112
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
УДК 316.346.3
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЯ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Н.У. Ярычев
Чеченский государственный университет e-mail: [email protected]
В настоящей статье рассматриваются различные подходы к проблеме межпоколенческой преемственности, при этом основной упор делается на ее социологическое и психологическое измерение.
Ключевые слова: поколение, общество, преемственность, социологическое и психологическое измерение
Рассматривая сущностные характеристики философского феномена преемственности, М. Мамардашвили указывал на актуальную - «здесь и сейчас» -мыследеятельность как универсальный механизм функционирования социальной памяти: «Мы живы в том акте, который выполняем сейчас, если держим живыми, своих предшественников. Бессмертие личности в мысли. А элементами такого предпосылочного отношения, предпосылочной связности являются, конечно, такие вещи как, например, любовь и память»1. Детерминирующе-историческая ментальная сущность преемственности согласно М. Мамардашвили состоит в том, что предметом передачи на очно-заочном межиндивидном уровне (обдумывание вчерашней беседы с отцом или осмысление мудрых сентенций Конфуция) являются значимые, в силу единства человеческих сущностных сил, качественно определенные мыслеформы. Подобный дискурс позволил выдающемуся грузинскому мыслителю ввести в философию понятие так называемой предшествующий связности, которая позволяет актуализировать социально-практическую проблему «далекого и близкого» в общественном сознании и мировой культуре.
Представляется, что адекватное социально-практическое решение означенной проблемы могло бы стать методологическим фундаментом решения сложнейших вопросов внутри-, меж- и транспоколенческого взаимодействия его индивидуальных и коллективных субъектов. В рассматриваемом контексте речь идет об изменении дистанции между гуманистическими полюсами социального «далекого» и «близкого». Задача поистине глобального гуманистического масштаба заключается в концептуальном конструировании модели социального проекта, в ходе которого стандарты и социально-этические стереотипы, общепринятые в узком кругу «близких», можно было экстраполировать на порядок социального взаимодействия с анонимными «далекими». Попросту говоря, необходимы позитивные моральные стереотипы внутри-, меж- и транспоколенческого взаимодействия между кровными родственниками и эмоционально-близкими «симпатиками» распространить на
хМамардашвили М. Как я понимаю философию / 2-ое изд., изм. и доп. Сост. и общая ред. Ю.П. Сенокосова. М.,1992. С. 59.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
113
незнакомых современников, отстоящих от нас на разных социальных расстояниях. Имеются в виду современники, входящие в близкие, средние и дальние территориальные общности «родных» этнонациональных общностей и аналогичных государственных образований мирового сообщества. В данном отношении в воспитательной архаике бывшего социализма была хорошая традиция переписки между школьниками разных стран.
В динамической структуре исторического процесса М.М. Бахтин особый акцент делал на его инновационном компоненте, являвшимся безусловной предпосылочной основой для разворачивания социального настоящего.
Рассматривая глубинные философско-методологические основы преемственности как таковой, Г.Г. Юлдашева обращает внимание на закон отрицания отрицания, указывая на его хрестоматийную сущность, заключающуюся в сохранении в развивающемся «новом» жизненно важном составляющем «старого». Действительно необходимо принять как универсальную онтологическую данность -динамическая преемственность является неотъемлемым атрибутом, имманентным объективной реальности, благодаря исторической стреле времени, мчащейся как черепаха от прошлого к будущему с кратковременными остановками в настоящем, но успевающей при этом изживать миллиарды земных и световых лет.
Раскрытию методологической сути философской категории преемственности посвящена работа В.Г. Рубанова «Понятие «преемственность» и его социальное измерение». Данным исследователем отмечается фундаментальный характер сущего и имманентный ему феномен преемственности: «Преемственная связь обеспечивает конкретно всеобщую основу развития, выступая важнейшим фактором
самодетерминации процесса. Понятие «преемственность» выражает способ перехода к новому состоянию»2.
