Научная статья на тему 'Основные направления социализации студенческой молодежи в системе образования'

Основные направления социализации студенческой молодежи в системе образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
140
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ. / STRATEGIC AND PRACTICAL DIRECTION OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

В статье анализируется междисциплинарный подход к объяснению феномена социализации. Раскрывается специфика и смысловая интерпретация содержания социализации студенческой молодежи в современных условиях. Охарактеризованы стратегическое и практическое направления процесса социализации студента в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The multidiscinlinary approach to the phenomenon of socialization explanation is under analysis in this article. The specific and semantic interpretation of the content of students socialization in the modern world is revealed. We characterize the strategic and operational directions of the socialization process in the educational system.

Текст научной работы на тему «Основные направления социализации студенческой молодежи в системе образования»

Л.Г. Пак* кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В современных реалиях функционирования профессиональной школы выдвигаются новые требования к подготовке будущих специалистов, ориентированных на овладение не только системой знаний, но и системой умений, позволяющих успешно осваивать социальную действительность. Формирование компетентного специалиста в области профессиональной деятельности, активное усвоение студентом социальных ценностей и норм общества, преобразование социального опыта в собственные установки, соответствующие новым социальным ролям, происходит в процессе социализации, важнейшим из факторов которой является система образования.

Социализация — это масштабный и полифункциональный процесс, который играет значительную роль в жизнедеятельности как общества, обеспечивающего сохранение, развитие социальной культуры, самовоспроизводство общественной жизни, так и личности, приобретающей качества, необходимые для жизнеосуществления в социуме.

Теория социализации относится к числу фундаментальных теорий становления и развития личности. Социализация содержит

Пак Любовь Геннадьевна, е-таИ:1уиЬоу-рак@таИ.ги.

многообразное понятийное смысловое поле, где основные аспекты ее рассмотрения имеют отношение к человеку, социальной жизни людей в социальной структуре общества, внутренним потребностям, устремлениям, мотивам самореализации личности в социуме и т.д. Исследователи социализацию трактуют как:

- процесс вхождения индивида в общество; она идет по двум взаимопереплетающимся направлениям: с одной стороны, включаясь в систему социальных отношений, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы; с другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры1;

- «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»2;

процесс превращения человека в члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками, осуществление прав и обязанностей в

о

разнообразных социальных взаимодействиях3.

Следовательно, в понятии «социализация» заложено определенное измерение — личность и социальная среда (коллектив, общество, другие люди). Сущность данного процесса определяется тем, что, по мнению авторов, стоит за этими отношениями. Социализация предполагает установление личностью отношений с социумом, имеющим конкретные формы и конкретные модификации. При этом специфика данного общества влияет на личность, отражается в ней, преломляясь через ее особенности.

1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. М., 2003.

2 Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. М., 2000.

3 Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Вып. 1/ Ред.-сост. Н.Б. Крылова. М., 1995.

Проведенный Н.Ф. Головановой анализ показывает, что сложилось несколько подходов к междисциплинарной характеристике социализации:

социологический, рассматривающий социализацию как трансляцию культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий стихийные взаимодействия и организованное влияние (воспитание и обучение);

- факторно-институционный, определяющий социализацию как совокупность действия факторов, институтов и агентов социализации;

интеракционистский, предлагающий в качестве важнейшей детерминанты социализации межличностное взаимодействие, общение;

- интраиндивидуальный, при котором социализация не исчерпывается адаптацией человека в социальной среде, а выступает в качестве творческой самоорганизации личности, преобразованиям себя, строится как деятельностная модель самовоспитания;

интериоризационный, представляющий социализацию как усвоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате которого у человека складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения'.

Разделяя мнение исследователя о многогранности процесса социального становления личности, мы считаем, что социализация студенческой молодежи должна рассматриваться как многоуровневый, динамический процесс, предусматривающий интериоризационный уровень (усвоение культурного опыта общества, социально значимых ценностей, норм, образцов поведения) и интраиндивидуальный уровень (активная роль субъекта, его право на

1 Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб., 1997.

самоопределение, самореализацию, саморазвитие) в контексте суммы системных влияний на личность социума, который формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему социокультурной спецификой.

Исследуя процесс социализации студенческой молодежи, важно обратить внимание на необходимость комплексного научного осмысления данной проблемы в системе профессионального образования. В отечественной социологии институт профессионального образования представляет собой социальный институт формирования личности будущего специалиста, имеющего высокий потенциал развертывания социальных и профессиональных характеристик, способного адаптироваться в условиях интенсивно развивающегося высокотехнологичного производства'.

