - Изд. первое. - Рязань: Тип. Губ. Правления, 1863. - С. 64-87.

14. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / Владимир Даль. - Т.4. - М.: Рус. яз., 1982. - 683 с.

15. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / Владимир Даль. - Т.1. - М.: Рус. яз., 1981. - 699 с.

16. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / Владимир Даль. - Т.2. - М.: Рус. яз., 1981. - 779 с.

17. Дарвин, Ч. Выражение душевных волнений / Ч. Дарвин. - СПб.: Тип. А. Пороховщикова, 1896. - 224 с.

18. Декарт, Р. Страсти души // Декарт, Р. Избр. произведения ; пер. с фр. и лат. / Рене Декарт. - М.: Гос. изд. политич. литры, 1950. - С. 595-700.

19. Е.Ф.Д. Ментор или руководство к образованию ума, сердца и вкуса, почерпнутое из умозрительных начал и опыта, особенно в пользу воспитания юношества / Пер. с нем. / Е.Ф.Д. - Ст. вторая «О образовании сердца» - М.: в Синодальной типографии, 1808. - С. 107-259.

20. Зинченко, В.П. Как возникает чувство доверия / В.П. Зинченко // Педагогика. - 1998. - № 6. - С. 27-35.

21. Изард К. Эмоции человека / К.Э. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.

22. Изард К.Э. Теория дифференциальных эмоций // Вилюнас, В. Психология эмоций / К.Э.Изард. - СПб.: Питер, 2004. - С. 232-243.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард ; пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.

24. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVШ-XIX веков. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998. - 280 с.

25. Ильин, И.А. Путь духовного обновления // Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. - М.: Республика, 1993. -С. 134-164.

26. Казмин-Вьюгов, Н. Воспитание жизнерадостности (Доклад, прочитанный в Общем Собрании Санкт-Петербургского Родительского Комитета)/ Н. Казмин-Вьюгов // Русская школа. - 1914. - № 3. - С. 1-13.

27. Каракчиоли, Г. О веселости нравственной и физической, имеющей влияние на все состояния человеческой жизни / Пер. с иностр. панкратиевский диакон Иван Михайлов / Г. Каракчиоли. - М.: в Университетской Типографии у Ридигера Клаудия, 1797. - 240 с.

28. Книга о ребенке. Коллективный труд специалистов по вопросам воспитания детей и ухода за ними / Пер. с нем. - Ч.П. Воспитание ребенка. - М.: Изд. В.М.Саблина, 1912. - 575 с.

29. Луначарский, А.В. Из речи на I Всероссийском съезде по просвещению // Революция-Искусство-Дети: Материалы и документы: Из истории эстет. воспитания в сов. шк. : Кн. для учителя. / Сост. Н.П. Старосельцева ; 2-е изд., дораб. / А.В. Луначарский. - Ч. 1. 1917-1923. - М.: Просвещение, 1966. - С. 77-82.

30. Лапшин, И.И. Чувствования // Энциклопедический словарь ; издатели Ф.А.Брокгауз (Лейпциг) И.А.Ефрон (С.-Петербург) / И.И. Лапшин. - Т. XXXYIIIа (76) - СПб.: Тип. Акад. общ. Брокгауз-Ефрон, 1903. - С. 941-956.

31. Макаренко, А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С.Хелемендик. / А.С. Макаренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

32. Манасеина, М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования / Мария Манасеина. - Вып. 5А. Воспитание чувств, настроений, характера, воли, самообладания, нравственности, совести и эстетической стороны в человеке. - СПб., 1899. - 404 с.

33. Монтень, М. Опыты. Избранные главы / пер с фр./ Мишель Монтень. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с.

34. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология : учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Высшее образование, 2005. - 484 с.

35. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

36. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. - М.: Юристъ, 1996. - 575 с.

37. Пачоли, Л. тр-т «О божественной пропорции» // Эстетика Ренессанса: Антология / Лука Пачоли. - Т. 2. - М.: Искусство, 1980. - С. 376-387.

38. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528 с.

39. Поздняя латинская поэзия / пер. с лат., состав. и вступ. статья М. Гаспарова. - М.: Худож. лит., 1982. - 719 с.

