Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERGENERATIONAL RELATIONS / РОССИЯ / RUSSIA / СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ / SOCIAL INHERITANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярычев Насруди Увайсович

Настоящая работа посвящена раскрытию социокультурных оснований процесса социализации, как способа социального наследования в России. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что одним из сущностных противоречий современного этапа развития России является несоответствие внешних и внутренних геополитических вызовов и экономических угроз и мобилизационной готовности, а также способности адекватного на них реагирования государства и общества, что, свою очередь приводит к различенным коллизиям. России необходимо выработать отечественную модель совершенствования системы работы по поиску, диагностике и развитию творчески одаренной учащейся и студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION AS A METHOD OF SOCIAL INHERITANCE IN RUSSIA

The real work is devoted to disclosure of the sociocultural bases of process of socialization as way of social inheritance in Russia. As a result of the conducted research the author comes to a conclusion that one of intrinsic contradictions of the present stage of development of Russia is discrepancy of external and internal geopolitical calls and economic threats and mobilization readiness, and also ability of adequate reaction of the state on them and society that, leads the turn to the distinguished collisions. Russia needs to develop domestic model of improvement of system of work on search, diagnostics and development of creatively gifted studying and student's youth.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 37.014:376.1

ЯРЫЧЕВ Н.У.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ

В РОССИИ

Ключевые слова: социализация, межпоколенческие отношения, Россия, социальное наследование.

Настоящая работа посвящена раскрытию социокультурных оснований процесса социализации, как способа социального наследования в России. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что одним из сущностных противоречий современного этапа развития России является несоответствие внешних и внутренних геополитических вызовов и экономических угроз и мобилизационной готовности, а также способности адекватного на них реагирования государства и общества, что, свою очередь приводит к различенным коллизиям. России необходимо выработать отечественную модель совершенствования системы работы по поиску, диагностике и развитию творчески одаренной учащейся и студенческой молодежи.

YARYCHEV, N.U.

SOCIALIZATION AS A METHOD OF SOCIAL INHERITANCE IN RUSSIA Keywords: socialization, intergenerational relations, Russia, social inheritance.

The real work is devoted to disclosure of the sociocultural bases of process of socialization as way of social inheritance in Russia. As a result of the conducted research the author comes to a conclusion that one of intrinsic contradictions of the present stage of development of Russia is discrepancy of external and internal geopolitical calls and economic threats and mobilization readiness, and also ability of adequate reaction of the state on them and society that, leads the turn to the distinguished collisions. Russia needs to develop domestic model of improvement of system of work on search, diagnostics and development of creatively gifted studying and student's youth.

Одним из сущностных противоречий современного этапа развития Российской Федерации является несоответствие внешних и внутренних геополитических вызовов и экономических угроз и мобилизационной готовности, а также способности адекватного на них реагирования государства и общества. Разрешение данного противоречия требует выдвижения перед социогуманитарным знанием, в целом, и социальной философией - в частности, проблемы развития мультисубъектного индивидуально-коллективного российского сообщества в направлении существенного повышения его эффективности и социально-экономической успешности. Закономерно, что данная проблема может решаться только благодаря совершенствованию принципов, форм и методов социального наследования, которое, в свою очередь, невозможно без повышения качества образовательной деятельности. Целью настоящей работы является попытка определения концептуальной версии прорывного развития образования и решения связанных с этим социально-педагогических задач.

Одна из социально-философских аксиом гласит, что смена поколений осуществляется благодаря применению механизмов социального наследования. Диалектическая сущность данного процесса заключается в противоречии между поколениями отцов и детей. Во все времена «качество» молодого поколения вызывало у старшего поколения мысли и чувства, близкие к «тихому» ужасу: «Критикуя растущих людей своего времени, Сократ говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей» (Сократ, 470-399 гг. до н. э.). Среди развалин Вавилона обнаружили глиняный горшок возрастом свыше 3 тысяч лет, на котором было начертано: «Эта молодежь растленна до глубины души, злокозненна и нерадива, не похожа на молодежь былых времен. Молодежь сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». Безызвестный египетский жрец, живший около 2 тысяч лет до н.э., уверял: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек» [1].

