3. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2015), "Research of physical development of city and rural school students of 7-17 years of the Ulyanovsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 22-29.
4. Blinkov, S.N. (2015), "Control and correction of physical fitness of students of 1 course of the Samara GSHA with use of information technologies", Pedagogics and psychology - 2015: the collection of materials of the international scientific conference, the 2nd session, Russia, Moscow, on June 2627, 2015, publishing house RusAlyans-Sova, Moscow, pp. 21-28.
5. Blinkov, S.N., Levushkin, S.P. and Smolenskaya, I.M. (2007), Standards of morphofunctional development of schoolgirls of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, ULGU, Ulyanovsk.
6. Bunak, V.V. (1941), Anthropometry, Uchpedgiz, Moscow.
7. Levushkin, S.P., Zhukov O.F., Blinkov S.N. and Kodolova, F.M. (2006), "Use of computer technologies in professional activity of the expert in physical culture", Ecology of the person, Appendix 1, pp. 65-66.
8. Levushkin, S.P., Hamzina, VA. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: the monograph, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.08.2016
УДК 796.011
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ У
КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПВО
Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, Алексей Георгиевич Горбунов, соискатель, Военная академия войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. В.П. Василевского, Смоленск
Аннотация
Разработана педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО, состоящая из трёх этапов. На первом этапе развивается интеллектуальный компонент у курсантов - происходит приобретение знаний о средствах и методах проведения самостоятельной физической тренировки, о ее направленности в условиях ограниченных возможностей проведения плановых занятий в войсках ПВО. На втором этапе формируется мотивационный компонент у курсантов - осуществляется воспитание мотивационной сферы курсантов о необходимости проведения самостоятельной физической тренировки на основе знаний о здоровье как главной ценности будущих офицеров для службы в войсках ПВО. На третьем этапе развивается ценностный компонент у курсантов - происходит трансформация знаний о пользе самостоятельной физической тренировки в убеждения о необходимости ее использования для эффективной военно-профессиональной деятельности в войсках ПВО.
Ключевые слова: педагогическая технология; курсанты вузов ПВО; формирование навыков организации самостоятельной физической тренировки.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR FORMATION OF THE SKILLS FOR THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING AT CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF AIR DEFENSE
Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Alexey Georgiyevich Gorbunov, the competitor, The Vasilevskiy Military Academy Army Air Defense of Armed forces of the Russia, Smolensk
Annotation
The pedagogical technology for formation of the skills for organization of the independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense consisting of three stages has been de-
veloped. At the first stage the intellectual component is developed at cadets- there is acquisition of the knowledge regarding the means and methods of carrying out the independent physical training, its orientation in the conditions of the limited opportunities of carrying out the planned occupations in the troops of air defense. At the second stage the motivational component is brought up among the cadets - the training of the motivational sphere of the cadets is performed in relation to the need in carrying out the independent physical training on the basis of knowledge upon the health as main value for the future officers for service in the troops of air defense. At the third stage the valuable component is developed among the cadets - there is transformation of knowledge about the advantages of the independent physical training into the beliefs explaining the need of its use for the effective military professional activity in the troops of air defense.
Keywords: pedagogical technology, cadets of higher education institutions of air defense, formation of skills for the organization of independent physical training.
В современных условиях эффективное формирование навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов в процессе их обучения в вузе осуществляется в процессе педагогического воздействия преподавательского состава кафедры физической подготовки в рамках соответствующей технологии [1-5, 7]. При обосновании технологии формирования навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов в процессе их обучения в вузах ПВО уточнялся смысл понятия «педагогическая технология». Для раскрытия содержания этого термина предлагалось использовать методологический опыт профессионалов-технологов. Применительно к изучаемой нами проблеме педагогическая технология раскрывает технологический процесс по формированию навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов в процессе их обучения в вузе. Это означает наличие совокупности средств и методов, осуществляемых преподавателями кафедры физической подготовки вузов ПВО для решения задачи по формированию навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов.
