УДК 796.07
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПВО К ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ
Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, Алексей Георгиевич Горбунов, соискатель, Военная академия войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. В.П. Василевского, Смоленск
Аннотация
Выявлены показатели, определяющие готовность курсантов вузов ПВО к проведению самостоятельной физической тренировки. Этими показателями являются: высокий уровень развития навыков и умений у курсантов проведения самостоятельной физической тренировки; нацеленность на поиск и решение новых задач в собственном физическом развитии; устойчивая мотивация курсантов к собственному физическому развитию и совершенствованию; уверенность в своих силах и способностях в процессе проведения самостоятельной физической тренировки. Большое значение имеют хорошие знания по самоконтролю над собственным функциональным состоянием организма.
Ключевые слова: показатели; курсанты вузов ПВО; формирование навыков; готовность к проведению самостоятельной физической тренировки.
INDICATORS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF AIR DEFENSE THE CADETS READINESS FOR CARRYING OUT THE INDEPENDENT PHYSICAL
TRAINING
Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Alexey Georgiyevich Gorbunov, the competitor, The Vasilevskiy Military Academy Army Air Defense of Armed Forces of the Russian Federation, Smolensk
Annotation
The indicators defining the readiness of the cadets of higher education institutions of air defense for carrying out the independent physical training have been revealed.
These indicators are the following: the high level of development of skills and abilities for carrying out the independent physical training; the aiming at search and solution of the new tasks in physical self-development; the steady motivation of the cadets to the physical development and self-perfection; the confidence in own forces and abilities in the course of carrying out the independent physical training. Good knowledge of self-checking over own functional condition of the organism is of great importance too.
Keywords: indicators, cadets of higher education institutions of air defense, formation of skills, readiness for carrying out independent physical training.
В данной статье продолжено исследование, начатое в [1]. Изучение особенностей формирования готовности у курсантов вузов ПВО к проведению самостоятельной физической тренировки требует обратить особое внимание на уровень развития у них соответствующих навыков и способностей к усвоению нового материала [2]. Рост внимания к формированию навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО связан с высокой ответственностью выпускников за собственный уровень физической готовности, для эффективного осуществления военно-профессиональной деятельности [3, 4, 6].
Необходимость формирования навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО вызвана также низкими возможностями, для проведения плановых занятий по физической подготовке с молодыми офицерами после окончания вуза. Все это негативно сказывается на эффективности военно-профессиональной деятельно-
сти выпускников вузов ПВО.
Практика показала, что в ходе формирования навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов необходимо изучение индивидуальных особенностей курсантов. Вопрос о всестороннем изучении индивидуальных особенностей курсантов является одним из тех, от которого во многом зависит успех формирования навыков самостоятельной физической тренировки в процессе их обучения в вузе. Практика показывает, что попытки оказать нужное влияние на курсантов при формировании у них навыков самостоятельной физической тренировки без учета их индивидуальных особенностей, как правило, не дают желаемых результатов.
Необходимо учитывать и то, что формирование навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО должно осуществляться на занятиях по физической подготовке совместно с развитием у них основных физических качеств и военно-прикладных навыков. Поэтому именно в высшем военно-учебном заведении они получают благоприятную возможность для собственного физического и интеллектуального развития в сфере физической подготовки и спорта. Важным для эффективного формирования навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО является выяснение у них отношения к физической подготовке, будущей военно-профессиональной деятельности, уровню развития физических и волевых качеств и др.
В ходе формирования навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов необходимо также фиксировать признаки их нравственной и психологической неустойчивости. Таковыми могут быть: раздражительность, конфликтность, быстрая и немотивированная смена настроений, пренебрежительное отношение к учебе, воинскому распорядку и выполнению поручений. В ходе занятий по физической подготовке следует отмечать и другие характеристики у курсантов: переутомление, обостренную чувствительность при успехах и неудачах в спорте и др.
Многое для понимания отношения курсантов к физической подготовке может дать выяснение того, каков был круг их спортивных интересов до учебы в вузе, каковы были причины перехода из одной спортивной секции в другую при поступлении в военно-учебное заведение. Важное место занимает и метод обобщения независимых характеристик. Он позволяет всесторонне и наиболее достоверно изучить индивидуальные и психологические особенности курсантов.
Проведённые исследования показывают, что готовность к самостоятельной физической тренировке, непосредственно связана с формированием у курсантов вузов ПВО навыков самостоятельной физической тренировки и новых подходов к ее осуществлению. Исследования проводились на базе Смоленской Военной академии войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. В.П. Василевского. Полученные экспериментальные данные в [1] были использованы для выявления факторов, определяющие необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО и их ранжирования в соответствии с [5]. Анализ корреляционной связи эффективности проведения самостоятельной физической тренировки с основными показателями готовности к ней у курсантов вузов ПВО, представлен в таблице 1.