Обществознание советского периода представляло преемственность поколений как абсолютно бесконфликтный процесс, хотя в скрытой форме и существовали определенные

противоречия между старшим и младшими поколениями. Достаточно упомянуть такие молодежные субкультурные течения как стиляги, пижоны, хиппи, панки, рокеры [2]. В связи с беспрецедентной интенсификацией социального взаимодействия в условиях стремительного научно-технического процесса, перед локальными человеческими общностями и мировым сообществом, в целом, определилась задача выработки и внедрения в социально-педагогическую практику эффективных механизмов преемственности поколений. Собственно, речь может и должна идти в данной связи о культуре межпоколенческой эволюции. Безусловно, основным средством, предназначенным для осуществления социального наследования, является целенаправленная воспитательная деятельность, неотъемлемая составляющая которой - образование.

В частности, характерной особенностью современного молодого поколения в России Х.Х. Боташева вполне справедливо считает ее очевидную «паразитическую» социально-профессиональную направленность [3]. Речь идет о преимущественной ориентации подрастающего поколения в экономической деятельности не на производство, а на распределение материальных благ и сферу услуг. Согласно классификации М. Мид, стремительный скачок мирового сообщества в электронно-информационную эру «спровоцировал» конфигуративный способ взаимодействия детей и родителей, при котором знания последних являются малополезными для подрастающего поколения в силу их очевидного несоответствия требованиям радикально изменившейся радикальной среды [4, с. 111].

Заблуждение М. Мид состояло в недостаточно четкой дифференциации социально-этической и социально-профессиональной составляющих транслируемого социального опыта. Такие страны как Китай, Япония, Сингапур, Южная Корея удачно интегрировали в общественном сознании своих межпоколенческих общностей традиционное духовно-нравственное наследие не только старших, но и практически всех предыдущих поколений, с инновационными профессиональными знаниями современного, и не только своей страны, молодого поколения. Подобная социально-педагогическая модель преемственности поколений является оптимальной в контексте универсальной общечеловеческой гуманистической ценностно-нормативной системы.

Порочность цивилизационного пути, избранного англосаксонским миром, неминуемо приведет его в исторический тупик. История изобилует подобного рода примерами. Рыночный тип социального взаимодействия между людьми и общества, в целом, с природой обязательно заведет его в исторический тупик. Социокультурная идентичность стран англосаксонского жизненного мира обусловила возможность формирования его интегрального менталитета, позволившего выделить их в локальную цивилизацию Запада. Характерной особенностью данной социальной общности является прогрессирующая дискредитация в общественном сознании подрастающих поколений этнонациональных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. При всем различии между поколениями отцов и детей в восточных и славянских цивилизациях содержание социального наследования включает гораздо больший объем социально-этической составляющей по сравнению с современной Западной цивилизацией.

Определенной мерой способствует подобной направленности развития мирового процесса такое определяющее свойство современного информационного общества как гипервизуальность. Почти незаметно рекламные и иного рода информационные продукты делают упор на формирование образных рядов в сознании целевых аудиторий посредством их максимальной визуализации. Во-первых, объективный социально-психологический анализ визуализированных информационных продуктов убедительно свидетельствует о примитивной реконструкции его «творцами» предметной среды реального мира. Происходит это потому, что, согласно психологии личности, 80% информации, поступающей в мозг человека, проходит через глаза. И самое основное, продолжительное восприятие преимущественно визуальной информации интенсивно развивает короткую память и угнетает длинную. Таким образом, исподволь и, казалось бы, незаметно формируется

упрощенный стереотип мыследеятельности, исключающий, полностью или частично, интеллектуальное усилие со стороны реципиента.

Однако префигуративный тип взаимодействия поколений предполагает передачу социального опыта в текстовом и вербальном форматах. Вполне понятно, что чрезмерная визуализация среды способна нарушить нормальный процесс трансляции социального опыта. Повсеместный социально-педагогический ущерб от засилья визуальных информационных продуктов заключается в нездоровой тяге подрастающего поколения к видеоиграм и откровенном презрении к текстовым информационным структурам. Постепенное «вымывание» из сознания учащейся и студенческой молодежи традиционного духовно-нравственного наследия предков ведет к формированию поколения прагматичных циников, ориентированных исключительно на добывание и использование социо-техно-функциональной информации, способствующей повышению личностной эффективности, зачастую вне правовых и моральных барьеров.

