УДК 004.02:004.5:004.9
Ибраимова В.М. учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия №22» г. Белгород Маринина А. С. учитель английского языка МБОУ «Гимназия №22» г. Белгород
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС ОО
Аннотация: В современной педагогике и психологии учитывается необходимость не только формирования и развития социальных качеств личности, соответствующих требованиям общества, но и сохранения индивидуальности и неповторимости индивида. Таким образом, образовательный процесс должен стать целостным процессом социализации-индивидуализации личности.
Ключевые слова: социализация, индивидуализация, социальные качества, образовательный процесс
Ibraimova V. M. German language teacher MBOU "Gymnasium No. 22"
Belgorod Marinina A. S. English language teacher MBOU "Gymnasium No. 22"
Belgorod
SOCIALIZATION AND INDIVIDUALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE IMPLEMENTATION OF THE
FSES EO
Abstract: modern pedagogy and psychology take into account the need not only to form and develop social qualities of the individual that meet the requirements of society, but also to preserve the individuality and uniqueness of the individual. Thus, the educational process should become an integral process of socialization-individualization of the individual.
Keywords: socialization, individualization, social qualities, educational process
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта стало необходимым также варьировать и образовательный процесс, учитывать социальные и индивидуальные особенности личности ребенка. Таким образом, образовательный процесс должен стать целостным процессом социализации-индивидуализации личности.
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [1, с. 253]. Данный процесс является многосторонним и занимает огромное место в формировании личности.
Ряд отечественных и зарубежных ученых (Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А. Маслоу, Дж. Гилфорд и др.) занимались изучением социализации личности. Они отметили, что посредством коммуникации происходит формирование высших психических функций. Умение ребенка правильно вести себя в определенной коммуникативной ситуации обеспечит ему успешную и комфортную жизнь в социуме.
В современной педагогике и психологии учитывается необходимость не только формирования и развития социальных качеств личности, соответствующих требованиям общества, но и сохранения индивидуальности и неповторимости индивида.
Индивидуализация - это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте [1, с. 158].
О.С. Газман в своей работе отмечает, что индивидуализация предполагает:
- во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
- во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
- в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению (экзистенциональному выбору) [2, с. 15].
Приобретение ребенком самостоятельно и под руководством взрослого необходимого социального опыта раскрывает внутренний потенциал в соответствии с возрастом и в дальнейшем обеспечивает хорошую адаптацию к социальным ролям взорлого общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что все компоненты педагогического процесса взаимосвязаны, образуют целостную систему и направлены на достижение одной цели - социализации личности ребенка с учетом его уникальности, индивидуальности и многогранности.
Использованные источники:
1. Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. — ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
2. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / Народное образование №6, 1998