сокой степени неудовлетворенности современной системой профессиональной подготовки средствами иностранного языка, неуверенности в ее реальных возможностях в вопросе повышения профессиональной компетентности.
Данные проведенного анкетирования явились основанием для экспериментальной оценки эффективности и совершенствования традиционной (общепринятой) технологии обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки специалистов сферы СОТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, О.В. Развитие профессиональной подготовки по спортивно-оздоровительному туризму в регионе / О.В. Алексеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 136-143.
2. Полуэктова, М.В. Формирование базовых компетенций будущего специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму на выездных практических занятиях / М.В. Полуэктова, С.А. Гониянц // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2009. - № 4. - С. 73-78.
REFERENCES
1. Alekseeva, O.V. (2013), "Development of professional training in sports and health improving tourism in the region", Vestnik BGU, No.1, pp.136-143.
2. Poluektova, M.V. and Goniyants, S.A. (2009), "Forming the basic competences of future specialists in recreation and sport health-improving tourism during outdoor practical studies", The Bulletin of Vyatka State Humanities University, No. 4, pp. 73-78.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.06.2017
УДК 796.011.3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КАДЕТОВ СУВОРОВСКИХ
УЧИЛИЩ
Виталий Николаевич Максимов, соискатель, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург,
Алексей Александрович Бобрищев, доктор психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного использования средств физической подготовки в процессе формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ.
Этими психолого-педагогическими условиями являются: создание обстановки на занятиях по физической подготовке для проявления кадетами значительных морально-волевых и физических усилий; наполненность занятий по физической подготовке с кадетами высоким нравственным содержанием; целенаправленное использование военно-прикладных средств физической подготовки на занятиях с кадетами; создание обстановки на занятиях для волевой обеспеченности военно-профессиональной направленности кадетов; использование методических приемов на занятиях по физической подготовке для формирования осознанного желания у кадетов служить России; повышенное внимание организации соревнований по военно-прикладным видам спорта с кадетами суворовских училищ.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; кадеты суворовских училищ; воен-
но-профессиональная направленность; средства физической подготовки.
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR EFFECTIVE USE OF MEANS OF PHYSICAL TRAINING IN THE COURSE OF FORMATION OF THE MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION AT CADETS OF SUVOROV MILITARY SCHOOLS
Vitaly Nikolaevich Maksimov, the competitor, Mikhaylovsky Military Artillery Academy, St. Petersburg, Alexey Aleksandrovich Bobrishchev, doctor of psychological sciences, senior lecturer, St.-Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of
Russia
Annotation
The article presents the results of researches of authors on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for effective use of the means of physical training in the course of formation of a military and professional directivity at cadets of Suvorov Military Schools.
These psychology and pedagogical conditions include: the creation of situation during the classes in physical training for manifestation by cadets of the considerable moral and strong-willed and physical efforts; the fullness of classes in physical training with cadets with the high moral content; the purposeful use of the military and application-oriented means of physical training during occupations with the cadets; the creation of situation during the occupations for the strong-willed support of the military and professional directivity of cadets; the application of the methodical skills at classes in physical training for formation of conscious desire at cadets to serve Russia; the special attention to the organization of competitions in military and application-oriented sports among the cadets of Suvorov Military Schools.
Keywords: psychology and pedagogical conditions, cadets of Suvorov Military Schools, military and professional directivity, means of physical training.
В настоящее время вопросам создания психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного использования средств физической подготовки в процессе формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ уделяется пристальное внимание [1, 2]. В основе процесса формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских лежит знание последовательности профессионального становления личности [3, 7, 8].
Анализ теории и практики проведения занятий по физической подготовке с кадетами свидетельствует, что средства физического воспитания обладают большим ресурсом воздействия на личность [4, 5]. При этом происходит взаимодействие кадетов между собой, с окружающими, а также их воздействие на других. Исследования показали, что военно-профессиональное становление личности кадетов не является однонаправленным процессом, в котором происходит их взаимодействие только с преподавателями по физической подготовке. Практика показала, что это глубоко взаимосвязанные, относительно самостоятельные аспекты единого процесса формирования военно-профессиональной направленности и развития личности кадетов [1].
В процессе учебно-воспитательной деятельности кадетов происходит их взаимодействие с товарищами, командирами, преподавателями. Взаимодействие, таким образом, следует рассматривать в качестве источника активности кадетов. Оно является определяющим условием формирования военно-профессиональной направленности у кадетов. Поскольку действительность является основным источником возникновения и установления потребностей кадетов, а средства физической подготовки играют здесь не последнюю роль [1, 6].
