УДК 373.3 ББК 74.20 С 46
Т.Д. Скуднова
Доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Таганрогского института им.
A.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»; E-mail: skudnovatd@ yandex.ru
B.B. Сидельник
Магистрант второго года обучения направления подготовки «Педагогика и психология воспитания учащихся» Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»; E-mail: skudnovatd@ yandex.ru
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
( Рецензирована )
Аннотация. Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам индивидуализации учебно-воспитательного процесса в начальной школе в условиях вариативного образования. В ней рассмотрены истоки научного подхода к проблеме и анализируется опыт реализации вариативной модели начального образования в гимназии №2 имени А.П. Чехова г. Таганрога.
Ключевые слова: индивидуализация, вариативное образование, самореализация, жизнетворчество, смысловая педагогика, саморазвитие.
T.D. Skudnova
Doctor of Philosophy, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology, the Taganrog Institute named after AJ3. Chekhov, Branch of "RGEU (ÈINH)"; E-mail: skudnovatd@yandex.ru
V.V. Sidelnik
Undergraduate of the second year of training of the direction of preparation "Pedagogy and Psychology of Pupils' Education" the Taganrog Institute named after AJ3. Chekhov, Branch of "RGEU ( BIN H )"; E-mail: skudnovatd@yandex.ru
INDIVIDUALIZATION OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS IN THE ELEMENTARY SCHOOL IN CONDITIONS OF VARIABLE CHARACTER EDUCATION
Abstract. The paper is devoted to theoretical and practical aspects of individualization of teaching and educational process in the elementary school in conditions of variable character education. It examines the origin of the scientific approach and the experience in implementation of the variational model of primary education in gymnasium No. 2 named after A.P. Chekhov, Taganrog.
Keywords: individualization, variational education, self-realization, life creativity, semantic pedagogy, self-development.
Предпосылкой развития педагогической концепции вариативного образования является разработка философского, общенаучного понимания проблем трансформации всей образовательной системы. В основу разработки научной концепции трансформации образования заложен социально-философский анализ процессов развития современного образования, рассматривающий аксиологические смыслы и идеи интегральной антропологии, целостный и синергийный подходы. Сформулированные исследователями социокультурные и социально-философские предпосылки трансформации образования представлены в виде системы принципов: социокультурного контекста модернизации, предполагающий образовательное проектирование через интеграцию традиционного и инновационного, универсальности и фундаментальности образования, социализации и индивидуализации личности, гуманизации и гуманитаризации, диалогизма и субъект-ности, антропологизма и дополнительности [1: 59].
Актуальность нашего исследования определяется современной тенденцией трансформации всей системы образования и переходом к новой развивающей парадигме. Основной вектор преобразований в школе связан с ориентацией на развитие индивидуальных личностных ресурсов учащегося, требующий разработки программ вариативного образования, создания классов и школ гуманитарной направленности, обеспечивающих образовательные потребности каждого в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями. Современное образование может стать пространством ценностно-смыслового самоопределения человека в культуре в том случае, если осуществляется концептуальное проектирование и моделирование педагогического процесса, направленного на развитие диалогического
взаимодействия, понимающих отношений, смыслотворчества. Новая конфигурация образования базируется на субъектной траектории развивающей вариативной программы самоопределения, самореализации личности учащегося. Социализирующая и индивидуализирующая совместная творческая деятельность, включающая человекораз-мерный компонент, включает стимулирующее смыслотворчество, целеполагание, выбор стратегии индивидуальной траектории развития субъектности, обеспечивающей максимальное раскрытие творческого потенциала каждого. Это новая антропопрактика построения и реализации образцов поведения и поступков, определяющих собственную индивидуальную направленность личностного развития. В задачи такого образования входит внедрение инновационных технологий жизнетворчества, перевод педагогического процесса на субъектную основу, установки на саморазвитие.
Истоки научного подхода к проблеме индивидуализации мы находим в работах представителей зарубежной гуманистической психологии К. Юнга, А. Адлера, К. Роджерса и др. А. Адлер рассматривает индивидуализацию в качестве становления человека как интегрируемой целостности [2]. Под процессом индивидуализации К. Юнг понимает развитие способности человека к самопознанию, становление его самости, объединяющей сознательное и бессознательное и являющейся центром целостности «Я» [3]. К. Роджерс в своих исследованиях выделяет термин «самость» для различения «идеальной» и «истинной» самости, что приводит к дальнейшему развитию представлений об индивидуализации [4].