Одним из современных исследователей, посвятивших свои труды проблеме социальной преемственности, является Г.И. Исхакова. Аргументируя обращение к данному проблемному пространству, данный автор совершенно безосновательно выдвигает тезис о якобы сформировавшемся единстве актуальных задач, которые предстоит решать современному человечеству. Упомянутое выше «единство задач» может быть только абстрактно-универсальным смысловым конструктом, произвольно приписываемым и человечеству и мировому сообществу, включающего человеческие общности различного масштаба и уровня социальной интеграции. Пожалуй, не требует доказательств тезис относительно дифференциально-критериального многообразия землян. Лучшим аргументом в пользу данного утверждения являются глобальные проблемы человечества, в решении которых до сих пор даже не сформированы адекватные концептуальные версии. Когда данный автор указывает на необходимость обретения человечеством универсальной ценностной системы как однопорядковой с единомыслием относительно путей движения в неизбежное будущее, мы не можем согласиться с подобным линейно-плоскостным подходом к рассмотрению столь важных проблем современного мирового социального процесса. Представляется, что отсутствие у мирового сообщества стратегического
перспективного плана как раз и является следствием ценностно-нормативного хаоса, в который погружены и люди разных поколений и коллективные субъекты глобальноцивилизационного взаимодействия. Г.И. Исхакова следующим образом определяет сущностные параметры фундаментальной ценностной системы современного человечества: «Сохранение жизни человеческого рода, обеспечение свободного
2 Рубанов В.Г. Понятие «преемственность» и его социальное измерение. М., 2004. С. 138.
114
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
самосовершенствования личности, развитие мира культуры, немыслимое без Истины, Красоты и Добра»3 4.
Такого рода подход к формированию универсальной ценностной системы мы считаем волюнтаристским. Полагаем, что пресловутые и в достаточной мере дискредитировавшие себя общечеловеческие ценности, продолжают оставаться всего лишь одним из феноменов ментального пространства социума в силу того, что их содержательно-смысловое наполнение осуществляется преимущественно
выдающимися субъектами социогуманитарного знания. Вышеозначенная
универсальная ценностная система может быть сформирована посредством обобщения духовно-нравственных приоритетов всех этнонациональных общностей планеты Земля. Пожалуй, это самая важная задача, стоящая перед мировым сообществом и какой бы эфемерной она не казалась прагматичным циникам, из которых преимущественно формируются мелькающие перед глазами народов политические элиты, без ее решения позитивная преемственность поколений не может быть обеспечена. Тем не менее, в работе «Социальная преемственность: сущность и основные формы» Г.И. Исхаковой предпринята достаточно удачная попытка комплексного подхода к определению социальной преемственности как к социально-философскому феномену. Данным автором определены динамические характеристики социальной преемственности как структуированного процесса, представлена его типологическая классификация, а также вычленены мемореальная, трансляционная, наследственная, интегральная, коммуникативная,
воспроизводственная функции. Относительно современного этапа социальной преемственности данным автором по существу фиксируется разрыв, поскольку передача опыта от старших поколений младшим сведена до минимума. Инновационная составляющая социального наследования, превалирующая над константно-традиционной в условиях построения «гибридного капитализма», является преимущественно негативной, хотя в процессе стабильной социальной преемственности именно ее обновляющаяся часть обеспечивает прогрессивные изменения в социуме. Г. И. Исхакова определяет социальную преемственность как расширенное динамичное воспроизводство порядков, институтов, процессов, а также тезауруса социальных технологий индивидуальной жизнедеятельности: «Социальная преемственность - воспроизведение в смене кратко живущих поколений определенных характеристик, навыков, умений, ориентиров» .
Вполне справедливо данный автор указывает на семью и образовательную деятельность как основные институты социальной преемственности, не раскрывая, впрочем, в должной мере их сущностные характеристики. Вполне оправданным считаем мнение рассматриваемого автора относительно консервативности образовательной деятельности, обуславливающей неспособность последней в целенаправленной передаче социального опыта от старших поколений младшим. При таком положении образование как социальный институт, предназначенный для трансляции социального опыта, превращается в мощный дезинтеграционный фактор, тормозящий социальный прогресс Основная причина столь плачевного состояния одного из важнейших механизмов социальной преемственности заключается в не динамичности форм и методов образовательной деятельности. Именно в связи с этим все организационные структуры системы образования не готовят подрастающее поколение к будущей жизни, а преимущественно информируют учащуюся и
3 Исхакова Г.И. Социальная преемственность: сущность и основные формы. Уфа, 2012. С. 91.
