НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
109
УДК 082.1
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СТРАТЕГИИ АККУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЙ
Н.У. Ярычев
Чеченский государственный университет e-mail: [email protected]
В работе предпринята попытка изложить гражданскую активность, как социальный процесс, в системе аккультурации современного общества и процессе социализации поколений. В работе констатируется, что репертуар видов социального взаимодействия в рамках современного мирового социума - межпоколенческой человеческой общности - включает как интерсубъективную, так и массовую коммуникацию.
Ключевые слова: гражданская активность, аккультурация, социализация, поколения, диалог.
Сверхмощные средства межпоколенческой человеческой общности открывают поистине безграничные возможности для установления социальных связей между индивидуальными и коллективными субъектами всех стран и народов. Актуализация философско-культурологической темы массового социального творчества как универсальной альтернативы современному бандитско-мошенническому
парламентаризму, безусловно, может иметь адекватное теоретическое решение только сквозь межпоколенческую «призму».
Исходя из анализа типичных форм социальной активности, присущих локальной Западной цивилизации, можно уверенно констатировать, что одной из ее характерных особенностей является явочно-превентивная социально-политическая стратегия, основанная на принципах индивидуального и коллективного эгоизма, то есть к навязыванию контрагентам комммуникации собственной и иных цивилизаций, варварских технологий социального поведения. Представляется, что такого рода антигуманный тип социального взаимодействия эволюционно сформировался в жизненном пространстве Запада в силу особенностей социального характера англосаксонских этнокультур ещё в туманной исторической дали. В данной связи мы склоняемся к известной социобиологической объяснительной схеме эволюционного формирования локальных человеческих цивилизаций. Речь идет, прежде всего, о том, что непосредственная жизнедеятельность тех или иных человеческих общностей, безусловно, является предпосылкой появления в их ментальных полях определенных ценностно-нормативных систем, идеальным образом концентрирующих типичные способы социальной активности1.
Тем не менее, динамика исторического процесса, беспрецедентно интенсифицирующая внутри- и межцивилизационное взаимодействие, с
необходимостью выдвигает требование трансформации регламентно-регуляционной нормативной базы как локальных цивилизаций, так и планетарной. Именно на современном этапе истории, пребывающего в состоянии системного кризиса и *
1
См.: Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967.
110
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
беспрецедентных угроз, возникает настоятельная потребность в радикальной реконструкции принципов и правил глобального взаимодействия индивидуальных и коллективных субъектов. Означенная социальная потребность эволюционно сформировалась на крутом повороте современного мирового процесса. Считаем, что промедление с её удовлетворением может создать «благоприятные условия» для резкого преобразования современного системного кризиса человеческой цивилизации в необратимую антропологическую катастрофу, которая превратит планету Земля в такой же безжизненный космический объект как Марс.
Согласно упоминавшимся выше социобиологическим закономерностям в общностях высших животных эволюционно формируются определенные механизмы статусно-ролевой иерархии по суровым «законам джунглей» - сильные и способные подчиняют слабых и неспособных. Не вдаваясь в сравнительный социальноэтический анализ типов социального взаимодействия в современных локальных цивилизациях и, лишь основываясь на историческом опыте, есть все основания утверждать, что тип социального устройства локальной Западной цивилизации аналогичен социальному порядку в животном мире. Существующая нормативная база Запада, сформированная в соответствии с ценностной системой англосаксонского мира, зиждется на принципах лицемерия и двойных стандартов. Например, народные массы вкупе с социальным руководством государств Запада мирятся с вопиющим расхождением между принципами и нормами национальных Конституций и способами социального взаимодействия, повсеместно используемыми в обществах. Толерантность такого рода, безусловно, является социально-этическим нонсенсом и имеет далеко идущие последствия: народ, смирившийся однажды с обманом в главном можно безнаказанно обманывать и в частностях. В подтверждение выдвинутого положения представляется уместным указать на такой уродливый феномен современного глобального общества, как информационные «войны» -планомерные компании, направленные на изменение способов мышления и социального поведения граждан своих и «чужих» стран. Таким образом, для сохранения существующих не праведных порядков социального устройства, естественно, используются не праведные средства и методы.
