Научная статья на тему 'Социализация и развитие личности студентов –будущих госслужащих средствами физической культуры'

Социализация и развитие личности студентов –будущих госслужащих средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SOCIALIZATION / CIVIL SERVANTS / MORAL AND SPHERE WILLNESS / MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айвазова Елена Сергеевна

Подготовка специалистов государственной службы, способных решать профессиональные задачи на современном уровне, требует наряду с научно-теоретической подготовкой высокого уровня социальной зрелости Социальная зрелость формируется и развивается у студентов благодаря целенаправленному воздействию комплекса теоретических и практических занятий, в том числе занятий физической культурой в процессе освоения избранной профессией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айвазова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION AND THE DEVELOPMENT OF A STUDENT’S PERSONALITY – FUTURE CIVIL SERVANTS BY THE MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

The education of civil servants who are able to solve professional problems at modern level demands scientific and theoretical knowledge of the high level of social maturity. Students’ social maturity can be formed and developed due to the targeted impact of the complex of theoretical and practical skills, including physical training class in the process of being trained for the chosen profession.

Текст научной работы на тему «Социализация и развитие личности студентов –будущих госслужащих средствами физической культуры»

6. Социология управления: стратегии и результаты исследований. -М.: «Канон+» РООН «Реабилитация», 2010. С.88.

7. Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. Т. 2. Социальная аналитика. Учение о строении сложных социальных агрегатов. М., 1993. С. 183.

8. Вебер М. Политика как призвание и профессия /Пер. с нем. А Ф.Филиппова, П.П. Гайденко // Вебер М. избранные произведения. М.:Прогресс, 1990. С. 658.

9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А.Б. Гофман - М.: Канон - 1996. - С.15.

10. Большой толковый социологический словарь (Collins) / Пер. с англ. Т. I., М., 1999. С. 105.

11. Литвинцева Е.А. Институциональная структура государственной гражданской службы. - М.: Изд-во «Проспект», 2010. С. 46.

12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

УДК 316.3:378

Айвазова Е.С., ст. препод.

Социализация и развитие личности студентов - будущих госслужащих средствами физической культуры

Подготовка специалистов государственной службы, способных решать профессиональные задачи на современном уровне, требует наряду с научно-теоретической подготовкой высокого уровня социальной зрелости

Социальная зрелость формируется и развивается у студентов благодаря целенаправленному воздействию комплекса теоретических и практических занятий, в том числе занятий физической культурой в процессе освоения избранной профессией.

Ключевые слова: социализация, государственные служащие, нравственно-волевая сфера, средства физической культуры.

Существенные и быстро прогрессирующие изменения социально-экономических условий жизни российского общества, переход к рыночной экономике и поиск новых социально-нравственных приоритетов потребовали адекватных изменений в содержании работы высшей школы страны.

В этой связи подготовка специалистов нового типа в сфере государственной службы, органически сочетающих широкий научный кругозор и подлинный профессионализм с высокими нравственноволевыми личностными качествами, стала главной задачей высших учебных заведений этого профиля.

Анализ системы подготовки специалистов государственной службы свидетельствует о том, что наряду с положительными изменениями в содержании учебных планов и программ, насыщением их социально-экономическими, национально-региональными и федеральными компонентами профессиональной подготовки, развитию и коррекции нравственно-волевой сферы будущих специалистов, в процессе обучения в вузе уделяется недостаточное внимание.

Такое положение часто способствует появлению негативных сторон в практической деятельности специалистов государственной службы (коррупции, использования служебного положения в личных целях, отсутствия ответственности за порученное дело и необходимых волевых проявлений при исполнении служебных обязанностей и т.п.) и наносит существенный вред органам государственной службы, снижает авторитет и доверие к их деятельности у народа.

Подготовка специалистов государственной службы, способных решать профессиональные задачи на современном уровне, требует наряду с научно-теоретической подготовкой высокого уровня социальной зрелости [1].

Социальная зрелость, как показала многолетняя практика подготовки специалистов, формируется и развивается у студентов благодаря целенаправленному воздействию комплекса теоретических и практических занятий, в том числе занятий физической культурой в процессе освоения избранной профессией.

Многие годы занятия физической культурой со студентами высших учебных заведений посвящались задачам укрепления их здоровья, физическому развитию и физической подготовленности, а решение задач развития и коррекции нравственно-волевой сферы личности будущего специалиста носило декларативный характер.

