УДК 373
Лаврентьева Нина Георгиевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Забайкальского государственного университета [email protected]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОКРУЖЕНИИ ДЕТСКОГО САДА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Lavrentyeva Nina Georgievna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Theory and Methodology of the Preschool and Elementary Education Department, Transbaikal State University [email protected]
PRESCHOOL CHILDREN’S SOCIALIZATION IN THE SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF THE KINDERGARTEN DURING ECOLOGICAL EDUCATION
Аннотация:
В статье раскрывается системный характер социокультурного окружения детского сада как экологической среды жизни детей. Использование социокультурного окружения в процессе экологического образования дошкольников рассматривается как важный ресурс социальной адаптации и социализации детей.
Ключевые слова:
экологическое образование дошкольников, социальная адаптация, социализация, социокультурное окружение, экологическая среда.
Summary:
The article discusses system nature of the kindergarten’s sociocultural environment as a living environment of the children. Application of the sociocultural environment during preschool children’s ecological education is considered as a significant resource of their social adaptation and socialization.
Keywords:
ecological education of preschool children, social integration, socialization, sociocultural environment, ecological environment.
Проблема социальной адаптации и социализации дошкольников является важной проблемой современных детских садов. Воспитание будущего общества - задача современности. «Взаимодействие индивида и общества, в ходе которого требования социальной среды согласовываются с самооценкой, притязаниями и реальными возможностями и ожиданиями его участников» В.М. Полонский называет социальной адаптацией [1, с. 30], которая может осуществляться при непосредственном наблюдении компонентов социокультурного окружения и социальных контактов детей. В процессе социальной адаптации начинается и процесс освоения ребенком «существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности», именуемый социализацией [2, с. 36]. Использование педагогами социокультурного окружения детского сада как источника содержания образования при проведении прогулок и экскурсий превращает его в важный ресурс социальной адаптации и социализации детей.
Углубление экологического кризиса на планете, ухудшение среды жизни человека, оказывающее влияние на качество здоровья и качество жизни людей, вызывают необходимость экологического образования народонаселения планеты. Человек вышел из природы, способен осмыслить законы природы и жить должен в соответствии с ними. В.И. Данилов-Данильян и К.С. Лосев считают, что современный человек должен думать не об управлении природой, а об управлении самим собой и безоговорочно следовать естественным законам, поддерживающим глобальное экологическое равновесие в окружающей среде [3]. В воспитании будущего общества важно заложить основы экологической культуры и стремление улучшать среду и качество жизни, не нарушая баланса в природе. Стратегия выживания человечества невозможна без выполнения человеком законов природы, иначе социальные преобразования теряют смысл.
Содержание экологического образования охватывает объекты природного и социокультурного окружения локального и глобального масштаба. Окружающая ребенка среда, в том числе социальная - экологическая среда, познание и деятельность в ней определяют и социальное, и экологическое развитие детей.
В системе взаимодействия человека с экосредой социальные и культурные объекты выступают объектами исследований науки экологии. Сущность понятия «экология» по мере развития науки обретает существенные дополнения. Введенный немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 году термин «экология» образован от греческого ойкос - «дом», «жилище». При делении науки на разделы, экология организмов названа аутэкология. Применительно к человеку аутэко-логия в современной науке «выросла» в целые научные направления - «Экологию человека» и «Социальную экологию». Толчок в развитии науки можно отнести к вкладу Ю. Одума - одного из
крупнейших американских экологов, занимающегося изучением экосистем и их динамики в пространстве и во времени. Он предложил определение этой области исследований как «науки о структуре и функциях природы, причем человечество рассматривается как часть природы» [4, с. 10-11]. Он обращает внимание на уровневый характер строения природы и выделяет уровни систем живых организмов - популяции и сообщества, которые в свою очередь дали названия соответственно двум разделам биологической экологии - демэкология и синэкология.
Демэкология - это наука о популяциях, однако если исходить из семантического происхождения, то «термин популяция (от лат. рорШиэ - народ), первоначально применявшийся для обозначения групп людей, в экологии приобрел более широкое значение и относится к группе особей одного вида» [5]. Термин «демэкология» имеет происхождение, вернее всего, от греческого слова «демос», что также означает «народ». Таким образом, популяционная экология изначально была применена для обозначения групп людей, а значит, и в современном экологическом образовании она должна занять свое исконное место, взяв на себя функцию образования в области экологии человека и народов в связи с полиэтническим характером состава народонаселения регионов и стран. В настоящее время этот раздел биоэкологии применительно к человеку «вырос» в отдельную научную область - «Социальную экологию» в связи биосоциальной сущностью человека. Полиэтнический состав народонаселения не может быть не замеченным детьми дошкольного возраста, так как дети разных национальностей могут посещать одну и ту же группу детского сада, поэтому необходимо развитие у детей этнических представлений. В программах дошкольного образования традиционно отражалось содержание о народах России (казахах, украинцах, белорусах и т.д.) и их культурах. В настоящее время в связи с регионализацией образования социокультурный аспект образования приобретает особую ценность, так как на примере познания особенностей внешнего вида и культуры коренных народов региона можно показать их историческую связь с природой и условиями места жизни. Например, наличие третьего века у бурят и монголов в связи с частыми ветрами и песчаными бурями в Забайкалье, Монголии и Бурятии, а темного цвета кожи - в связи с усиленной солнечной инсоляцией из-за расположения этих территорий высоко над уровнем моря. Эти элементы знания содержат большой смысловой и стратегический потенциал в плане воспитания у будущих поколений отношения к природе как среде жизни человечества.