Существует неразрывная связь способа и характера взаимодействия между поколениями и организационно-педагогической формой образовательной деятельности социального организма. Независимо от уровня регламентации образовательной деятельности всем локальным цивилизациям планеты присущи определенные системы воспитания подрастающих поколений. Последние с необходимостью включают непосредственное социальное взаимодействие, направленные воспитательные воздействия родителей, а также нечетко структурированные формы воспитательных влияний в рамках системы образования. В данной связи, подобно «ужасу», испытываемому старшим поколением перед «дикостью» младших, «отцы» вынуждены периодически радикально обновлять способы и методы образовательно-воспитательной деятельности. Именно поэтому системы образования практически всех стран мира пребывают в состоянии перманентного кризиса и вяло текущих реформ.

В глобальном кризисе системы образования мира был убежден один из его выдающихся методологов Ф. Кумбс: «Сейчас мы наблюдаем мировой кризис образования, правда, не столь явно выраженный, как продовольственный или военный кризис, но чреватый серьезными опасностями. В зависимости от условий, сложившихся в разных странах, кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах - развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями и с великим трудом создающих их сейчас» [5, с. 29].

Косвенным свидетельством в пользу цельности и непротиворечивости теоретико-методологических и социально-практических составляющих национальных образовательных систем является уровень социально-экономического развития страны. Не является исключением из данного правила и Россия. Стремительные преобразования социально-экономического уклада, безусловно, требуют определения и применения принципиально новой теоретической парадигмы образовательной деятельности. Особенно острым и явным стало противоречие между устаревшей системой образования и новыми требованиями социальной динамики эпохи информационной эры. Складывается трагическое положение, при котором большая часть знаний, предаваемая старшими поколениями младшим под «патронатом» государства, оказываются бесполезными. Содержание образования формируется без учета современной, а тем более будущей, социально-экономической ситуации.

Развитие человеческой цивилизации эволюционно сформировало систему образования, из которой постепенно были вытеснены задачи по овладению социально-практическими навыками и умениями осуществления простых и сложных поведенческих программ в типичных ситуациях и обстоятельствах. Подобное парадоксальное положение исторически сформировалось и постоянно воспроизводится в силу того, что перед системой образования не формируется социальный заказ от общества. Социальный заказ государства системе образования коренным образом отличается от социального заказа непосредственных

потребителей образовательных услуг - учащейся, студенческой молодежи и их родителей и общества в целом. Представляется, что образовательные потребности последних категорий заключаются в развитии личностной эффективности, необходимой и достаточной для оптимальной интеграции в социуме, а также в обеспечении социально-экономической успешности. Социальный заказ государства системе образования заключается преимущественно в том, чтобы готовить квалифицированную рабочую силу, патриотичных солдат, дисциплинированных налогоплательщиков, лояльных к власти и законопослушных граждан. Государство традиционно игнорирует психофизиологические и психолого-педагогические особенности образовательной деятельности, включая интеллектуальные и половозрастные различия.

Одним из основных пороков современной системы образования является отсутствие воспитания, обусловленное безраздельным господством «дурного» академизма. Особенно острым становится противоречие между образовательными потребностями учащихся, студентов, их родителей и существующей системой образования в наступившей электронно-информационной эре. Учащиеся и студенты, рассматриваемые в традиционной организационно-педагогической системе образовательной деятельности преимущественно как объекты информационных воздействий в условиях погруженности в информационное общество, самодеятельно преобразуются в субъекты самообразования. Отдельного рассмотрения требует система высшего образования, совершенствование которой можно было бы эффективно осуществлять на основе отечественных образовательных и научных традиций. Трансформация организационно-педагогической системы высшей школы Российской Федерации в соответствии с идеологией и технологией Болонской конвенции нанесла и продолжает наносить огромный и непоправимый ущерб национальной системе образования России [6, с. 56].