40. Пришвин, М.М. Собрание сочинений. Дневники (1905-1954)/ М.М. Пришвин. - Т.8. - М.: Худож. лит., 1986. - 759 с.

41. Психология счастья / Аргайл, М. ; пер. с англ. / Майкл Аргайл. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.

42. Рубинштейн, С.Л. Эмоции // Вилюнас, В. Психология эмоций / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - С. 244-256.

43. Руссо, Ж.-Ж. Прогулки одинокого мечтателя // Руссо, Ж.-Ж. Исповедь / Ж.-Ж.Руссо. - М.: Госполитиздат, 1949. -С. 585-672.

44. Саровский, С. О цели христианской жизни (Беседа старца Серафима с Н.А.Мотовиловым) // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / С. Саровский. - М.: Республика, 1995. - С.367-386.

45. Сартр, Ж.-П. Очерк теории эмоций // Вилюнас В. Психология эмоций / Ж.-П. Сартр. - СПб.: Питер, 2004. - С. 176196.

46. Сафронов, Б.В., Дорогова,Л.Н. Мир человека (Методологические вопросы формирования духовного мира личности) -Б.В. Сафронов, Л.Н. Дорогова. - М.: Мысль, 1975. - 206 с.

47. Селиханович, А. Воспитание чувств // Селиханович, А. Очерк общей педагогики / А.Б. Селиханович. - 4-е изд. -Петроград-Киев: Книгоизд-во «Сотрудник», 1917. - С. 97-114.

48. Сикорский, И.А. О чувстве // Сикорский, И.А. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении И.А. Сикорский. - Изд. 2-е, существенно дополненное. - Киев: тип. С.В.Кульженко, 1912. - С. 356-413.

49. Скиадан, М. Слово о причинах и действиях страстей душевных, также о способе умерять и укрощать оныя для благополучной и спокойной жизни / Михаил Скидиан. - М.: в Университетской типографии у Ридигера и Клаудия, 1794. - 33 с.

50. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - 928 с.

51. Столица, З.К. Развитие в детях жизнерадостности и борьба с пессимизмом / З.К. Столица. - СПб-М.: Изд-во т-ва М.О.Вольф, 1912. - 82 с.

52. Фейербах, Л. История философии Нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы // Фейербах, Л. Собр. соч. в трех томах : пер. с нем.; ред. и вст. ст. М.М.Григорьяна / Л. Фейербах. - Т. I. - М.: Мысль, 1967. - С.65-413.

53. Фейербах, Л. Изложение, развитие и критика философии Лейбница // Фейербах, Л. История философии. Собрание произведений в трех томах ; под общ. ред. М.М.Григорьяна / Л. Фейербах. - Т.2. - М.: Мысль, 1974. - С.103-402.

54. Фейербах, Л. Пьер Бейль. К истории философии и человечества // Фейербах, Л. История философии. Собрание произведений в трех томах ; под общ. ред. М.М.Григорьяна / Л. Фейербах. - Т.3. - М.: Мысль, 1974. - С. 5-318.

55. Фейербах, Л. Сущность христианства // Фейербах, Л. Избранные философские произведения ; общ. ред. и вст. ст. М.М. Григорьяна / Л. Фейербах. - Т.Н. - М.: Гос. изд-во политич. лит-ры, 1955. - С. 7-405.

56. Шиллинг, Г. Опыт философии прекрасного в музыке // Музыкальная эстетика Германии XIX в. / Г. Шиллинг. - Т.2. -М.: Музыка, 1983. - С.110-118.

57. Ширшов, И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка/ И.А. Ширшов. - М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство «Русские словари» : ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 1022 с.

58. Шульце, Г. О сердце как способности чувств и стремлений // Готтлоб Шульце. Психическая антропология или опытное учение о жизни человека по духовной его стороне ; пер. с нем. - СПб.: В тип. И.Глазунова, 1834. - С. 248-502.

59. Шутц, У. Радость. Расширение человеческого сознания / Уильям Шутц ; пер. с англ. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 256 с.

60. Я.А. Коменский. Лабиринт света и рай сердца // Ян Амос Коменский. Лабиринт света и рай сердца ; пер. с чешского С.Скорвида, В.Корчагина, пер. с лат. И.Маханькова / Я.А. Коменский. - М.: МИК, 2000.- С.12-135.