В современных реалиях система профессионального образования органично вбирает в себя, с одной стороны, необходимые социализационные ресурсы (образовательный процесс, образовательные и воспитательные технологии, спектр отношений в рамках учебно-воспитательного процесса, характер нормативной организации социокультурной обстановки), с другой — внутренние силы самодвижения, саморазвития личности, обладающей определенной самодостаточностью в целесообразно-преобразовывающем взаимодействии с системой общественных отношений, результатом которого является согласование обоюдных требований и ожиданий, формирование упорядоченных, прогнозируемых связей. В каждой новой фазе социализации у студенческой молодежи происходит изменение соотношения общественных и личных интересов, установок, норм поведения и усвоение способностей для действия в изменяющемся социуме,

1 Морозова А.В. Профессиональная социализация студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования: Дисс. канд. социол. Наук. Тула, 2004.

становление новой системы социального контроля, которые согласовываются с конструктами действующего мира.

Отечественный социолог С.Г. Спасибенко считает, что для понимания сущности социализационных процессов необходимо использование, во-первых, антропосоциоферного подхода, согласно которому человек рассматривается как объект и субъект труда, общения, познания; во-вторых, анализа внутренних социально-духовно-энергетических сил человека как основных источников его индивидуализации, способности к адаптации, идентификации, самопониманию, самореализации'.

Процесс социализации призван корректировать процесс формирования социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия отдельных факторов либо нейтрализовать их, что позволяет в конечном счете повысить качество жизненного пространства молодежи, ее жизненный потенциал. Жизненные силы молодежи - категория социологического витализма, характеризующая способность молодых людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в исторически конкретном жизненном пространстве и в рамках взаимозависимости людей по поводу их жизненного пространства — первичных, базовых социальных отношений владения, пользования, распоряжения и распределения, присвоения, потребления, развертывающихся во всех основных сферах жизни общества: в экономике — по поводу собственности, в политике — по поводу власти, в социально-бытовой сфере — по поводу условий жизни в семье, микрогруппе, в социально-экологической сфере — по поводу воспроизводства экологических ресурсов региона проживания, в сфере духовно-культурной

1 Спасибенко С.Г. Социализация человека//Социально-гуманитарные знания, 2002, №5, с. 103.

деятельности — по поводу производства и потребления ценностей духовной культуры. На этой основе формируются системы функций, ролей, которые выполняет молодой человек с той или иной активностью, индивидуальной и социальной субъектностью. Развитость жизненных сил молодежи связывается и с мерой ее включенности как субъекта жизнеосуществления в существующие социальные отношения, с мерой ее субъектности в социокультурном развитии определенного типа на основе социального образования1.

Управление процессом социализации студенческой молодежи может стать достаточно эффективным, но для этого необходимы следующие условия:

• объективный учет особенностей предшествующего и современного состояния процессов воспитания, менталитета и поведенческих характеристик молодежи;

• своевременное блокирование и устранение факторов, тормозящих процесс социализации молодежи;

• наличие научно обоснованной государственной молодежной политики и эффективных механизмов ее реализации2.

Рассматривая профессиональное образование как целостную социальную подсистему общества, процесс социализации студенческой молодежи можно охарактеризовать исходя из бинарного подхода, указывающего на выделение двух автономных, но взаимообусловленных составляющих жизнеобеспечения бытия будущего специалиста: бытие в образовательном социуме, социальной среде, представленной результатами культурной деятельности предшествующих поколений (историко-культурная

1 Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью. М., 2006.

2 См.: Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ// Социально-политический журнал, 1998, №1, с. 153.

подсистема) и самобытие в ситуации включения индивидуализирующих аспектов человеческой жизнедеятельности (индивидуально-личностная подсистема). В первом случае наиболее значимой является способность усвоения и воспроизводство форм культуры, форм духовно-практического опыта человечества, всеобщих норм общественного общежития, определяющих моменты упорядоченности общественного целого. Во втором случае наиболее значимой является ценность индивидуально-личностного начала человека, саморегуляции и саморазвития, формирование социально значимых убеждений и установок, определяющие меру свободы индивида, его гуманности, духовности, жизнетворчества.

Диалоговое взаимоотношение индивидуально-личностной подсистемы с социопространством историко-культурной подсистемы вписывается в теории социального метаболизма - гармонизации отношений со средой (Ю.С. Песоцкий) и социального гомеостаза, согласно которым жизненно важной для системы является поддержание баланса равновесия во взаимодействии с окружающим социокультурным миром, в процессе которого личность приобретает свою индивидуальность и одновременно интернализует нормы данного общества. Условием успешной социализации студенческой молодежи является динамическое функциональное единство, где внешние требования социальной среды и внутренние потребности, индивидуально-смысловой аспект личностной стратегии поведения как бы уравновешены. Характер современного образования предполагает не только освоение студентом социально-ролевых связей и отношений социума, обладающих определенной спецификой в социальной структуре общества, но и преобразование, сотворение себя деятельного, самосозидающего.

