Научная статья на тему 'Социализация как социально-педагогический феномен'

Социализация как социально-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЦА С СОЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОТЛИЧИЯМИ / ПОЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / SOCIAL AND PROFESSIONAL SUBJECTIVITY / SOCIALIZATION / RESOCIALIZATION / PERSONS WITH SOCIAL AND FUNCTIONAL DIFFERENCES / FIELD OF EDUCATIONAL INTERACTION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Т. Е., Мальцев С. Н.

В статье раскрываются особенности социализации в современном обществе, показана роль высшего образования в процессах реабилитации, ресоциализации и адаптации лиц с социально-функциональными отличиями, расширение функций инклюзии, значимость процесса формирования социально-профессиональной субъектности.The article reveals the features of socialization in modern society, shows the role of higher education in the processes of rehabilitation, re-socialization and adaptation of persons with social and functional differences, the expansion of the functions of inclusion, the importance of the process of formation of social and professional subjectivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация как социально-педагогический феномен»

НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 1. С. 63-70.

УДК 378.01(075.8)+159.937

DOI: 10.24147/2410-6364.2020.1.63-70

Т. Е. Мальцева, С. Н. Мальцев

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье раскрываются особенности социализации в современном обществе, показана роль высшего образования в процессах реабилитации, ресоциализации и адаптации лиц с социально-функциональными отличиями, расширение функций инклюзии, значимость процесса формирования социально-профессиональной субъектности.

Ключевые слова: инклюзивное образование; социально-профессиональная субъектность; социализация; адаптация; ресоциализация; лица с социально-функциональными отличиями; поле образовательного взаимодействия.

T. Е. Maltseva, S. N. Maltsev

SOCIALIZATION AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article reveals the features of socialization in modern society, shows the role of higher education in the processes of rehabilitation, re-socialization and adaptation of persons with social and functional differences, the expansion of the functions of inclusion, the importance of the process of formation of social and professional subjectivity.

Keywords: inclusive education; social and professional subjectivity; socialization, adaptation; reso-cialization; persons with social and functional differences; field of educational interaction.

Бездушность, безэмоциональность, отсутствие ценностных ориентиров, усиление отрицательного влияния импринтинга (запе-чатления наиболее важных эмоциональных явлений, лежащих в основе рефлективной реакции, восприятия обстоятельств на протяжении всей жизни) в процессе социализации, замкнутость, компьютерная зависимость, предпочтение всего виртуального: общения, дружбы, любви - это те устрашающие прогнозы, которые звучат с экранов телевизоров, из уст психологов, характеризующих современное общество.

Официальная статистика пестрит неутешительными данными относительно процессов адаптации, реабилитации и ресоциализа-ции лиц с социально-функциональными отличиями (далее с СФО), к примеру, находящихся в местах лишения свободы. Это 34 тыс. человек, 70 % из которых молодые люди в возрасте от 18 до 39 лет. 2-3 тыс. ежегодно освобождающихся после отбывания наказа-

© Мальцева Т. Е., Мальцев С. Н., 2020

ния в тюрьмах еще больше жизненных трудностей имеют на свободе. Слабое здоровье, отсутствие жилья, прописки, родственников, желающих помочь, средств к существованию, отказ работодателей в трудоустройстве - это те основные проблемы, с которыми сталкиваются осужденные, выходя на свободу.

Именно эти трудности 4-х человек из 10 снова толкают на совершение преступлений.

Не лучше обстоят дела и у инвалидов. Несмотря на выделение государством огромных средств на профилактику инвалидности, с начала 2019 года зарегистрировано 11 947 млн. человек, получивших инвалидность, что составляет 8,1 % от общей численности населения. Многие из них, внезапно утратившие работоспособность, нуждаются в адаптации к новым условиям жизни, переучиванию или перепрофилированию в профессиональной деятельности.