Исследования показали, что знания, умения и навыки в проведении самостоятельной физической тренировки, полученные курсантами в ходе обучения в высшем военно-учебном заведении должны постоянно обновляться и совершенствоваться. Это во многом связано с особенностями военно-профессиональной деятельности выпускников вузов ПВО. Исследованиями установлено, что в основе формирования навыков самостоятельной физической тренировки лежит определение объёма знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания работоспособности. В связи с формированием у курсантов навыков самостоятельной физической тренировки, встал вопрос о формировании самообразовательной компетентности в сфере поддержания работоспособности. Было установлено, что под самообразовательной компетентностью следует понимать потенциальную готовность и способность выпускников вузов ПВО поддерживать и повышать собственный уровень знаний в сфере физической подготовки.
Для системного формирования самообразовательной компетентности необходимо было выявить ее структурные элементы. Ретроспективный анализ педагогической литературы позволил выделить три направления, в рамках которых, так или иначе, обсуждалась проблема формирования навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО. Представителями первого направления глубоко и всесторонне обосновывалась значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения знаниями, умениями и навыками проведения самостоятельной физической тренировки. Второе направление связано с вовлечением курсантов в активную самообразовательную деятельность в сфере физической подготовки. Представители третьего направления предметом своих исследований обозначали непосредственно саму систему формирования навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО.
Проведенными исследованиями установлено, что педагогическое руководство формированием навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов предполагает улучшение качества ее проведения в вузе. Без развитой в совершенстве системы формирования навыков самостоятельной физической тренировки невозможно добиться
высоких результатов в будущем после окончания курсантами вуза. Если такие навыки не сформированы, то уровень физической готовности выпускников вузов ПВО к выполнению боевых задач постоянно снижается.
Практика показала, что навыки проведения самостоятельной физической тренировки у курсантов следует формировать на протяжении всего времени обучения в вузе. Необходимо формировать компетенции и самообразовательную компетентность у курсантов вузов ПВО в сфере физической подготовки и спорта.
Опираясь на данные теоретические положения, нами была разработана педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО, состоящая из трёх этапов. Данная технология представлена на рисунке 1.
_ Цель обучения - формирование навыков проведения самостоятельной
физической шениоовки у курсантов вузов ПВО
Приобретение знаний о средствах и методах проведения самостоятельной физической тренировки, о ее направленности в условиях ограниченных возможностей проведения занятий
I
Воспитание могивационной сферы у курсантов о необходимости проведения самостоятельной физической тренировки на основе знаний о здоровье как главной ценности для службы в войсках ПВО
Трансформация знаний о пользе самостоятельной физической тренировки в убеждения о необходимости ее использования для эффективной военно-профессиональной деятельности в войсках ПВО
1
Уровень развития навыков проведения самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО
Рисунок 1 - Педагогическая технология формирования навыков проведения самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО
На первом этапе развивается интеллектуальный компонент у курсантов - происходит приобретение знаний о средствах и методах проведения самостоятельной физической тренировки, о ее направленности в условиях ограниченных возможностей проведения плановых занятий в войсках ПВО.
На втором этапе формируется мотивационный компонент у курсантов - осуществляется воспитание мотивационной сферы курсантов о необходимости проведения самостоятельной физической тренировки на основе знаний о здоровье как главной ценности будущих офицеров для службы в войсках ПВО.
На третьем этапе развивается ценностный компонент у курсантов - происходит трансформация знаний о пользе самостоятельной физической тренировки в убеждения о необходимости ее использования для эффективной военно-профессиональной деятельности в войсках ПВО.
Данная технология прошла экспериментальную проверку [6]. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки, у курсантов вузов ПВО. Динамика изменения развития навыков проведения самостоятельной физической тренировки, в экспериментальной группе (ЭГ) была достоверно лучше, чем в контрольной группе (КГ). Так в конце педагогического эксперимента уровень раз-
вития навыков проведения самостоятельной физической тренировки в ЭГ составил 3,98 балла (по 5-ти бальной шкале), а в КГ - 3,68 балла при Р<0,05. Отмечены и более позитивные изменения в развитии мотивационного компонента у курсантов экспериментальной группы. Уровень развития мотивационного компонента по окончании педагогического эксперимента в ЭГ составил 3,52 балла, а в КГ - 3,05 балла при Р<0,05.