Следовательно, социализация студенческой молодежи может быть рассмотрена в двух (условно названных) направлениях:

стратегическом, как внешне организованная социализирующая деятельность, включающая передачу информации, знаний и умений, социального и профессионального опыта, обусловленную наличествующим потенциалом возможностей (условия, средства, обстановка, профессиональный уровень педагога и т.п.), обеспечивающим удовлетворение образовательной потребности, исходя из особенностей культуры и этапов социализации личности;

практическом, как внутренняя деятельность субъекта в контексте потребности личностного становления, умения преломлять существующие общественные нормы, установки через собственный субъективный мир «Я» с направленностью на непрерывное профессиональное совершенствование.

Образовательная деятельность стратегического направления предполагает использование неограниченных ресурсов человечества в сфере образования, развитие качеств личности, обуславливающих жизнеспособность в обществе: освоение ценностей социального и духовного производства, социокультурную идентификацию с социально-культурным сообществом. В этом случае студент выступает как субъект общественных отношений.

Однако изучение научной литературы показывает, что стратегическое направление в образовании как особой части процесса социализации, происходящего в пространстве социокультурной сферы в целом, является не единственным и не ведущим в оценке общего состояния процесса социального становления будущего специалиста. Важную роль играет субъективный смысл профессионального образования, связанный со сферой само-

направленного формирования и развития личности, в которой процессы социализации приобретают упорядоченные формы, стандарты и ориентиры.

В связи с этим практическое направление социализации студенческой молодежи должно способствовать самоактуализации и саморазвитию студента, удовлетворению собственных образовательных потребностей и интересов, реализации индивидуализации, творчества. В этом случае студент выступает как субъект собственного миропреобразования и обновления.

Стратегическое и практическое направления социализации в образовательном процессе вуза обеспечивают «признание многомерного образа образовательной реальности и множества типов равносущностных отношений в образовательном процессе, а также множественности описаний и «точек зрения», отношений дополнительности и взаимодействия между ними» (Е.Л. Просмолова). Деятельностно-преобразовательный способ жизнедеятельности будущего специалиста обеспечивает сознательное освоение многообразия социальных статусов и ролей в системе социальной структуры общества, среди которых базовыми выступают: профессионал (профессиональная или трудовая социализация), брачно-семейно-родственный статус (семейная социализация), гражданин (политическая социализация), мужчина-женщина (полоролевая социализация), религиозный статус (религиозная социализация) и др.

Реализация данных направлений социализации студенческой молодежи в профессиональном образовании обеспечивает не только присвоение студентом новой информации, расширение диапазона знаний об окружающей действительности, но и накопление опыта преобразовательской деятельности, эмоционально-творческого

отношения к миру и человеку в нем, а также систему ценностных ориентаций, определяющих его поведение в многообразии окружающего мира. На практике это означает, во-первых, постановку в центр образовательного процесса студента, с его потребностями, мотивами, устремлениями с учетом закономерностей развития, возрастных, индивидуальных особенностей личности; во-вторых, поиск и обновление содержания, форм, методов образовательной деятельности с обоснованным применением интенсифицирующих средств обучения; в-третьих, установление субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями в их учебной и обучающей деятельности посредством включения их в процесс гуманистическиориентированного, полисубъектного диалога; в-четвертых, конструирование субъекториентированного содержания образовательной деятельности студента, обеспечивающее возможность эффективного освоения, преобразования окружающего мира и построение траектории жизни будущих специалистов с учетом продуктивного взаимодействия в социуме.

Таким образом, социализация — это динамический процесс организации и регулирования жизни человека, обеспечивающий жизненно важную для общества функцию - вхождение в социокультурную среду и функционирование индивида в качестве субъекта общественных отношений.

Бесспорна особая значимость организованной социализации студенческой молодежи как необходимого условия успешности будущей профессиональной деятельности. Следует учитывать, что процесс социализации определяется совокупностью внешних и внутренних факторов: многомерным социокультурным пространством общества (историко-культурной подсистемой), непосредственным окружением личности (микросредой) и структурой их

взаимоотношений, взаимозависимостей, а также её субъективным миром (индивидуально-личностной подсистемой). Взаимодействие комплекса факторов, совокупность динамических взаимосвязей с действительностью определяют направленность процесса социализации, ее специфику и поиск новых путей, повышающих эффективность социального становления студенческой молодежи, как в условиях системы профессионального образования так и в обществе в целом.

Пак. Л.Г. Основные направления социализации студенческой молодежи в системе образования.

В статье анализируется междисциплинарный подход к объяснению феномена социализации. Раскрывается специфика и смысловая интерпретация содержания социализации студенческой молодежи в современных условиях. Охарактеризованы стратегическое и практическое направления процесса социализации студента в системе образования.

Ключевые слова: образование, социализация, студенческая молодежь, стратегическое и практическое направления социализации.

Pak L.G. The basic points of the students socialization process

of education system. The multidiscinlinary approach to the phenomenon of socialization explanation is under analysis in this article. The specific and semantic interpretation of the content of student' socialization in the modern world is revival. We characterize the strategic and operational direction of the socialization process in the student's educational system.

Key words: education, socialization, students, strategic and practical direction of socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.