Мы убеждены, что методологии и технология образовательной деятельности современных локальных цивилизаций планеты закономерным образом отличаются в соответствии с их менталитетами. Организационно-педагогическая система, сформировавшаяся в англосаксонском образовательном пространстве, никоим образом не соответствует менталитету, национальной, образовательной и научной традиции России. Сущностные параметры принципиально новой парадигмы образовательной деятельности представляются следующими: в содержание образования в качестве его полноправного компонента необходимо включить воспитательную деятельность как самостоятельный вид педагогического труда, со всеми вытекающими последствиями для государства и общества, включая подготовку профессиональных воспитателей для средней школы в высших педагогических учебных заведениях [7].

Содержание и направления учебного и воспитательного процессов должны определяться с обязательным учетом половозрастных различий воспитанников. Радикальной трансформации требует блок гуманитарных и обществоведческих дисциплин. Программы гуманитарных дисциплин необходимо конструировать таким образом, чтобы они носили ярко выраженный воспитательный характер. Программы воспитательной деятельности представляется целесообразным формировать в соответствии с актуальным социальным заказом и с учетом запросов потребителей образовательных услуг. Для каждой половозрастной категории обучающихся необходимо разрабатывать соответствующую номенклатуру теоретико-практических простых программ поведения в типичных ситуациях и обстоятельствах основных сфер жизнедеятельности [8].

В настоящее время, в силу отсутствия четко сформулированного социального заказа различным сегментам системы образования, измерение и оценка ее результативности осуществляются в соответствии с сугубо количественно-процессуальными критериями и показателями. В рамках предлагаемой теоретико-методологической парадигмы образования, качество и эффективность его деятельности предстоит анализировать, сообразуясь с социально-педагогическими моделями выпускников. Результаты воспитательного сегмента образовательной деятельности средней общеобразовательной школы предстоит оценивать по

уровню практического владения умениями и навыками социального поведения в различных сферах жизнедеятельности - в личной, профессиональной и общественной жизни. Оптимальной организационно-педагогической формой измерения и оценки социальной зрелости выпускников соответствующих образовательно-возрастных уровней могут быть модернизированные технологии инициации архаичных этнокультур.

Образовательная и научная деятельность «генетически» однородны и содержательно взаимосвязаны. Полагаем, что предлагаемую парадигму образовательной деятельности было бы даже правильнее именовать образовательно-научной. Наука и образование образуют «онтологическое» кольцо - на высшем качественном уровне образовательная деятельность трансформируется в научную, «препарированный» продукт которой «передается» в содержание среднего и высшего образования. Затем круг эволюционно повторяется.

Анализ воздействия результатов образовательной и научной деятельности на направленность и характер социально-экономической и социально-культурной сфер жизнедеятельности социального организма не входит в задачи настоящего исследования. Тем не менее, полагаем необходимым отметить, что эволюционно сформировавшийся в России, как впрочем, и на всем пространстве СНГ, порядок образовательной деятельности никоим образом не отвечает требованиям современного этапа социально-экономического и социокультурного развития, обусловленного общеизвестными геополитическими вызовами и угрозами.

Традиционно практикуемые в средней и высшей школе формы научно-исследовательской работы во многом устарели и требуют существенного обновления. Полагаем необходимым в контексте совершенствования организационно-педагогической системы общего среднего образования существенно усилить составляющую работы с одаренной учащейся молодежью. Доминирующей содержательной основой данной работы может быть посильная научно-исследовательская деятельность учащихся средних и старших классов. Вопреки требованиям Болонской конвенции, являющейся чужеродной отечественному высшему образованию, и по сути, и духу, представляется необходимым более интенсивно и разнообразно интегрировать в «тело» российской организационно-педагогической системы научно-исследовательскую деятельность. Полагаем, что «плоскостная» дифференциация высшего образования не отвечает интеллектуальным и психолого-педагогическим закономерностям личностного становления одаренных студентов. Необходимо внедрение качественно новой системы работы с одаренной студенческой молодежью, построенной таким образом, чтобы уже к концу первого курса можно было определять немногочисленный контингент, предрасположенный и мотивированный к научно-исследовательской деятельности [9].