Одной из определяющих проблем современной философии является теоретико-социологическая реконструкция духовно-нравственных основ
общественного сознания человеческих общностей локальных цивилизаций планеты в целях выявления их подлинных «ядерных» основ ценностных систем с последующей, гуманно ориентированной социально-этической декомпозицией. Одним из важных, но отнюдь не единственным обстоятельством, подтверждающим правомерность данного положения, является, организуемая на деньги налогоплательщиков Западных стран, деятельность: «...способную против их воли и желания изменить социальнополитическую мотивацию поведения и ограничить тем самым свободу выбора»2.
Мы разделяем точку зрения Н.С. Астафьевой, согласно которой перед современными социогуманитарными науками отчетливо определилась проблема рефлексии антигуманных форм методов и средств социального взаимодействия в современных обществах, невзирая на то, что означенные исследовательские структуры находятся под «железной пятой» социального руководства и административного управления государственных образований3. В данной связи в
2
Астафьева Н.С. Информационные стратегии формирования политического сознания
(социально-философский анализ): автореф. дисс... канд. филос. н. Тверь. 2012. С. 7.
3
Там же.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
111
целях обеспечения выхода из замкнутого репрессивного государственнического круга, обуславливается сверхактуальная потребность и настоятельнейшая социальнополитическая необходимость концептуального конструирования, социально-
практического проектирования и задействования принципиально нового способа социального взаимодействия - формирования элиты современного человечества -транснациональной межпоколенческой цивилизационно-гуманистической духовнонравственной страты.
Существующей в современном мировом социально-политическом
пространстве организационной формой, перманентно аналогичной, упомянутой выше глобальной сети «горизонтального товарищества» в рамках цивилизационногуманистической духовно-нравственной страты, является социальное движение. Общими для рассматриваемых организационных структур являются добровольный характер их членов, а также нечеткость социальной связи. Как известно, предметная направленность социально-политической активности современных социальных движений следующая: национально-освободительные; религиозные; демократические
- борьба за реализацию политических прав в полном конституционном объеме; рабочие движения, ориентированные на защиту экономических интересов; экологические - борьба за антропологически целесообразное взаимодействие природы и общества; пацифистские - борьба против милитаризации общественного сознания и социального поведения; женские борьба за гендерное равенство; молодежные - борьба молодого поколения за свои права; реформистские -ориентированные на позитивную эволюционную трансформацию обществ. В современных политических системах социальные движения являются «буферными зонами» между обществом и государством. Часть социальных движений преобразуется в политические партии парламентского типа, а другая часть, например, альтерглобализм, вполне может быть, в том числе креатурой органов внутренних дел, предназначенной для дискредитации в общественном мнении благородных целей и задач подлинных социальных движений аналогичной направленности. «Роднят» содержание деятельности современных социальных движений и вмещаемых в концептуальную схему межпоколенческой цивилизационно-гуманистической страты
- сущностно идентичные социальные «корни», то, что свидетельствует о порочности
обществ Западного мира. В данной связи необходимо отметить, что
мультисубъектное сообщество проектируемой «страты» с необходимостью включает интеллигенцию мирового сообщества, преимущественно как духовно-нравственную, а не как социально-профессиональную общность. Аналогичными являются также рассматриваемые смысловые конструкты по способу и направленности социальной динамики: «... обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение материальных и духовных интересов, борьба за социальные изменения или
4
сопротивление им. » .
Безусловно, трансформация социальной онтологии, как правило, включает борьбу против негатива и консолидацию определенных групп и слоев на совершенствование тех или иных векторов общественных отношений. Как следует из исторического опыта, социальные движения, ориентированные на борьбу против чего бы то ни было отрицательного в различных сферах жизнедеятельности, являются более распространенным (бунты, дворцовые и государственные перевороты, революции и т. п.), нежели целеустремленные на утверждение гуманного позитива.
4
Философская теория ценностей. Сборник трудов по общ. ред. Митропольского Д.П. СПб.,
1997. С. 163.
112
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
Полагаем, что в основе подобной социально-этической девиации лежит такая негативная социально-антропологическая особенность как сравнительно «легкое» обнаружение различий и «тяжелое» - общечеловеческого. Считаем, что к протестному социальному поведению в большей мере склоняются малообразованные слои населения, как правило, целиком и полностью признающие легитимность существующего социального устройства. Превалирующей причиной, толкающей последних на «борьбу», являются, сугубо вещественно-материальные факторы, существенно затрудняющие привычный порядок их жизнеобеспечения. При устранении означенных «неудобств» данная категория граждан может долго оставаться законопослушной и лояльной. При существенном усилении репрессий против такого рода протестной активности, социальные движения данного типа полностью или частично прекращает свою деятельность. Более развитой, но, в тоже время, менее распространенной формой, подобного рода «негативной» социальной активности, являются движения, ориентированные на радикальную смену самих общественных порядков.