Популяция любого вида растений и животных в природе гетерогенна из-за присутствия в ней генетических вариантов - экотипов, так и популяции людей имеют в каждой стране и регионе своеобразный состав народонаселения. С одной стороны, это связано с тем, что популяции человека, занимающие все континенты земного шара, в разных природных условиях развивались по-разному. В связи с этим, каждый этнос представлен спецификой морфологических признаков (цвет волос, кожи, разрез глаз и т.д.), истории, языка, традиций, образа жизни, культуры и взаимоотношений с природой. С другой стороны, люди меняли и меняют места жительства, и мобильность народонаселения с ростом цивилизации увеличивается, что и обусловливает разнородность состава населения.
Образование детей в сфере народонаселения родного края, особенностях уклада, культуры и качества жизни людей разных этносов позволит оптимизировать процесс социализации детей, станет основой развития у детей толерантности и терпимости. Сравнение культуры своего народа с культурой народов других регионов и стран, выяснение с детьми специфики культуры людей разных национальностей, их взаимосвязь с особенностями природы в местах жизни позволят детям иметь представление о причинах разнообразия народов мира и их культур. Такой подход к экологическому образованию позволит увидеть системность устройства жизни людей и зависимость качества жизни людей от культурных преобразований и качества окружающей природной среды.
Синэкология как наука исследует экологические системы. «Экосистема» - одно из центральных понятий науки экологии. Существует «иерархия» экосистем, когда внутри крупной экосистемы могут быть выделены экосистемы более низких уровней. Так, в городской антропоэкосистеме могут быть выделены экосистемы разных экологических зон, крупных предприятий и даже отдельных квартир. Экосистемы делятся на естественные и искусственные, создаваемые человеком (антропогенные экосистемы). Это деление относительно, но принято считать естественными экосистемами те, в которых роль естественных факторов, определяющих их состав, выше, чем влияние человека. В устойчивых экосистемах формируется экологическое равновесие между условиями среды и жизнью организмов [6].
Общество и культура как производные человечества также имеют системную структуру, поэтому в настоящее время в методологии понятие «экосистема» обрело новый смысл, сущность которого заключается, по мнению В.А. Кобылянского, в том, что «экосистемы в отличие от просто систем являются системами комплексными. Они всегда представляют собой единство и
взаимодействие центрального объекта и среды, образуя тем самым полисистемный комплекс в рамках некоторого относительно замкнутого контура» [7, с. 588]. Н.Н. Каргин отмечает: «Окружающие нас биологические, социальные, технологические и организационные структуры, по сути - системные образования, и исследовать их, а тем более управлять и конструировать новые невозможно иначе, как системными методами» [8, с. 3]. Таким образом, синэкология как область научного знания, отражающая системность устройства и функционирования экосистем (в том числе антропогенных), должна найти отражение в экологическом образовании дошкольников для познания детьми системного характера социокультурной среды жизни человека.
Наблюдения с дошкольниками на прогулках, целевых прогулках и экскурсиях антропоэкосистем, затем наглядное моделирование и обсуждение позволят старшим дошкольникам понять идею «общего дома», созданного людьми для жизни, сравнить ее с «домами» естественными, в которых живут животные и растения, на интуитивном уровне зафиксировать в сознании детей их сходство и взаимосвязь.
Н.Н. Моисеев, определяя роль и место экологического образования в общем образовании, отметил: «Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека... Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного его развития» [9, с. 24-25]. Социокультурное окружение детского сада, являясь экологической средой жизни детей, при системном познании и взаимодействии детей с его компонентами может способствовать более успешной их социальной адаптации, безопасному взаимодействию в социуме, социализации и оптимизации экологического образования дошкольников.
Дети - будущие строители новой цивилизации, создатели новой жизни, поэтому системное познание социокультурного мира на эмпирическом уровне благодаря участию взрослого -продвижение вперед в развитии интуиции, в развитии стратегической способности определять пути улучшения качества мира, качества среды жизни и качества самой жизни и человека в ней. П.А. Сорокин считает, что цивилизации или культурные суперсистемы в значительной степени определяют основные проявления социокультурной жизни: организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических событий, тенденций, процессов. И без знания этих социокультурных сущностей мы не сможем должным образом понять характер, причины и механизмы формирования структур и изменений в человеческом обществе, а также контролировать и направлять исторические в желательном направлении [10].
Таким образом, благодаря включению в процесс экологического образования социокультурного окружения дети обретают возможность совершить первые пробы реальных социальных взаимодействий, расширяют диапазон социальных ролей, наращивая, тем самым, потенциал накопительного социокультурного эффекта развития. Впоследствии этот потенциал, творчески воплощаясь в сюжетно-ролевых играх детей, станет механизмом расширения возможностей в развитии и социализации, механизмом совершенствования и обогащения процесса социального саморазвития ребенка.
Ссылки:
1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.
2. Там же.
3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие: учебное пособие. М., 2000.
4. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975.
5. Там же.
6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. М., 1999.
7. Кобылянский В.А. Философия экологии. Краткий курс: учебное пособие для вузов. М., 2010.
8. Каргин Н.Н. Философско-методологические аспекты теории систем и системного анализа: автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. М., 2009.
9. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М., 1996.
10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.