Сведения об авторе: Каргапольцев Сергей Михайлович, заведующий кафедрой общей педагогики факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета,

доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2436а, тел. (3532) 372576, e-mail: karna1@yandex.ru

UDC 37.01 Kargapoltsev S.M.

PEDADIGICAL AXIOLOGY OF JOY

Substantial and semantic aspects of joy as educational and cultural phenomenon and the main humanistic condition of realization of humanistic potential in pedagogical interaction are designated in the article.

Bibliography:

1. Augustin Avreliyi. Confession // Maze of soul / Augustin Avreliyi. Confession; Blez Pascal. Letters to provincial. -Simferopol: Renome, 1998. - P.21-206.

2. Adamov, V. Sensations // Adamov, V. Textbook on elementary psychology / V.F. Adamov. - 2nd ed. rev. and add. - SPb.: Tipo-litographiya “Energiya”, 1906. - P. 91-123.

3. Anthology of world philosophy / Ed. coll.: V/V/ Sokolov [and oth.]. - V.1. Phlosophy of old and middle ages - M.:Myisl, 1969. - 936 p.

4. Arnold, M.B., Gasson, J.A. Feelings and emotions as dynamic factors of personality’s integration // Villunas V. Psychology

of emotions / M.B. Arnold, J.A. Gasson. - SPb.: Piter, 2004.- P.197-209.

5. Bart, P. Formation of feeling // Bart, P. Elements of upbringing and teaching. Pedagogical part: tr. from 3rd germ. publ. / Paul Bart. - SPb.: Publishing of O.B. Bogdanova, 1913. - P.85-102.

6. Burns, R. Development of I-conception and upbringing / Robert Burns : tr. from eng. - M.: Progress, 1986. - 422p.

7. Blonskiyi, P.P. Psychological essays / P.P. Blonskiyi. - M.: Novaya Moskva, 1927. - 173 p.

8. Breslav, G.M. Psychology of emotions / G.M. Breslav. - M.: Sense; Publ. center “Akademiya”, 2004. - 544 p.

9. Vagner, R. Selected articles / Richard Vagner; tr. from germ. - M.: Gos. muz. izd-vo, 1935/ - 108 p.

10. Victorov, P.P. Study about personality and moods / P.P. Victorov. - 2nd ed. - M.: Publ. of the shop “Knizhnoe delo”, 1904. - 188c.

11. Vladislavlev, M. Sensations // Vladislavlev, M. Psychology. Research of main occurrences of soul life / M.I. Vladislavlev. -V.1 [Notes of historic-philological faculty of Imperator’s univers. of SPb]. - SPb.: tip. V. Bezobrazov and comp., 1881. -p. 438-615.

12. Vundt, V. Soul of person and animals / Vilghelm Vundt: tr. from germ. - V. 2. - SPB.: tip. N. Tiblen and comp. (N. Nekludova), 1866. - 551 p.

13. Glebov, N.F. Sensational force // Glebov, N.F. Psychology / N.F. Glebov. - 1st ed. - Ryazan: tip. Gub. Pravleniya. 1863. - P. 64-87.

14. Dal, V. Glossary of Russian language / Vladimir Dal. - V.4. - M.: Rus. yaz., 1982. - 683 p.

15. Dal, V. Glossary of Russian language / Vladimir Dal. - V.1. - M.: Rus. yaz., 1981. - 699 p.

16. Dal, V. Glossary of Russian language / Vladimir Dal. - V.2. - M.: Rus. yaz., 1981. - 779 p.

17. Darvin, Ch. Expression of soul emotions / Ch. Darvin. - SPb.: tip. A. Porohovshchikova, 1896. - 224 p.

18. Decart, R. Passions of soul // Decart, R. Exp. works: tr. from fr. and lat. / Rene Decart. - M.: Gos izd. polit. lit., 1950. -P. 595-700.

19. E.F.D. Mentor or guideline for the formation of mind, heart and taste, taken from speculative beginings and experience, especially to youth upbringing / tr. from germ. / E.D.F. - 2nd art. “About the formation of heart” - M.: in Sinodal tip., 1808. -P. 107-259.