Таким образом, диалектическое единство побудительных мотивов и объективных условий проявляется во взаимодействии кадетов. Это обуславливает военно-профессиональную направленность кадетов и лежит в основе ее формирования с использованием средств физической подготовки. Поэтому чрезвычайно важным моментом яв-
ляется обоснование психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного использования средств физической подготовки в процессе формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ. С целью определения этих условий был проведен опрос 71 специалиста по физической подготовке, работающих в суворовских училищах. Результаты этого исследования, представлены в таблице 1. Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогические условий, необходимых для эффективного использования средств физической подготовки в процессе формирования
Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)
1 Создание обстановки на занятиях по физической подготовке для проявления кадетами значительных морально-волевых и физических усилий 27,3
2 Наполненность занятий по физической подготовке с кадетами высоким нравственным содержанием 22,7
3 Целенаправленное использование военно-прикладных средств физической подготовки на занятиях с кадетами 16,2
4 Создание обстановки на занятиях для волевой обеспеченности военно-профессиональной направленности кадетов 13,8
5 Использование методических приемов на занятиях по физической подготовке для формирования осознанного желания у кадетов служить России 11,1
6 Повышенное внимание организации соревнований по военно-прикладным видам спорта с кадетами суворовских училищ 8,9
Было установлено, что этими психолого-педагогическими условиями являются: создание обстановки на занятиях по физической подготовке для проявления кадетами значительных морально-волевых и физических усилий; наполненность занятий по физической подготовке с кадетами высоким нравственным содержанием; целенаправленное использование военно-прикладных средств физической подготовки на занятиях с кадетами. Значимыми условиями также являются: создание обстановки на занятиях для волевой обеспеченности военно-профессиональной направленности кадетов; использование методических приемов на занятиях по физической подготовке для формирования осознанного желания у кадетов служить России; повышенное внимание организации соревнований по военно-прикладным видам спорта с кадетами суворовских училищ.
Респонденты отметили, что наиболее значимым условием является создание обстановки на занятиях по физической подготовке для проявления кадетами значительных морально-волевых и физических усилий. Непосредственное общение с преподавателями по физической подготовке показало, что без проявления кадетами значительных морально-волевых и физических усилий невозможно воспитать у них волю. Следовательно, в процессе физической подготовки кадетов необходимо создавать условия для проявления волевых усилий. Для этого преподаватель ориентируется на понимание потребностей кадетов. Иначе говоря, взаимодействие преподавателя с кадетами выступает сущностной характеристикой учебно-воспитательной деятельности по формированию у них военно-профессиональной направленности. Это происходит на основе развития единства мыслей, чувств и привычек поведения кадетов, мотивирующих формирование у них военно-профессиональной направленности на основе проявления воли.
Не менее важным психолого-педагогическим условием, необходимым для эффективного использования средств физической подготовки в процессе формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ является наполненность занятий по физической подготовке с кадетами высоким нравственным содержанием. Основой для расследования этого феномена в свете решения проблемы формирования военно-профессиональной направленности у кадетов являются целевые установки, связанные с воспитанием личностных качеств будущего офицера. Исследования показали, что средства физической подготовки можно с успехом использовать для нравственного воспитания кадетов.
Важно в качестве условия применять целенаправленное использование военно-прикладных средств физической подготовки на занятиях с кадетами. С помощью военно-прикладных средств физической подготовки можно развивать необходимые навыки. Исследования показали, что эти навыки играют значительную роль в формировании военно-профессиональной направленности кадетов. Проведение занятий по физической подготовке с кадетами предполагает становление качественно новых внутренних образований у кадетов. Чрезвычайно важно, что в процессе занятий по физической подготовке у кадетов возникает новое качество, связанное с осознанной потребностью помогать товарищам по службе. Это обусловлено диалектикой человеческих взаимоотношений кадетов в ходе занятий физической подготовкой. Действительно, каждый из кадетов своими мыслями и действиями в той или иной мере воздействуют на мысли и действия другого в ходе занятий по физической подготовке.
Ценным условием является создание обстановки на занятиях для волевой обеспеченности формирования военно-профессиональной направленности кадетов. Трактовка механизмов взаимодействия кадетов в воинском коллективе свидетельствует, что выявление компонентов поведения в различных ситуациях формирования у них военно-профессиональной направленности требует волевой обеспеченности этого процесса. Волевая обеспеченность происходит на основе подражания кадетов. Лучшие кадеты по состоянию своей физической готовности являются объектом подражания для слабо подготовленных кадетов.
Очень важно на занятиях по физической подготовке для формирования осознанного желания у кадетов служить России, использовать различные методические приемы. Для этого преподавателям необходимо воздействовать на коллективный настрой мыслей и чувств кадетов. При этом необходимо учитывать интересы и стремления кадетов. Воспитание осознанного желания у кадетов служить России тесно связано с воспитанием у них патриотизма. Важно чаще приводить примеры достижений российских спортсменов в различных видах спорта.
Практика показала, что в процессе формирования военно-профессиональной направленности у кадетов необходимо обращать повышенное внимание организации соревнований по военно-прикладным видам спорта. Именно в ходе соревнований по военно-прикладным видам спорта на основе совместной деятельности проявляются определенные личностные свойства участников соревнований. Это создает необходимые предпосылки для эффективного формирования военно-профессиональной направленности у кадетов. В ходе соревнований по военно-прикладным видам спорта происходит переоценка норм поведения кадетов, меняется отношение к будущей военно-профессиональной деятельности. Особенности реального взаимодействия кадетов в условиях соревнований имеют особый нравственный смысл.