В настоящее время одной из основных форм концентрации и задействования гражданской энергии являются политические партии, однако общеизвестно, что политические системы развитых стран мира сформированы таким образом, чтобы защищать интересы «сильных мира сего» и противодействовать каким бы то ни было попыткам «слабых мира сего» полномасштабно легитимизировать собственные духовные и материальные потребности. Именно данным обстоятельством обусловлена необходимость рождения в современном мировом политическом устройстве принципиально новых способов и методов социального управления. Полагаем, что в результате осуществления в мировом жизненном пространстве, разрабатываемой нами концептуальной версии принципиально нового социальнополитического устройства, безнадежно устаревшая псевдогражданская
инфраструктура - традиционные локальные социальные организмы, официальные и общественные международные организации различного рода и тому подобные «анемичные» организационные структуры канут в лету также прочно и надежно как крестовые походы, империи А. Македонского, Тимурленга, Б. Наполеона, рабство, колониальная система тому подобное историческое дежавью.
Отличительными особенностями межпоколенческой цивилизационно-
гуманистической страты является отличие от существующих социальных движений, устойчивость направленности её деятельности, темпорально определенный жизненный цикл, неизменность духовно-нравственного инварианта, а также «мягкая» дифференциация статусно-ролевых позиций индивидуальных и коллективных субъектов. Несмотря на то, что все движения, ориентированные на борьбу «против»..., опосредовано предполагают трансформацию соответствующих аспектов локальных или общечеловеческой ценностных систем, репертуар их протестной деятельности, не содержит прямых требований по трансформации ценностных систем. Таким образом, конструируемая теоретическая модель межпоколенческой цивилизационно-гуманистической страты коренным образом отличается от современных протестных движений, поскольку ориентирована преимущественно духовно-нравственно: «Основное содержание деятельности социальных движений составляют попытки добиться всеобъемлющих изменений человеческих ценностей»5.
^Проблемы становления новой парадигмы интеллигенции // Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход. Сборник тр. под ред. Кололапова Р.И. Иваново, 2000. С. 20.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
113
В контексте разрабатываемой теории горизонтального транснационального гуманистического межпоколенческого взаимодействия предполагаем, что на первом этапе её идеология будет определяться традиционными для этнокультур индивидуально-групповыми стратегиями социального поведения. Содержание и направленность деятельности мжпоколенческой цивилизационно-гуманистической страты целиком и полностью совпадает с рядом сущностных характеристик специфических социальных движений. Прежде всего, мы имеем в виду наличие четкой методологической основы, а соответственно, теоретически обоснованой стратегии и тактики социальной активности. Также очевидным является и то, что теоретическое конструирование принципиально нового философскокультурологического концепта опирается на историко-культурный гуманитарногуманистический фонд человечества. Именно данным обстоятельством определяется возможность проектирования и задействования новых форм социальной динамики, предназначенных для: «...кооперации... различных конструкций, обладающих ценностью и вовлечения в коммуникативное взаимодействие в структуре социосистем»6.
Е. О. Колоколова полагает, что любая целеустремленная человеческая общность представляет собой кооперативную целостность, предполагающую возможность самоидентификации субъектов социального взаимодействия и ориентированную на создание инновационных или совершенствование существующих социальных структур. Более того, данный автор убежден, что кооперация как универсальный способ социальной связи, является уникальным инструментом конструирования процессов и объектов, представляющих ценность для определенных человеческих общностей. Полагаем, что инновационное направление общественной деятельности, связанное с концептуальным конструированием межпоколенческой цивилизационно-гуманистической страты и осуществлением данного проекта в формирующем социальном эксперименте, станет уникальным прецедентом радикального преобразования мирового общества. Методологический инструментарий, разрабатываемой теории цивилизационно-гуманистического
взаимодействия, с необходимостью включает отдельные сущностные аспекты теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо), кооперативно-ценностной системы (П.А. Сорокин), теории кооперации (В.Т. Дронов), кооперативных систем действий (Э. Дюркгейм), кооперативных объединений (К.И. Вахитов), межличностного взаимодействия (Дж. Мид), символического интеракционизма (М. Кун, Г. Блуммер), этнометодологии (Г. Гарфинкель, А. Шютц), концептуальной версии социальных практик (П. Бурдье), теории социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау), теория неоинституционализма (Д. Норт) и т.п.