Такое положение явилось причиной появления противоречий

между:

- социальной потребностью общества в высококвалифицированных кадрах, особенно в сфере государственной службы и недооценкой их нравственно-волевой подготовленности после окончания учёбы в вузе;

- современными тенденциями в сфере образования, направленными на формирование гармонически развитой личности, сочетающей высокий уровень физической и нравственно-волевой подготовки и существующей вузовской практикой, не в полной мере реализующей их;

- необходимостью целенаправленного развития и коррекции нравственно-волевой сферы студентов вузов в процессе занятий физи-

ческой культурой и отсутствием соответствующих образовательных программ.

Всё это убедило нас в необходимости разработки образовательной программы и соответствующей педагогической технологии, обеспечивающих развитие и коррекцию нравственно-волевой сферы личности будущих специалистов государственной службы, соответствующей необходимому уровню социальной зрелости.

При этом представлялось, что применение на занятиях физической культурой разработанной экспериментальной программы и педагогической технологии развития и коррекции нравственно-волевой сферы студентов академии государственной службы на основе целенаправленного подбора средств физической культуры обеспечит достижения ими необходимого уровня социальной зрелости.

В соответствии с этим необходимо было проанализировать современное состояние проблемы развития и коррекции нравственноволевой сферы студенческой молодёжи в специальной литературе и опыте работы по подготовке специалистов государственной службы; определить основные нравственные и волевые личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности будущего специалиста государственной службы, и на этой основе разработать программу профессионально-прикладной физической подготовки, способствующую развитию и коррекции наиболее необходимых нравственно-волевых качеств личности государственного служащего. Эффективность этой программы следовало определить путём постановки педагогического эксперимента для её использования с целью развития нравственно-волевой сферы при подготовке студентов Академии государственной службы.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа на базе кафедры физического воспитания СКАГС (зав. кафедрой доцент Г.Н. Лесникова) в сотрудничестве с кафедрой теоретических основ физического воспитания ПИ ЮФУ (зав. кафедрой проф. Баршай В.М.).

Первый этап (2006-2007 г.г.) был посвящён изучению современного состояния проблемы развития и коррекции нравственноволевой сферы студенческой молодёжи в доступной нам специальной литературе. Это позволило выявить потребности российского общества в научно-обоснованном устранении причин, вызвавших существование противоречий в рассматриваемой проблеме, проанализировать личные мотивы, стремления, способности студентов к получению специальности государственного служащего и разработать модель и экспериментальную программу развития и коррекции нравственно-

волевой сферы будущего специалиста государственной службы средствами физической культуры.

На втором этапе (2007-2009 г.г.) был проведён констатирующий и формирующий педагогический эксперимент с проверкой рабочей гипотезы, правильности разработанной модели и эффективности опытной программы развития и коррекции нравственно-волевой сферы будущих специалистов государственной службы в процессе учебных занятий физической культурой со студентами 1 -2 курсов факультета «Государственного и муниципального управления» (ГМУ) СКАГС.

Наконец, на третьем этапе (2009-2010 г.г.) была осуществлена обработка результатов исследования путём их анализа и обобщения, коррекции теоретических положений, выводов и практических рекомендаций, велась работа над оформлением диссертации и внедрением результатов исследования в учебно-воспитательный процесс СКАГС.

Полученные результаты исследования убедили в том, что они в своей совокупности позволили успешно решить актуальную проблему развития и коррекции нравственно-волевой сферы будущих специалистов государственной службы средствами физической культуры. Этой уверенности способствовали: разработанная и апробированная модель социальной зрелости и образовательная программа развития и коррекции нравственно-волевой сферы студентов средствами физической культуры; обоснованная педагогическая технология процесса развития и коррекции нравственно-волевой сферы студентов, обеспечивающая необходимый для государственных служащих уровень социальной зрелости; выявленная органическая связь между развитием и коррекцией нравственно-волевой сферы и динамикой повышения уровня физической подготовленности студентов.

Таким образом, было установлено, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и практические рекомендации создают реальные возможности для целенаправленного управления процессом развития и коррекции нравственно-волевой сферы студентов СКАГС путём использования комплекса средств физической культуры.

Известно, что функционирование органов государственной службы зависит, главным образом, от деловой компетентности работников госслужбы, их социальной зрелости и уровня из нравственноволевой сферы.

В этой связи необходимо осмыслить образ самого государственного служащего, так как в управлении особенно важен человеческий фактор [2]. «...Именно от того, какие люди станут в ближайшее время управлять государством, зависит и тенденция нашего дальнейшего социального движения в целом» [3].

Исходя из того, что профессиональная подготовка государственных служащих включает в себя широкий диапазон деятельности -профессиональные знания, умения и навыки, соответствующие профилю деятельности, новые требования, стоящие перед высшей школой в современных условиях развития российского общества, являются основой для определения перспективных направлений её работы, среди которых подготовка специалистов государственной службы нового типа требует органического сочетания подлинного профессионализма с высоким уровнем их нравственно-волевой сферы.