Именно целенаправленное творческо-интеллектуальное развитие данной категории студентов может выявлять будущий состав магистрантов и диссертантов. В соответствии с позитивным опытом стран Запада и США представляется оптимальным непрерывное и последовательное осуществление трех диссертационных исследований - магистерского, кандидатского, докторского. Таким образом, вполне обоснованно предполагаем, что откроется реальная перспектива существенного понижения современного «геронтологического» возраста как академической науки, так и профессорско-преподавательского состава высшей школы и, соответственно, увеличения продолжительности времени их продуктивной деятельности на протяжении жизненного пути.

Универсальной стратегией социального развития национальных государственных образований в условиях системного кризиса мирового социума может быть оптимизация их разнокачественной ресурсной базы. Ряд транзитивных постсоветских стран избрали совершенно иной пассивно-приспособительный курс к либерально-демократической практике и идеологии. Суровые вызовы и угрозы, перед которыми поставлена России, определяют необходимость конструирования и использования принципиально новой парадигмы образовательной деятельности.

России необходимо выработать отечественную модель совершенствования системы работы по поиску, диагностике и развитию творчески одаренной учащейся и студенческой молодежи. Существенного обновления требует социогуманитарная составляющая образовательной деятельности, как сама по себе, так и в плане ее органической взаимосвязи с воспитательной работой. Образовательную деятельность необходимо преобразовать в соответствии с ее ориентацией на содержательный результат.

Литература и источники

1. Молодежные субкультуры // Alt-Sector.net>subkultury.html: [дата обращения: 18.05.2017]

2. Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России // Гуманитарное знание в XXI веке- zpu-journal.ru

3. Боташева Х.Х. Культура и проблемы взаимоотношений поколений // Современные научные исследования. 2012. №5. С. 123-126.

4. Мид Д. Культура межпоколенных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1979. 362 с.

5. Цит. по: Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1999. № 6. С. 29.

6. Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С.В. Луков (руководитель), Б.Н. Гайдин, В.А. Гневашева, К.Н. Кислицын, Э.К. Погорский; Моск. гуманит. унт, Ин-т фундамент. и приклад. исследований; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. 260 с.

7. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях^сЫ29-ufa.ucoz.ru>publ... vospitatelnoj_ komponenty...2: [дата обращения: 18.05.2017]

8. Структура программы поведения -http://www.psychologos.ru/articles /view/programma_povedeniya: [дата обращения: 18.05.2017]

9. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности -http://www.ibmh.msk.su/vivovoco / VV/PAPERS/MEN/EPHRO.HT: [дата обращения: 18.05.2017]

ЯРЫЧЕВ НАСРУДИ УВАЙСОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета.

YARYCHEV, NASRUDI U. - Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the department of the theory and history of social work, Chechen State University (nasrudiny@mail.ru).

УДК 37.017.93:378.1

ГАТАЕВ А.С-А.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»)

Ключевые слова: Чеченская Республика, педагогический вуз, внеаудиторная воспитательная деятельность, национальный регион, духовно-нравственное воспитание, ФГОС.

В статье ставится задача рассмотреть формы организации внеаудиторной воспитательной деятельности студентов Чеченского государственного педагогического университета. Раскрывается подход к отбору этих форм при решении задач воспитания студентов. Учитываются особенности в воспитании студентов вуза национального региона. Отмечается необходимость предоставления обучающимся самостоятельности в организации внеаудиторной работы.

GATAEV, A.S-A.

FORM OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF THE NATIONAL REGION (ON EXAMPLE OF FSBEA HE (FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL AGENCY OF HIGH EDUCATIONAL) «CHECHEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY»)

Keywords: Chechnya, pedagogical college, extracurricular educational activity, the national region, spiritually-moral education, FSES (Federal State Educational Standarts).

In the article put a task to view the forms of extracurricular educational activities of students of the Chechen State Pedagogical University. It is discloses the approach to the selection of these forms when addressing the challenges of educating students. It is considered the features in the education of University students of national region. It is notes the need to provide students autonomy in organizing extra-curricular work..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.