В связи с тем, что кооперация как принцип социального взаимодействия, является основой формирования, сохранения и развития самоорганизационных общественных структур, последняя с необходимостью преобразуется в детерминанту развития теории цивилизационно-гуманистического взаимодействия и её внедрения в практику в жизнь в качестве инновационной подсистемы обществ многоуровневой социальной связи нового типа. Несомненно, свое место в методологическом инструментарии, разрабатываемой «теории» будет занимать этнометодология -учение о роли нормативных систем, формирующихся на уровне здравого смысла в обыденном сознании локальных сообществ. «Кооперация в коммуникативных
6Кобрин А.К Общественные движения
http://www.pedsovet.org.
во
второй половине 20 века. URL:
114
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
системах обнаруживает себя в совокупности определенных правил, образцов, коммуникативных констант, общекультурных допущений и типичных способов действия (фреймов), механизм которых основан на субъективных образах мира и типизации социального опыта, представлен процессом самопостроения,
самовоспроизводства социосистем и принципом кооперативности, выраженным в диалоговом характере коммуникативных отношений» - резонно полагает Е.О. Колоколова7.
Внутренней детерминирующей основой социального взаимодействия является его регуляция индивидами, коллективами, а также иными человеческими общностями различного масштаба и уровня организации. А.П. Бандурин убежден в неразрывном единстве рационального и иррационального в регулятивной деятельности, являющейся неотъемлемой составляющей социального взаимодействия. Данный автор полагает, что неэффективная регуляция общественных отношений ведет к антисистемной дезинтеграции существующего порядка в социальных системах, несмотря на то, что их целерациональная деятельность направлена на сохранение и упрочение существующих социальных структур. Убедительной демонстрацией целеустремленной иррациональной деятельности на международной политической арене является внешняя политика США, антигуманная сущность которой манифестируется в оностороннем порядке, вопреки международной нормативноправовой базе и элементарным нормам навственности и морали. Представляется очевидным, что существующая система рациональной регуляции - двусторонние, многосторонние, коллективные договоры, различного рода нормативно-правовые документы - меморандумы, декларации, резолюции, а также уставы международных официальных и общественных организационных структур - межобщностного взаимодействия недееспособна всилу своей неэффективности. На национальногосударственном уровне, это, безусловно, Основные Законы, а также «отраслевые» законодательства, призванные регламентировать все сферы жизнедеятельности социальных организмов.
Один из сущностных парадоксов современного этапа исторического процесса заключается в том, что рациональная регуляция социального взаимодействия по определению и по результату не отвечает современным вызовам и угрозам. Уголовный кодекс никоим образом не искореняет преступления, а всего лишь нормирует меру наказания за них. Функционирование системы образования и воспитания подрастающего поколения не обеспечивает формирования законопослушных и моральных граждан. Можно заключить, что иррациональность имманентна всем человеческим общностям независимо от их геополитических масштабов и уровней внутренней организации. В подтверждение данного положения следует отметить, что неэффективность существующих регуляционных систем, с одной стороны, не обеспечивает должный уровень организации социальных организмов, а с другой, что именно данное обстоятельство делает возможной деятельность, направленную на преднамеренную дестабилизацию и хаотизацию социальных систем.
Проблема регуляции общественных отношений в социумах не может быть объективно исследована, а тем более адекватно решена, без задействования основополагающих смыслозначений её духовно-нравственной составляющей. Полагаем, что эффективная система социальной регуляции общественных отношений
См.: Колоколова Е.О. Кооперация в структуре взаимодействий и связей социосистем: автореферат дисс. ... канд. филос. н. Саранск, 2012. С. 16.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
115
может быть обеспечена только при условии всемерной актуализации в общественном сознании человесчекских общностей, их этнонациональных духовно-нравственных приоритетов. В данной связи закономерно определяется проблема о субъектной основы такого рода глобальной социально-этической эволюционной революции. Полагаем, что уникальным коллективным субъектом такого рода преобразований может быть инновационная транснациональная цивилизационно-гуманистическая страта.