20. Zinchenko, V.P. How the feeling of trust appearance / V.P. Zinchenko // Pedagogika. - 1998. - № 6. - P.27-35.

21. Izard K. Emotions of a person / K.E. Izard. - M.: Izd. MSU, 1980. - 440 p.

22. Izard K.E. Theory of differential emotions // Vilyunas, V. Psychology of emotions / K.E. Izard. - Spb.: Piter, 2004. - P. 232-243.

23. Izard K.E. Psychology of emotions / K.E. Izard: tr. from eng. - SPb.: 2000, - 464 p.

24. Illustrated dictionary of forgotten and difficult words from works of Russian literature of XVIII-XIX cent. - Orenburg: Orenb. knizhn. izd., 1988. - 280 p.

25. Ilyin, I.A. Road of spiritual renewence // Ilyin, I.A. road to evidence / I.A. Ilyin. - M.: Respublika, 1993. - P. 134-164.

26. Kazmin-Viyugov, N. Upbringing of cheerfulness (Lecture, given in General Meeting of Parential Commetee in Snt. Petersburg)/ N. Kazmin-Viyugov // Russial school. - 1914. - № 3. - P. 1-13.

27. Karakchioli, G. On moral and physical joy, that has influence on all conditions of human life / tr. from for. pancr. deacon

Ivan Mikhailov / G. Karactchioli. - M.: in Univ. tip. of Ridiger Claudia, 1797, - 240 p.

28. Book on child. Collective work of specialists in questions of upbringing of children and care of them / tr. from germ. -

V.2. Upbringing of child. - M.: Izd. V.M. sablin, 1912. - 575 p.

29. Lunacharskiy, A.V. From the speech on first All-Russian congress on enlightment // Revolution-Craft-Children: materials and documents: from history of esthetic upbringing in mod. school.: teacher’s book. / ed. N.P. Staroceltseva; 2nd ed. rev. /

A.V. Lunacharskiy. - V.1. 1917-1923. - M.: Prosveshchenie, 1966. - P. 77-82.

30. Lapshin, I.I. Sensations // dictionary; publ. F.A. Brokgauz (Leipzig) I.A. Efron, 1903. -P.941-956.

31. Makarenko, A. S. On upbringing / Comp. and auth. int. article V.S. Helemendik. / A.S. Makarenko. - 2nd ed. rev. and add. - M.: Politizdat, 1990. - 415 p.

32. Manaseina, M. Basements of upbringing from first years of life till graduating from University / Maria Manaseina. - Ed. 5A. Upbringing of feelings, moods, character, will, self-control, moral, conscience and esthetic side of person. - Spb., 1899. - 404 p.

33. Montel, M. Experiences. Selected chapters / tr. from fr./ Mishel Montel. - Rostov-na-Donu: Fenix, 1998. - 544 p.

34. Nurkova, V.V., Berezanskaya, N.B. Psychology: textbook / V.V. Nurkova, N.B. Berezanskaya. - M.: Visshee obrazovanie, 2005. - 484 p.

35. Ozhegov, S.I. and Shvedova, N.U. Glossary of Russian language: 80 000 words and phraseological expressions / S.I. Ozhegov, N.U. Shvedova. - 4th edition, add. - M.: Azbukovnik, 1999. - 944 c.

36. Experience of a thousand years. Middle ages Renaissance: mode, moral, ideals. - M.: Urist. 1996. - 575 p.

37. Patcholi, L On devine proportions // Esthetics of Renaissance: Anthology / Luka Patcholi. - V. 2. - M.: Iskusstvo, 1980. -

P.376-387.

38. Pedagogic dictionary / Head ed. B/M/ Bim-Bad; ed.col., 2002. -528 p.

39. Late Latin poetry / tr. from lat., comp. and int. article M. Gasparova. - M.: Hudozh. lit., 1982. - 719 p.

40. Prishvin, M.M. Collection of works. Diaries (1905-1954)/ M.M. Prishvin. - V.8. - M.: Hudozh. lit., 1986. - 759 p.

41. Psychology of happiness / Argail, M. ; tr. from eng. / Michael Argail. - 2nd ed. - SPb.: Piter, 2003. - 271 p.

42. Rubinstein, S.L. Emotions // Willunas, V. Psychology of emotions / S.L. Rubinstein. - SPb.: Piter, 2004. - P.244-256.