Социализация - это прежде всего воспитание личности общественной системой

региональных традиций, устоев морали, нравственности, привычек и других особенностей (Э. Дюркгейм). Показательным в этом плане является положение пожилых людей. К примеру, в России продолжает работать каждый пятый пенсионер, в Санкт-Петербурге ищут работу 8,3 % от общего числа людей, достигших пенсионного возраста, тогда как обратившихся в службу занятости в Кабардино-Балкарии 1,8 %, в Дагестане это около 0,6 %, а в Чечне всего 0,1 %.

На менталитет населения повлиять трудно, если не сказать - невозможно. Что же делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Как один из выходов - высшее инклюзивное образование для лиц с СФО, получившее более широкий смысл и содержание. Благодаря новым информационным технологиям стало доступным обучение пенсионеров, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, военнослужащих, находящихся в «горячих» точках, и всех тех, кто временно утратил мобильность.

Принимая на себя ответственность за социализацию в обществе людей с социально-функциональными отличиями, высшее образование переориентирует цели, акцентируя внимание на личности, ее социальной адаптации и коррекции, расширяет смысловую значимость инклюзии, частично берет на себя функции социальной работы, что, безусловно, определяет его особую значимость в обществе.

Принятие будущими специалистами с социально-функциональными отличиями социальной роли студентов еще не обеспечивает четкого пути, который непременно приведет их к новому социальному статусу и профессиональному успеху. Сделать эти стремления жизненными потребностями можно только в специально организованном инклюзивном поле формирования и развития их социально-профессиональной субъектности, которое направлено на то, чтобы эти потребности превращать в форму социально-профессиональных ролей и статусов. Происходит это потому, что в поле образовательного взаимодействия на основе убеждений и стремлений активизируется внутренняя мотивация, которая усиливает значение системы профессиональных потребностей, ценностных ориентаций и ожиданий, что побуждает к деятельности, которая в свою очередь формирует социально-профессиональную субъект-ность.

Социально-профессиональная субъект-ность - это бинарное функциональное образование, которое характеризуется особой социальной ролью и профессиональной активностью людей с функциональными отличиями в обществе и имеет в структуре личности глубокие психологические побуждения выполнять определенные профессиональные функции, обеспечивает достижение социально значимых профессиональных целей на основе субъектной деятельности, которая задается социально-профессиональными ценностями, нормами и образцами поведения.

Формирование социально-профессиональной субъектности у людей с функциональными отличиями будет способствовать как повышению собственной внутренней самооценки, так и создаст условия для их полноценной жизни в обществе, даст возможность двигаться по пути развития и самореализации. Кроме того, ограничения во взаимодействии людей с особыми потребностями, виктимизация тех, кто находится в местах лишения свободы в замкнуто-криминальном общении, и разрыв социально-профессиональных связей у пенсионеров, что приводит к потере их коммуникативно-делового взаимодействия и, как следствие, снижение общественно-полезной значимости, той же виктимности, требуют коррекции с целью развития интернальности, являющейся неотъемлемой составляющей социально-профессиональной субъектности и направляющей этих людей к участию в субъектных коррективных социальных, психологических и педагогических действиях, органично вплетающихся в образовательный процесс высшего учебного заведения.

Вполне очевидно, что повышение социального статуса людей с функциональными отличиями требует установления таких общественно-значимых отношений, которые дадут возможность восстановить их социально-профессиональную субъектность, которая сможет удовлетворить их наиболее значимые внутренние потребности, а самое главное -создаст условия для успешного функционирования в обществе, будет определяться повседневными действиями, станет безусловно обязательной. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, которые связаны не только с воспроизводством материальных благ, но и с личностным ростом, развитием своей социально-ролевой оценки и гражданской позиции и побуждает человека с

социально-функциональными отличиями налаживать, закреплять и поддерживать профессиональные отношения, а необходимость в социализации вынуждает государство поддерживать обучение таких людей. Нельзя не отметить, что система коррекционных возможностей социальной работы как нельзя лучше отражается в учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов с социально-функциональными отличиями, характеризуется специфическими видами их социальных связей.