Определенный методологический потенциал вмещен в положение А.П. Бандурина относительно субъектной составляющей общественного сознания в процессах социальной регуляции: «Настоятельным требованием современности является изменение представления о социальной регуляции, связанной, прежде всего,
о
с институциональной организацией и регуляцией» . Положение А.П. Бандурина относительно неинституциональной самоорганизации локальных сообществ и в целом саморегуляции общественных отношений социокультурными нормами, безусловно, предстоит включить в методологический инструментарий
разрабатываемой теории цивилизационно-гуманистического взаимодействия. После истечения пока еще точно неопределенного исторического периода
функционирования в социальном организме межпоколенческой цивилизационногуманистической страты в качестве элитного контингента глобального гражданского общества, неизбежно наступит этап институализации, её, укоренившейся в социокультурном пространстве, ценностно-нормативной системы. Поскольку разрабатываемый нами концепт является идеальным предметом, мы считаем возможным применение футоролого-эпистемологических технологий в
теоретическом конструировании научно-практической модели процессов и явлений цивилизационно-гуманистического взаимодействия. И.С. Яндараева полагает, что смысловой конструкт «воображаемое» обладает определённым регулятивноконструктивным потенциалом.
Сущность понятия «воображаемое сообщество» раскрывается данным автором посредством: «...рефлексии конфигурации и рефигурации воображаемых связей пространства воображаемой истории в точке «место» - имения»* 9. Проблемное поле, определяемое смысловым конструктом «социальное воображение», входило также в сферу научных интересов Б. Андерсона, Э. Балибара, К. Касториадиса, Ч. Миллса. Философским закономерностям конструирования воображаемых сообществ посвящены работы Я. Ассмана, З. Баумана, А. Мегилла. Основные смысловые конструктыабот данных авторов с необходимостью предстоит включать в методологический инструментарий разрабатываемого концепта гуманистической старты.
Представляется, что организационная программа внедрения в социальную действительность основных положений и выводов теории межпоколенческого цивилизационно-гуманистического взаимодействия будет включать философскоантропологическую экспертизу и «суперэкспертизу». А.В. Горина вполне справедливо считает, что потребность, в означенном выше виде экспертизы, актуализируется в мировом социокультурном пространстве именно тогда, когда исторический процесс входит в необратимую стадию антропологической катастрофы.
о
Бандурин А.П. Социальная регуляция: Рациональное и иррациональное: дисс... д-ра филос.
наук. Ростов н/Дону. 2005. С. 169.
9
Яндараева И.С. Конструирование воображаемых сообществ в структурах социальной памяти: автореферат дис. ... канд. филос. н. Ижевск, 2012. С. 169.
116
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
Мы согласны с точкой зрения А.В. Гориной относительно того, что эксперт-социальный философ - в результате рефлексии закономерностей цивилизационного процесса, обусловивших трагический выбор человечеством тупиковой стратегии жизнедеятельности, способен разработать концептуальную модель нового мирового порядка, а также пути его установления и устойчивого воспроизводства: «Необходимость в философско-антропологической экспертизе возникает, как правило, в те исторические периоды (переходные эпохи), когда человечество переживает антропный кризис. Она представляет собою осмысление философом культурной действительности, выявление причин и следствий тупикового пути развития человечества и моделирование путей его выживания и спасения. Критически оценивая происходящее в мире, субъект философско-антропологической экспертизы предлагает человечеству в качестве экспертного заключения... путь выживания в условиях зла. »10.
Одной из философско-культурологических аксиом гласит, что смена поколений осуществляется благодаря задействованию тех или иных механизмов социального наследования. Диалектическая сущность данного процесса заключается во всегдашнем противоречии между поколениями отцов и детей. Во все времена «качество» молодого поколения вызывало у старшего поколения мысли и чувства близкие к «тихому» ужасу: «Критикуя растущих людей своего времени, Сократ говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей» Сократ (470-399 гг. до н. э.). Среди развалин Вавилона обнаружили глиняный горшок, возраст которого свыше 3 тысяч лет, на котором начертано: «Эта молодежь растленна до глубины души, злокозненна и нерадива, не похожа на молодежь былых времен. Молодежь сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». Безызвестный египетский жрец, живший около 2 тысяч лет до н.э. уверял: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек»* 11.