В последние годы в работах многих авторов (Е.В.Охотского, 1996; В.А. Мальцева, 1995; Г.В.Атаманчука, 1995; В.Г. Игнатова, 1997; А.В.Понеделкова, 1994; А.М. Старостина, 1997) отмечается не достаточно высокий, а порой и низкий уровень нравственно-волевых качеств отдельных специалистов государственной службы, который наносит ей большой нравственный ущерб. По мнению В.Г. Игнатова, «предстоит выработать новые нормативные модели профессионализма, образования, нравственности и т.д. для современного государственного служащего, учитывающие и новые условия управления» [3].

Такая модель, по мнению учёных СКАГС, должна состоять их четырёх основных блоков: профессиональные требования к деятельности и круг обязанностей (функциональные требования); профессиональные знания; профессиональные умения и навыки; профессиональные способности и установки деятельности [4]. Признавая обоснованность содержания этой модели, следует отметить, что в ней основное внимание уделяется профессиональным деловым качествам, без акцентирования необходимости развивать и корректировать личностные качества будущих специалистов, забывая о том, что качества личности госслужащего - это наиболее обобщённые и устойчивые параметры, которые присутствуют во всех видах деятельности данной личности.

Совершенно справедливо утверждение Е.И. Гарбер: «Генезис, структура и динамизм профессиональных способностей тесно связаны с эмоционально-волевой сферой субъекта деятельности, с трудовой мотивацией, социальным статусом.» [5].

Эмоционально-волевая и духовно-нравственная сфера будущих госслужащих заслуживает особого внимания, так как в ней концентрируются, а затем проявляются основные ориентиры политической и профессиональной культуры [6]. Поэтому развитие и коррекция нравственно-волевой сферы будущих госслужащих должны обуславливать весь процесс их профессиональной подготовки.

Растущий в последние годы интерес государственной образовательной политики к возможностям физической культуры определяет её

важность и значимость для реализации задач не только профессиональной подготовки, физического развития и физической подготовленности будущих специалистов, но и задачи совершенствования их нравственно-волевой сферы.

В этом убеждены многие специалисты в области теории личности, общения и деятельности (Рубинштейн С.Л., 1959; Ананьев Б.Г., 1980), теории о физической культуры личности (Бальсевич В.К., 1991; Лубышева Л.И., 1997), технологии формирования личности (Соловьёв Г.М., 2002), социологии образования и культуры (Барулин В.С., 1999; Запесоцкий А.С., 2006), теории и методики физической культуры (Виленский М.Я., 1994; Лукьяненко В.П., 2009; Павлов И.Б., 2003), ими подчёркивается роль и значение физической культуры в формировании личности человека.

В этой связи необходимо готовить студента к будущей профессии усиливая внимание на развитие нравственных и волевых качеств, которые в любой ситуации создают основу для решения жизненных проблем и конфликтов [7].

Профессиональная подготовка в вузе это процесс активного целенаправленного «переустройства» духовного мира личности. Осуществляется он через функционирование двух взаимосвязанных процессов: обучения и воспитания. Нет сомнения, что развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к подбору содержания образования, в том числе и по дисциплине «Физическая культура».

Средства физической культуры должны широко использоваться в процессе вузовского образования молодёжи для формирования готовности управлять производственными процессами, трудовыми коллективами и развитием общества в целом.

Физическая культура личности как результат воспитания и профессиональной подготовки проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности. Она предстаёт в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении.

Как известно, личность формируется в процессе общественной жизни: в учёбе, труде, в общении с людьми, и в том числе в процессе занятий физической культурой и спортом. Физическая культура и спорт способствуют всестороннему развитию личности человека, позитивно развивая нравственно-волевую сферу личности. Занятия физической культурой и спортом связаны с большими физическими и нрав-

ственно-волевыми нагрузками. Быстро меняющиеся двигательные ситуации, подчинение своих интересов интересам коллектива, уважительное отношение и неукоснительное выполнение определённых требований и правил выполнения физических упражнений содействуют развитию у занимающихся физической культурой таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка и дисциплинированность, то есть таких нравственно-волевых качеств, которые необходимы государственным служащим. Эта особенность занятий физической культурой и спортом создаёт благоприятные условия для широкого использования средств физической культуры в целях развития и коррекции нравственноволевой сферы будущих работников государственной службы.

Физическая культура в вузе как учебная дисциплина является одним из компонентов целостного развития личности студента, развития его общей культуры и профессиональной подготовки на протяжении всего периода обучения в вузе [8].

