МАРТ №3 (216)
15
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
А.Р. Кусова, Н.А. Меркулова, М.Б. Булацева, А.Р. Наниева
APPROACHES TO ORGANIZATIONS OF THE ECOLOGICAL FORMATION
IN MEDICAL HIGH SCHOOL
A.R. Kusova, N.A. Merkulova, M.B. Bulaceva, A.R. Nanieva
ГОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия Роздрава», ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет Роздрава»
Организация экологического образования в медицинском ВУЗЕ предполагает поэтапное преподавание, включая все виды учебной и научно-исследовательской деятельности будущих врачей любой специальности, направленное на выработку эколого-врачебного мышления.
Ключевые слова: экологические знания, антропоэкологическая система, демэколо-гия, среда обитания.
The Organization of the ecological formation in medical HIGH SCHOOL expects phased teaching, including all types scholastic and research activity bu-blowing врачей to any professions, directed on выра-ботку эколого-врачебного of the thinking.
Keywords: ecological knowledge, anthropogenical system, demecology, environment.
Одним из важнейших аспектов подготовки специалистов любого профиля является воспитание экологической культуры. Преподавание экологии в медицинском вузе имеет свои особенности. Прежде всего, эколого-гигиеническое образование является частью профессионального, поскольку здоровье — это результат взаимоотношения организма с окружающей средой, и успехи здравоохранения зависят от условий среды обитания человека. Другой особенностью является интегральное и преемственное преподавание экологических знаний, начиная с первого курса практически всеми кафедрами.
Основные принципы, составляющие основу экологического образования и воспитания в медицинском вузе — непрерывность,
междисциплинарность и профессиональная направленность.
Начиная с младших курсов, на кафедрах биологии, химии, физики, физиологии и др. освещаются теоретические основы экологии (теория ноосферогенеза), характеристики концептуальных моделей антропоэкологи-ческих систем (эволюционных, географических и гигиенических), а также генетической структуры населения. Так, лекционный курс на кафедре биологии с экологией (первый уровень вузовского экологического образования) предполагает рассмотрение вопросов общей экологии, ее основных подразделений: эндо-, аут-, дем-, синэкологии; ландшафтной и глобальной экологии. Характеризуется экологическая система, ее структура и биологическая
16
ЗНиСО
МАРТ №3 (216)
продуктивность, взаимоотношения между организмами в экосистеме. При изучении вопросов общей экологии подробно излагаются основные понятия демэкологии (популяция, вид, динамика их численности, миграция, территориальные и биологические внутривидовые характеристики, расы). В разделе «синэ-кология» рассматриваются трофические цепи, естественный отбор и формы межвидовых взаимоотношений в синэкологических системах. Наиболее подробно представлены вопросы экологии человека: антропобиоэкосистема и ее характеристики, современные представления о ноосфере, экологическая этика.
На лекциях и практических занятиях детально разбираются формы биотических связей в природе, паразитизм как экологический феномен и экологические принципы борьбы с паразитарными заболеваниями. Имеется и определенная специфика преподавания на разных факультетах. Так, на стоматологическом факультете изучается микроэкосистема ротовой полости и влияние экологических факторов на состояние тканей и органов ротовой полости. Рассматривается роль экологических факторов в развитии пороков лица и зубочелюстной области.
Основные положения общей физиологии — роль среды обитания, разных видов деятельности, представления о целостности организма и уровнях его организации не могут рассматриваться иначе, как в экологическом аспекте. Особая экологическая направленность необходима при изучении таких проблем общей физиологии как гомеостазис, внутренняя среда, адаптация, компенсация, неспецифические механизмы защиты и иммунитет. Вопрос о том, как окружающая среда влияет на способность биологической системы (организма) сохранять целостность и выполнять свойственные ей функции в течение жизни, являются ключевым вопросом экологической физиологии.
Одним из наиболее ярко демонстрирующих единство экологического и физиологического разделов учебного курса физиологии человека является учение о регуляции физиологических функций. Регуляцию физиологических процессов, в том числе и поведения человека, обеспечивает как минимум три способа адаптации в экосистеме: 1) изменения метаболизма и функций организма для поддержания гомеостазиса; 2) изменения среды обитания с целью создания оптимальной для гомеостази-са окружающей микросреды; 3) сознательное
изменение человеком собственного организма с целью улучшения способности приспособления к окружающей среде. Преподавание физиологии человека, да и физиологии любых живых существ вообще, должно быть от начала до конца экологически направленным, так как жизнь вне экологической системы невозможна. По сути, это основа подготовки к обучению на последующих более сложных уровнях экологического образования и воспитания студентов-медиков.
Важным этапом формирования экологической грамотности студентов-медиков является освоение гигиенических знаний. В условиях современной экологической ситуации, обусловленной ростом антропогенного загрязнения окружающей среды, для правильного понимания происходящих процессов студентам необходимо знание основ гигиенической науки, изучающей воздействие факторов окружающей среды на организм человека: предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, разработка и обоснование алгоритма действий по охране и оздоровлению окружающей среды. Системный подход оценки опасности учитывает всесторонний комплекс показателей, отражающих как загрязнение биосферы, так и токсикологию, химокинетику, действие на организм человека.