Профессиональная деятельность будущих специалистов социальной сферы с учебно-функциональными отличиями должна быть направлена не на преодоление собственных проблем жизнедеятельности, а на достижение успеха, поскольку она является формой их социальной и познавательной активности, выражением стремлений к жизненному самоопределению и самоутверждению. Отметим, что самостоятельная работа в учебном процессе для студентов с социально-функциональными отличиями помогает им стать субъектами социально-профессиональной деятельности, занять в субъектном взаимодействии активную позицию, предпочитая формы обучения, которые являются не только средствами познания, но и самовыражения, дают возможность высказать свою точку зрения [1].

В перечень особенностей деятельности необходимо отнести:

• своеобразие целей и результатов в соответствии с категорией будущих специалистов социальной работы с учебно-функциональными отличиями (коррекция собственного поведения, подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, умениями, развитие личностных качеств);

• особый характер объекта изучения (научные знания относительно методов, методик и технологий социальной работы, информация о будущей профессии и тому подобное);

• деятельность студентов проходит в специально запланированных условиях (программы, сроки обучения);

• особые средства деятельности - оборудование, лабораторное оборудование, модели, компьютеры и т. д.;

• для деятельности студентов характерна интенсивность функционирования психики, высокое интеллектуальное напряжение. Довольно часто в процессе деятельности у бу-

дущих специалистов социальной сферы с учебно-функциональными отличиями появляется перегрузка (при сдаче зачетов, экзаменов, защите дипломных проектов и тому подобное) [2, с. 42-56].

Особенность и неоднозначность социальной функциональности данной категории людей вызывает определенные трудности в перестройке своих функциональных потребностей, ролей в образовательной среде высшего учебного заведения. Это, безусловно, требует создания особых инновационных условий обучения, воспитания, подбора соответствующих методов, технологий обучения, оборудования, подготовки педагогических кадров. Это вносит существенные изменения в среду высшего учебного заведения, которое берет на себя ответственность за формирование социально-профессиональной субъектно-сти будущих специалистов социальной сферы с учебно-функциональными отличиями, что создает ряд трудностей и существенно влияет на процесс, содержание и характер образовательного процесса.

Функциональные различия будущих специалистов социальной сферы по разным причинам заставили их затормозить свои профессиональные потребности в субъектной деятельности. Несмотря на то, что в основе формирования социально-профессиональной субъ-ектности этих людей лежат разные моральные и правовые векторы мировосприятия, механизм их воспроизводства реализуется в структуре их личностно-психологического становления, поэтому перед высшим учебным заведением встает проблема всесторонней помощи тем, кто в ней нуждается. Специфика такой помощи должна учитывать то, что в процессе обучения у будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями одновременно происходит усвоение профессиональных знаний, умений и навыков и практическое воспроизведение бесценного собственного опыта вхождения в поле развития социально-профессиональной субъектности.

Вузы, готовящие специалистов социальной сферы, направляют свои усилия на то, чтобы во время обучения в высшем учебном заведении студент с социально-функциональными отличиями непременно становился субъектом социальной работы, поскольку особым образом построенное учебно-воспитательное пространство формирования соци-

ально-профессиональной субъектности реально влияет на его судьбу, социальную защищенность, профессиональные навыки, мотивацию к социально-профессиональной субъектной деятельности.

Следовательно, своеобразие социально-профессиональной субъектности будущего специалиста социальной сферы с социально-функциональными отличиями заключается в том, что он одновременно является субъектом и учебной, и профессиональной деятельности, однако не в официально-профессиональной социальной роли, а в другой, учебной, игровой, исследовательской, коммуникативной, практической. Объектом учебной деятельности будущего специалиста социальной сферы с социально-функциональными отличиями является овладение профессиональными компетенциями, основанными на получаемой в ходе обучения научно-теоретической информации и освоения практической деятельности, объектом профессиональной деятельности - сформированная социально-профессиональная субъектность. Продуктами деятельности студентов могут быть не только устные, письменные, графические ответы онлайн, но и участие в практических мероприятиях: занятиях, семинарах, коллоквиумах, тренингах, направленных на усвоение коммуникативных, алгоритмических, технологических, методических профессиональных навыков.