Обществознание советского периода представляло преемственность поколений, как абсолютно бесконфликтный процесс, хотя в скрытой форме существовали определенные противоречия между старшими и младшими поколениями. Достаточно упомянуть такие молодежные субкультурные течения как стиляги, пижоны, хиппи, панки, рокеры. В связи с беспрецедентной интенсификацией социального взаимодействия в условиях стремительного научно-технического процесса, перед локальными человеческими общностями и мировым сообществом в целом определилась задача выработки и внедрения в социально-педагогическую практику эффективных механизмов преемственности поколений. Собственно, речь может и должна идти, в данной связи, о культуре межпоколенческой эволюции. Безусловно, основным социальным средством, предназначенным для осуществления социального наследования, является целенаправленная воспитательная деятельность, неотъемлемая составляющая которой - образование. Представляется, что культура межпоколенческого взаимодействия в каждый качественный период социокультурного процесса определяется оригинальной композицией предпосылок, факторов и условий, включающих этнонациональный, экономико-политический, духовно-нравственный, научно-технический и иные составляющие. Качественный
10-
Горина А.В. Философско-антропологическая экспертиза как социокультурная технология: дисс... канд. филос. н. Омск, 2012. С. 57.
11 Сайт «Молодежные субкультуры». URL: http://www.Alt-Sektor.net/subkultury.html/.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
117
уровень культуры межпоколенческой трансмиссии зависит от меры её регламентации и регулирования.
В частности характерной особенностью современного молодого поколения в России Боташева Х.Х. вполне справедливо считает её очевидную «паразитическую» социально-профессиональную направленность. Речь идет о преимущественной ориентации подрастающего поколения в экономической деятельности не на производство, а на распределение материальных благ и сферу услуг. Безусловно, это тревожный социальный факт, сигнализирующий обществу о явном неблагополучии в образовательной деятельности, социально-этическом дисбалансе, чреватом
негативными последствиями для социума. Согласно классификации М. Мид, стремительный скачок мирового сообщества в электронно-информационную эру «спровоцировал» конфигуративный способ взаимодействия детей и родителей, при котором знания последних являются малополезными для подрастающего поколения в силу их очевидного несоответствия требованиям радикально изменившейся радикальной среды12. В данном отношении считаем необходимым отметить, что типология взаимодействия старших и младших поколений М. Мид, рожденная в англосаксонском жизненном пространстве, целиком и полностью не применима в иных локальных цивилизациях. Несмотря на то, что указанный автор провела большую часть своей жизни в полевых исследованиях архаичных культур, использование основополагающих положений её теории взаимодействия поколений, в различных этнокультурах ограничены.
Полагаем, что теоретическое заблуждение М. Мид состояло в недостаточно четкой дифференциации социально-этической и социально-профессиональной составляющих транслируемого социального опыта. Ход исторического процесса в последней трети двадцатого века и в начале двадцать первого века убедительно свидетельствует об определенной научной недостоверности теории взаимодействия поколений данного автора. Такие страны как Китай, Япония, Сингапур, Южная Корея удачно интегрировали в общественном сознании своих межпоколенческих общностей, традиционное духовно-нравственное наследие не только старших, но и практически всех предыдущих поколений, с инновационными профессиональными знаниями современного, и не только своей страны, молодого поколения. Подобная социально-педагогическая модель преемственности поколений является оптимальной в контексте универсальной общечеловеческой гуманистической ценностнонормативной системы.
Следует в то же время отметить, что способ социального наследования западной локальной цивилизации насквозь пронизан духом и буквой либерализма. Порочность цивилизационного пути, избранного англосаксонским миром, неминуемо приведет его в исторический тупик. История изобилует подобного рода примерами. Обменно-торговый рыночный тип социального взаимодействия между людьми и общества в целом с природой, обязательно заведет его в исторический тупик. Социокультурная идентичность стран англосаксонского жизненного мира обусловила возможность формирования его интегрального менталитета, позволившего выделить их в локальную цивилизацию Запада. Характерной особенностью данной социальной общности является прогрессирующая дискредитация в общественном сознании подрастающих поколений этнонациональных и общечеловеческих духовнонравственных ценностей. При всем различии между поколениями отцов и детей в восточных и славянских цивилизациях содержание социального наследования
12
См.: Мид Д. Культура межпоколенных отношений. М., 1979.
118
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
включает гораздо больший объем социально-этической составляющей по сравнению с современной Западной цивилизацией.