К понятию потенциалов человека обращались К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, О.С. Газ-ман, С.Л. Рубинштейн и др. Нам особенно важна идея Б.Г. Ананьева
о комплексном подходе к развитию личности как мере индивидуальности, о внутренней психической работе как показателе богатства индивидуальности. Понятие «индивидуальность» занимает центральное место в целостном исследовании проблемы человека в его психо л ого-антропологическом наследии. С точки зрения ученого, личность есть вершинный уровень развития человека, а индивидуальность - это его глубинное измерение [5].
Глубокий анализ содержания этого понятия осуществил И.И. Резвицкий, который рассмотрел его философский, психологический и педагогический аспекты. По мнению автора, «индивидуальность включает в себя как общие, так и единичные свойства человека и потому является неповторимым выражением их целостного единства» [6: 16]. В работах О.С. Газмана подчеркивается также важность разграничения понятий «социализация» и «индивидуализация» образования. Он ставил вопрос о необходимости разработки двух типов программ: традиционных программ социализации и вариативных программ педагогической поддержки индивидуального развития детей.
Современные исследователи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, развивая идею индивидуализации образования, выделяют следующие ступени развития субъективной реальности в онтогенезе: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум. При этом индивидуализация понимается как обретение уникального самобытия, авторства в творчески созидательной деятельности и в собственной жизни [7].
Таким образом, индивидуализация как один из главнейших принципов образования не является чем-то совершенно новым для отечественной педагогической науки и практики. Вместе с тем в рассматриваемом нами контексте
вариативного образования в начальной школе этот принцип приобретает особую актуальность.
Впервые идея вариативности в начальном образовании была научно обоснована известным психологом А.Г. Асмоловым. Разработанная им парадигма вариативного развивающего образования основывается на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, трудах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. В рамках антропологического подхода А.Г. Ас-молов подчеркивает необходимость отказа от идеи формирования человека с «заданными свойствами» и переноса акцента в образовании и воспитании на развитие человека с «открытой траекторией», способного к саморазвитию, ориентированного на постижение своей индивидуальности. Он указывает, что на смену существующим педагогическим технологиям придет «смысловая педагогика», которая ставит своей целью организацию педагогического процесса на основе понимания психологических механизмов преобразования ценностей культуры в личностный мир субъектов образования. «Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в жизненных ситуациях, в том числе в ситуации неопределенности» [8].
Вариативное образование - это учебно-воспитательный процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие. Вариативность является непременным условием индивидуализации обучения и воспитания в начальной школе, обеспечивающей право ребенка реализовать выбор формы, уровня и пути получения образования.
Целью вариативного развивающего образования является
формирование в процессе совместной со взрослыми системы универсальных действий, ориентировочной основы действий или, говоря современным языком, базовых компетенций личности.
Диссертационные исследования, посвященные вариативному образованию, немногочисленны (O.A. Кочергина, E.JI. Прасолова, И.Л. Орехова, В.Н. Коновальчук, Л.И. Кулагина). Они направлены на раскрытие сущности вариативности в образовательном процессе и выявляют характер ее влияния на развитие творческой индивидуальности и необходимость внедрения вариативного образования в начальной школе, описывая его различные модели. В практику вошли разнообразные вариативные модели обучения: Проект «Гармония» (Н.Б. Истомина), «Школа 2000 - Школа 2100» (Л.Г. Петерсон), «Система образования 2100» (Д.И. Фельдштейн), «Начальная школа XXI века» (Я.С. Турбовской) и другие [9]. Учителя начальных классов отдают предпочтение системе образования «Школа 2100», основанной на педагогике отношений и жизнетворчества. Их анализ позволяет сделать главный вывод: современное инновационное образование - это индивидуализация развивающего вариативного образования.
В МАОУ гимназии № 2 им. А.П. Чехова г. Таганрога впервые открыт гуманитарный класс, формирование которого осуществлялось на основе диагностики уровня развития личностных ресурсов учащихся. Его специфика состоит в том, что вариативная часть учебного плана заполнена «особыми дисциплинами»: человековедение, жиз-нетворчество, основы православной культуры, история донского края, христианская этика. В гимназии разработана и действует программа воспитания «Гражданин Приазовья», включающая различные модули по духовно-нравственному,
гражданско-патриотическому, эстетическому жизнетворчеству [10].