4 Там же, с. 89.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
115
студенческую молодежь о событиях прошлого и перегружают их память знаниями, на 99% не реализующимися в социальной деятельности. Естественно, что в таких условиях семья как социальный институт претерпевает деструктивные изменения, причиной которых становятся, в том числе и представленные выше параметрические характеристики образовательной деятельности. Таким образом, в силу того, что семья и образование как основные институты социализации не выполняют в должной мере свои функции, качественная результирующая процесса социального наследования неизменно оказывается дезинтеграционной, а, следовательно - не эффективной. Либо подобный «тихий ужас» формируется эволюционно и передается от одних поколений бюрократических элит другим бессознательно, либо это целенаправленная стратегия власти, являющаяся в таком случае по существу коллективным заговором Власти против Народа.
Уточняя понятийно-категориальный аппарат межпоколенного проблемного поля, Д.В. Лезгина феномен преемственности связывает с понятием отношений между поколениями, полагая, что объем понятия второго больше первого и потому оное в эпистемологическом плане представляется его частным случаем. Мы целиком и полностью разделяем констатацию данного автора относительно того, что понятие поколение является категорией философии истории. С нашей стороны находим нужным отметить, что зачастую исследователи распыляют свои научные интересы в различных социально-антропологических составляющих межпоколенческого
проблемного поля. В связи с этим действительно крупномасштабных
методологических социально-философских и философско-исторических
отечественных работ по означенной проблеме ничтожно мало. Счастливым исключением из данного унылого ряда является исследование Д.В. Лезгиной «Проблема преемственности в западноевропейской философии», целью которого избрана теоретическая реконструкция универсального механизма межпоколенческой преемственности.
В результате осуществленного исследования данный автор четко
разграничивает философско-историческое и культурологическое понимание
социальной преемственности, вполне справедливо относя к последнему: «Преемственность поколений в области духовной культуры в качестве передачи и освоения социальных и культурных ценностей (идеалов, норм, критериев оценки, традиций, нравов, обычаев, стереотипов и пр.)»5.
Одной из идеологических констант преемственности поколений, как полагает А.Н. Каньшин, является патриотизм. Безусловно, рассмотрение феномена патриотизма не могло обойтись без обращения к теме Великой Отечественной войны. Достаточно спорным и надуманным в связи с этим является тезис данного автора относительно того, что патриотизм как определенная качественная направленность общественного сознания и социального поведения индивидов может выступать основой национального согласия. Дело в том, что данный автор противоречит сам себе, поскольку вполне справедливо констатировал ранее, что достижение духовного единства российского общества невозможно при наличии 30 миллионов бедняков. Умозрительная рецептура лечения всех болезней общества универсальным лекарством патриотизма не имеет под собой ни идейно-теоретического, ни социально-практического основания. В то же время автор прав, когда призывает к всемерному укреплению духовно-нравственного потенциала общества, которое в свою очередь может повысить уровень доверия народных масс к органам социального
5 Лезгина Д.В. Проблема преемственности поколений. СПб. 2004. С. 45.
116
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
руководства и административного управления. Закономерным в данной связи является рассуждение А.Н. Каньшина относительно функций и роли идеологии в социально политическом взаимодействии.
Исследователь из Северного Кавказа В.Д. Дамбаева в цивилизационном измерении напрямую связывает оптимальность межпоколенческой преемственности с будущим всего человечества. Закономерным и вполне обоснованным в данном контексте является особое внимание общества и органов социального руководства к конструированию методологических основ и оптимальных социально-педагогических механизмов социализации подрастающих поколений. Убедительной иллюстрацией данного утверждения может служить механизм внутрисемейного межпоколенческого взаимодействия в современном Китае. Отсутствие системы пенсионного обеспечения в Китае может восприниматься людьми иных этнокультур неоднозначно. С одной стороны данное положение можно интерпретировать как негуманный сегмент социально-экономического устройства, а с другой как свидетельство эффективного межпоколенческого внутрисемейного взаимодействия, при котором семейный коллектив избирает одного из детей в качестве объекта, безусловно, успешной социализации, обеспечивающей карьерный рост и экономическую успешность в зрелом возрасте. Таким образом, обеспечивается взаимная забота старших о молодом поколении и возмужавшего молодого поколения о представителях стареющих поколений семьи. В общем и целом резюмируя данную межпоколенческую трансмиссию в китайском социальном организме, остается всего лишь подчеркнуть, что данный механизм - не социальное изобретение последних десятилетий, а является живым олицетворением устойчиво-воспроизводящихся на протяжении нескольких тысячелетий традиций взаимодействия младших и старших в семейных коллективах в соответствии с социально-этическим учением великого мудреца Конфуция. «В то же время, сформировавшаяся в последние десятилетия стихийно-деструктивная система социального наследования в современной России, как считает В.Д. Дамбаева, приводит к все более углубляющемуся разрыву между поколениями»6. В действительности речь идет не об абсолютном исчезновении процессов межпоколенческой трансмиссии, а об их социально-негативном характере и неконструктивной направленности.