43. Russo, J.-J. Walk of lonely dreamer // Russo, J.-J. Confession / J.-J. Russo. - M.: Gospolitizdat, 1949. -P. 585-672.

44. Sarovskiyi, S. On aim of Christian life (Talk of monastic elder Seraphim with N.A. Motovilov) // Person: Thinkers of past and present on life, death and immortality. XIX cent. / S. Sarovskiyi. M.: Respublika, 1995. - P. 367-386.

45. Sart, J.-P. Essay on emotional theory // Wilyunas V. Psychology of emotions / J.-P. Sart. - SPb.: Piter, 2004. -P. 176-196.

46. Safronov, B.V., Dorogova, L.M. World of a person (methodologigal questions of formation of spiritual world of personality) -

B.V. Safronov, L.N. Dorogova. - M.: Myisl, 1975. - 2006 p.

47. Selihanovich, A.Upbringing of feelings // Selihanovich, A. Essay of general pedagogy / A.B. Selihanovich/ - 4th ed. -Petrograd-Kiev: Bookpubl. “Sotrudnik”, 1917. - P. 97-114.

48. Sikorsiyi, I.A. About feeling // Sikorskiyi, I.A. Universal psychology with physiognomic in illustrated expression I.A.

Sikorskiyi. - 2nd ed., add. - Kiev: tip. S.V. Kulzhenko, 1912. - P. 356-413.

49. Skiadan, M. Word on causes and actions of soul passions, also on way to moderate and tame pride for peacefull life /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Michael Skidian. - M.: in Univers. tip. Ridiger and Claudia, 1794. - 33 p.

50. Modern pedagogical dictionary / Comp. E.S. Rapatsevich. - Mn.: Sovremennoe slovo, 2001. - 928 p.

51. Stolitsa, Z.K. Development of joyfulness in children and fight with pessimism / Z.K. Stolitsa. - SPb-M.: Izd. tov. M.O.

Volf, 1912. - 82 p.

52. Feerbah, L. History of philosophy of New time from Bekon Verulamskogo to Benedikt Spinoza // Feerbah, L. Coll. of works in 3 vol.: tr. from germ; ed. and add. art. of M.M. Grigorian / L. Feerbah. - V.1. - M.:, 1967. - P. 65-414.

53. Feerbah, L. Representation, development and critics of Leibnitz’s philosophy // Feerbah, L. History of philosophy. Collection of works in 3 vol.; under com.ed. M.M. Grigorian / L.Feerbah. - V.2. - M.: Myisl, 1974. - P.103-402.

54. Feyerbah, L. Pier Beil. To the history of philosophy and humanity // Feyerbah, L. History of philisophy. Works in 3 volumes; under gen. ed. M.M. Grigorian / L. Feyerbah. - V.3. - M.:Misl, 1974. - P. 5-318.

55. Feyerbah, L. Sence of Christianity // Feyerbah, L. Selected philosophic works; gen. ed. and add. article of M.M. Grigorian / L. Feyerbah. - V. 2. - M.: Gos. izd. polit. lit., 1955. -P. 7-405.

56. Shilling, G. Experience of philosophy of beautiful in music // Musical esthetics of Germany XIX cen. / G. Shilling. - V.2. -M.: Music, 1983. - C.110-118.

57. Shirshov, I.A. Glossary of word-formation of Russian language / I.A. Shishov. - M.: OOO”Izdatelstvo AST”; OOO “Izdatelstvo Astrel” ; OOO “Izdatelstvo Russkie slovari“”; ZAO NPP “Ermak”, 2004. - 1022 p.

58. Shultse, G. On heart as ability to feel and aspirations // Gottlob Shultse. Psychological anthology or experiential study on its spiritual side; tr. from germ. - SPb.: tip. I. Glazunov, 1834. - P.248-502.

59. Shutz, U. Joy. Broadening of human conscious / William Shutz: tr. from eng. - M.: Publ. Eksmo, 2003. - 256 p.

60. J.A. Komenskiy. Maze of light and paradise of heart // Jan Amos Komenskii. Maze of light and paradize of heart: tr. from ch. by S. Skorvida, V. Korchagina, tr. from lat. I. Mahankova / J.A. Komenskii. - M.: MIK, 2000. - P.12-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.