Вариативное жизнетворческое образовательное пространство создается через взаимосвязь и органическое единство взаимообогащения модулей тематического маршрута «Тропами Приазовья»: исторического, культурологического, социокультурного и природного потенциалов края, создание развивающей среды, культивирующей творческую атмосферу саморазвития и самореализации, осуществляемой на основе использования культурных и многонациональных традиций г. Таганрога. Программа направлена на организацию воспитания на основе включения детей в творческое решение коллективных и личных проблем и построения собственной, индивидуальной образовательной траектории. Это школа самостановления: «Я творю себя», «Я творю окружающий мир», «Я творю свою жизнь». Содержание каждого модуля программы включает школу здоровья, школу открытий, школу чувств и отношений.
Проведенный анализ теории и практики индивидуализации воспитательно-образовательного процесса в начальной школе указывает на тенденцию расширения возможностей индивидуального развития младших школьников в условиях вариативного образования, которые проявляются в изменении субъектной позиции учащегося, развитии творческой индивидуальности, навыков самореализации, определения собственной траектории образования.
Таким образом, принцип индивидуализации педагогического взаимодействия означает выявление в каждом ребенке индивидуальных особенностей, способностей и на этой основе построение такого содержания и методов образования, которые были бы адекватны личностным возможностям каждого, соответствовали бы уровню индивидуального развития.
Педагогический аспект индивидуальности связан с организацией развивающего вариативного образовательного пространства, благоприятного для выявления и совершенствования личностных потенциалов растущего человека и превращение их в устойчивые социально-ценные и личностно-значимые качества. Становление индивидуальности означает также самоопределение к индивидуальному саморазвитию. Вариативное развивающее
образование, понимаемое как педагогика отношений в процессе жиз-нетворчества, изменяет соотношение между целями и достигаемыми результатами, объединяет и отношения, и мотивацию и степень сформированное™ субъектности личности школьника, фиксируемой как успешность обучения, готовность к выбору, саморазвитию, самоопределению и самореализации, что является главным показателем личностной образованности человека.
Примечания:
1. Скуднова Т.Д. Образование как способ ценностно-смыслового самоопределения человека в культуре // Философия права. 2009. № 6. С. 56-60.
2. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
3. Юнг К. Психологическая теория типов. М., 1995.
4. Роджерс К. Терапия, центрированная на клиенте. М., 2003.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
6. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. JL, 2003.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.
8. Асмолов А.Г. Культурная антропология вариативного образования // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. М., 2007.
9. Турбовской Я.С. Архетип человека и будущее человечества // Образование XXI век: материалы Всерос. конф. Воронеж, 2013.
10. Гражданин Приазовья: метод, пособие / А.А. Мекушкин, Т.С. Бражни-кова, JI.A. Месникьян [и др.]. Ростов н/Д, 2016.
11. Коновальчук В.Н. Вариативное развивающее начальное образование. Ростов н/Д, 2005.
References:
1. Skudnova T.D. Education as a method of person's value-meaning self-determination in culture. Philosophy of law, 2009. No. 6, P. 56-60.
2. Adler A. The science of living. Kiev, 1997.
3. Jung C. Psychological theory of types. M., 1995.
4. Rogers C. Therapy centered on the client. M., 2003.
5. Ananyev B.G. Man as an object of knowledge. Spb., 2001.
6. Rezvitsky I.I. Philosophical fundamentals of the theory of personality. L.,
2003.
7. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychology of human development. M., 2000.
8. Asmolov A.G. Cultural anthropology of variable education // Science and practice of education and suplementary education. M., 2007.
9. Turbovskoy Ya.S. Archetype of a man and the future of mankind / Education of the 21st century: Proceedings of the conference: Voronezh, 2013.
10. The citizen of Azov area: a manual / A.A. Makushkin, T.S. Brazhnikova, L.A. Mesnikyan [etc.]. Rostov-on-Don, 2016.
11. Konovalchuk V.N. Variative developing primary education. Rostov-on-Don,
2004.