Критический обзор результатов социологического исследования, проведенного С.П. Иваненковым и А.Ж. Кусжановой, посвященного изучению социальноэтического самосознания молодежи Оренбуржья, позволил выявить ее
доминирующие ценностные тенденции и предпочтения. Так, оказалось, что в условиях экономического кризиса и концентрирования деятельностного потенциала граждан преимущественно на проблемах элементарного жизнеобеспечения, доминирующей социальной ценностью, становится семейный коллектив, а проблемы страны отходят на периферию аксиосферы молодых.
Представляется, что исламские народы Северного Кавказа в большей мере склоны к описанному выше типу социального взаимодействия. Более того, имеет право на существование предположение, согласно которому некоторая деформация процессов социального наследования у мусульманских народов России могла быть обусловлена деструктивным влиянием коммунистической идеологии и социалистического образа жизни. Духовно-нравственный компонент, в общем, в социальной и в частности - в межпоколенческой преемственности является её
6 Дамбаева В.Д. Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса. Алма-Ата, 1983. С. 67.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
117
имманентным атрибутом. М.Р. Рамазанов выдвигает следующее видение аксиосферической гармонизации социального взаимодействия в полиэтнических человеческих общностях: «В условиях глобализации общество нуждается в
плюралистически-коммуникативной ценностно-нормативной парадигме, которая ориентирует людей на общение и сотрудничество в поликультурном социальном пространстве»7. Мы, напротив, считаем необходимым на основе задействования гуманистического концептуального фонда человечества выработку совокупным интеллектом мирового сообщества универсальной ценностно-нормативной системы. Необходимость подобного, поистине глобального по социальной значимости смыслового конструкта диктуется суровыми вызовами современного мирового процесса. Мировая событийная волна последних двух десятилетий представляет убедительный исторический материал для поиска универсальных общеобязательных для всех без исключения общностей социально-этических констант. На общеизвестные глобальные проблемы человечества нарастающим итогом, сформировавшимся во второй половине 20 века, накладывается глобальный экологический кризис, связанный с потеплением климата на планете.
Весьма оригинальной социально-исторической предметной областью, в рамках которой осуществляется социально-политический анализ преемственности
поколений, И.И. Кальным, избрана встреча И. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля. Руководители стран - победительниц в изнурительной Второй Мировой войне, унесшей 50 миллионов жизней, помимо решения сугубо текущих организационных вопросов, сделали попытку напряженно смотреться в неопределенное будущее мирового сообщества. В русле недемократичных социально-политических традиций, которые во многом и привели ко Второй Мировой войне, встреча прошла без присутствия хотя бы полномочных представителей руководителей побежденных стран - Японии, Италии, Германии. Попутно имеет смысл отметить, что все три участника Ялтинской Конференции 1945 года несут свою долю ответственности за ее развязывание. Однако в силу того же пресловутого недемократичного способа внутрипоколенческого взаимодействия элит в высших эшелонах власти на мировом политическом Олимпе ни один из них не покаялся в своих грехах хотя бы перед светлой памятью всех павших на полях битв. Понятно, что такое состояние мирового социально-политического порядка возможно только тогда, когда утерян Страх Божий.