Физкультурная деятельность не ограничивается лишь развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью [9].

В течение многих лет в теории и практике физического воспитания преобладало стремление с помощью физических упражнений развивать только физические возможности людей и тем самым добиваться укрепления их здоровья и повышения физической подготовленности людей к жизни. При этом признание важности физического воспитания для развития духовной сферы людей, их нравственно-волевых качеств носило декларативный характер, а двигательная подготовленность (сила, быстрота, гибкость и другие качества) являлась основным критерием эффективности этой работы [10].

Вместе с тем, задачи выполнения физических упражнений следует рассматривать не только как основное специфическое средство физического воспитания, но и как метод, важнейшим признаком которого является упражняемость, направленная на обучение и совершенствование двигательных действий и развитие физических способностей человека, а также на развитие и коррекцию нравственно-волевой сферы. Время обучения в вузе является наиболее удобным и перспективным для реализации этих задач, так как занятия физической культурой студентов вуза носят систематический характер, и содержание их может быть успешно использовано с целью развития и коррекции нравственно-волевой сферы занимающихся в совокупности с повышением физической подготовленности. Поэтому проблему взаимосвязи социализации и образования в вузе следует рассматривать в неразрыв-

ном единстве физического (телесного) и духовного (социального) совершенствования студентов.

Такой подход к реализации образовательных задач в вузе обеспечивает целенаправленное использование средств физической культуры, оказывает прямое воспитательное воздействие на личность каждого студента, формируя нравственное сознание, взгляды и нормы поведения, а также такие морально-волевые качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, коммуникабельность, активная жизненная позиция.

Весомый вклад физическое воспитание вносит в развитие моральных качеств личности и является стержневым элементом всей системы воспитательных воздействий. Специфику и содержание нравственности как формы общественного сознания составляют категории этики - добро, честь, совесть, справедливость, долг, ответственность. Одним из основных критериев нравственного поведения служит проявление нравственных качеств на практике (во время учебных занятий, тренировок, спортивных соревнований и т.д.).

Так, необходимость неукоснительного выполнения правил соревнований, следование принципам "Фэйр Плэй" (честная игра) в процессе подготовки и участия в соревнованиях способствует формированию нравственно-этических принципов и навыков поведения.

В содержании нравственного воспитания, как составной части физического воспитания, можно выделить две неразрывно связанные стороны: воздействие на развитие нравственного сознания, нравственных чувств и норм поведения; воспитание морально-волевых качеств как постоянных черт характера.

В арсенале процесса физического воспитания имеется большой перечень методов и специальных способов воздействия на формирование личности, которые способствуют развитию и коррекции нравственно-волевых качеств студентов, помогают приобретению знаний о нравственном поведении, правильной организации личной жизни и трудовой деятельности.

При этом особое место занимают наглядный пример нравственного поведения педагога и обоснованные методы убеждения, с помощью которых можно достичь большого эффекта в нравственном воспитании студентов.

В результате использования способов воздействия физической культуры и спорта у студента появляется возможность:

- уточнить личные мотивы осуществления процесса самосовершенствования;

- осознать личные потребности и интересы в физкультурной деятельности и определить пути их удовлетворения;

- на каждом учебном занятии стараться выбрать информацию, полезную для организации самостоятельной работы;

- учиться закалять свой характер с помощью средств физической культуры, вырабатывать постоянную готовность к решению сложных жизненных задач;

- стремиться к углублению специальных знаний из области физической культуры, физиологии, анатомии, психологии, валеологии и др.

Осознание нравственных ценностей здорового образа жизни позволяет развивать основные черты личности и оценивать их важность. При этом формируется сознательная установка к реализации нравственного поведения. Для создания системы привычек и навыков нравственного поведения необходимо многократное повторение положительно оцениваемых поступков в конкретных условиях деятельности. Проверку прочности освоения студентами нравственного опыта удобно сочетать с контролем уровня их физической подготовленности и участием в спортивных соревнованиях и физкультурнооздоровительных мероприятиях.

Развивая и корректируя нравственно-волевую сферу студентов на занятиях физической культурой и в спортивных секциях, преподаватель должен учитывать вероятность многостороннего влияния на воспитание студентов семьи и окружающей среды (друзья, СМИ и т.д.). Не всегда студенты самостоятельно переносят внушаемые им нормы поведения в вузе на бытовые ситуации. Поэтому педагогическое влияние занятий физической культурой должны базироваться и восприниматься ими как единые нормы поведения в любых ситуациях в быту, в институте, на соревнованиях и т.д. [11].