Объективным показателем высокой эффективности, разработанной технологии формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки, явились результаты физической готовности выпускников вузов ПВО к выполнению боевых задач. Физическая готовность выпускников вузов ПВО к выполнению боевых задач из экспериментальной группы была достоверно лучше, чем у испытуемых контрольной группы.
ВЫВОД. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки, у курсантов вузов ПВО.
Данная технология может быть внедрена в практику обучения курсантов вузов
ПВО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочковская, В.Л. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В.Л. Бочковская,
A.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 2124.
2. Мутко, В.Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Том 20. - С. 49-53.
3. Симаков, А.М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.
4. Структура и основные особенности труда преподавателя кафедры физического воспитания высшей школы / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев, В.А. Чистяков, Д.К. Ким // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 71-75.
5. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч,
B.Ф. Костюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 6 (76). - С. 159-164.
6. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.
7. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
REFERENCES
1. Bochkovskaya, V.L. and Gorbunov, A.G. (2016), "Factors defining the need in formation of the skills for self-organization of the independent physical training at cadets of the higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 21-24.
2. Mutko, V.L., Parshikova, N.V. and Chistyakov, V.A. (2006), "The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.
3. Simakov, A.M., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Topical issues of preparation in taekwondo at the initial stage of educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 148-155.
4. Davidenko, D.N., Grigoriev, V.I., Chistyakov, V.A. and Kim John Kil. (2011), "Structure and main features of teacher's work in physical education department of the higher school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 71-75.
5. Tataruch, Rafal, Kostyuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.
6. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
7. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Prigoda, G.A. (2005), "Process of marketing activity in the sphere of sports and improving services as object of management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 91-100.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.08.2016
УДК 796.342
МЕТОДИКА СИСТЕМНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТЕННИСЕ
Владимир Яковлевич Бунин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва, Вячеслав Эрикович Ахмеров, старший преподаватель, Белорусский государственный институт физической культуры (БГУФК), Минск
Аннотация
Новая методика оценки эффективности технико-тактических действий теннисистов разработана на основе вероятностной модели розыгрыша мяча - однородной цепи Маркова с 7 состояниями. Критерием эффективности действия игрока является полная вероятность выигрыша мяча. Получены формулы для расчета критериев эффективности подач, приемов подач, атакующих и защитных ударов. Для получения оценок используются материалы наблюдения за реальной игрой или просмотра видеозаписей. Приводится пример анализа матча высококвалифицированных игроков по разработанной методике.
Ключевые слова: теннис, соревновательная деятельность, моделирование, эффективность действий, вероятностная оценка.
METHODOLOGY FOR THE SYSTEM EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF TENNIS Vladimir Yakovlevich Bunin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Vyacheslav Efimovich Akhmerov, the senior teacher, Belarusian State Institute of Physical Culture, Minsk
Annotation
The new methodology for assessing the effectiveness of the technical and tactical actions of tennis players is based on the probabilistic model of the ball draw - the homogeneous Markov chain with 7 states. Criterion for the player's effectiveness is the total probability of winning the ball. There were obtained the formulas for the calculation of performance criteria for the serves, returns, attacking and protective shots. Materials of the actual game observation or videos watching have been used to obtain the estimates. There is given an example of the match analysis of the highly skilled players according to the developed technique.
Keywords: tennis, competitive activity, modeling, efficiency of actions, probability estimate.
С целью повышения эффективности управления спортивной подготовкой в спортивных играх традиционно используются различные методики оценки эффективности соревновательных действий. Интерес к этой проблеме объясняется стремлением выделить в структуре подготовленности спортсмена такие особенности, целенаправленные воздействия на которые могут привести к наиболее быстрому приросту способности получать высокие спортивные результаты, оптимизировать тактику и решать другие актуальные задачи.