Способствует подобной направленности развития мирового процесса такое определяющее свойство современного информационного общества как гипервизуальность. Почти незаметно рекламные и иного рода информационные продукты делают упор на формирование образных рядов в сознании целевых аудиторий посредством их максимальной визуализации. Во-первых, объективный социально-психологический анализ визуализированных информационных продуктов убедительно свидетельствует о примитивной реконструкции его «творцами» предметной среды реального мира. Например, на какой низкий интеллектуальный уровень потребителей рекламного продукта рассчитано раздувание живота мужчины в троллейбусе до непомерных размеров, предлагающего средства предупреждения излишнего газообразования. Такого рода примитивная визуализация оправдана при обучении в начальной школе, но она рассчитана на восприятие взрослыми людьми, а, следовательно, ведет к незаметной интеллектуальной деградации огромных масс людей. Происходит это потому, что согласно психологии личности 80% информации, поступающей в мозг человека, проходит через глаза. Таким образом, вербальные или, что еще «хуже» текстовые сообщения не достигают, согласно убеждениям маркетологов, требуемого, как правило, немедленного - «...звоните прямо сейчас!!!» - эффекта. И самое основное, продолжительное восприятие преимущественно визуальной информации интенсивно развивает короткую память и угнетает длинную. Таким образом, исподволь, и, казалось бы, незаметно формируется упрощенный стереотип мыследеятельности, исключающий, полностью или частично,
интеллектуальное усилие со стороны реципиента.
Однако префигуративный тип взаимодействия поколений предполагает передачу социального опыта, в том числе, и в текстовом и вербальном форматах. Вполне понятно, что чрезмерная визуализация среды способна нарушить нормальный процесс трансляции социального опыта. Повсеместный социально-педагогический ущерб от засилья визуальных информационных продуктов заключается в нездоровой тяге подрастающего поколения к видеоиграм и откровенном презрении к текстовым информационным структурам. Попытку заменить тексты аудиокнигами пока нельзя назвать успешной. Постепенное «вымывание» из сознания учащейся и студенческой молодежи традиционного духовно-нравственного наследия предков ведет к формированию поколения прагматичных циников, ориентированных исключительно на добывание и использование социо-техно-функциональной информации, способствующей повышению личностной эффективности, зачастую вне правовых и моральных барьеров. Существует неразрывная связь способа и характера взаимодействия между поколениями и организационно-педагогической формой образовательной деятельности социального организма.
Список литературы
1. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - М.: Просвещение, 1967. - 249 с.
2. Астафьева Н.С. Информационные стратегии формирования политического сознания (социально-философский анализ): автореф. дисс... канд. филос. наук / Астафьева Нонна Сергеевна -Тверь. - 2012. - С. 7.
3. Философская теория ценностей. - Сборник трудов по общ. ред. Митропольского Д. П. - СПб: Петрополис, 1997. - С. 163.
4. Проблемы становления новой парадигмы интеллигенции // Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход. - Сборник трудов под ред. Кололапова
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
119
Р.И. - Иваново, 2000. - С. 20.
5. Кобрин А.К. Общественные движения во второй половине 20 века // http://www.pedsovet.org.
6. Колоколова Е.О. Кооперация в структуре взаимодействий и связей социосистем: автореферат дисс... канд. филос. наук / Колоколова Е.О. - Саранск, 2012. - С. 16.
7. Бандурин А.П. Социальная регуляция: Рациональное и иррациональное: дисс... д-ра филос. наук. - Ростов н/Дону. - 2005. - С. 169.
8. Яндараева И.С. Конструирование воображаемых сообществ в структурах социальной памяти: автореферат дис... канд. филос. наук. - Ижевск, 2012. - С. 169.
9. Горина А.В. Философско-антропологическая экспертиза как социокультурная технология: дисс... канд. филос. наук / А.В. Горина. - Омск, 2012. - С. 57.
10. Молодежные субкультуры: http://www.Alt-Sektor.net/subkultury.htmI/
11. Мид Д. Культура межпоколенных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 362 с.
CIVIL ACTIVITY IN STRATEGY OF ACCULTURATION AND SOCIALIZATION OF GENERATIONS
N.U. Yarychev
Chechen state university e-mail: [email protected]
In work an attempt to state civil activity is made as social process, in system of acculturation of modern society and process of socialization of generations. In work it is noted that the repertoire of types of social interaction within modern world society - an intergenerational human community - includes both intersubjektivny, and mass communication.
Keywords: civil activity, acculturation, socialization, generations, dialogue.