Ибраимова В.М. учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Горностаева Е.Л. социальный педагог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: Сегодня в школах применяются традиционные и современные воспитательные технологии. Они помогают сформировать у детей духовно-нравственные качества. Включение воспитательных технологий облегчает совместную деятельность педагога и учеников. У современных детей системно-смысловой тип сознания.
Ключевые слова: воспитание, воспитательные технологии, духовно -нравственные качества, личность, деятельность, проектирование, коллективная деятельность.
Ibraimova V.M. german language teacher MBOU "Gymnasium No. 22" Belgorod, Russia
Gornostaeva E.L. social pedagogue MBOU "Gymnasium No. 22" Belgorod, Russia
THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF A
PERSON
Abstract: Today, traditional and modern educational technologies are used in schools. They help to form spiritual and moral qualities in children. The inclusion of educational technologies facilitates the joint activity of the teacher and students. Modern children have a system-semantic type of consciousness.
Keywords: education, educational technologies, spiritual and moral qualities, personality, activity, design, collective activity.
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, если на 10 лет вперёд - сажай лес, если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость)
Вспоминая детство, подсознание каждого из нас воспроизводит самые яркие события, и почти все они из школьной жизни. Мы помним тех педагогов, с которыми связаны радостные минуты общения, кто помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. И в большинстве случаев это классный руководитель. Именно он ближе всех к ребенку в школе, именно его правильно выстроенная воспитательная работа закладывает основы духовности и нравственности в личность ребенка.
Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и выполняя которые он гарантированно достигнет успеха, а деятельность, которую он должен выстраивать самостоятельно, определяя ее цели, наполняя ценностями, подбирая подходящие методы и средства. Воспитание - это, прежде всего, работа с мыслями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку, осознавать, оценивать и совершенствовать себя.
Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Главная их особенность состоит в том, что у них новый тип сознания - системно-смысловой, а не системно-структурный, характерный для детей 20 века. Системно -смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий. При построении воспитательной системы гимназии мы берем за основу то, что каждый ребенок заинтересован в своих победах и своем успехе, а также в общественном признании своих достижений. Воспитательная система должна способствовать созданию комфортной образовательной среды, в которой ребенок будет ощущать себя активным участником и творцом школьной действительности, личностью, способной реализовать свой потенциал и добиться успеха в рамках образовательной системы.
В своей практической деятельности классный руководитель всегда стоит перед конкретными вопросами: как преобразовать воспитательную ситуацию, как построить взаимодействие с ребенком или группой детей. Эти вопросы требуют своего решения повседневно, в конкретных воспитательных ситуациях и с учетом перспективы воспитательного процесса. Сегодня в школах применяются традиционные и современные воспитательные технологии. Рассмотрим отдельные из современных технологий, которые в последнее время стали очень популярны.
Одной из важных является здоровьесберегающая технология, цель которой - сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.
Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения -игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.
Технологии сотрудничества реализуют равенство и партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Взрослые и дети совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Кейс-технология - технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
В заключении следует отметить, что все воспитательные технологии помогают достигать поставленную цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям, позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.
Использованные источники:
1. Бесова, М. А. Современные формы воспитательной работы: учеб.-метод, материалы / М. А. Бесова, Т. П. Чикиндина. - Могилев: Могилев, гос. ун-т, 2013. - 56 с.
2. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 319 с.