Вполне очевидно, что у будущего специалиста социальной сферы с социально-функциональными отличиями как субъекта учебно-профессиональной деятельности есть своя собственная цель и способы ее достижения (объект деятельности), свои возможности и свой собственный бесценный для социальной работы опыт.

Изыскательское творчество, поиск новых подходов, педагогических технологий и форм социального взаимодействия - вот основные черты образовательного процесса по формированию социально-профессиональной субъ-ектности будущих специалистов с социально-функциональными отличиями. Одна из жиз-нетворческих задач высшего учебного заведения на всех этапах становления социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями - помочь им найти себя. При организации учебного процесса нужно понимать значимость и необхо-

димость субъект-субъектного взаимодействия в образовательном поле вуза, так как будущие специалисты социальной сферы с социально-функциональными отличиями никогда не развиваются в прямой зависимости от педагогического воздействия на них, а по своим законам, свойственным их психике - особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера, формирования общих и специфических способностей, физического здоровья, функциональных способностей, которые раскрываются, формируются и развиваются только в субъектном поле. Субъектное поле взаимодействия - это условие для социально-профессионального развития будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями, где рождаются субъекты учебно-профессиональной деятельности, становятся ими под влиянием внешних факторов и личностного роста [3; 4].

Высшее образование должно помочь будущему специалисту социальной сферы с социально-функциональными отличиями стать субъектом учебно-профессиональной деятельности, в основе которой лежит самодвижение, самоутверждение, самосовершенствование.

Успешная адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие формирования социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с учебно-функциональными отличиями [5, с. 23]. Эффективность обучения будущих специалистов социальной сферы с учебно-функциональными отличиями в среде обычного учебного заведения зависит от их успешной адаптации, которая, по мнению зарубежных психологов, опирается на индивидуальный социально-психологический подход со стороны педагогического коллектива (З. Фрейд, А. Адлер, Е. Эриксон, К. Хорни).

Говоря о развитии социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с учебно-функциональными отличиями как о сложившейся жизненно-функциональной потребности в самоусовершенствовании, с одной стороны, и о желании быть полезными другим, что выражается в профессиональной деятельности, - с другой, надо отметить бинарность этого процесса. Перспектива успешной профессиональной деятельности включает мотивационные механизмы развития нужных для этого качеств,

способностей, потребность в знаниях, качественных преобразованиях человека с социально-функциональными отличиями из объекта воздействия в субъект профессиональной деятельности, что приводит к принципиально новой позиции, качественно противоположному социальному статусу, выполняемой роли.

Итак, речь идет о социально-профессиональном развитии субъектности как определенной системной организации сознания, психики человека, включающей, по мнению Е. Ильина, как минимум, следующие компоненты, присущие человеку как личности, субъекту деятельности [6, с. 30]:

• образ мира;

• направленность, социально ориентированные мотивы;

• отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности;

• отношение к себе, особенности саморегуляции;

• интеллектуальные черты индивидуальности;

• эмоциональность, ее особенности и проявления;

• представление о своем месте в профессиональной общности;

• праксис профессионала: моторика; умения, навыки, действия, ориентированные на предметную область труда;

• умения, навыки, действия коммуникативные, социально-воздейственные;

• умения, навыки, действия саморегуляционные;

• гнозис профессионала: прием информации, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия, переработка информации и принятие решений, память, мышление, воображение, их профессиональная специфика;

• информированность, опыт и культура профессионала;

• психодинамика, интенсивность переживаний, быстрота их смены.