Не существует надгосударственного, надличностного авторитета,
универсального общезначимого смыслового конструкта, интегрального социальноэтического абсолюта, в соответствие с которым можно было бы сверять каждый свой шаг на этой земле каждому землянину независимо от его социального, политического, экономического статуса. Подспудно осознавая данную потребность, грешные сыны своего мерзопакостного времени ощущали необходимость в некоей надгосударственной структуре, предназначенной для регламентации и регулирования межстранового взаимодействия в глобальном масштабе. Именно поэтому была создана ООН как прототип Лиги Наций, попытка создания которой была сделана ещё после Первой Мировой войны. Естественно, что подобного рода, якобы, мощная организационная структура должна была руководствоваться определенной нормативно-правовой базой, которой и стала Всеобщая Декларация Прав Человека. В своем выступлении на Ялтинской конференции президент США Ф. Рузвельт выразил
7 Рамазанов М.Р. Проблема духовно-нравственной преемственности поколений в условиях трансформации общества. Махачкала, 2007. С. 113.
118
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
надежду, что победой в данной войне обеспечивается мир на ближайшие 50 лет. Он был искренне уверен, что будущее человечества будет справедливым и счастливым.
Рассматривая эпистемологическую структуру преемственности,
Р.А. Ахметьянова фиксирует хрестоматийную истину, заключающуюся в том, что содержание наследуемой молодым поколением аксиосферы является примерно идентичным и для старших поколений, однако основные различия заключаются в выборе инструментальных ценностей, применяемых для их реализации. Данный автор утверждает, что это является основной причиной дисфункции трансмиссии духовно-нравственной составляющей межпоколенной преемственности. Славянской цивилизации испокон веков был присущ коллективистический менталитет, дух взаимопомощи и поддержки. Широкое распространение в славянском
социокультурном пространстве получали традиции межпоколенческих трансфертов различного содержания. Особо ценным в данной связи является исключительно большая роль общественного мнения в локальных славянских территориальных общинах, выполнявших роль морального цензора и ценностно-нормативного регулятора, механизма межличностных отношений внутри-межпоколенческого взаимодействия. В данной связи Р.А. Ахметьянова онтологически обосновано и гносеологически корректно фиксирует сущность аксиологического конфликта в современном российском обществе: «Основной разрыв между ценностями старших и младших поколений вызван сломом коллективистско-патерналистского типа сознания
и распространением в современной молодежной среде модели индивидуалистского
8
утилитарного сознания западного типа» .
Анализируя результаты социологического исследования, проведенного под собственным руководством, Р. А. Ахметьяновна приводит следующие данные, характеризующие современную межпоколенную социальную антологию: «К
потерянному поколению отнесли молодежь 16,2% респондентов старше 50 лет, 24,6% считают, что... большинство сегодняшней молодежи состоит из наркоманов, преступников, «трудных подростков», 42% считают, что у молодежи потеряно национальное самосознание.., 53,3% считают молодое поколение потерянным, ввиду невозможности нормального трудоустройства и.»8 9. Мы разделяем необходимость задействования, выдвинутых в работе Р.А. Ахметьяновой «Особенности преемственности поколений в условиях трансформации российского общества» предложений относительно необходимости задействования синергийного организационного механизма, предназначенного для нормализации преемственности поколений, предусматривающего совокупное задействование фрагментов
соответствующих отраслей социогуманитарного знания, органов социального управления и элиты гражданского общества. Основные направления приложения усилий в данном крупномасштабном социальном проекте - радикальное преобразование социально-педагогической деятельности, интенсификации
задействования этнокультурных традиций и социальной памяти в целом.
Нормальный процесс межпоколенного взаимодействия в современной России, как полагает Н. Хвыля-Олинтер, осложняется одновременной представленностью в социуме трех поколений, смысловыми маркерами которых являются СССР - СНГ -Россия. Анализ социологических исследований, ориентированных на выявление специфического внутри-и межпоколенческого поля, позволил Н. Хвыле-Олинтер
8 Ахметьянова Р.А. Особенности преемственности поколений в условиях трансформации российского общества. Уфа, 2012. С. 62.
9 Там же, с. 94.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
119
сделать обоснованный вывод относительно необходимости обретения Российской Федерацией общенациональной идеи: «Должна быть идея, идеология, теория и прикладная программа. Наш долг мы видим в том, чтобы предложить стране альтернативу, новую модель развития. Без наличия ценностно-обоснованной центральной идеи любые меры экономического, политического, социального характера будут подобны узорам на прибрежном песке - набежит новая волна (моды, либерального лобби, космополитизма и т.п.) и все усилия окажутся напрасными»10 *.