В настоящее время уже недостаточно научить студента измерять уровень опасного компонента окружающей среды и, сравнив его с санитарно-гигиеническими нормами, давать заключение. В современных условиях будущий врач должен не только владеть методикой эколого-гигиенической диагностики среды и состояния здоровья населения, но и уметь разрабатывать на этой основе оздоровительные программы.
В рамках общевузовской программы по формированию эколого-гигиенического мышления у студентов предусмотрено комплексиро-вание преподавания по вопросам «здоровье»— «болезнь», изучения механизмов адаптации организма в условиях антропогенной нагрузки и использования региональных природных факторов окружающей среды для проведения лечебно-профилактических мероприятий.
Задача преподавателей различных кафедр медицинского вуза состоит в том, чтобы суметь убедительно донести до сознания студентов ту страшную истину, что человек, проявляя безграмотность в отношении эколого-гигиенических проблем, неизбежно ведет к
МАРТ №3 (216)
17
гибели себя, своих детей и последующие поколения, то есть, выражаясь словами Джона Бернала: «Мы не только наследуем окружающий мир родителей, мы берем его в долг у своих детей». Но, к счастью, сегодня этому уже имеется положительная альтернатива.
В настоящее время требуется внесение существенных корректив в процесс обучения экологии в медицинском вузе, совершенствование содержания, форм и методов преподавания с учетом не только глобальных, но, главным образом, соразмерно с региональными экологическими проблемами.
Изучая вопросы медицинской экологии на практических занятиях, каждый студент получает готовые статистические данные, показатели заболеваемости населения по отдельным районам республики, г. Владикавказа. Это 2—3 сводные таблицы, в которых представлены показатели динамики заболеваемости и другие данные состояния здоровья населения за 10 и более лет. Студентам также предоставляется информация в виде подготовленных статистических данных, таблиц, картограмм, характеризующих экологические особенности районов республики и г. Владикавказа на основе данных ежегодных государственных докладов «О состоянии окружающей природной среды и деятельности Министерства охраны окружающей среды РСО-Алания».
По специально разработанной программе студенты проводят сравнительный анализ статистики о заболеваемости, демографических данных с показателями эколого-гигиенической характеристики и особенностей отдельных районов, дают заключения о возможных причинно-следственных связях. После выполнения ситуационных заданий каждый студент или группа из 2—3 студентов докладывают результаты анализа и обсуждают их с преподавателем. Другой вид самостоятельной работы — подготовка по специально разработанной программе и защита курсовой работы «Эпидемиологический анализ хронической патологии у детей и подростков в связи с экологической характеристикой территории (района) города».
Посещение студентами медико-профилактического факультета дошкольно-школьных и лечебно-профилактических учреждений, промышленных предприятий позволяет выра-
батывать практические навыки использования изученных методов, давать оценку влияния факторов макро- и микросреды на состояние физиологических функций, здоровье детей и взрослых, разрабатывать мероприятия по медико-экологической реабилитации с учетом региональных особенностей. Выполнение подобных заданий формирует у студентов и эколого-гигиеническое мышление.
Опыт преподавания эпидемиологической диагностики, в особенности, ретроспективного анализа неинфекционной заболеваемости, убедительно доказывает наличие серьезной методической базы для дальнейшего изучения экологических аспектов проявлений разнообразной патологии в человеческой популяции. Исходя из этого, мы считаем, что преподавание эпидемиологической диагностики должно быть неотъемлемой частью экологического образования студентов по любой медицинской специальности.
Экологизация высшего медицинского образования предполагает пролонгированное и поэтапное преподавание, включая все виды как учебной, так и научно-исследовательской деятельности будущих врачей любой специальности. Оно направлено на мотивацию необходимости экологических знаний, экологической грамотности, выработки эколого-врачебного мышления, умения с научных позиций видеть перспективы профилактики заболеваний человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алякринский Б.С. Десинхроноз — компонент общего адаптационного синдрома //Стресс и его патогенетические механизмы. Кишинев, 1973. С. 9-11.
2. Алякринский Б.С. Проблема десинхроноза в космическом полете: Обзор //Косм. биология и авиакосмос. 1989. № 5. С. 4-8.
3. Морозов В.Н., Хадарцев А.А. К современной трактовке механизмов стресса //Вестник новых медицинских технологий. 2010. Т XVII. № 1. С. 15-17.
4. Aschoff J. Desynchronization and resynchronization of human circadian rhythms //Aerospace med. 1969. v. 40. N 8. P. 844-849.
Контактная информация:
Меркулова Наталья Аркадьевна тел.: 8-867-2-51-90-40
Contact information:
Merkulova Natalia Arkad'evna tel.: 8-867-2-51-90-40