Базовые нравственные качества такие, как чувство долга и ответственности способствуют проявлению других - настойчивости, сознательности, активности, и могут помочь студентам с помощью занятий физической культурой осознать, что их здоровье, личностные качества являются не только их личным делом, а ценностью и достоянием общества, обеспечивающими высокую производительность труда; признать важность и значимость физической культуры как общеобразовательного предмета; выполнять различные поручения преподавателя физической культуры: подготовка и уборка инвентаря к занятиям, оказание помощи в проведении урока в качестве групповода, судействе внутривузовских соревнований, помощь в подготовке спортивного вечера; участвовать в соревнованиях за честь факультета, вуза, области, страны и т.д. [11].

Большое значение для развития и коррекции нравственноволевой сферы и социализации студентов имеет оценка текущей успеваемости и повседневного отношения к занятиям, оповещение о результатах различных соревнований, в которых участвовал вуз, особенно отмечая вклад конкретных студентов в общий успех.

Задача преподавателя физического воспитания заключается в использовании всего педагогического арсенала, с целью научить студентов сдерживать свои инстинктивные побуждения, если они противоречат принципам нравственности или идут вразрез с интересами и целями коллектива.

В настоящее время ухудшение состояния здоровья, снижение уровня физической подготовленности и нравственно-волевой сферы студентов подчёркивает необходимость изменения существующего традиционного подхода к преподаванию физической культуры в вузах, акцентируя внимание на подготовку молодёжи к будущей профессии на основе развития нравственных и волевых качеств. Сознавая, что физическая культура является одним из основных средств педагогической коррекции личности молодого человека, нужно, используя средства физической культуры и спорта, развивать и корректировать нравственно-волевую сферу студентов, тем самым повышая их уровень социальной зрелости.

Литература

1. Мальцев В.А. Государственный служащий нового типа. - М.Н. Новгород, 1995. С. 185.

2. Игнатов В.Г., Кузнецов С.Г., Рудой В.В. Государственная гражданская служба в Российской Федерации: учебно-методический комплекс дистанционного обучения / Под общ. ред. Проф. В.М. Попова, Ростов-на-Дону, 2008, стр. 309-310.

3. Игнатов В.Г., Майборода С.О., Понеделков А.В., Старостин А.М. Государственный служащий современной России: социально-политический анализ деятельности и ценностных ориентаций: Региональный уровень. Ростов н/Д. 1997. С. 3, 89, 94-95

4. Игнатов В.Г., Сулемов В.А., Радченко А.И., Ивлев И.А., Беклеми-щев Е.П., Огарев А.В., Понеделков А.В. Кадровое обеспечение государственной службы. Ростов-на-Дону.,1994, с. 87-103;

5. Гарбер Е.И. Методы диагностики профессиональных способностей. Сб. науч. Тр. Прикладные проблемы психологии личности. Саратов, 1985. -С. 63

6. Simon Herbert A. The New Siense of Management Decision, Harper. New York, 1960., p.2

7. Байер Е.А. Коррекция развития нравственно-волевой сферы подростков средствами физической культуры: Дис. канд.пед.наук. - Тула. 2000. -16-17 с.

8. Шилько В.Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов.// Теория и практика физической культуры. -2002. - №9. - С.50

9. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №7. - С. 37-41

10. Павлов И.Б., Кабанов С.В. К вопросу развития нравственноволевой сферы юных боксёров в процессе начальной подготовки. «Наука и образование». 2003, №3. Ростов-на-Дону

11. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание». - М.: Просвещение, 1987. С. 133-137

УДК 316.3:352

Иванова А.А., к. полит. н.

Социальный ресурс местного самоуправления в сельских поселениях

В статье рассматривается современное состояние местного самоуправления в сельских поселениях на основе факторного анализа социальной составляющей их ресурсного обеспечения. Анализ результатов выборочного социологического опроса населения сельских поселений Ростовской области позволил определить их основные социально-демографические характеристики и особенности социального позиционирования.

Ключевые слова и словосочетания: местное самоуправление, сельские поселения, социальный ресурс, социальное позиционирование, социальнодемографические характеристики.

Современная российская муниципальная реформа направлена на обеспечение условий для устойчивого и комплексного развития муниципальных образований в территориальном аспекте. Данная концепция вполне обусловлена политическим, экономическим, социальным и социокультурным многообразием, богатым, но разным историческим опытом, которым обладают отдельные территории нашей страны.

Среди разных видов муниципальных образований обращают на себя внимание сельские поселения ввиду неоднозначности протекающих в них социальных и экономических процессов и, как результат, -особой сложности складывающиеся в них ситуации. Противоречивый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.