По существу, в условиях ценностно-нормативного хаоса уже более двух десятков лет господствующего в российском социокультурном пространстве, особую значимость приобретает необходимость продуцирования оригинальной ценностносмысловой доминанты, которая в обязательном порядке должна в большей или меньшей мере разделяться социологически значимыми контингентами межгенерационной трехпоколенной общности. В полиэтническом и
многоконфессиональном социальном организме современной России общенациональная идея призвана служить мощным несущим каркасом, способным обеспечивать как оптимальную преемственность поколений, так и эффективное внутри- и межпоколенческое взаимодействие. Мы убеждены, что только после того как в России появится общенациональная идея, сразу же должен стать вопрос концептуального конструирования официальной государственной идеологии. К сожалению, более детальное методологическое и социально-технологическое обоснование концептов «общенациональная идея» и «государственная идеология» не входят в задачи настоящего исследования. Однако мы планируем заняться этими, безусловно, весьма важными теоретическими и социально-практическими
проблемами в наших последующих работах. Из многообразной и интеллектуальной динамики, посвященной проблемам общенациональной идеи и государственной идеологии как сущностных смысловых структур, необходимых и достаточных для формирования оптимального механизма внутри-и межпоколенного взаимодействия, представляется уместным выделить показательный в данном отношении Центр научной политической мысли и идеологии. Данная организация является одной из немногих, ставящих перед собой благородную задачу определения национальной идеологии России.
Как бы не протекал процесс социального взаимодействия между покоениями, на наш взгляд, необходимо поступательное развитие социальной иерархии общества, которая служит его динамичному развитию «Одним из условий стабильности социальной иерархии является так называемая ассиметричность взаимодействия, обусловленная разноуровневыми статусно-ролевыми комплексами социальных субъектов. Залогом устойчивости социального организма при подобном подходе становится присвоение эволюционно сформировавшегося порядка доминирования и подчинения между его индивидуальными и коллективными субъектами»11.
В контексте совершенствования механизмов социального наследования в данной связи четко обозначается проблема существенного увеличения объема мыследеятельности в структуре индивидуальной экзистенции в плане ее включения в совместно-общее со значимыми предками ментальное пространство. Интенсивный темп социальных изменений, характерный для «эпохи перемен» обусловил
10 Хвыля-Олинтер Н. Преемственность поколений. URL: http://www.politobzor.net/26312-rossiyskiy-fenomen-preemstvennosti-pokoleniy-v- (дата обращения: 26.11.2015).
Ярычев Н.У. Межпоколенческое взаимодействие как социальный процесс // Фундаментальные исследования. 2015. №2-4. С. 885.
120
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
необходимость продуцирования оригинального опыта и старшими, и младшими, и средними поколениями оригинального опыта и оригинальных технологий адаптации к суровым социальным реалиям. Представляется, что социально-этический ресурс социального наследования, несмотря на объективные дезинтеграционные процессы последних двух «капиталистических» десятилетий остается достаточно высоким.
Список литературы
1. Ахметьянова Р.А. Особенности преемственности поколений в условиях трансформации российского общества. - Уфа, 2012.
2. Дамбаева В.Д. Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса. - Алма-Ата, 1983.
3. Исхакова Г.И. Социальная преемственность: сущность и основные формы. - Уфа, 2012.
4. Лезгина Д.В. Проблема преемственности поколений. - СПб. - 2004.
5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию / 2-ое издание, измененное и дополненное. Составление и общая редакция Ю.П. Сенокосова. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура» 1992.
6. Рамазанов М.Р. Проблема духовно-нравственной преемственности поколений в условиях трансформации общества. - Махачкала, 2007.
7. Рубанов В.Г. Понятие «преемственность» и его социальное измерение. - М., 2004.
8. Хвыля-Олинтер Н. Преемственность поколений. URL: http://www.politobzor.net/26312-rossiyskiy-fenomen-preemstvennosti-pokoleniy-v- (дата обращения: 26.11.2015).
9. Ярычев Н.У. Межпоколенческое взаимодействие как социальный процесс // Фундаментальные исследования. 2015. №2-4. С. 884-890.
SOCIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL MEASUREMENTS OF INTERGENERATIONAL CONTINUITY
N. U. Yarychev
Chechen state university e-mail: [email protected]
In the present article various approaches to a problem of intergenerational continuity are considered, thus is focused on its sociological and psychological measurement.
Keywords: generation, society, continuity, sociological and psychological measurement.