В ходе проведенного исследования были выявлены основные показатели, определяющие готовность курсантов вузов ПВО к проведению самостоятельной физической тренировки.
Этими показателями являются: высокий уровень развития навыков и умений у курсантов проведения самостоятельной физической тренировки; нацеленность на поиск и решение новых задач в собственном физическом развитии; устойчивая мотивация курсантов к собственному физическому развитию и совершенствованию; уверенность в своих силах и способностях в процессе проведения самостоятельной физической тренировки. Большое значение имеют хорошие знания по самоконтролю над собственным функциональным состоянием организма.
Таблица 1
Анализ корреляционной связи эффективности проведения самостоятельной
физической тренировки с основными показателями готовности к ней _у курсантов вузов ПВО (п=79) _
Ранг Показатели готовности к проведению самостоятельной физической тренировки Эффективность проведения самостоятельной физической тренировки
1 Высокий уровень развития навыков и умений у курсантов проведения самостоятельной физической тренировки +0,67
2 Нацеленность на поиск и решение новых задач в собственном физическом развитии курсантов +0,59
3 Устойчивая мотивация курсантов к собственному физическому развитию и совершенствованию +0,46
4 Уверенность в своих силах и способностях в процессе проведения самостоятельной физической тренировки +0,41
5 Хорошие знания по самоконтролю над собственным функциональным состоянием организма +0,38
ВЫВОД
Выявленные показатели определяют высокий уровень готовности курсантов вузов ПВО к проведению самостоятельной физической тренировки. Учет этих показателей позволяет наметить основные направления педагогического воздействия преподавательского состава кафедр вузов ПВО, по эффективному формированию навыков самостоятельной физической тренировки у курсантов в процессе их обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочковская, В. Л. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В.Л. Бочковская,
A.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 2124.
2. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.
3. Скрипачев, С.А. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с использованием нормирования тренировочной нагрузки : дис. ... канд. пед. наук / Скрипачев Сергей Александрович. - Санкт-Петербург, 2015. - 141 с.
4. Стафеев, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков проведения самостоятельных тренировок у курсантов вузов воздушно-космических сил / А.В. Стафеев,
B.В. Лапин, И.В. Шукшин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 231-236.
5. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -
C. 197-201.
6. Шукшин, И. Ф. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Военно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок / И.Ф. Шукшин, А.В. Стафеев, В.В. Лапин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 261-265.
REFERENCES
1. Bochkovskaya V.L., Gorbunov A.G. (2016), "Factors defining the need in formation of the skills for self-organization of the independent physical training at cadets of the higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 21-24.
2. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001), "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.
3. Skripachev S. A. (2015), Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with use of rationing of a training load, dissertation, St. Petersburg.
4. Stafeev A.V., Lapin V.V. and, Shukshin I.V. (2015), "Factors defining the need in formation of skills of carrying out the independent trainings among the cadets of higher education institutions of aerospace forces", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 231-236.
5. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
6. Shukshin, I.F. and Stafeev, A.V., Lapin V. V. (2015), " Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of Military space forces with the accented use of a technique of formation of skills on the organization of independent trainings", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 261-265.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.07.2016
УДК 796.323.2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ
Дмитрий Константинович Василевский, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
(ЛГУ им. А. С. Пушкина), Санкт-Петербург, Владимир Павлович Овчинников, кандидат педагогических наук,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена проблеме изменения биомеханической структуры движения баскетболистов под действием утомления. Представлен обзор публикаций авторов, исследованиями которых доказана возможность сохранения двигательной координации, и устойчивости вегетативных функций организма в состоянии утомления, влияющих на результаты спортивной деятельности. Рассматривается процесс приспособления спортсмена в условиях действия сбивающих факторов позволяющих ему сохранять наиболее существенные черты движения. В статье приводится анализ мнений разных исследователей о сути возникновения утомления и нарушении полноценности функции организма с целью определения целевой точности спортсменов в игровых видах спорта. Обсуждается необходимость разработки и внедрения в широкую спортивную практику дополнительных тренировочных программ, способствующих более эффективному протеканию процессов восстановления при подготовке баскетболистов к соревновательной деятельности.
Ключевые слова: утомление, центральная нервная система, мышечная работа, организм спортсмена, целевая точность, игровые и соревновательные нагрузки.
PEDAGOGICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL MECHANISMS FOR ENSURING THE TARGET ACCURACY OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF
BASKETBALL PLAYERS
Dmitry Konstantinovich Vasilevskiy, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Vladimir Pavlovich Ovchinnikov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The Herzen state pedagogical university of Russian, St. Petersburg
Annotation
The article is devoted to the problem of changes in the biomechanical structure of the movements under the fatigue. It presents the review of the authors' publications, the studies of which have proven the possibility of preserving the motor coordination, and sustainability of the vegetative functions of the body in the state of exhaustion influencing on the achieving the sports results. The article examines the process