Поскольку будущие специалисты социальной сферы с социально-функциональными отличиями имеют внешние кризисные противоречия между существующим образом жизни и тем, который предусматривает субъектная профессиональная деятельность, на первый взгляд кажется, что, придя в учебную среду вуза, они сталкиваются с источником развития, но на самом деле это происходит

лишь тогда, когда это среда способствует ин-териоризации, превращению наружных потребностей во внутренние. Это порождает в самом человеке противоположные тенденции, которые вступают в борьбу между собой, становятся источником его активности, направленной на преодоление внутренних противоречий путем выработки новых способов поведения и становятся движущими силами развития психики человека как субъекта деятельности. Г. Костюк обращает внимание на такие основные личностные внутренние противоречия [7, с. 117]:

• различие между новыми потребностями, целями, стремлениями личности и достигнутым ею уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения;

• различие между новыми познавательными целями и имеющимися у учащихся способами действий;

• различие между достигнутым уровнем развития индивида и образом его жизни;

• различие между ожидаемым, желаемым будущим и настоящим.

Будущие специалисты с социально-функциональными отличиями, сталкиваясь с трудностями в учебе, подсознательно начинают искать пути их преодоления, что обостряет их кризисное состояние. Но образовательная среда вуза, направленная на развитие их социально-профессиональной субъектности, способствует преодолению этого кризисного состояния и становится путем сознательного самосовершенствования. Однако надо заметить, что это происходит тогда, когда в учебно-воспитательной среде обычного вуза создаются социально-педагогические условия для каждой категории таких людей, которые делают возможным овладение новыми способами действий, более совершенными операциями и приемами умственной деятельности, собственными неудовлетворенностями, вызванными противоречиями между новыми требованиями деятельности и несформиро-ванными умениями и навыками, постоянно возникающими в ходе учебной деятельности таких студентов [8; 9].

Социально-профессиональная субъект-ность будущего специалиста социальной сферы с социально-функциональными отличиями начинается с учебно-профессиональной субъектной деятельности, которой способствует практическая работа, направленная на осознание своей функциональной роли в профес-

сии, перестройку и переосмысление всей жизнедеятельности, которая характеризуется потребностью в необходимости профессионального и личностного развития, раскрывается как постепенное формирование профессионально значимых характеристик и новообразований, овладение профессиональными знаниями, технологиями, ролевыми функциями.

Развитие социально-профессиональной субъектности специалиста социальной сферы с социально-функциональными отличиями

происходит в целостной системе личного развития человека и является серьезным движущим механизмом революционной перестройки сознания из объекта социальной помощи, что порождает полную беспомощность, виктими-зацию (хронический внутренний страх) [10], в субъектность деятельности в профессиональной и личной жизни, порождающую интер-нальность (ответственность за свои поступки). Условия, обеспечивающие адаптацию, показаны на рис. 1.

Рис. 1. Обеспечение адаптации

Стимулируя общее развитие личности будущего специалиста с социально-функциональными отличиями, формирование социально-профессиональной субъектности имеет соответствующие стадии, которые характеризуются возрастными и индивидуальными качественными признаками общего развития человека. Учитывая то, что учебная социально-профессиональная субъектность данной категории студентов целиком связано с их функциональными отличиями (например, больные ДЦП ограничены в движениях; осужденные имеют ограниченное пространство свободного передвижения; пенсионеры из-за этических проблем вынуждены ограничить учебное пространство и т. п.), это требует создания особого поля субъектного развития, направленного на индивидуальные возможности и потребности исходя из этих ограничений.

Создание информационно-образовательной среды не оправдывает опасение ученых и специалистов о том, что это снизит эффект социализации всех граждан, а реабилитации, ресоциализации и адаптации - тех людей, для которых эти процессы жизненно необходимы.