Таким образом, проведенные исследования показали, что становление механизмов формирования военно-профессиональной направленности у кадетов тесно связано с использованием различных средств физической подготовки. Это происходит в ходе занятий физической подготовкой кадетов на основе их взаимовлияния друг на друга. Этим процессом необходимо руководить и управлять на основе создания соответствующих психолого-педагогических условий. При этом значительное место занимает формирование общности единой и сознательной настроенности кадетов на воинскую службу.
Создание психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного использования средств физической подготовки в процессе формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ выполняет многообразные, формирующие функции: оказывает определенное влияние на настроенность кадетов к службе в армии, вырабатывает у них правильное личностное отношение к социальным и нравственным ценностям будущей военно-профессиональной деятельности офицера.
ВЫВОД. Выявленные психолого-педагогические условия необходимо создавать для эффективного использования средств физической подготовки в процессе формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ. Это позволит оптимизировать деятельность преподавателей по формированию военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочкарев, В.И. Показатели социальной активности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном / В.И. Бочкарев, В.Л. Бочковская, В.В. Челядинов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 40-42.
2. Бочковская, В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 68-72.
3. Бочковская, В.Л. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В. Л. Бочковская. А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 2124.
4. Бочковская, В.Л. Показатели готовности курсантов вузов ПВО к проведению самостоятельной физической тренировки / В.Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 12-15.
5. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО/ В.Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 30-34.
6. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.
7. Калакуцкий, Р.Н. Технология снижения избыточной массы тела у студенток средствами аэробики / Р.Н. Калакуцкий, В.Л. Бочковская, Ю.О. Сенина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 110-114.
8. Панченко, И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-34.
REFERENCES
1. Bochkaryov, V. I., Bochkovskaya, V. L. and Chelyadinov V. V. (2016), "Indicators of social activity of cadets of educational institutions of the boundary bodies of FSB of Russia which are going in for poliathlon", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 40-42.
2. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training to application-oriented swimming of the students of higher education institutions of civil aviation with use of the technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 68-72.
3. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "The factors defining need in formation of skills of organization of independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 21-24.
4. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "Indicators of readiness of cadets of higher education institutions of air defense for holding an independent physical training", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 12-15.
5. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), " Pedagogical technology of formation of skills of the organization of independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 30-34.
6. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training to application-oriented swimming of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving the profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta,
Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.
7. Kalakutsky, R. N., Bochkovskaya, V. L. and Senina, Yu. O. (2016), "Technology of putting of the excess body weight at students by aerobics means", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 110-114.
8. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-34.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.06.2017
УДК 796.856.25
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 9-10 ЛЕТ В ДЖИУ-ДЖИТСУ
Ольга Евгеньевна Малахова, младший научный сотрудник, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦВНИИФК), Москва; Евгений Евгеньевич Пастушенко, старший преподаватель, Московский государственный областной университет (МГОУ), Москва; Максим Вячеславович Опейкин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр физической культуры и
спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва
Аннотация
Данная статья посвящена определению взаимосвязи между развитием скоростно-силовых качеств и координационных способностей юных спортсменов в джиу-джитсу начального этапа обучения. На первом этапе исследования было проведено тестирование специальной подготовленности 20 юных спортсменов джиу-джитсу. После получения результатов тестирования был проведен корреляционный анализ для выявления возможных взаимосвязей между развитием специальных качеств юных спортсменов. Для получения достоверных результатов данный анализ был осуществлен отдельно по группам спортсменов: мальчикам и девочкам.
Ключевые слова: джиу-джитсу, начальный этап подготовки, специальные качества юных спортсменов.
CORRELATION BETWEEN DEVELOPMENT OF SPECIAL QUALITIES OF YOUNG ATHLETES AGED 9-10 YEARS IN JIU-JITSU Olga Evghenieyevna Malakhova, the junior researcher, Federal Scientific Center of Physical Culture and Sport, Moscow; Evgeni Evgenyevich Pastushenko, the senior lecturer, Moscow State Regional University, Moscow; Maksim Vyacheslavovich Opeykin, the candidate of pedagogical sciences, the senior researcher, Federal Scientific Center of Physical Culture and
Sport, Moscow
Annotation
This article is devoted to determining the correlation between the development of speed-power qualities and coordination abilities of young athletes in ju-jitsu at the initial stage of training. In the first phase of the study the authors tested 20 specially trained young athletes in ju-jitsu. After receiving the test results there was performed the correlation analysis to identify the possible correlation between the developments of the special qualities of young athletes. To obtain reliable results this analysis was performed separately for groups of athletes: the boys and girls.
Keywords: ju-jitsu, initial stage of training, special quality of young athletes.
На первом этапе исследования для определения уровня развития специальной подготовленности юных спортсменов, занимающихся джиу-джитсу, было проведено тестирование их специальной качеств.