Следовательно, когда речь идет об адаптации, повышении роли и статуса людей с социально-профессиональными отличиями, имеется в виду социально-профессиональное развитие субъектности как определенной системной организации сознания, психики человека, включающей, как минимум, следующие компоненты, присущие человеку как личности, субъекту деятельности: когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный, характеризующиеся профессиональной самоопределенностью, самоактуализацией, самоактивизацией и самореализацией. Функциональная модель выпускника как субъекта своей жизнедеятельности показана на рис. 2.

Таким образом, процесс социализации лиц с СФО продукт социально-педагогического взаимодействия, в котором формирование социально-профессиональной субъектно-сти будущих специалистов социальной работы с учебно-функциональными отличиями приближает к определению новых концептуальных подходов в инклюзии высшего образования.

Рис. 2. Выпускник как субъект жизнедеятельности

ЛИТЕРАТУРА

1. Рябенко В. Образование как средство развития личности. - URL: https://magref.ru/ obrazovanie-kak-sredstvo-razvitiya-lichnosti/2 018 (дата обращения: 15.12.2019).

2. Мальцева Т. Е. Социально-профессиональная субъектность как успешная адаптация будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями // Психология. Социология. Педагогика. -2015. - выпуск 4 (47) июль-август. - URL: http://www.psychology-sociology-pedagogy.c om/archive/2015/release-4(47) July-August/ (дата обращения: 15.12.2019 ).

3. Зеер Э. Ф., Попова О. С. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе / Эвальд Фридрихо-вич Зеер, Оксана Сергеевна Попова // Образование и наука. - 2015. - № 4 (123). -С. 88-97.

4. Вачков И.В. Полисубъективный подход к взаимодействию субъектов инклюзивной образовательной среды // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / ред. С. В. Алехина. - М. : Московский городской психолого - педагогический университет, 2013. - С. 84-96.

5. Калинина Н. В. Особенности адаптационных взаимодействий учащихся с инклюзивной образовательной средой // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9 (часть 9). - С. 2082-2086.

6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2004. - 154 с.

7. Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. К., 1989. - 608 с.

8. Михальчи Е. В. Моделирование социокультурной среды вуза для студентов с ОВЗ и инвалидностью // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - Вып. 1. - С. 354-360.

9. Вълова Т. Д., Марчева-Йошовска П. В. Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - 80 с. - (Серия «Научно-методическая библиотека»; вып. XI.). -С. 59-70.

10. Михальчи Е. В. Педагогическая коррекция виктимизации у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. - М. : Изд-во РУДН, 2014. -С. 613-620.

Информация о статье

Дата поступления 10 февраля 2020 Дата принятия в печать 6 марта 2020

Article info

Received February 10, 2020 Accepted March 6, 2020

Сведения об авторах

Мальцева Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодежью Луганского национального университета имени Владимира Даля (Луганск, ЛНР). E-mail: [email protected].

Мальцев Сергей Николаевич - выпускник кафедры социальной работы и организации работы с молодежью Луганского национального университета имени Владимира Даля (Луганск, ЛНР). E-mail:malcev_sergey_230289 @mail.ru.

Для цитирования

Мальцева Т. Е., Мальцев С. Н. Социализация как социально-педагогический феномен // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 1. С. 63-70. DOI: 10.24147/ 2410-6364.2020.1.63-70.

About authors

Maltseva Tatyana Еvgenyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Social Work and Organization of Work with youth, Luhansk National University named after Vladimir Dahl (Luhansk, Luhansk People's Republic). E-mail: [email protected].

Maltsev Sergey Nikolaevich - Graduate Department of Social Work and Organization of Work with youth, Luhansk National University named after Vladimir Dahl (Lugansk, Luhansk People's Republic). E-mail: malcev_sergey_230 [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citations

Maltseva T. E., Maltsev S. N. Socialization as a Socio-Pedagogical Phenomenon. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 1, pp. 63-70. DOI: 10.24147/2410-6364.20 20.1.63-70. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.